Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии «Алгоритмы и исполнител

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование технологии построения тестовых заданий для контроля результатов обучения информатике и применение данной технологии для построения тестовых заданий по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители». Задачи работы: исследование научной литературы по данной теме;
анализ существующих форм тестовых заданий;
выявление основных преимуществ тестовой формы контроля;
разработка примерных тестов для контроля результатов обучения информатике по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ПРОВЕРОЧНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ…….. ...4
1.1. Проверочно-оценочная деятельность учителя Функции проверки и оценки результатов обучения в учебном процессе………………………………………...4
1.2. Основные подходы к оценке результатов обучения……………………….…5
ГЛАВА II. ТЕСТОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ……………………………………………………………………8
2.1. История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний…….8
2.2. Виды тестов. Их отличие от других средств проверки и оценки……………8
2.3. Требования к измерителям тестовой формы…………………………………11
2.4. Тестовые задания и правила их построения………………………………….12
2.5.Ориентация содержания тесовых заданий на компоненты требований к результатам обучения………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая работа Софронова Виктора Владимировича ПО-10.docx

— 64.41 Кб (Скачать файл)

Конкретизация требований к  уровню подготовки выпускников и  их применение в создании заданий  тестовой формы по содержательной линии  «Алгоритмы и исполнители» будет  рассмотрена ниже.

Учащиеся должны уметь:

  1. Приводить примеры алгоритмов.

Такая трактовка требований должна быть обязательно конкретизирована. Во-первых, она подразумевает умение приводить примеры из жизни человека; во- вторых, уметь приводить примеры  автоматизации деятельности человека при использовании алгоритма.

Алгоритмом можно назвать:

1) рецепт приготовления торта

2) расписание уроков

3) список класса

  1. технический паспорт автомобиля
  2. Перечислять свойства алгоритма.

Данному требованию более развернутая формулировка не требуется.

Свойствами алгоритма являются:

1) развернутость и конечность

2) результативность и дискретность

3) краткость и точность

4) достоверность и надежность

Массовость 

Дискретность - являются

Определимость

  1. видом модели
  2. свойством системы
  3. типом алгоритма
  4. свойством алгоритма
  5. Знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов.

Описанные таким образом  обязательные результаты обучения не позволяют разработать задания  для теста, проверяющего задания  учащихся. Поэтому оно разбито на ряд более конкретных, развернутых требований:

  • уметь называть основные алгоритмические конструкции: линейную, ветвящуюся, циклическую.

Основной алгоритмической  конструкцией является:

  1. циклическая
  2. комбинаторная
  3. круговая
  4. дискретная
  • уметь объяснять правила записи и выполнения оператора присваивания и уметь применять его для записи алгоритмов.

В результате следующей цепочки  присваивание

а: = 9

в: = в

а: = а + в

значение переменной «в»  будет равно

1) 3 2) 6 3) 9 4) 15

  • учащиеся должны уметь объяснять правила записи ивыполнения команды ветвления.

В результате выполнения блок-схемы 

Начало

Ввод А,В

А>=В

да нет

 

Х=А*В Х=А+В

 

Вывод Х

Конец

При А = 2, В = 7 переменной Х присвоится значение

1) 14 2) 0 3) 23 4) 9

  • уметь анализировать запись алгоритма на языке программирования, содержащую ветвления.

Значение переменной Y после  выполнения фрагмента программы  равно

Х: = 2

 

Y: = Х + 1

If X = 0 then Y: = 7

 

Else Y: = 5

1) 7 2) 5 3) 3 4) 2

  • уметь объяснять правила записи и выполнения конструкции «цикл с параметром».

Параметром цикла называется

  1. величина шага
  2. начальное значение переменной
  3. конечное значение переменной
  4. переменная, каждый раз изменяющая свое значение
  • уметь анализировать запись алгоритма на языке программирования, содержащую «цикл с параметром».

Значение переменной а после выполнения фрагмента программы

 

а: = 1

for в: = 1 to 10 do

a: = a + 1

равно

 

1) 13 2) 12 3) 11 4) 10

  • объяснять правило записи и выполнения «цикла с преусловием».

До тех пор, пока условие  не наступит оператор

  1. пока… делать
  2. если… то
  3. для…
  4. повторить… раз

выполняет цикл

  • уметь анализировать запись алгоритма на языке программирования, содержащую «цикл с предусловием»

Фрагмент программы

DO WHITE (X < = 100)

Указывает на выполнение цикла  до значения Х равного

1) 10 2) 100 3) 99 4) 0

  • уметь анализировать запись алгоритма на языке программирования, содержащую действия с массивами

 В данном фрагменте  программы

P =1

 

FOR i = 2 to 20 STEP 2= P * A (i)

 

NEXT i

  1. подсчитывается произведение всех элементов
  2. подсчитывается произведение всех четырех элементов
  3. подсчитывается произведение элементов, стоящих на четных местах
  4. подсчитывается произведение элементов, стоящих на нечетных местах
  5. Уметь определять исполнителя по системе команд для каждой конкретной задачи.

Такая постановка требования определяется следующими умениями:

  • знать и уметь определять команды для формального исполнителя.

Команда «сдвинь на вектор» входит в систему команд

а) робота

б) черепашки

в) чертежника

г) перевозщика

  • уметь анализировать запись программы для формального исполнителя

Находясь в точке (0,1) по команде чертежника

переведи в точку (3,2)

сдвинь на вектор (2,3)

перо перейдет в точку.

а) (0,1)

б) (3,1)

в) (3,2)

г) (3,3)

  1. Уметь строить и исполнять алгоритмы для исполнителей.

