Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:33, курсовая работа
Целью работы было определение эффективности использования алгоритмов при изучении письменного сложения и вычитания в 3 классе. Гипотеза: использования алгоритмов при изучении математики в 3 классе положительно влияет на процесс усвоения учащимися знаний и умений. Задачи: На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий «мышление», «алгоритм», «алгоритмическое мышление». Проанализировать программы начальной школы по математике, изучаемые на данном этапе обучения. Изучить педагогический опыт использования алгоритмов при письменном сложении и вычитании в курсе математики начальной школы. Провести экспериментальное исследование, направленное на определение эффективности использования алгоритмов при изучении письменного сложения и вычитания в 3 классе.
Введение………………………………………………………………
Глава 1 Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития алгоритмического мышления обучающихся младшего школьного возраста…………………………………………………………….
Мышление: понятие, виды, операции, формы…………………
Алгоритмы сложения и вычитания….…………………………..
Особенности формирования алгоритмического мышления…..
Глава 2 Экспериментальное изучение проблемы развития алгоритмического мышления при обучении третьеклассников письменному слоению и вычитанию……………………………
2.1 Анализ программ по математике при изучении письменного сложения и вычитания обучающихся 3 класса…………………
2.2 Изучение педагогического опыта использования алгоритмов при обучении младших школьников письменному сложению и вычитанию………………………………………………………...
2.3 Описание хода эксперимента и анализ полученных результатов………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………….
Приложение……………………………………………
760 - 326 = (7 х 100 + 6 х 10 + 0) - (3 х 100 + 2 х 10 + 6)
Поскольку из числа 0 нельзя вычесть 6, то выполнить вычитание аналогичное тому, как было сделано в первом случае, невозможно. Поэтому возьмем из числа 760 один десяток и представим его в виде 10 единиц - десятичная система счисления позволяет это сделать - тогда будем иметь выражение:
(7 х 100 + 5 х 10 + 10) - ( 3х 100 + 2 х 10 + 6)
Если теперь воспользоваться правилами вычитания суммы из числа и числа из суммы, а также дистрибутивностью умножения относительно вычитания, то получим выражение
(7 - 3) х 100 + (5 - 2) х 10 + (10 - 6) или 4 х 100 + 3 х 10 + 4
Последняя сумма есть запись числа 434 в десятичной системе счисления. Значит, 760 - 326 = 434
Сформулировать в общем виде алгоритм вычитания чисел в десятичной системе счисления.
1. Записываем вычитаемое
под уменьшаемым так, чтобы
соответствующие разряды
2. Если цифра в разряде единиц вычитаемого не превосходит соответствующей цифры уменьшаемого, вычитаем ее из цифры уменьшаемого, записываем разность в разряд единиц искомого числа, после чего переходим к следующему разряду.
3. Если же цифра
единиц вычитаемого больше един
а цифра десятков отлична от нуля, то уменьшаем цифру десятков уменьшаемого на 1, одновременно увеличив цифру единиц уменьшаемого на 10, после чего вычитаем из числа 10 + ао число во и записываем разность в разряде единиц искомого числа, далее переходим к следующему разряду.
4. Если цифра единиц
вычитаемого больше цифры
5. В следующем разряде повторяем описанный процесс.
6. Вычитание заканчивается,
когда производится вычитание
из старшего разряда
Заключение
Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и четкое выполнение определенной последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления.
Алгоритмический стиль мышления представляет собой специфический стиль мышления, предполагающий умение создать алгоритм, для чего необходимо наличие мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, ее решению крупными блоками с последующей детализацией и осознанным закреплением процесса получения конечного результата в языковых формах.
Алгоритмическое мышление включает в себя ряд особенностей, свойственных логическому мышлению, однако требует и некоторых дополнительных качеств. Основными из них считаются умение находить последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи и выделение в общей задаче ряда более простых подзадач, решение которых приведет к решению исходной задачи. Наличие логического мышления не обязательно (хотя и достаточно часто) предполагает наличие мышления алгоритмического.
Проблема развития и алгоритмического мышления в начальной школе – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Основной способ ее решения – поэтапное формирование логических приемов мышления с постепенным переходом непосредственно к элементам алгоритмизации, т.е. следует развести понятия логическое мышление и алгоритмическое мышление, хотя в основе развитого алгоритмического мышления, безусловно, лежит сформированное и развитое логическое мышление. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, который может организовать работу с алгоритмическими обучающими средствами на уроках математики, способствуя тем самым развитию алгоритмического мышления.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей, и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
Целью экспериментального
исследования курсовой работы было определение
эффективности использования
После проведения с детьми занятий по математике с использованием алгоритмов мы зафиксировали повышение уровня глубины и прочности программных знаний, умений и навыков учащихся, на основании чего сделали вывод об эффективности использования алгоритмов в обучении учащихся 3-го класса. Результаты исследования представлены нами во второй части работы.
Таким образом, цель исследования – изучить особенности развития алгоритмического мышления обучающихся 3-го класса при обучении письменного сложения и вычитания – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – использования алгоритмов при обучении письменному сложению и вычитанию положительно влияет на процесс усвоения учащимися знаний и умений – подтверждена.
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента
Имя и фамилия ученика |
№ задания |
Количество правильных ответов | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
Лена К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Рома С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||
Саша П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||
Даша С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | ||
Катя Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||
Вика Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||
Ваня З. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||
Артем Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||
Лена Ш. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||
Юля Ч. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Света П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||
Влад Д. |
+ |
1 | |||||||||
Кирилл Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||
Дима О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||
Валя Ж. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||
Снежанна Б. |
+ |
1 | |||||||||
Тимур Ф. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||
Сергей Х. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||
Люда Т. |
+ |
+ |
2 |
Приложение 2
Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента
Имя и фамилия ученика |
№ задания |
Количество правильных ответов | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
Лена К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Рома С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | ||||
Саша П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 | |||
Даша С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 | ||
Катя Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||||
Вика Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 | |||
Ваня З. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 | |||
Артем Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | ||||
Лена Ш. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | ||||
Юля Ч. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Света П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||||
Влад Д. |
+ |
5 | |||||||||
Кирилл Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 | ||||
Дима О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | |||
Валя Ж. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | ||||
Снежанна Б. |
+ |
5 | |||||||||
Тимур Ф. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 | ||||
Сергей Х. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | ||||
Люда Т. |
+ |
+ |
5 |