Развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст – важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению.
В настоящее время выделяют три функции речи, которые очень тесно взаимосвязаны, и имеют важнейшее значение в формировании психики человека и развитии его интеллекта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1.Теоретический аспект понятия «речь»………………………………………5
1.2.Методические принципы обучения родному языку………………………..8
Глава 2. Развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13
2.1.Воспитание звуковой культуры речи………………………………………14
2.2.Словарная работа…………………………………………………………….16
2.3.Формирование грамматического строя речи………………………………18
2.4.Развитие связной речи……………………………………………………….20
2.5.Художественная литература………………………………………………...27
Заключение ………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая развитие речи дете.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)

Формирование навыка слушания позволяет подводить детей к умению следить за развитием действия в сказке, коротком рассказе и далее за появлением новых персонажей в произведениях со многими действующими лицами, за их отношениями, сопереживать героям в драматических событиях, радоваться встрече с уже знакомыми персонажами. Основой целостного восприятия детьми художественного произведения является эмоциональный отклик на него, способность улавливать разнообразные интонации, отзываться на них, сочувствовать происходящему. В результате у ребенка постепенно развивается способность к восприятию простейших элементов художественной формы.

Круг произведений, с которыми взрослый знакомит ребенка, разнообразен по тематике и жанрам. Значительное место отводится малым формам фольклора. Наряду с повторением уже известных детям потешек, песенок их знакомят с новыми, более сложными по сюжету, стилю, языку, звучанию. Одно из главных действующих лиц поэзии малых форм — сам ребенок. Но немало в детском фольклоре песенок, стихов, посвященных животным. Малыши не раз уже видели живого котенка, играли с ним, кормили, гладили, поэтому они легко и радостно воспринимают потешку про кота. Курочка, петушок, собачка тоже знакомы многим малышам не только по игрушкам и картинкам.

В потешках, прибаутках малышам понятны далеко не все слова. Однако воспитателю не следует пытаться всегда их объяснять: так же, как и зачины, звукоподражания, они выполняют вспомогательную игровую роль, развивая у ребенка внимание к звуковой стороне речи.

К двум годам малыш уже не раз слушал сказки о репке, курочке Рябе. На занятиях воспитатель знакомит детей с новыми произведениями этого жанра, которые уже значительно больше по объему, сложнее по сюжету и языку. Это «Теремок», «Колобок», «Козлята и волк». Знакомя малышей с народными сказками, необходимо учитывать, что многие из них созданы в нескольких вариантах. Для рассказывания двух-трехлетним детям подбирают тот вариант, который максимально отвечает возможностям их восприятия. Малыш остро переживает драматические события сказки, поэтому детям надо рассказывать те, у которых счастливый конец.

В первой младшей группе на занятиях продолжается ознакомление детей с произведениями советских писателей: стихами А. Барто об игрушках, стихами о майском и октябрьском праздниках, о детских играх, забавах. Уже на третьем году жизни ребенка его начинают знакомить с отдельными произведениями русских писателей-классиков В. Жуковского, Л. Толстого. Содержание этих произведений близко и понятно детям, а язык удивительно образный и вместе с тем точный, лаконичный. На занятиях малышам читают также рассказы «Карандаш», «Поезд» Я. Тайца. Остроумные сюжеты заинтересовывают их, вызывают не только вопросы, но и собственные суждения, эмоциональные оценки.

Систематическое художественно-речевое обучение детей осуществляется на занятиях, многие из которых проходят в игровой форме. Не менее важное место отводится разнообразному наглядному методическому материалу: игрушкам, картинкам, иллюстрациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждый взрослый мечтает видеть своих детей полноценно, гармонично развитыми людьми, умеющими и желающими получать интересную, необходимую информацию о жизни, общаться с другими людьми и получать радость от этого общения. Среди детей дошкольного возраста часто встречаются дети с трудностями в общении  и обучении. И одной из причин возникновения таких трудностей можно считать недостаточное развитие речи детей. Поэтому главной задачей взрослого остается помощь в освоении ребенком системы родного языка.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев и т.п. Но из всех звуков, речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

 Чистота, правильность  речи зависит от многих факторов. Внятность и чистота речи зависит. прежде всего, от состояния и подвижности артикуляционного аппарата; также чистота произношения обеспечивается прежде всего за счет правильного произношения согласных звуков, овладение которыми происходит в течение нескольких лет.

 Большое значение для  правильного развития произносительной  стороны речи имеет хорошо  развитое речевое дыхание, которое  обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. А ведь нередко родители далеко не сразу замечают, что у ребенка снижен слух.

 Процесс развития речи  во многом зависит от развития  фонематического слуха, то есть  умения отличать одни речевые  звуки от других. Часто родители  и не подозревают, что ребенок неправильно произносит слова из-за недостаточной сформированности слухового восприятия, фонематического слуха. Следовательно, для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произношение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический         слух, учить его слушать речь. И, естественно, знакомить с окружающим миром и побольше разговаривать с ним.

 У дошкольников ведущим  видом деятельности является  игра, следовательно, развитие, обучение  ребенка идет через игру с  помощью игровых методов. Существует  множество игр по развитию  речи, каждая из которых направлена  на формирование, развитие какого-либо  одного-двух компонентов речи.

  Но отдельно взятые  игры не могут обеспечить наиболее  полного развития речи, так как  формирование речи зависит и  от степени развития других  структур.

  Так, например, известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии, а точнее, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Так была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Следовательно, развитие речи зависит от того, насколько сформированы у ребенка общая и мелкая моторика; в какой степени развиты психические процессы (память, внимание, мышление) и от того, насколько развиты органы, участвующие в образовании речи. 

                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

 

1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000, с.124

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада./ Бондаренко А.К. – 2 -е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991, с. 35-40

3.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. / Бондаренко А.К. - М., Просвещение, 1974, с.80

4.Венгер Л.А.,Мухина В.С. Детская психология. / Венгер Л.А.,Мухина  В.С. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО  Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, с.68-70

5.Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002, с.36

6.Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 1974, с.58

7.Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 1994, с.90

8.Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 1989. - №3, с. 21-24.

9.Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972, с.69

10. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М, 1997, с.73

11. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999, с.70

 

1 Венгер Л.А.,Мухина В.С. Детская психология. / Венгер Л.А.,Мухина В.С. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, с.68-70

2 .Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 1974, с.58

3 Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. - 1989. - №3, с. 21-24.

4 Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М, 1997, с.73

5 Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000, с.124

6 Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002, с.36

7 Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972, с.69

8 Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999, с.70

 

9 Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. / Бондаренко А.К. - М., Просвещение, 1974, с.80

10 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада./ Бондаренко А.К. – 2 -е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991, с. 35-40

11 Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 1994, с.90


Информация о работе Развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста