Развитие чувства ритма у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития общества все более ощутимым становится
противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием
гуманитарной сферы. Кризис духовности, приводящий ко многим негативным
последствиям социально-политического и экономического характера, коренится в
недостатках системы образования. Все ускоряющееся развитие науки и техники,
всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического
мышления в ущерб формированию музыкальной культуры. Поэтому творческое начало
индивидуально

Содержание работы

Введение ........................... 3

I Психолого-педагогические основы развития чувства ритма и формирование
музыкальной культуры младших школьников
1.1 Развитие чувства ритма ребенка как объект исследования в литературе.5
1.2 Психологические особенности появления музыкального чувства ритма
у младших школьников ......................10
1.3 Урок музыки – основная форма развития чувства ритма ....... 12
1.4 Чувство ритма как условие формирования музыкальной культуры ....20
II Работа по развитию чувства ритма в начальных классах
2.1 Приемы активизации ритма чувства в музыкальных ритмических движениях
2.2 Организация музыкальных ритмических игр с использованием детских
музыкальных инструментов
2.3 Анализ опыта работы по проблеме

Заключение ...........................48

Библиография ..........................50

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 81.66 Кб (Скачать файл)

обновления стратегии и тактики  музыкального воспитания направлен на

активизацию и развитие духовных сил  ребенка, постигающего богатейший опыт

музыкального искусства. В связи  с этим в предлагаемой нами программе  главным

критерием развития музыкальной культуры школьников выдвигается не точность

познания, а глубина проникновения  в музыку, содержанием которой  является

«выразительное и говорящее  бытие» в единстве образов мира и  звука.

Процесс формирования музыкальной  культуры младших школьников можно

охарактеризовать как процесс  возникновения, углубления и выражения  в музыке

личностно значимого для ребенка  жизненного смысла. Этот смысл определен  нами

как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве. Этот путь

позволяет также объединить разнообразие подходов в классных и внеклассных

формах музыкального воспитания детей на единой концептуальной основе. Поэтому

теоретическим основанием программы  мы выдвигаем освоение культурного  наследия

человечества, постижения искусства  и жизни в соответствии с их личностной

значимостью для ребенка.

Многими учеными-практиками экспериментально установлено, что художественно-

эстетическое развитие школьников начинается в детском саду или  внешкольных

центрах эстетического воспитания, где обучаются и малыши, и школьники, -

естественно осуществляется преемственность  в воспитании и обучении. В них

закладывается фундамент систематического образования, гуманистического и

целостного воспитания, эстетического  отношения к миру и самому себе.

Цель уроков музыки в школе –  воспитание музыкальной культуры учащихся.

Понятие «музыкальная культура» довольно емкое. Оно включает:

-         нравственно-эстетические  чувства и убеждения, музыкальные  вкусы и

потребности;

-         знания, навыки  и умения, без которых невозможно  освоение

музыкального искусства (восприятие, исполнение);

-         музыкальные  творческие способности, определяющие  успех музыкальной

деятельности.

На уроках музыки учитель знакомит ребят с лучшими образцами  народной музыки,

произведениями русской и зарубежной классики, в том числе и современной.

Именно освоение классического  наследия является основой воспитания

музыкальной культуры учащихся.

Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий

всестороннего развития музыкальных  способностей детей. Важнейшая задача

музыкального воспитания в школе  – формирование слушателей музыкальной

культуры учащихся, потому что сегодняшний  ученик в будущем непременно

слушатель, проявляющий свои интересы. От сформулированности слушательской

музыкальной культуры зависит, будет  ли человек сам совершенствовать свой

внутренний мир при общении  с искусством или нет, воспринимая  только чисто

развлекательную музыку.

Музыкальное восприятие развивается  не только в процессе слушания музыки, но и

в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся

приобретали навыки и умения в области  пения, ритмики, игры на детских

музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующей

осознанному, выразительному исполнению песни, плясок, игр.

Процесс формирования музыкальной  культуры младших школьников связан с

определенной последовательностью  смены этапов в музыкальной деятельности

учащихся: от восприятия явлений окружающего  или музыкальных образов –  через

основание личностно-значимого музыкальных образов – через осознание

личностно-значимого смысла переживаний, связанных с ними, - к поиску

адекватных личностно-значимых музыкальных  красок и выразительных средств  для

его воплощения.

Структура понятия «музыкальная культура»  весьма разнообразна, в ней можно

выделить множество компонентов, которые имеют различное по степени  значимости

содержательное наполнение. Задача не в том, чтобы выделить как можно  больше

компонентов, а в том, чтобы найти  такие «стерни», такие составляющие, которые

отражали бы самое существенное в музыкальной культуре, в динамике ее

развития.

    

    

                               Заключение                               

В нашей жизни музыка занимает значительную часть. Музыку мы слушаем и в

радости и в печали. Без нее  не обходится ни один праздник. В  музыке

существуют разные направления, но какой бы ни была музыка, ее надо уметь

слушать, а для этого у человека должна быть развита «музыкальная культура».

Музыкальная культура, если исходить из того, что культура – это совокупность

материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то

понятно, что музыкальная культура – это, с одной стороны часть  общей

культуры, с другой – показатель уровня этой общей культуры. Музыка – это

совокупность взаимосвязей звуков ритма. Составная часть музыкальной  культуры

– это ритм и звук. Музыка – это  звучание, но оно не будет приятно  нашему

слуху, если нет ритма. Ритм – это  одно из условий его развития. Ритм

регулирует длительность (это продолжительность  звука), темп (это звучание

звука), акцент (это усиление звука) и т.д. Это все, что необходимо для

создания мелодии, а это значит, что музыка развивается по законам  ритма.

Музыка и движение такие же взаимосвязанные  понятия, как звук и его

ритмическая организация. Как уже  говорилось, временное начало, ритмический

рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа.

Ритм, пульсация, движение, действие –  по сути своей характеристики одного и

того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как

средство музыкального развития. В  прогрессивных педагогических системах

музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как  музыканты

признавали за ним возможность  не только совершенствовать тело, но и  развивать

духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если

у человека с детства не развито  чувство ритма, он будет неполноценно

воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».

Мы в исследовании отечественной  и зарубежной литературы подтвердили  что,

развитие чувства ритма будет  являться эффективным условием формирования

музыкальной культуры младших школьников в процессе реализации его

возможностей заключающихся:

-         в развитии  память, мышление, активность, наблюдательность,

целеустремленность, логику, интуицию;

-         в сознании  условий для переживания личностного  благополучия;

-         в развитии  учащихся в единстве внутреннего  переживания и внешнего

выражения.

В заключение добавим: что занятия  по данной теме возможны в качестве второго

еженедельного урока музыки для  расширения и обогащения детских  представлений

о музыкальном искусстве. Музыка явилась  главным «катализатором»

непосредственности, сила которой  проявляется в том, что она  «вскапывает»

детское подсознание.

    

    

                               БИБЛИОГРАФИЯ                              

1.     Апраксина О.А. Музыкальное  воспитание в школе, выпуск 2. Москва, 1963г

– 110 стр.

2.     Абдуллин Э.Б. Методологическая  подготовка учителя музыки. Москва,

1991г – 405 стр.

3.     Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа

для высших педагогических учебных  заведений. Москва, 1991г – 309 стр.

4.     Березовчук Л. Музыка и мы. Санкт-Петербург, 1995г – 230 стр.

5.     Белобородова В.К.  Музыкальное восприятие к теории  вопроса. Музыкальное

восприятие школьников. Москва, 1975г  – 506 стр.

6.     Вахромеев В.А. Элементарная  теория музыки. Москва, 1971г – 354 стр.

7.     Ветлугина Н.А. Структура  музыкальности и пути ее исследования.

Музыкальное развитие ребенка. Москва, 1986г – 325 стр.

8.     Горюнова Л.В. Развитие  ребенка как его жизнетворчество.  Искусство в

школе. Москва, 1993 - №1 – 125 стр.

9.     Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в

школе. Москва, 2000г – 245 стр.

10. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997г

– 576 стр.

11. Кленов А.С. Я познаю мир.  Детская энциклопедия. Москва, 1999г  – 864 стр.

12. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический  словарь. Москва, 1990г –463 с.

13. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для

общеобразовательной школы. Программа  для общеобразовательных учебных

заведений. Музыка – Москва, 1994г  – 405 стр.

14. Михайлова М.А. Развитие музыкальных  способностей детей. Ярославль.

Академия развития, 1997г – 240 стр.

15. Под редакцией Е.Д. Критской, Я.В. Школяр. Традиции и новаторство  в

музыкально-эстетическом образовании. Москва. «Флинта», 1999г – 296 стр.

16. Перфильева И.А. Три ипостаси  музыкального мира и проблемы  преподавания

музыки в общеобразовательной  школе. Музыкальное образование  и подготовка

учителя музыки. Взгляд в XXI век. Материалы III Международной научно-

практической конференции. Москва, 1996г – 505 стр.

17. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Москва, 1999г – 176 стр.

18. Панкевич Р.В. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном

развитии личности. Екатеринбург, 2001г. Том 6 – 145 стр.

19. Рачина Б.С. Программа «Музыка» сегодня. Из опыта работы учителя музыки в

5-х классах. Методические рекомендации. СПб, 1992г – 815 стр.

20. Сергеева Г.П. Программа повышения  квалификации учителей специалистов  по

предмету «Музыки» (с методическими  материалами). Москва, 1995г – 500 стр.

21. Теплов Б.М. Психология музыкальных  способностей. Москва, Ленинград, 1947г

– 334 стр.

22. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных  способностей. Москва, 1994г – 606 стр.

23. Тарасов Г.С. Музыкальная психология. Спутник учителя музыки. Москва,

1993г – 704 стр.

24. Тельчарова Р.А. Развитие в феноменологию музыки. Москва, 1991г – 336 стр.

25.            Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. Москва, 1993г – 353

стр.

     26.           Школяр Л.В. Принципы отбора содержания и методов работы на

музыкальных занятиях. Музыкальное искусство 1–3 кл. Программа для

общеобразователь-ной школы. Москва, 1995г – 1250 стр.

    


Информация о работе Развитие чувства ритма у младших школьников