Требование, сформулированное выше, конкретизированно, т. е. четко раскрыт обязательный уровень знаний и умений учащихся по данной теме и, поэтому в боле четкой формулировке не нуждается.

В результате выполнения программы

начало

сдвинься на вектор (2,3)

преведи в точку (5,9)

сдвинься на вектор (-2,-3)

конец

получится геометрическая фигура:

а) квадрат

б) треугольник

в) параллелограмм

г) прямоугольник

  1. Уметь записывать на алгоритмическом языке алгоритм решения простой задачи.

Данное требование подразумевает, во-первых;

  • умение переходить от описания алгоритма на естественном языке к записи на алгоритмическом языке (языке программы).

Установите правильную последовательность.

Программа, получающая из 0 число 17.

а) повторить четыре раза

б) прибавить 1

в) умножить на 2

г) конец

д) прибавить 1

во-вторых:

  • уметь переходить от записи алгоритма в виде блок-схемы к записи на языке программирования.

Алгоритму, изображенному  на блок-схеме

Начало

Ввод А,В

 

А>=В

 

да нет

 

Х=А*В Х=А+В

 

Вывод Х

Конец

 

Соответствует фрагмент программы

Бейсик

Паскаль

Алгоритм

1) IF (A>=B) THEN X=A+B else X=A*B

IF (A>=B) THEN X:=A+B  Else X:=A*B;

Если А>=B То X:=A+B Иначе X:=A*B Все

2)IF (A>B) AND (A/=B) THEN X=A*B else X=A+B

IF (A>B) AND (A/=B) THEN X:=A*B Else X:=A+B;

Если A>B A/=B То X:=A*B Иначе X:=A+B Все

3)IF (A>B) AND (A=B) THEN X=A*B  else X=A+B 4) IF (A>=B) THEN X=A*B

IF (A>B) AND (A=B) THEN X:=A*B Else X:=A+B IF (A>=B) THEN X:=A*B; =6

ЕслиA>B A=B То X:=A*B Иначе X:=A+B все ЕслиA>=B То X:=A+B


 

 

Заключение

 

Мы считаем, что учителю  необходимо владеть технологией  построения тестов, как одной из форм контроля знаний учащихся, и использовать ее в педагогической деятельности. Периодическое применение правильно построенных тестов достижений облегчает процесс обучения, т. е. позволяет охватить контролем больший теоретический объем по изучаемому предмету за минимальное количество времени, до минимума сократить субъективизм выставления оценок, оценить знание большего количества учащихся, а также позволяет выявить недостатки прошлого обучения и подсказывает направление последующего.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛитературЫ

 

  1. Аванесов В. С.; Москва, 1996 г.
  2. Анастази А. «Психологическое тестирование» кл. 1-2; М., 1982
  3. БСЭ Критерий т. 13; М., 1973
  4. Закон Российской Федерации об образовании
  5. Звонкин А. К., Кулаков А. Г., Ландо С. К., Семенов А. Л., Шель А. Х. Алгоритмика 5-7 классы; М: Дрофа, 1997 г.
  6. Обязательный минимум образования по информатике // информатика и образование, №6, 1996 г.
  7. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования // Информатика и образование, №1, 1997 г.
  8. «Разработка тестов образовательных достижений школьников по информатике на основе конкретизации требований к результатам обучения» // автореферат диссертации Самылкиной Н. Н.
  9. Самылкина Н. Н. «Разработка тестов образовательных достижений школьников по информатике на основе конкретизации требований к результатам обучения»/ диссертация.
  10. «Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико- методический анализ» // Под ред. А. А. Кузнецова - М.; 1987 г.

 

Приложение 1

проверочный оценочный тест информатика

Контрольный тест №1

по теме «Алгоритмы и исполнители»

 

  1. Удвоитель выполнял только команду Прибавь 1.Из числа 3 он получил число 17 за…

1) 17 команд 2) 14 команд 3) 13 команд

. Удвоитель из числа  2 получил число 128, выполняя только

команду Умножь на 2. Он выполнил:

) 7 команд 2) 8 команд 3) 6 команд

. Дана программа для  Удвоителя с начальным значением  1.

ПРОГРАММА

Умножь на 2

Умножь на 2

Умножь на 2

Прибавь 1

Прибавь 1

Прибавь 1

Прибавь 1

КОНЕЦ ПРОГРАММЫ

Конечное значение Удвоителя число…

) 10 2) 12 3) 20

  1. Кузнечик находился в точке 0 и выполнил программу:

ПРОГРАММА

Вперед 3

Вперед 3

Вперед 3

Вперед 3

Вперед 3

Назад 2

Назад 2

Назад 2

КОНЕЦ ПРОГРАММЫ

Он оказался в точке…

1) 15 2) 9 3) 8

  1. Смотри программу к заданию 4. В этой программе реализована конструкция…
  2. линейная
  3. повторения
  4. условная
  5. Смотри программу к заданию 4. Выбери, какой из предложенных ниже программ с конструкцией повторения можно ее заменить.
  6. ПОВТОРИТЬ (5) РАЗ

Вперед 3

КОНЕЦ

ПОВТОРИТЬ (3) РАЗ

Назад 2

КОНЕЦ

  1. ПОВТОРИТЬ (5) РАЗ

Вперед 3

Назад 2

КОНЕЦ

  1. ПОВТОРИТЬ (5) РАЗ

Вперед 3

Назад 2

КОНЕЦ

КОНЕЦ

  1. У Кузнечика две команды вперед 3 и назад 2. Он находится в точке 0 и не должен выходить за пределы отрезка от 0 до 3. Выбери самую эффективную процедур<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size:

Информация о работе Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии «Алгоритмы и исполнител