Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии «Алгоритмы и исполнител

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование технологии построения тестовых заданий для контроля результатов обучения информатике и применение данной технологии для построения тестовых заданий по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители». Задачи работы: исследование научной литературы по данной теме;
анализ существующих форм тестовых заданий;
выявление основных преимуществ тестовой формы контроля;
разработка примерных тестов для контроля результатов обучения информатике по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ПРОВЕРОЧНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ…….. ...4
1.1. Проверочно-оценочная деятельность учителя Функции проверки и оценки результатов обучения в учебном процессе………………………………………...4
1.2. Основные подходы к оценке результатов обучения……………………….…5
ГЛАВА II. ТЕСТОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ……………………………………………………………………8
2.1. История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний…….8
2.2. Виды тестов. Их отличие от других средств проверки и оценки……………8
2.3. Требования к измерителям тестовой формы…………………………………11
2.4. Тестовые задания и правила их построения………………………………….12
2.5.Ориентация содержания тесовых заданий на компоненты требований к результатам обучения………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая работа Софронова Виктора Владимировича ПО-10.docx

— 64.41 Кб (Скачать файл)

 

Значение в ячейке С2 равно:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 6
  5. Принцип удвоенного противопоставления. Он имеет два варианта и применяется в заданиях с четырьмя ответами. Первый вариант - когда в противопоставлении используется принцип противоречия.

Второй вариант - когда  используется принцип противоположности.

У матричного принтера по сравнению  со струйным

  1. выше быстродействие и выше качество печати
  2. выше быстродействие, но ниже качество печати
  3. ниже быстродействие, но выше качество печати
  4. ниже быстродействие и ниже качество печати
  5. Принцип фасентности содержания задания помогает в разработке содержания. Фасет - это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Применение фасета позволяет создать сразу несколько вариантов задания и тем самым исключает списывание.

Windows

Среда Peintbrasch - этоWord

  1. графическая оболочка
  2. операционная система
  3. графический редактор
  4. текстовый редактор
  5. Принцип импликации. Тестовый контроль знаний иногда критикуют за его примитивизм, не позволяющий проверить знания причинно- следственных отношений. Но это мнение ошибочно, т. к. существуют задания, содержание которых имеет логическую форму условного суждения вида «Если…, то».

Если нажать правую кнопку мыши, то можно вызвать

  1. ниспадающее
  2. контекстное
  3. сложное
  4. простое

меню.

  1. Принцип формирования заданий с ответами правильными в различной мере. Ответ формируется так, чтобы был реальный выбор между ответами правильными в разной степени. Применение этого принципа требует изменения инструкции. Она должна звучать так: «Обвести кружком номер наиболее правильного ответа».

Правильное применение принципов  зависит от знания основных элементов  композиции тестовых заданий. Об этом и будет рассказано ниже.

К основным элементам заданий  с выбором одного правильного  ответа относятся: инструкция для испытуемых, содержание задания, содержание и число  ответов, а также выставляемая оценка.

Начинается тестирование с инструкции, общей для всех испытуемых. Таких инструкций для заданий с выбором ответа три варианта.

Инструкция. Первый вариант  инструкции используется в заданиях с одним и только одним правильным ответом. Когда тестирование проводится на бланках с напечатанным текстом, испытуемым дается такая инструкция: «Обведите в кружок номер правильного ответа». Если же тестирование проводится на ЭВМ, что более подходит для проверки знаний по информатике, то инструкция должна звучать так: «Отвечая на задания теста, нажмите на клавишу с номером правильного ответа».

Второй вариант применяется  в тех случаях, когда в заданиях надо выбрать наиболее правильный ответ, т. е. где все ответы правильные, но в разной мере. При этом инструкция может звучать так: «Отвечая на задания  теста, нажмите на клавишу с номером правильного ответа», или, если тестирование автоматизировано, то так: «Отвечая на задания, нажмите на клавишу с номером наиболее правильного ответа». Ясно, что самый правильный ответ должен быть оценен более высоким баллом; остальные оцениваются в зависимости от близости к правильному ответу.

Третий вариант применяется  в случаях, когда в заданиях имеется  несколько правильных ответов.

Содержательная основа задания. Эта часть задания разрабатывается  преподавателем, в зависимости от тех целей, которые он перед собой ставит, создавая тест. Всегда интересны задания, в которых используются такие определения, как «самый», «наибольший», «наименьший» и т. д. Эти сильные слова лучше ставить в самом начале задания, тогда лучше понимается смысл.

Шрифтовое оформление заданий  оказывает большое влияние на восприятие. При плохом оформлении испытуемые просто не могут отделить само название от ответов за короткий период времени. Поэтому текст задания пишется прописными буквами или печатается на машинке или компьютере.

Содержание, форма и число  ответов. Ответы должны быть содержательными  и, по возможности, короткими. Чаще всего  ответы завершают задания и, поэтому  пишутся в конце, отдельно от задания, но нередки случаи, когда ответы приходится писать в середине задания.

Работа компьютера основана на … системе счисления.

  1. двоичной
  2. пятиричной

Оценка. Обычно в каждом задании  за правильный ответ принято давать один балл, за неправильный - ноль. Суммирование всех баллов, полученных испытуемым, дает число правильных ответов, что показывает уровень знаний учащихся. Можно выбрать и другую систему оценки, но если она тестологически и педагогически обоснована. Так, для тестов с инструкцией: «Обведите кружком наиболее правильный ответ» баллы можно ставить таким образом: за менее правильный ответ можно дать один балл, за правильный - два балла и за самый правильный - три балла. Если же для такой формы заданий выставлять баллы, например, так: 0, 1, -1, то у некоторых возможно появление отрицательных баллов. Если тест составлен, то это либо те, кто неправильный ответ приняли за правильный, либо это испытуемые, набирающие баллы посредством угадывания.

Для предотвращения угадывания учащиеся нередко предупреждаются  о вычитании одного балла из общей  суммы в случае выбора неправильного ответа. При этом лучше выбрать правильный ответ, либо не выбирать никакого.

Формула коррекции баллов на вероятность догадки в заданиях с двумя ответами выглядит так:

 

X = X - W

 

Где X - скорректированный балл любого испытуемого

X - тестовый балл до коррекции

W - число ошибочных ответов

«Формула X = X - W является частичным случаем общей формулы коррекции тестового балла на возможную догадку:

X = X - W ,

K-1

Где K - число ответов на задания теста. Если взять тот же пример, 20 правильных ответов и 5 неправильных в тесте, состоящем из 25 заданий с тремя ответами, то после подстановки этих данных получится:

Х = 20 - _5_ = 20 - 2,5 = 17,5

         3-1

Если число правильных ответов равнялось бы, например, 27, то формула коррекции дала бы:

Х = 27 - 3_ = 27 - 1,5 = 25,5

             3-1

Из этого видно, что  успевающему учащемуся коррекция  баллов не должна быть страшна. Баллам тех, кто все знает, коррекция  не повредит.» [ 11, стр. 48]

Задания открытой формы.

В отличие от заданий с  выбором ответа, задания открытой формы готовых ответов с выбором не дают. Испытуемый должен сам дописать ответ на требуемый вопрос. Задания открытой формы формируются в виде утверждения, которое становится истинным, если ответ верный и ложным высказыванием, если ответ неверный.

Перемещение курсора из одного окна ПЭВМ в другое производится с  помощью клавиши___________.

Такие задания строятся очень  просто, сначала строится вопрос, короткий и точный, затем записывается ответ  к поставленному вопросу. Далее  из ответа выбрасывается ключевое слово, которое испытуемый должен дополнить.

Принцип композиции. Этот принцип  характерен не только для заданий  открытой формы, но и других. Смысл  принципа композиций можно определить так: задание является логически  определенным, если оно способно вызвать у учащихся правильный ответ.

Принцип фасентности, т. е. вариативности содержания задания.

Принцип параллельности. Он включает в себя три понятия, связанных  между собой отношениями кумуляции:

  1. параллельность заданий по содержанию
  2. параллельность по содержанию и форме
  3. параллельность по содержанию, форме и трудности

Следующий принцип - принцип  обратимости.

В электронной таблице  ячейкой называют_______.

Пересечение строки и столбца  в электронной таблице называют______.

 

Если обратимые утверждения находятся в одном тесте, то их лучше разделять. Испытуемые, которые хотя бы немного ориентируются в данной учебной дисциплине, в случае обратимых заданий ответ для одного задания найдут из содержания другого задания.

Задания на установление правильной последовательности.

Задания, рассматриваемые  в этом пункте, позволяют не только проверить умение учащихся устанавливать  последовательности, но и формировать  это умение в учебном процессе.

«Формирование алгоритмов правильной и эффективной деятельности особенно необходимо на заключительной стадии профессиональной подготовки». [1, стр. 99]

Одной из форм организации  учебного процесса, в которой становление  специалиста протекало бы более  эффективно, является разработка и  применение заданий на установление правильной последовательности.

Выделяют несколько вариантов  правильных последовательностей. «Первый  вариант - это последовательность исторических событий, второй вариант - это последовательность технологических действий и операций, третий - последовательность различных процессов и четвертый - это цепочка умственных действий, образующая систему знаний, умений, навыков и представлений.» [1, стр. 99]

Каждому заданию предшествует инструкция: «Установите правильную последовательность». Далее тестируемый ставит цифры в квадратах перед каждым элементом задания.

Задания на установление последовательности формируют алгоритмическое мышление, что играет важную роль в профессиональной деятельности каждого человека. «Алгоритмическое мышление можно определить, как интеллектуальную особенность, проявляющуюся в определении наилучшей последовательности действий в решении учебных и практических задач.» [9, стр. 102]

К алгоритму предъявляются  требования, такие как: он должен быть понятен и доступен, однозначен, т. е. только один алгоритм должен соответствовать правильному ответу, корректен с точки зрения цели и содержания и результативен в процессе осуществления заданного числа шагов.

Основные элементы композиции.

  1. Инструкция для испытуемого, которая дается вначале задания на установление правильной последовательности. Эта инструкция сопровождается примером и пояснением.
  2. Название задания, из которого он узнает, знания по какой теме он должен продемонстрировать.
  3. «Содержание задания, которое включает в себя название и ранжируемые элементы деятельности или определения.» [1, стр. 110]
  4. Принцип разработки. В заданиях на установление последовательности возможно применение принципа фасентности содержания.
  5. Место для ответов, в виде квадратов, нарисованных слева, должно присутствовать напротив названия каждого элемента.
  6. Оценка может колебаться в зависимости от важности и трудности задания. Но обычно используют оценки 1 и 0, при которых один балл ставится за правильную расстановку всех рангов в задании, нуль - при ошибке в ответе.

Задания на установление правильной последовательности можно применять  не только для проверки знаний и  умений, но и для формирования исторических, технологических и других знаний с применением метода обучения на ошибках. Полезно рассматривать  не только правильные образцы деятельности, но и неправильные, тщательно показывая и разъясняя то, что неправильно и почему неправильно, что следует в результате неправильных действий.

Каждая форма тестовых заданий, рассмотренных выше, проверяет  определенные виды знаний и потому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели применения тестов, от способов разработки данных. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы заданий - процесс творческий, так же, как и культурное применение тестов.

Однако такое однообразие ответов вызвало критику, вследствие чего сами задания с двумя ответами стали применяться преимущественно в психологических и социологических тестах, где требуется выразить свое отношение к чему-либо. Но окончательно задания в тестовой форме с двумя ответами не исчезли, а возродились на новой формально-логической основе: вместо вопроса используется предложение а утвердительной форме, а вместо однообразия в ответной части включаются содержательные ответы.

 

2.5. Ориентация содержания тестовых заданий на компоненты требований к результатам обучения

 

На основе проекта Федерального компонента государственного образовательного стандарта, подготовленного Минобразованием России, в школы введен обязательный минимум содержания образования по каждому предмету и описание требований к уровню подготовки учащихся. Это позволяет не только ориентироваться на них при обучении, но и контролировать степень их достижений.

Исходя из новой структуры  обучения информатике, необходимо осуществлять проверку достижений не только итоговую, направленную на определение достижений учащимися требований к результатам обучения по окончании изучения всего курса, но и на каждом из этапов обучения, по каждой конкретной теме. Для этого по линии «Алгоритмы и исполнители» могут быть использованы тесты по следующим темам: «Алгоритмы и их свойства», «Алгоритмы линейной и ветвящейся конструкции», «Алгоритмы циклической структуры», «Алгоритмы и исполнители» и т. д.

Для повышения эффективности  проверки результатов обучения, как  упоминалось ранее, предпочтительна тестовая форма контроля. А она, в свою очередь, требует однозначного описания требований к результатам обучения, т. е. развернутого описания. Такая конкретизация дает возможности для последующей разработки заданий, проверяющих достижения этих требований по окончании изучения всего курса.

Информация о работе Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии «Алгоритмы и исполнител