Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:33, курсовая работа
Целью работы было определение эффективности использования алгоритмов при изучении письменного сложения и вычитания в 3 классе. Гипотеза: использования алгоритмов при изучении математики в 3 классе положительно влияет на процесс усвоения учащимися знаний и умений. Задачи: На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий «мышление», «алгоритм», «алгоритмическое мышление». Проанализировать программы начальной школы по математике, изучаемые на данном этапе обучения. Изучить педагогический опыт использования алгоритмов при письменном сложении и вычитании в курсе математики начальной школы. Провести экспериментальное исследование, направленное на определение эффективности использования алгоритмов при изучении письменного сложения и вычитания в 3 классе.
Введение………………………………………………………………
Глава 1 Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития алгоритмического мышления обучающихся младшего школьного возраста…………………………………………………………….
Мышление: понятие, виды, операции, формы…………………
Алгоритмы сложения и вычитания….…………………………..
Особенности формирования алгоритмического мышления…..
Глава 2 Экспериментальное изучение проблемы развития алгоритмического мышления при обучении третьеклассников письменному слоению и вычитанию……………………………
2.1 Анализ программ по математике при изучении письменного сложения и вычитания обучающихся 3 класса…………………
2.2 Изучение педагогического опыта использования алгоритмов при обучении младших школьников письменному сложению и вычитанию………………………………………………………...
2.3 Описание хода эксперимента и анализ полученных результатов………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………….
Приложение……………………………………………
В программе предлагается новый подход не только к логике построения курса математики, но и оригинальная и очень эффективная методика введения понятия многозначного числа и действий с ним.
Сложение и вычитание многозначных чисел начинают рассматривать в начале 3 класса при изучении первой темы «Понятия умножения и деления», на которую отводится 24 часа. По ходу изучения этой темы неоднократно обращаются к письменному сложению и вычитанию, в частности при решении уравнений, задач.
На протяжении всего периода обучения в третьем классе обучающиеся постоянно работают с письменным сложением и вычитанием.
И уже в конце третьего класса, при изучении темы «Действия с многозначными числами» обучающиеся повторяют сложение и вычитание многозначных чисел, выполняют эти действия при решении, как составных задач, так и при решении геометрических задач на нахождение периметра геометрических фигур.
В основе построения курса по учебнику Н.Б. Истоминой лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Работа, связанная с формированием вычислительных навыков и умений, находит свое органическое продолжение в темах: «Порядок выполнений действий в выражениях», «Распределительное свойство умножения», «Деление суммы на число».
Нумерация многозначных чисел в курсе третьего класса представлена темами «Четырехзначные числа» и «Пятизначные и шестизначные числа».
Применение калькулятора при изучении нумерации многозначных чисел позволяет активно использовать в учебных заданиях ранее изученные понятия: «увеличить на (в)», «уменьшить на (в)», разностного и краткого сравнения.
Тема «Сложение и вычитание многозначных чисел» изучается в конце третьего класса. На письменный прием сложения и вычитания многозначных чисел выделяется 4 часа, после чего обучающиеся пишут проверочную работу по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». При изучении данной темы обучающиеся должны знать алгоритм письменного сложения и вычитания, складывать и вычитать многозначные числа в «столбик», применять правила сложения и вычитания многозначных чисел на практике. Данная тема способствует развитию логического мышления, позволяет осознавать закономерности и зависимости окружающего мира в их различных интерпретациях.
При повторении учебного материала за 3 класс на данную тему отводится 2 часа. Здесь мы можем наблюдать, какими видами деятельности овладел ребенок.
Таким образом, одной из основных целей учебного предмета «Математика» является формирование и развитие мышления учащихся, прежде всего абстрактного, способности к оперированию «неосязаемых» объектов. В процессе изучения математики формируются логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление и его качества – гибкость, конструктивность, критичность. Содержание предмета представляет собой базу для организации интеллектуальной деятельности учащихся.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.
В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Значение вычислительных
навыков состоит не только в том,
что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием
всех последующих разделов школьного
курса математики. Без них они не в состоянии
овладеть содержанием и таких учебных
дисциплин как, например, физика и химия,
в которых систематически используются
различные вычисления.
Наряду с устными приемами вычислений
в программе большое значение уделяется
обучению детей письменным приемам вычислений.
При ознакомлении с письменными приемами
важное значение придается алгоритмизации.
