Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:00, дипломная работа
Цель исследования – выявить роль музыкального искусства в развитии детей с задержкой психического развития.
Объект исследования – уроки музыки в классах ЗПР общеобразовательной школы.
Предмет исследования – особенности организации урока музыки в коррекционных классах, способствующие развитию детей.
Введение
Глава 1. Проблема задержки психического развития в психологи и педагогике
1.1 Задержка психического развития: общая характеристика понятия, история проблемы, причины возникновения
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР
1.3 Психологические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Особенности личности
Глава 2 Организация музыкально-педагогического процесса в классах ЗПР.
2.1 Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.2 Организация педагогического процесса. Роль музыки в развитии детей с задержкой психического развития
2.3 Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой педагогического процесса
2.4 Апробация методов и приемов организации уроков музыки в классах ЗПР
Заключение
Библиография
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ГОУ Омский государственный педагогический университет
Факультет искусств
Кафедра теории и методики музыкально-эстетического воспитания
Выпускная квалификационная работа бакалавра
Развитие детей с задержкой психического развития средствами музыкального искусства
Студентка 5 курса
Шипицына В.А.
Научный руководитель:
Тулаева Виктория Викторовна
г. Омск
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема задержки психического развития в психологи и педагогике
1.1 Задержка психического развития: общая характеристика понятия, история проблемы, причины возникновения
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР
1.3 Психологические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Особенности личности
Глава 2 Организация музыкально-педагогического процесса в классах ЗПР.
2.1 Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.2 Организация педагогического процесса. Роль музыки в развитии детей с задержкой психического развития
2.3 Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой педагогического процесса
2.4 Апробация методов и приемов организации уроков музыки в классах ЗПР
Заключение
Библиография
задержка психическое развитие музыка
Введение
Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с ограниченными возможностями, которые связанны с теми или иными патологиями в развитии.
Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70—80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник); педагогами (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с временной задержкой психического развития.
Острейшая необходимость разработки вопросов обучения и развития младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. Переход школы на новые программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников.
По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих детей в общество относится сегодня к числу важнейших задач. Жизнь заставляет признать необходимость работы с «особым ребенком» и сделать ее одним из приоритетов в российском образовании.
Важное место в системе коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях компенсирующего типа, занимают музыкальные занятия. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения наряду с задачами музыкально-эстетического развития детей, решаются коррекционно-развивающие задачи.
Содержание, организация, методика проведения музыкальных занятий с детьми с задержкой психического развития определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой, – природой и характером нарушений в развитии ребенка. Музыкальные занятия в коррекционных классах направлены на решение таких задач как: приобщение детей к основам музыкальной культуры, способствующее их обще-эстетическому развитию; развитие музыкальных способностей детей; развитие творческих способностей; эмоционального отклика на музыку; воспитание музыкального вкуса на основе полученных первоначальных впечатлений от музыки.
В процессе музыкальных занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение.
Дети с ЗПР являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования общей культуры, но и оказывает на них лечебно-профилактическое воздействие.
Педагог-музыкант применяет целый комплекс методов и приемов, специально направленных на решение задач музыкального развития и на реализацию спланированного коррекционно–развивающего педагогического процесса, обеспечивающего компенсацию имеющихся нарушений и социальную адаптацию каждого ребенка средствами искусства.
Цель исследования – выявить роль музыкального искусства в развитии детей с задержкой психического развития.
Объект исследования – уроки музыки в классах ЗПР общеобразовательной школы.
Предмет исследования – особенности организации урока музыки в коррекционных классах, способствующие развитию детей.
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
-охарактеризовать проблему психического развития в психологии и педагогике;
-описать особенности организация музыкально-педагогического процесса в классах ЗПР.
База исследования практика в период с 1 октября по 1 ноября и с 1 февраля по 1 марта 2010 года
Глава.1. Проблема задержки психического развития в психологи и педагогике
1.1 Задержка психического развития: общая характеристика понятия, история проблемы, причины возникновения
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У.В. Ульенкова), «отстающие в учении» (Н.А. Менчинская), «нервные дети» (А.И. Захаров). Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. В соответствии с еще одним социально - педагогическим подходом таких детей называют «дети группы риска» (Г.Ф.Кумарина).
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Дети с ЗПР характеризуются нарушениями психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживаются в сфере познавательных процессов. Специальное обучение, направленное на развитие детей с ЗПР, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления, а также предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы, которая играет большую роль в усвоении знаний, умений, навыков, в установлении контактов с соучениками и в социальной адаптации ученика в школе и вне нее. Обучение детей с ЗПР в большей мере опирается на процессы памяти, которые имеют многие своеобразные особенности: объем запоминания материала меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. При обучении таких детей следует использовать больше наглядного материала и часто менять вид деятельности на уроке. Особый акцент делается на активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса, задачей которого является формирование у учащихся положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности. Подобная мотивация побуждала бы школьников к систематической учебной работе, способствовала бы развитию познавательной активности, при высоком уровне которой учащиеся выходят на самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование. Обследования и наблюдения за состоянием музыкальным развитием детей с ЗПР показывают, что пение и музыка могут оказать большое влияние на физическое, интеллектуальное и музыкальное развитие детей. В процессе обследований музыкальных возможностей и особенностей детей с ЗПР было установлено следующее:
1) часто дети с ЗПР имеют хорошие музыкально-певческие данные;
2) в процессе обучения дети с ЗПР могут хорошо развиваться и к окончанию школы достигнуть значительных успехов в пении и музыке;
3) особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР требуют от учителя большого методического мастерства, индивидуального подхода к ученикам, значительной детализации учебного материала на уроке, широкого применения наглядности и частого повторения изучаемого словесного и наглядного материала.
Так же к детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем - слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка). Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности). Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития, но обусловливают необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка.
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
-ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
-отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы и поведения.( Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996. – С.280)
Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития:
поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников); Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии; Ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована; Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот. Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Таким образом понятие «задержка» имеет временный характер отставания, который с возрастом преодолевается в зависимости от созданных благоприятных условий для обучения и развития детей данной категории. Так же к детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии и могут в некоторых случаях преодолеваться в условиях обычной школы. Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития.
История изучения.
Время возникновения ЗПР
связано, как правило, с ранними возрастными
этапами, и возрастной фактор может скорее
изменить характер и динамику ЗПР, усугубляя
или же, наоборот, смягчая ее проявление.
В нашей стране первые попытки специальной
педагогической работы с детьми ЗПР были
предприняты в конце 50-х – и начало 60-х
годов в пределах небольших экспериментальных
групп при институте дефектологии АПН
СССР, в которых такие дети, обучаясь в
массовой школе, получали дополнительную
подготовку. Но по большей части они, будучи
направленными массовыми школами на отборочные
комиссии, попадали во вспомогательные
школы, что фактически закрывало им путь
к дальнейшему развитию. Положение не
могло быть иным, поскольку специальные
школы или классы для детей этой категории
отсутствовали вследствие слабой изученности
подобных дефектов развития. В то время
дети с ЗПР исследовались преимущественно
в клиническом плане. Ведущее место занимала
концепция, согласно которой задержка
психического развития связывалась с
различными формами психофизического
и психического инфантилизма, а также
с рано возникшими цереброастеническими
состояниями. Психологическая характеристика
давалась лишь на основе клинических и
педагогических наблюдений, в которых
у этих детей прежде всего отмечались
трудности при овладении чтением, письмом,
счетом, решением арифметических задач,
недостаточность сенсомоторной координации,
общая моторная неловкость, импульсивность,
эмоциональная неустойчивость, малый
объем внимания, сильно выраженная отвлекаемость
и быстрая утомляемость.Анализ зарубежных
работ обнаруживает разные подходы к изучению
ЗПР и к выработке адекватных диагностических
методов. Поиск дифференцированных средств
для определения форм ЗПР, осуществляемый
Р. Заззо и его сотрудниками, направлен,
в основном, на выделение различных психологических
синдромов и их этиологии для групп детей
с ЗПР.Проблема слабовыраженных отклонений
в психическом развитии возникла и приобрела
особое значение, как в зарубежной, так
и в отечественной науке лишь в середине
XX в., когда вследствие бурного развития
различных областей науки и техники и
усложнения программ общеобразовательных
школ появилось большое число детей, испытывающих
трудности в обучении. Педагоги и психологи
придавали большое значение анализу причин
этой неуспеваемости. Достаточно часто
она объяснялась умственной отсталостью,
что сопровождалось направлением таких
детей во вспомогательные школы, которые
появились в России в 1908 - 1910 гг.Однако
при клиническом обследовании все чаще
у многих из детей, которые плохо усваивали
программу общеобразовательной школы,
не удавалось обнаружить специфических
особенностей, присущих умственной отсталости.
В 50 - 60-х гг. эта проблема приобрела особую
значимость, в результате чего под руководством
М.С.Певзнер, ученицы Л.С.Выготского, специалиста
в области клиники умственной отсталости,
было начато разностороннее исследование
причин неуспеваемости. Резкое увеличение
неуспеваемости на фоне усложнения программ
обучения заставило ее предположить существование
каких-то форм психической недостаточности,
проявляющихся в условиях повышенных
учебных требований. Комплексное клинико-психолого-