Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:40, курсовая работа
На современном этапе развития общества все более ощутимым становится
противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием
гуманитарной сферы. Кризис духовности, приводящий ко многим негативным
последствиям социально-политического и экономического характера, коренится в
недостатках системы образования. Все ускоряющееся развитие науки и техники,
всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического
мышления в ущерб формированию музыкальной культуры. Поэтому творческое начало
индивидуально
Введение ........................... 3
I Психолого-педагогические основы развития чувства ритма и формирование
музыкальной культуры младших школьников
1.1 Развитие чувства ритма ребенка как объект исследования в литературе.5
1.2 Психологические особенности появления музыкального чувства ритма
у младших школьников ......................10
1.3 Урок музыки – основная форма развития чувства ритма ....... 12
1.4 Чувство ритма как условие формирования музыкальной культуры ....20
II Работа по развитию чувства ритма в начальных классах
2.1 Приемы активизации ритма чувства в музыкальных ритмических движениях
2.2 Организация музыкальных ритмических игр с использованием детских
музыкальных инструментов
2.3 Анализ опыта работы по проблеме
Заключение ...........................48
Библиография ..........................50
обновления стратегии и
активизацию и развитие духовных сил ребенка, постигающего богатейший опыт
музыкального искусства. В связи с этим в предлагаемой нами программе главным
критерием развития музыкальной культуры школьников выдвигается не точность
познания, а глубина проникновения в музыку, содержанием которой является
«выразительное и говорящее бытие» в единстве образов мира и звука.
Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников можно
охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке
личностно значимого для ребенка жизненного смысла. Этот смысл определен нами
как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве. Этот путь
позволяет также объединить разнообразие подходов в классных и внеклассных
формах музыкального воспитания детей на единой концептуальной основе. Поэтому
теоретическим основанием программы мы выдвигаем освоение культурного наследия
человечества, постижения искусства и жизни в соответствии с их личностной
значимостью для ребенка.
Многими учеными-практиками экспериментально установлено, что художественно-
эстетическое развитие школьников начинается в детском саду или внешкольных
центрах эстетического воспитания, где обучаются и малыши, и школьники, -
естественно осуществляется преемственность в воспитании и обучении. В них
закладывается фундамент систематического образования, гуманистического и
целостного воспитания, эстетического отношения к миру и самому себе.
Цель уроков музыки в школе – воспитание музыкальной культуры учащихся.
Понятие «музыкальная культура» довольно емкое. Оно включает:
- нравственно-эстетические
чувства и убеждения,
потребности;
- знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение
музыкального искусства (восприятие, исполнение);
- музыкальные
творческие способности,
деятельности.
На уроках музыки учитель знакомит ребят с лучшими образцами народной музыки,
произведениями русской и
Именно освоение классического наследия является основой воспитания
музыкальной культуры учащихся.
Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий
всестороннего развития музыкальных способностей детей. Важнейшая задача
музыкального воспитания в школе – формирование слушателей музыкальной
культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно
слушатель, проявляющий свои интересы. От сформулированности слушательской
музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой
внутренний мир при общении с искусством или нет, воспринимая только чисто
развлекательную музыку.
Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и
в других видах музыкальной
приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских
музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующей
осознанному, выразительному исполнению песни, плясок, игр.
Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников связан с
определенной
учащихся: от восприятия явлений окружающего или музыкальных образов – через
основание личностно-значимого музыкальных образов – через осознание
личностно-значимого смысла переживаний, связанных с ними, - к поиску
адекватных личностно-значимых музыкальных красок и выразительных средств для
его воплощения.
Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообразна, в ней можно
выделить множество
содержательное наполнение. Задача не в том, чтобы выделить как можно больше
компонентов, а в том, чтобы найти такие «стерни», такие составляющие, которые
отражали бы самое существенное в музыкальной культуре, в динамике ее
развития.
Заключение
В нашей жизни музыка занимает значительную часть. Музыку мы слушаем и в
радости и в печали. Без нее не обходится ни один праздник. В музыке
существуют разные направления, но какой бы ни была музыка, ее надо уметь
слушать, а для этого у человека должна быть развита «музыкальная культура».
Музыкальная культура, если исходить из того, что культура – это совокупность
материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то
понятно, что музыкальная культура – это, с одной стороны часть общей
культуры, с другой – показатель уровня этой общей культуры. Музыка – это
совокупность взаимосвязей звуков ритма. Составная часть музыкальной культуры
– это ритм и звук. Музыка – это звучание, но оно не будет приятно нашему
слуху, если нет ритма. Ритм – это одно из условий его развития. Ритм
регулирует длительность (это продолжительность звука), темп (это звучание
звука), акцент (это усиление звука) и т.д. Это все, что необходимо для
создания мелодии, а это значит, что музыка развивается по законам ритма.
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его
ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический
рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа.
Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и
того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как
средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах
музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты
признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать
духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если
у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно
воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».
Мы в исследовании отечественной и зарубежной литературы подтвердили что,
развитие чувства ритма будет являться эффективным условием формирования
музыкальной культуры младших школьников в процессе реализации его
возможностей заключающихся:
- в развитии память, мышление, активность, наблюдательность,
целеустремленность, логику, интуицию;
- в сознании
условий для переживания
- в развитии
учащихся в единстве
выражения.
В заключение добавим: что занятия по данной теме возможны в качестве второго
еженедельного урока музыки для расширения и обогащения детских представлений
о музыкальном искусстве. Музыка явилась главным «катализатором»
непосредственности, сила которой проявляется в том, что она «вскапывает»
детское подсознание.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, выпуск 2. Москва, 1963г
– 110 стр.
2. Абдуллин Э.Б.
1991г – 405 стр.
3. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа
для высших педагогических учебных заведений. Москва, 1991г – 309 стр.
4. Березовчук Л. Музыка и мы. Санкт-Петербург, 1995г – 230 стр.
5. Белобородова В.К.
Музыкальное восприятие к
восприятие школьников. Москва, 1975г – 506 стр.
6. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. Москва, 1971г – 354 стр.
7. Ветлугина Н.А. Структура
музыкальности и пути ее
Музыкальное развитие ребенка. Москва, 1986г – 325 стр.
8. Горюнова Л.В. Развитие
ребенка как его
школе. Москва, 1993 - №1 – 125 стр.
9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в
школе. Москва, 2000г – 245 стр.
10. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997г
– 576 стр.
11. Кленов А.С. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва, 1999г – 864 стр.
12. Келдыш Г.В. Музыкальный
13. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для
общеобразовательной школы. Программа для общеобразовательных учебных
заведений. Музыка – Москва, 1994г – 405 стр.
14. Михайлова М.А. Развитие
Академия развития, 1997г – 240 стр.
15. Под редакцией Е.Д. Критской, Я.В. Школяр. Традиции и новаторство в
музыкально-эстетическом образовании. Москва. «Флинта», 1999г – 296 стр.
16. Перфильева И.А. Три ипостаси музыкального мира и проблемы преподавания
музыки в общеобразовательной школе. Музыкальное образование и подготовка
учителя музыки. Взгляд в XXI век. Материалы III Международной научно-
практической конференции. Москва, 1996г – 505 стр.
17. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Москва, 1999г – 176 стр.
18. Панкевич Р.В. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном
развитии личности. Екатеринбург, 2001г. Том 6 – 145 стр.
19. Рачина Б.С. Программа «Музыка» сегодня. Из опыта работы учителя музыки в
5-х классах. Методические рекомендации. СПб, 1992г – 815 стр.
20. Сергеева Г.П. Программа
предмету «Музыки» (с методическими материалами). Москва, 1995г – 500 стр.
21. Теплов Б.М. Психология
– 334 стр.
22. Тарасова К.В. Онтогенез
23. Тарасов Г.С. Музыкальная
1993г – 704 стр.
24. Тельчарова Р.А. Развитие в феноменологию музыки. Москва, 1991г – 336 стр.
25. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. Москва, 1993г – 353
стр.
26. Школяр Л.В. Принципы отбора содержания и методов работы на
музыкальных занятиях. Музыкальное искусство 1–3 кл. Программа для
общеобразователь-ной школы. Москва, 1995г – 1250 стр.
Информация о работе Развитие чувства ритма у младших школьников