Современный уровень развития науки и техники требует формирования у младших школьников навыков алгоритмического мышления. Это одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей, и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
2.2. Изучение педагогического опыта использования алгоритмов при обучении младших школьников письменному сложению и вычитанию.
Нами был изучен опыт использования алгоритмов при обучении учащихся 3-го класса на уроках математики, накопленный учителем начальных классов средней школы № 104 г. Москвы Киселевой Валентиной Ивановной.
Беседа с преподавателем и посещение открытого урока математики по теме «Закрепление приемов письменного сложения и вычитания» позволили нам обобщить опыт Валентины Ивановны, основные положения которого мы и приводим ниже.
Сложение однозначных чисел можно выполнить, основываясь на определении этого действия, но чтобы всякий раз не обращаться к определению, все суммы, которые получаются при сложении однозначных чисел, записывают в особую таблицу, называемую таблицей однозначных чисел, и запоминают.
Естественно, смысл сложения сохраняется и для многозначных чисел, но практическое выполнение сложения происходит по особым правилам. Сумму многозначных чисел обычно находят, выполняя сложение столбиком.
Например, выясним, каким образом возникает этот алгоритм, какие теоретические положения лежат в его основе.
Представим слагаемые 341 и 7238 в виде суммы степеней десяти с коэффициентами:
341 + 7238 = (3 х100 + 4 х 10 + 1) + (7 х 1000 + 2 х 100 + 3 х 10 + 8).
Раскроем скобки в полученном выражении, поменяем местами и сгруппируем слагаемые так, чтобы единицы оказались рядом с единицами, десятки с десятками и т.д. Все эти преобразования можно выполнить на основании соответствующих свойств сложения. Свойство ассоциативности разрешает записать выражение без скобок:
3 х 100 + 4 х 10 + 1 + 7 х 1000 + 2 х 100 + 3 х 10 + 8
На основании свойства коммутативности поменяем местами слагаемые:
7 х 1000 + 3 х 100 +2 х 100 +4 х 10 + 3 х 10 + 1 + 8
Согласно свойству ассоциативности произведем группировку:
7 х 1000 + ( 3 х 100 + 2 х 100) + ( 4 х 10 + 3 х 10) + (1 + 8).
Вынесем за скобки в первой выделенной группе число 100 , а во второй - 10. Это можно сделать в соответствии со свойством дистрибутивности умножения относительно сложения:
7 х 1000 + (3 + 2) х 100 + (4 + 3) х 10 + ( 1 + 8 ).
Итак, сложение данных чисел 341 и 7238 свелось к сложению однозначных чисел, изображенных цифрами соответствующих разрядов. Эти суммы находим по таблице сложения:
7 х 1000 + 5 х 100 + 7 х 10 + 9
Полученное выражение есть десятичная запись числа 7579.
Видим, что в основе алгоритма сложения многозначных чисел лежат следующие теоретические факты:
- способ записи чисел в десятичной системе счисления;
- свойства коммутативности и ассоциативности сложения;
- дистрибутивность умножения относительно сложения;
- таблица сложения однозначных чисел.
Не трудно убедиться в том, что в случае сложения чисел «с переходом через десяток» теоретические основы алгоритма сложения будут теми же. Рассмотрим, например, сумму 748+436.
Представим слагаемые в виде суммы степеней десяти с соответствующими коэффициентами:
(7 х 100 + 4 х 10 + 8) + ( 4 х 100 + 3 х 10 + 6)
Воспользуемся свойствами сложения и дистрибутивностью умножения относительно сложения и преобразуем полученное выражение к такому виду:
(7 + 4 ) х 100 + (4 + 3) х 10 + (8 + 6)
Видим, что в этом случае сложение данных чисел также свелось к сложению однозначных чисел, но суммы 7+4, 8+6 превышают 10 и поэтому последнее выражение не является десятичной записью числа. Необходимо сделать так, чтобы коэффициенты перед степенями 10 оказались меньше 10. Для этого выполним ряд преобразований. Сначала сумму 8+6 представим в виде 1х10+4:
(7 + 4) х 100 + (4 + 3) х 10 + (1 х 10 + 4)
Затем воспользуемся свойствами сложения и умножения и приведем полученное выражение к виду: (7 + 4) х 100 + (4 + 3 + 1) х 10 + 4
Суть последнего преобразования такова: десяток, который получился при сложении единиц, прибавим к десяткам данных чисел. И наконец, записав сумму 7+4 в виде
1 х 10 + 1 ,получаем: (1 х 10 + 1) х 100 + 8 х 10 + 4
Последнее выражение есть десятичная запись числа 1184.
Следовательно, 748+436=1184
Сформулируем в общем виде алгоритм сложения натуральных чисел, записанных в десятичной системе счисления:
1. Записывают второе
слагаемое под первым так,
2. Складывают единицы первого разряда. Если сумма меньше десяти записывают ее в разряд единиц ответа и переходят к следующему разряду (десятков).
3. Если сумма единиц больше или равна десяти, то представляют ее в виде
Ао+ во = 1 х 10 + со,
где со -однозначное число; записывают со в разряд единиц ответа и прибавляют 1 к десяткам первого слагаемого, после чего переходят к разряду десятков.
4. Повторяют те же
действия с десятками, потом
с сотнями и т.д. Процесс
заканчивается, когда
Заметим, что в этом алгоритме (как и в некоторых других) для краткости употребляется термин «цифра» вместо «однозначное число, изображаемое цифрой».
Алгоритм вычитания.
Вычитание однозначного числа в из однозначного числа А, не превышающего 18, сводится к поиску такого числа С, что В+С=А, и происходит с учетом таблицы сложения однозначных чисел.
Если же числа А и В многозначные и в < a ,то смысл действия вычитания остается тем же, что и для вычитания в пределах 20, но техника нахождения разности становится иной: разность многозначных чисел чаще всего находят, производя вычисления столбиком, по определенному алгоритму. Выясним, каким образом возникает этот алгоритм, какие теоретические факты лежат в его основе.
Рассмотрим разность чисел 485 и 231. Воспользуемся правилом записи чисел в десятичной системе счисления и представим данную разность в таком виде:
485 - 231 = (4 х 100 + 8 х 10 + 5) - (2 х 100 + 3 х 10 + 1)
Чтобы вычесть из числа 4 х 100 + 8 х 10 + 5 сумму 2 х 100 + 3 х 10 + 1 , достаточно вычесть из него каждое слагаемое этой суммы одно за другим, и тогда:
( 4 х 100 + 8 х 10 + 5) - (2 х 100 + 3 х 10 + 1) = (4 х 100 + 8 х 10 + 5) - 2 х 100 - 3 х 10 - 1
Чтобы вычесть число из суммы, достаточно вычесть его из какого-либо одного слагаемого (большего или равного этому числу). Поэтому число 2х100 вычтем из слагаемого 4х102 , число 3х10 - из слагаемого 8х10 , а число 1 -из слагаемого 5, тогда:
(4 х 100 + 8 х 10 + 5) - 2 х 100 - 3 х 10 - 1 = (4 х 100 - 2 х 102 ) + (8 х 10 - 3 х 10)+ ( 5 - 1 )
Воспользуемся дистрибутивностью умножения относительно вычитания и вынесем за скобки 100 и 10. Тогда выражение будет иметь вид:
(4 - 2 )х 100+ (8 - 3) х 10 + +(5--1)
Видим, что вычитание трехзначного числа 231 из трехзначного числа 485 свелось к вычитанию однозначных чисел, изображенных цифрами соответствующих разрядов в записи заданных трехзначных чисел. Разности 4-2, 8-3 и 5-1 находим по таблице сложения и получаем выражение: 2 х 100 + 5 х 10 + 4 ,которое является записью числа 254 в десятичной системе счисления. Таким образом, 485 - 231 =254 Выражение (4 - 2) х 100+(8-3)х10+(5-1) задает правило вычитания, которое обычно выполняется столбиком:
Видим, что вычитание многозначного числа из многозначного основывается на:
- способе записи числа
в десятичной системе
- правилах вычитания числа из суммы и суммы из числа;
- свойстве дистрибутивности
умножения относительно
- таблице сложения однозначных чисел.
Нетрудно убедиться в том, что если в каком-нибудь разряде уменьшаемого стоит однозначное число , меньше числа в том же разряде вычитаемого, то в основе вычитания лежат те же теоретические факты и таблица сложения однозначных чисел. Найдем, например, разность чисел 760 - 326. Воспользуемся правилом записи чисел в десятичной системе счисления и представим эту разность в таком виде: