Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 10:09, курсовая работа
Дошкольный возраст – важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению.
В настоящее время выделяют три функции речи, которые очень тесно взаимосвязаны, и имеют важнейшее значение в формировании психики человека и развитии его интеллекта.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1.Теоретический аспект понятия «речь»………………………………………5
1.2.Методические принципы обучения родному языку………………………..8
Глава 2. Развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13
2.1.Воспитание звуковой культуры речи………………………………………14
2.2.Словарная работа…………………………………………………………….16
2.3.Формирование грамматического строя речи………………………………18
2.4.Развитие связной речи……………………………………………………….20
2.5.Художественная литература………………………………………………...27
Заключение ………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………
Формирование навыка слушания позволяет подводить детей к умению следить за развитием действия в сказке, коротком рассказе и далее за появлением новых персонажей в произведениях со многими действующими лицами, за их отношениями, сопереживать героям в драматических событиях, радоваться встрече с уже знакомыми персонажами. Основой целостного восприятия детьми художественного произведения является эмоциональный отклик на него, способность улавливать разнообразные интонации, отзываться на них, сочувствовать происходящему. В результате у ребенка постепенно развивается способность к восприятию простейших элементов художественной формы.
Круг произведений, с которыми взрослый знакомит ребенка, разнообразен по тематике и жанрам. Значительное место отводится малым формам фольклора. Наряду с повторением уже известных детям потешек, песенок их знакомят с новыми, более сложными по сюжету, стилю, языку, звучанию. Одно из главных действующих лиц поэзии малых форм — сам ребенок. Но немало в детском фольклоре песенок, стихов, посвященных животным. Малыши не раз уже видели живого котенка, играли с ним, кормили, гладили, поэтому они легко и радостно воспринимают потешку про кота. Курочка, петушок, собачка тоже знакомы многим малышам не только по игрушкам и картинкам.
В потешках, прибаутках малышам понятны далеко не все слова. Однако воспитателю не следует пытаться всегда их объяснять: так же, как и зачины, звукоподражания, они выполняют вспомогательную игровую роль, развивая у ребенка внимание к звуковой стороне речи.
К двум годам малыш уже не раз слушал сказки о репке, курочке Рябе. На занятиях воспитатель знакомит детей с новыми произведениями этого жанра, которые уже значительно больше по объему, сложнее по сюжету и языку. Это «Теремок», «Колобок», «Козлята и волк». Знакомя малышей с народными сказками, необходимо учитывать, что многие из них созданы в нескольких вариантах. Для рассказывания двух-трехлетним детям подбирают тот вариант, который максимально отвечает возможностям их восприятия. Малыш остро переживает драматические события сказки, поэтому детям надо рассказывать те, у которых счастливый конец.
В первой младшей группе на занятиях продолжается ознакомление детей с произведениями советских писателей: стихами А. Барто об игрушках, стихами о майском и октябрьском праздниках, о детских играх, забавах. Уже на третьем году жизни ребенка его начинают знакомить с отдельными произведениями русских писателей-классиков В. Жуковского, Л. Толстого. Содержание этих произведений близко и понятно детям, а язык удивительно образный и вместе с тем точный, лаконичный. На занятиях малышам читают также рассказы «Карандаш», «Поезд» Я. Тайца. Остроумные сюжеты заинтересовывают их, вызывают не только вопросы, но и собственные суждения, эмоциональные оценки.
Систематическое художественно-речевое обучение детей осуществляется на занятиях, многие из которых проходят в игровой форме. Не менее важное место отводится разнообразному наглядному методическому материалу: игрушкам, картинкам, иллюстрациям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый взрослый мечтает видеть своих детей полноценно, гармонично развитыми людьми, умеющими и желающими получать интересную, необходимую информацию о жизни, общаться с другими людьми и получать радость от этого общения. Среди детей дошкольного возраста часто встречаются дети с трудностями в общении и обучении. И одной из причин возникновения таких трудностей можно считать недостаточное развитие речи детей. Поэтому главной задачей взрослого остается помощь в освоении ребенком системы родного языка.
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев и т.п. Но из всех звуков, речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Чистота, правильность
речи зависит от многих
Большое значение для
правильного развития
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые звуки от других. Часто родители и не подозревают, что ребенок неправильно произносит слова из-за недостаточной сформированности слухового восприятия, фонематического слуха. Следовательно, для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произношение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь. И, естественно, знакомить с окружающим миром и побольше разговаривать с ним.
У дошкольников ведущим видом деятельности является игра, следовательно, развитие, обучение ребенка идет через игру с помощью игровых методов. Существует множество игр по развитию речи, каждая из которых направлена на формирование, развитие какого-либо одного-двух компонентов речи.
Но отдельно взятые
игры не могут обеспечить
Так, например, известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии, а точнее, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Так была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Следовательно, развитие речи зависит от того, насколько сформированы у ребенка общая и мелкая моторика; в какой степени развиты психические процессы (память, внимание, мышление) и от того, насколько развиты органы, участвующие в образовании речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000, с.124
2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада./ Бондаренко А.К. – 2 -е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991, с. 35-40
3.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. / Бондаренко А.К. - М., Просвещение, 1974, с.80
4.Венгер Л.А.,Мухина В.С. Детская психология. / Венгер Л.А.,Мухина В.С. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, с.68-70
5.Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002, с.36
6.Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 1974, с.58
7.Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 1994, с.90
8.Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 1989. - №3, с. 21-24.
9.Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972, с.69
10. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М, 1997, с.73
11. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999, с.70
1 Венгер Л.А.,Мухина В.С. Детская психология. / Венгер Л.А.,Мухина В.С. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, с.68-70
2 .Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 1974, с.58
3 Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 1989. - №3, с. 21-24.
4 Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М, 1997, с.73
5 Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000, с.124
6 Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002, с.36
7 Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972, с.69
8 Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999, с.70
9 Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. / Бондаренко А.К. - М., Просвещение, 1974, с.80
10 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада./ Бондаренко А.К. – 2 -е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991, с. 35-40
11 Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 1994, с.90
Информация о работе Развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста