Развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст – важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению.
В настоящее время выделяют три функции речи, которые очень тесно взаимосвязаны, и имеют важнейшее значение в формировании психики человека и развитии его интеллекта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1.Теоретический аспект понятия «речь»………………………………………5
1.2.Методические принципы обучения родному языку………………………..8
Глава 2. Развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13
2.1.Воспитание звуковой культуры речи………………………………………14
2.2.Словарная работа…………………………………………………………….16
2.3.Формирование грамматического строя речи………………………………18
2.4.Развитие связной речи……………………………………………………….20
2.5.Художественная литература………………………………………………...27
Заключение ………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая развитие речи дете.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5

1.1.Теоретический аспект  понятия «речь»………………………………………5

1.2.Методические принципы  обучения родному языку………………………..8

Глава 2.    Развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13

2.1.Воспитание звуковой  культуры речи………………………………………14

2.2.Словарная работа…………………………………………………………….16

2.3.Формирование грамматического  строя речи………………………………18

2.4.Развитие связной речи……………………………………………………….20

2.5.Художественная литература………………………………………………...27

Заключение ………………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению.

В настоящее время выделяют три функции речи, которые очень тесно взаимосвязаны, и имеют важнейшее значение в формировании психики человека и развитии его интеллекта.

Самая первая, древнейшая функция речи — коммуникативная. Речь нам нужна, в первую очередь, для общения. И развивается эта функция речи уже в 1,5-2 года. В процессе общения с окружающим миром, ребенок усваивает новые понятия, устанавливает контакты с детьми и взрослыми, играет, что формирует эмоционально - волевые качества ребенка, развивает его мышление.

Далее формируется познавательная функция речи, с помощью которой развиваются представления об окружающем мире, память ребенка, умение выразить свою мысль и, что самое главное, создается основа для развития обобщенного мышления, умение анализировать и сравнивать предметы. Эта функция начинает развиваться уже в 3-4 года.

А последней развивается регулирующая функция речи, та, от которой во многом зависит поведение ребенка. Регулирующая функция речи у ребенка обычно развита к 4-5 годам. В это время ребенок уже понимает, что слова взрослых — это не просто слова, а инструкция к действию, которую надо выполнить. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с формированием внутренней речи ребенка. От развития внутренней речи зависит, сможет ли ребенок программировать свою деятельность и управлять поведением.

Актуальность работы в том,  что речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети дошкольного возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей  должно  создаваться пространство для речевого, игрового и сенсорного развития.

Следовательно, активизация речи детей младшего дошкольного  возраста  должна  осуществляться в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; необходимо поощрять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривать с ним в процессе игры. Результатом такой  работы станет в будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Объект исследования:  дети младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста

 Цель: собрать и обработать  психолого-педагогический научно-исследовательский материал, посвященный  данной проблеме. 

Задачи:

1. Проанализировать литературу, посвященную методам и приемам развития активной речи детей младшего дошкольного возраста.

2. На основе собранного  материала выявить особенности развития активной речи  младших дошкольников.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 

   ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

                1.1.Теоретический аспект понятия «речь»

 

Речь сопровождает все виды деятельности. Ребенок перенимает речь от близких ему людей, таким образом,  речь ребенка развивается в процессе подражания. Речь имеет определенные функции:

1. Познавательная функция.

2. Функция воздействия на других людей – это просьба приказ и побуждение, к каким то действиям. Это волевой акт говорящего.

3. Регулятивная функция внешней и внутренней речи – это устройство человеческих взаимоотношений и регулятор поведения (что можно, а что нельзя делать дети должны узнать к трем годам ). Такие слова побуждают самосознание ребенка, дисциплинирует его, укрепляют его волю – все это является залогом черт его характера.

4. Функция общения.

Речевая деятельность организма – это результат согласованных действий многих органов и систем. Именно в головном мозге происходит понимание слышимых слов, формирование мышц для артикуляции звуков и звукосочетаний речи. Процесс развития речи у детей связан с развитием мышления.

Ребенку свойственна наивность, непосредственность, подражательность, подвижность, эмоциональное веселье, изменчивость характера. Если взрослый постоянно требует от ребенка неукоснительного послушания и примерного поведения,  у него задерживается психическое развитие, память, внимание, воображение, восприятие, речь.

Мыслительные операции в речевой деятельности – это анализ, синтез, умозаключение, сравнение, классификация по определенному признаку, а так же выделение свойств.

Речевые качества:

1) Навыки речевого общения не только со взрослыми, но и сверстниками. Особое внимание необходимо уделять культуре,  для этого следует пополнять словарный запас ребенка в разные режимные моменты.

2) Дети должны использовать в своей речи сложные предложения (уметь делить трехсложные слова на части, уметь слушать своего товарища, свободно пересказывать). Необходимо использовать общий речевой фон в группе, негромкую речь в повседневной жизни, а на занятиях громкую оживленную1.

Среди факторов, влияющих на развитие речи основными являются:

- анатомические (правильное строение речевого аппарата);

- наследственные;

- педагогическая запущенность.

Итак, разберем развитие речи первого года жизни ребенка.

Младенчество делится на два этапа:

Первый этап – от 0 до 5-6 месяцев – комплекс оживления (гуканье, гуление), ребенок слышит звуки, видит артикуляционные движения губ и пытается подражать;

Второй этап – от 6 до 12 месяцев – связан с установлением зрительно-двигательных координаций между рукой и глазом. Манипулирование предметом и предметное восприятие.

С 6 месяцев путем подражания произносит слоги, затем появляются элементы звучащей речи. Малыш воспринимает определенное звукосочетание и связывает их с предметами или действиями.

С 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 месяцев у ребенка появляется реакция на слова.

Это подготовительный этап, на котором происходит подготовка к овладению речью2.

Закономерности усвоения языка:

1.Способность к восприятию разной речи, которая зависит от натренированности мускулатуры органов речи. Для владения речью у ребенка должны быть отработаны движения речевого аппарата. Эти движения должны быть скоординированы со слухом ребенка. Ребенок слушает, чужую речь повторяет, подражая этой речи с помощью органов речи.

2. Понимание смысла речи, которая зависит от усвоения лексических и грамматических знаний.

3. Усвоение выразительности речи, зависит от развития у ребенка восприимчивости к выразительным средствам. При заучивании стихотворений дети интуитивно усваивают особенность родного языка, то есть возможность выразить одну мысль разными интонациями.

4. Усвоение норм речи зависящих от развития чувства языка у ребенка – это способность человека использовать в литературной речи созвучия, морфемы, слова, словосочетания, чувства языка.

5. Усвоение письменной речи, которая зависит от развития устной речи. При обучении чтению и письму к работе органов речи подключаются работа мышц глаза и пишущей руки. Письменная речь для ребенка - это второй этап овладения речью. Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.

6. Темпы обогащения речи зависит от степени совершенствования структуры речевых навыков. Структура речевых навыков зависит от следующей закономерности - чем лучше развита устная речь у ребенка, тем лучше он запоминает стихи, сказки, рассказы, и тем точнее он может передать содержание.

7. Формирование познавательной активности у детей -  развитие интереса к слову к работе со звучащим словом3.

 

             1.2.Методические принципы обучения родному языку

 

Лингводидактические принципы – это теоретические положения, которые используются учителем, воспитателем выбирая средства обучения.

1. Принцип внимания к материи языка как к физическому развитию органов речи и пишущей руки – это, значит, что следует выбрать средства обучения, которые обеспечивали бы правильную физическую нагрузку речевого аппарата ребенка и руки.

2. Принцип понимания языков знаний.

Для этого воспитатель должен обеспечить тренировку мысли ребенка и выработать у него мыслительные навыки (анализ, синтез, умозаключение) на занятиях по развитию речи:

- составление рассказов  по игрушке предмету;

- пересказ литературного  текста;

- рассказ из личного  опыта.

3. Принцип оценки выразительности речи – это отбор дидактического материала, который развивал бы способность чувствовать эмоциональные оттенки речи (подбор стихов, диалог по сказкам, инсценировки).

4. Принцип развития чувства языка должен осуществляться через усвоение традиций запоминания фактов родного языка.

5. Принцип опережающего развития устной речи перед письменной речью.

Для этого необходимо подбирать материал, на котором дети учатся координировать движения своих органов речи (мышцы лица, гортани, легких), а так же слухового аппарата. Для этого проводятся упражнения ”Угадай, кто сказал?”, “Давай послушаем, о чем говорит улица”, т.е. следует научить детей переходить от устной формы деятельности к письменной.

6. Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи означает, что необходимо давать  не только новые знания, но и обязательно повторять пройденный материал.

Остановимся подробнее на развитии детей второго года жизни (1 этап – от 1,5 до 2 лет, 2 этап – от 2 до 3 лет).

В этом возрасте у детей совершенствуются понимание речи взрослых, и формируется собственная активная речь. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции звуков речи. Ребенок охотно повторяет за говорящим, и сам произносит слова. В этом возрасте ряд твердых согласных звуков дети заменяют мягкими, в основном это относится к переднеязычным звукам. Произносят укороченные слова. Иногда у детей проявляется невнятное произношение звуков. У детей недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый, поэтому голос у ребенка слабый4.

Таким образом, в 1год 6 месяцев, у детей, как правило, насчитывается не более 30-40 слов.

Первые слова носят обобщенно смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием ребенок уже может объяснить предмет или просьбу,  ребенок понимает речь взрослых, может выполнить указания воспитателя. В это время для ребенка доступно понимание словесного объяснения взрослых. С 1,5 лет слово у детей приобретает обобщенный характер, поэтому взрослым необходимо многократно объяснять ребенку одно и то же действие.

Итак, развитие активной речи ребенка до 1,5 лет происходит медленно, но после 1,5 лет ребенок начинает владеть большим количеством слов и становиться инициативным, просит назвать тот или иной предмет. Под руководством взрослых ребенок употребляет до 300 слов к концу 2 года жизни. Ребенок может изменять звуковую форму слова, так как не в полной мере обладает фонетическим звуком и не владеет звуковой артикуляцией. В общении с взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает, а четкое произношение слов воспитателя влияет на развитие фонематического слуха и артикуляции. В этом возрасте ребенок овладевает зрительными действиями, которые помогают ему определить некоторые свойства предметов и регулировать практические действия с ним.

Наряду со зрительными анализаторами у детей интенсивно развивается и слуховое восприятие, поэтому большая часть слов усваивается детьми до 3 лет. Дети могут обозначать предметы определять их действия. Большое внимание в данном возрасте необходимо уделять развитию мышления, формируя у детей обобщенные понятия.

Итак, к концу 3 года жизни дети самостоятельно употребляют осмысленные слова. Дети начинают овладевать фразовой речью, для этого необходим активный словарный запас ребенка.

Информация о работе Развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста