Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии «Алгоритмы и исполнител

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование технологии построения тестовых заданий для контроля результатов обучения информатике и применение данной технологии для построения тестовых заданий по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители». Задачи работы: исследование научной литературы по данной теме;
анализ существующих форм тестовых заданий;
выявление основных преимуществ тестовой формы контроля;
разработка примерных тестов для контроля результатов обучения информатике по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ПРОВЕРОЧНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ…….. ...4
1.1. Проверочно-оценочная деятельность учителя Функции проверки и оценки результатов обучения в учебном процессе………………………………………...4
1.2. Основные подходы к оценке результатов обучения……………………….…5
ГЛАВА II. ТЕСТОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ……………………………………………………………………8
2.1. История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний…….8
2.2. Виды тестов. Их отличие от других средств проверки и оценки……………8
2.3. Требования к измерителям тестовой формы…………………………………11
2.4. Тестовые задания и правила их построения………………………………….12
2.5.Ориентация содержания тесовых заданий на компоненты требований к результатам обучения………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая работа Софронова Виктора Владимировича ПО-10.docx

— 64.41 Кб (Скачать файл)

По форме все тестовые задания можно разделить на группы: задание с выбором правильного  ответа, задание открытой формы, задание  на установление соответствия, задание  на установление правильной последовательности.

Почему именно тестовая форма  контроля стала наиболее применима в школьной практике? Краткость, логическая структура, простота проведения и оценки результатов делают тесты наиболее пригодными для оценки достижения требований к результатам обучения. Но не смотря на это, по мнению В. С. Аванесова: «по-настоящему тесты могут быть востребованы только при условии реального стремления руководителей образовательных учреждений к такой организации учебного процесса, в которой преподаватель из урокодателя превращается в разработчика новых программно-педагогических средств, в организатора процесса самостоятельного учения школьников» [ 7, стр. 192].

«При всех типах обучения периодическое применение правильно  построенных и соответственно выбранных  тестов достижений облегчает этот процесс. Обучающие тесты выявляют недостатки прошлого обучения, подсказывают направление последующего и обеспечивают мотивацию обучающегося. Побудительную силу знания своих результатов неоднократно выявляли разнообразными ситуациями обучения: варьировали возраст испытуемых и их образовательный уровень. Эффективность такой самопроверки обычно сказывается немедленно. Поэтому, когда проверка достижений применяется главным образом как средство обучения, желательно, чтобы учащиеся узнавали о допущенных ошибках как можно раньше» [ 4, стр. 28].

 

 

 

2.3. Требования к измерителям тестовой формы

 

Как уже говорилось раньше, наилучшей формой представления  измерителей уровня обученности учащихся является тестовая. Но независимо от формы представления измерители должны отвечать определенным требованиям:

  • валидность по содержанию,
  • стандартизированность,
  • репрезентативность,
  • надежность,
  • равноценность по содержанию,
  • посильность для выполнения учащимися.

Стандартизация обеспечивает равные условия проведения и оценки выполнения теста. Для этого организаторы дают подробные инструкции по проведению каждого нового теста, т. е. Точные указания по выполнению задания, времени проведения и т. д.

Валидность теста характеризуется соответствием содержания проверочных заданий целям контроля, т. е. Задания проверочного теста должны отвечать предмету обучения его задачам и целям. Следовательно, содержание теста должно включать в себя не только задания фактологического материала, но и его применение и интерпретацию данных.

Надежность обеспечивает относительное постоянство результатов тестирования при его многократном использовании в одной и той же группе, но в другой момент и при других условиях.

Репрезентативность тестов означает наиболее полный обхват заданиями  проверяемого учебного материала. Но не все темы курса одинаковы по усвоению, некоторые темы требуют знания фактов, другие - представлений, где-то знания теории и умения доказывать, поэтому тест должен содержать задания, проверяющие все эти уровни усвоения.

Посильность - «выполнения  всех заданий должно явно просматриваться для каждого учащегося» [ 6, стр.84 ].

 

2.4. Тестовые задания и правила их построения

 

Тесты, являясь частью многих педагогических новаций, позволяют  получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке.

 В сочетании с ЭВМ  и программно-педагогическими средствами  тесты помогают перейти к более  эффективному обучению и контролю  знаний учащихся, а также от  привычных групповых форм занятий  к индивидуальным, автоматизированным формам.

Тесты начинают складываться к 30-ым годам ХХ века. Однако немногие рассматривали их как средство радикального преобразования учебного процесса и  становились энтузиастами этого  дела. Многие же видели в тестовом контроле средство понижения роли педагога и считали тесты виновными в различных нарушениях, воспринимали их как средство выражения недоверия к традиционно выставляемым оценкам.

Хотя интерес к тестам в последнее время вырос, ситуация с ними в России не улучшилась. Кажущаяся  простота создания тестов и возросший спрос на них породили множество некачественных материалов, называемых «тестами». Чтобы они стали эффективным средством преобразования качества обучения, надо знать, что является основой в успешной разработке педагогических заданий тестовой формы. Такой основой является знание той науки, которая занимается изучением тестов - тестологии. Она может быть педагогической, психологической или социологической, в зависимости от ее применения и назначения.

В правильно организованном учебном процессе главное место отводится педагогическим заданиям. Педагогическое задание - это средство интеллектуального развития, обучения и образования, способствующее повышению качества знаний учащихся. Задания могут быть представлены в виде вопроса, задачи, упражнения, учебной проблемы и многого другого. Педагогические задания тестовой формы могут выполнять как обучающие, так и контролирующие функции. Обучающие задания используют учащиеся для активизации собственного учения, саморазвития, а также применяют педагоги для обучения. Контролирующие задания используются педагогами с целью проверки уровня знаний и подготовленности.

К заданиям в тестовой форме  предъявляются следующие требования:

  • логическая форма высказывания;
  • правильность формы;
  • краткость;
  • наличие определенного места для ответов;
  • правильность расположения элементов задания;
  • одинаковость правил оценки ответов;
  • одинаковость инструкции для всех испытуемых;
  • адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Логическая форма высказывания подразумевает четкое выражение мысли, способность проявить знания по изучаемой учебной дисциплине. Многие вопросы порождают у учащихся неполные и неправильные ответы, разные по форме, содержанию и структуре, что затрудняет выставляемые оценки за ответ, в то время как тестирование предполагает четкую и быструю дифференциацию ответов. Логическое преимущество задания тестовой формы заключается в его быстром переходе после ответа в форму истинного или ложного высказывания.

Правильная форма заданий - это средство упорядочения и эффективной организации содержания теста. Организация предполагает отбор и классификацию учебного материала, установления межматематических и межпредметных связей. Форма заданий правильная, если она позволяет точно выразить содержание, понятна для всех испытуемых, исключает возможность появления ошибочных ответов по формальным признакам.

Если дается задание с  готовыми ответами, то такие задания  называют заданиями с выбором  одного правильного ответа. Выбор  правильного ответа дает истинное суждение, а выбор неправильного - ложное суждение. Третьего не дано. Отсюда следует, что каждое задание с выбором одного правильного ответа должно содержать его, что придает однозначность замыслу самого задания и не допускает искаженных толкований.

Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков и исключением повторов, малопонятных слов. Хорошо, когда в задании спрашивается о чем-нибудь одном.

Правильность расположения элементов задания является требованием, помогающим испытуемым не тратить время на определенные места для ответов и быстрее зафиксировать свое решение.

Одинаковость правил оценки ответов является наиболее важной в  организации тестирования. Ни одному учащемуся не дается преимуществ, все  отвечают на одни и те же вопросы  за отведенное время. Заранее оговариваются правила оценки знаний, т. е. За какое количество правильных ответов какая ставится оценка.

Адекватность инструкции форме и содержанию задания означает взаимное соответствие перечисленных  компонентов, необходимое для выполнения заданием своей функции.

Овладение формой является необходимым, но не достаточным условием создания тестов. Форма определяет лишь структуру, внешнюю организованность. А для создания тестовых заданий необходима еще проверка тестообразующих свойств. Однако составление любого теста начинается с выбора формы. Форма заданий с выбором одного правильного ответа будет рассмотрена ниже.

Широко распространены в  практике тесты с выбором одного правильного ответа, что определяется удобством контроля.

К недостаткам заданий с выбором ответа относят возможность запоминания и угадывания правильного ответа, считается, что найти правильный ответ намного проще, чем его сформулировать. Но это возможно лишь в тех случаях, когда у учащихся есть знания или хотя бы туманные представления по темам тестирования, а также когда неправильный ответ легко отличить от правильного. Однако, в хорошо продуманных и составленных заданиях неправильные ответы кажутся более правдоподобными, чем правильные.

Задания данной формы удобно разделить на следующие виды: задания с двумя, тремя, четырьмя, пятью и большим числом ответов.

Наиболее простыми заданиями  в тестовой форме являются задания  в форме вопроса, требующего ответа в соответствии с элементарной двузначной логикой:

«да»/ «нет», или «верно»/ «неверно». Например:

Работа компьютера основана на двоичной системе счисления:

1) да

2) нет

Определить две группы принципов, которыми необходимо пользоваться при создании заданий с выбором  одного ответа из числа предложенных: одна группа используется при разработке ответов к заданиям, вторая - при разработке содержания заданий.

  1. Принцип противоречия. При создании заданий в тестовой форме с двумя ответами наиболее широко и часто используется принцип противоречия, он заключается в подборе ответов таким образом, чтобы один отрицал другой. Это достигается с помощью частицы «не» и отрицающих предлогов и слов.

Рисование диаграмм и графиков в электронной таблице:

1) возможно

2) невозможно

  1. Принцип противоположности. Этот принцип по смыслу близок к принципу противоречия, но немного отличается от него по логическим свойствам. Противоположные ответы допускают возможность существования других переходных понятий и состояний.

Кнопка позволяет окно:

  1. открыть
  2. закрыть

В заданиях с тремя ответами принцип противоположности проявляется в трех вариантах:

  • представляет пример, когда возможны всего три состояния

При вложенных циклах сначала  закрывают:

  1. внутренний
  2. внешний
  3. оба вместе

цикла

  • когда понятия разделяются по правилам трехзначной логики
  • когда противоположность содержится в самом ответе

Кнопка позволяет окно:

  1. открыть
  2. закрыть
  3. открыть и закрыть
  4. Принцип однородности. Он заключается в подборе таких ответов, которые относятся к одному роду, виду или изображают основные стороны явления. Для усиления эффективности можно использовать сходные по написанию или звучанию буквы, знаки, слова, сочетания, что делает ответы более правдоподобными.

Электронное устройство, обладающее двумя устойчивыми состояниями:

  1. диод
  2. триггер
  3. транзистор
  4. Принцип кумуляции. Этот принцип означает, что второй ответ включает в себя первый, третий - второй и т. д.

Элементарные конструкции  языка состоят из:

  1. констант
  2. констант и переменных
  3. констант, переменных и функций
  4. констант, переменных, функций и выражений.
  5. Принцип сочетания. Данный принцип заключается в сочетании нескольких слов в одном ответе. Задания с использованием этого принцип могут строиться по трем принципам.
  6. Принцип градуирования выстраивает ответы в порядке возрастания или убывания их значения.

 

Дана электронная таблица:

 

А

В

С

Д

1

2

4

3

2

2

3

6

2

4

3

7

1

1

5

Информация о работе Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии «Алгоритмы и исполнител