Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 10:09, курсовая работа
Дошкольный возраст – важный этап в развитии будущего человека, личности. Именно к этому возрасту человек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению.
В настоящее время выделяют три функции речи, которые очень тесно взаимосвязаны, и имеют важнейшее значение в формировании психики человека и развитии его интеллекта.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5
1.1.Теоретический аспект понятия «речь»………………………………………5
1.2.Методические принципы обучения родному языку………………………..8
Глава 2. Развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13
2.1.Воспитание звуковой культуры речи………………………………………14
2.2.Словарная работа…………………………………………………………….16
2.3.Формирование грамматического строя речи………………………………18
2.4.Развитие связной речи……………………………………………………….20
2.5.Художественная литература………………………………………………...27
Заключение ………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………
Особенности речи второго года жизни:
- речь ребенка развивается в процессе ознакомления с окружающим;
- в первом полугодии
интенсивно развивается
- во втором полугодии
овладевают умением понимания
слов, обозначающие признаки
- речь становится средством общения, формируется регулирующая функция ребенка (можно, нельзя, спасибо);
- у детей формируется
слушанье и понимание
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте усложняется общение с взрослыми и сверстниками. Расширяется круг жизненных связей и отношений в плане развития: словаря, звуковой культуры речи и грамматического строя, дети используют объяснительную речь.
В своей речи дети пользуются обобщающей, коммуникативной, планирующей и регулирующей функцией.
В звуковой культуре речи дети усваивают правильное звукопроизношение, четкую дикцию при рассказе, пересказе и заучивание стихотворений. Учатся использовать правильный темп речи, силу голоса, интонационную выразительность. Дикция – это четкое произношение слов.
В этом возрасте:
1. Совершенствуется словарный запас;
2.Дети усваивают почти все грамматические формы и части речи;
3.Связная речь:
- младшая группа 3-4 года – диалогическая речь (вопрос – ответ);
- средняя группа 4-5 лет – монологическая речь (пересказ литературного текста составление рассказа);
- формируется контекстная речь, которую отличает связность, когда содержание раскрывается в самом контексте;
- объяснительная речь (самая
сложная форма речи в
Особенности развития речи детей от 3 до 5 лет заключаются в том, что:
- речь ребенка теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
- у детей появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится средством познания интеллектуализация познавательных процессов;
- речь превращается в особую деятельность, имеющая свои формы речи (слушанье, беседа, рассуждение);
- завершается процесс фонематического развития, ребенок правильно произносит звуки, слышит их и воспроизводит их в своей речи;
- у детей возникают
предпосылки для освоения
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Общение ребенка с окружающими людьми является решающим фактором его общего психического развития. При правильной педагогической работе у малыша появляется устойчивая потребность в общении, овладение речью становится для него настоятельной необходимостью. Однако речь двухлетнего ребенка крайне несовершенна. В звуковом отношении у большинства детей она нечетка, в целом характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся совсем или произносятся неверно. Характерно малое количество глаголов, прилагательных, наречий; часто недавно усвоенное новое слово малыш заменяет привычным для него высказыванием ситуативного характера («Там лежит»; «Вот какой» и т.п.). Грамматическая связь между словами нередко отсутствует, нет предлогов, не используются союзы6.
Вместе с тем активная речь ребенка, достигшего двух лет, уже насчитывает двести — триста слов. Начинают появляться существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, форма множественного числа существительных. Глагол используется в настоящем, прошедшем и будущем временах, в 1-м лице. Встречаются также двух- и трехсложные предложения. Появляются сложные предложения с несколькими разновидностями смысловых взаимоотношений между их составными частями. Интонационно оформляется вопросительное предложение (в основном без вопросительного слова).
На занятиях по развитию речи решаются специальные речевые, языковые задачи. Занятие обычно бывает посвящено двум-трем задачам, одна из которых является главной. Содержание занятия представляет собой смысловое единство логически связанных частей — упражнений. Это дает возможность педагогу построить связный диалог с воспитанниками, а детям облегчает восприятие материала. На занятиях широко используются игровые приемы, предусматриваются физкультурные паузы.
Занятия проводят один раз в неделю (длительность — до 15 мин). Учитывая уровень речевой активности детей, их распределяют на подгруппы, состав которых в течение года может изменяться.
2.1.Воспитание звуковой культуры речи
На третьем году жизни у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи, что оказывает существенное влияние на развитие его произносительных навыков. Педагог тщательно анализирует индивидуальные особенности воспитанников, трудности, которые они испытывают. Необходимо следить за тем, чтобы речь детей была внятной, неторопливой и достаточно громкой. Следует обращать внимание детей на четкость произнесения звуков, слов и фраз, темп речи, высоту и силу голоса. Нецелесообразно делать ребенку замечания — лучше похвалить малыша, а затем попросить повторить сказанное еще раз (погромче, не торопясь и т.д.). Хорошим образцом для подражания служит четкая, чуть замедленная речь воспитателя.
Подготовительные упражнения для развития речевого дыхания можно проводить на занятиях (во время физкультминуток) и на речевой гимнастике. Упражнения носят игровой характер. Например, детям предлагают подуть на комочки ваты — «летят снежинки» и т. п. При этом воспитатель следит, чтобы дети делали относительно плавный и продолжительный выдох (через рот). Можно предлагать детям и более сложные задания: произносить на одном выдохе звукоподражания, имеющие разную ритмическую структуру: ууу, би-би, и-го-го, а-ууу.
На третьем году жизни ребенок начинает овладевать произношением трудных для него звуков — свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, х, ч, щ), сонорных (л, р), но еще довольно редко воспроизводит их правильно в составе слова. Даже произношение звуков, усвоенных ранее (и, б, м и др., а также и нередко гласных в составе слова), отличается неустойчивостью. Поэтому навыки произношения следует формировать не столько на изолированных звуках, сколько на звуках в составе слога, слова. Для таких упражнений используются звукоподражания разной степени сложности — из одного продолжительного звука: ааа, ууу, ооо, иии; из одинаковых слогов: а-а-а, у-у-у, о-о-о, би-би, бе-бе, бай-бай, пи-пи, му-му, ме-ме, мяу-мяу, но-но, ду-ду-ду, тук-тук, топ-топ, кис-кис, ква-ква; из разных слогов: а-у, у-а, и-го-го, тик-так, кудах-тах-тах.
Используя игровые приемы, воспитатель сосредоточивает внимание детей на звучании звукоподражаний при произнесении их с разной громкостью (самолет летит высоко, его едва слышно — ууу; паровоз подошел близко, гудит громко — ууу), в разном темпе (медвежонок бежит быстро — топ-топ-топ, а мама-медведица идет не спеша — топ, топ, топ), с разной высотой голоса (цыплята пищат— пи-пи-пи, курица зовет их к себе — ко-ко-ко). Обращая внимание детей на то, как по-разному звучат звукоподражания («Животные говорят по-разному: корова мычит му-му, кошка мяукает мяу-мяу»), воспитатель стремится к тому, чтобы дети не только четко артикулировали звуки, но и воспроизводили соответствующую интонацию, ритмический рисунок речи.
Сформировать у детей внимание к звуковой стороне речи важно не только для овладения ребенком правильным произношением и интонационной выразительностью. Постижение звуковой формы тесно связано с усвоением лексики и грамматики7.
Расширение словаря происходит на всех занятиях. Активный словарь особенно интенсивно формируется на занятиях по художественно-речевой деятельности и по ознакомлению с окружающим. Однако речевые занятия имеют свои особые словарные задачи, которые направлены на развитие у ребенка навыков обобщения с помощью слова. Основной методический прием, направленный на активизацию пассивного словаря— вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы, отвечая на них, ребенок использовал различные части речи.
У ребенка двух лет еще слабо развита способность к обобщению. Закреплению слова в активном словаре, установлению более прочной связи между словом и обозначаемым им объектом способствуют различные условия предъявления предмета (мяч — игрушка и мяч — предметная картинка), использование одноименных предметов, отличающихся друг от друга по цвету (мяч синий и мяч красный), величине (мяч большой и мяч маленький) и др., включение слова в разные речевые контексты (мяч лежит на коврике; Саша держит мяч и т. п.).
Вопросы о предметах могут быть простыми: «Кто это? Что это?» (кошка, стол) и более сложными: «Кто бежит?» (собака); «На чем спит кошка?» (на коврике).
Ответы на вопрос: «Что делает (делал)?» — часто затрудняют малышей, особенно при рассматривании картины, на которой отображено состояние (стоит, сидит, лежит и т. п.). Воспитатель может предложить детям изобразить действие: «Покажите, как мама гладит утюгом»,— затем обозначить его словом: «Вот так — гладит» — и, наконец, снова спросить: «Что делает мама?»
Так, по заданию педагога дети изображают различные действия, обозначаемые одним словом (моют руки, лицо, тарелку — мыть, вытирают руки, лицо, стол — вытирать и пр.) или же разные действия с одним предметом, обозначаемые разными словами (берут чашку — брать, пьют из чашки — пить, ставят чашку — ставить и пр.). Вопросы «какой? какая?» также затрудняют детей. Тем не менее необходимо задавать, поскольку выделение ребенком признаков предметов способствует обогащению его сенсорного опыта.
Освоение и закрепление в активном словаре названий качеств предметов осуществляется эффективнее, если используется прием сравнения предметов, обладающих разными признаками («Этот мяч какой?» — «Большой».— «А этот какой?» — «Маленький»). Наиболее сложны для детей задания на одновременное различение предметов по цвету и величине. Например, ребенку предлагают усадить маленького белого мишку в автомашину, а маленького черного — на стол. В этом случае в поле зрения малыша должны находиться еще и большой черный и большой белый медведи.
Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, его можно повторить в иной форме — без вопросительного слова («Бумагу режут ножницами?»). После этого вопрос задают в первоначальном варианте («Чем режут бумагу?»).
Облегчают припоминание слова вопросы типа: «Мальчик стоит или сидит? Флажок красный или желтый?», т. е. содержащие в себе ответ. За этими вопросами следуют более сложные: «Что делает мальчик? Какой флажок?» И др. Такие вопросы побуждают малыша не просто вспомнить нужное слово, но и выделить явление, признак, который оно обозначает8.
Для занятий необходимо иметь тематические наборы картинок и игрушки разной величины, разного цвета и материала. В упражнениях на активизацию словаря должны соблюдаться последовательность использования словарного материала (от менее сложного к более сложному), учитываться степень его трудности для детей. Сначала в упражнениях используются слова, обозначающие предметы посуды, одежды, мебели и действия с ними в повседневной жизни, затем признаки предметов, позже — животных и их детенышей, овощи, фрукты, растения, трудовые действия.
2.3.Формирование грамматического строя речи
Понимать речь окружающих,
выражать собственные мысли
На третьем году жизни ребенок начинает употреблять форму множественного числа существительных. Близкие по звучанию формы единственного и множественного числа (ложка — ложки) дети различают благодаря совершенствованию фонематического слуха и развитию представлений о совокупности предметов. Упражнения по пению, которые проводятся на занятии, помогают ребенку обобщать и систематизировать уже усвоенное. С этой целью воспитатель может провести такое упражнение: он говорит, что к кукле придут сегодня мишка и зайка, и просит детей помочь кукле подготовиться к приходу гостей, посоветовать, что поставить на стол для чая. Малыши называют чашки, тарелки, ложки. Педагог выполняет действия. Затем приходят гости — зайка с воздушными шарами, мишка с корзинкой грибов. Воспитатель задает вопрос: «Что принесли гости?» В подобных упражнениях нужно использовать существительные, множественное число которых образуется одинаковым способом (стол — столы, шар— шары).
Освоение способов согласования прилагательного с существительным и глагола в форме прошедшего времени с существительным становится возможным для ребенка благодаря развивающемуся умению ориентироваться в словосочетании (прил. -4- сущ., сущ. + глаг.) на окончания слов. Вопросы воспитателя: «Какой (шар, лимон, мяч)? Какая (кукла, шапка, чашка)?», активизирующие употребление в речи прилагательных, по существу также являются средством упражнения детей в согласовании этой части речи с существительным. Можно провести с детьми дидактическую игру «Магазин», по условиям которой ребенок, прежде чем получить покупку, отвечает на вопрос воспитателя («Какой мишка?» — «Маленький».— «Какая шапка?» — «Красная»).
Информация о работе Развитие активной речи у детей младшего дошкольного возраста