Развитие детей с задержкой психического развития средствами музыкального искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:00, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить роль музыкального искусства в развитии детей с задержкой психического развития.
Объект исследования – уроки музыки в классах ЗПР общеобразовательной школы.
Предмет исследования – особенности организации урока музыки в коррекционных классах, способствующие развитию детей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Проблема задержки психического развития в психологи и педагогике
1.1 Задержка психического развития: общая характеристика понятия, история проблемы, причины возникновения
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР
1.3 Психологические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Особенности личности
Глава 2 Организация музыкально-педагогического процесса в классах ЗПР.
2.1 Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.2 Организация педагогического процесса. Роль музыки в развитии детей с задержкой психического развития
2.3 Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой педагогического процесса
2.4 Апробация методов и приемов организации уроков музыки в классах ЗПР
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 615.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОУ Омский государственный педагогический университет

Факультет искусств

Кафедра теории и методики музыкально-эстетического воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра

Развитие детей с задержкой психического развития средствами музыкального искусства

 

 

Студентка 5 курса

Шипицына В.А.

Научный руководитель:

Тулаева Виктория Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

г. Омск

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Проблема задержки психического развития в психологи и педагогике

1.1 Задержка психического развития: общая характеристика понятия, история проблемы, причины возникновения

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР

1.3 Психологические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Особенности личности

Глава 2 Организация музыкально-педагогического процесса в классах ЗПР.

2.1 Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

2.2 Организация педагогического процесса. Роль музыки в развитии детей с задержкой психического развития

2.3 Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой педагогического процесса

2.4 Апробация методов и приемов организации уроков музыки в классах ЗПР

Заключение

Библиография

задержка психическое развитие музыка

 

Введение

 

Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с ограниченными возможностями, которые связанны с теми или иными патологиями в развитии.

Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70—80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник); педагогами (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию - детей с временной задержкой психического развития.

Острейшая необходимость разработки вопросов обучения и развития младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. Переход школы на новые программы усугубил тяжелое положение стойко неуспевающих школьников.

По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих детей в общество относится сегодня к числу важнейших задач. Жизнь заставляет признать необходимость работы с «особым ребенком» и сделать ее одним из приоритетов в российском образовании.

Важное место в системе коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях компенсирующего типа, занимают музыкальные занятия. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения наряду с задачами музыкально-эстетического развития детей, решаются коррекционно-развивающие задачи.

Содержание, организация, методика проведения музыкальных занятий с детьми с задержкой психического развития определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой, – природой и характером нарушений в развитии ребенка. Музыкальные занятия в коррекционных классах направлены на решение таких задач как: приобщение детей к основам музыкальной культуры, способствующее их обще-эстетическому развитию; развитие музыкальных способностей детей; развитие творческих способностей; эмоционального отклика на музыку; воспитание музыкального вкуса на основе полученных первоначальных впечатлений от музыки.

В процессе музыкальных занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение.

Дети с ЗПР являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования общей культуры, но и оказывает на них лечебно-профилактическое воздействие.

Педагог-музыкант применяет целый комплекс методов и приемов, специально направленных на решение задач музыкального развития и на реализацию спланированного коррекционно–развивающего педагогического процесса, обеспечивающего компенсацию имеющихся нарушений и социальную адаптацию каждого ребенка средствами искусства.

Цель исследования – выявить роль музыкального искусства в развитии детей с задержкой психического развития.

Объект исследования – уроки музыки в классах ЗПР общеобразовательной школы.

Предмет исследования – особенности организации урока музыки в коррекционных классах, способствующие развитию детей.

Задачи исследования:

- изучить литературу по проблеме исследования;

-охарактеризовать проблему психического развития в психологии и педагогике;

-описать особенности организация музыкально-педагогического процесса в классах ЗПР.

База исследования практика в период с 1 октября по 1 ноября и с 1 февраля по 1 марта 2010 года

 

 

Глава.1. Проблема задержки психического развития в психологи и педагогике

 

1.1 Задержка психического развития: общая характеристика понятия, история проблемы, причины возникновения

 

Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У.В. Ульенкова), «отстающие в учении» (Н.А. Менчинская), «нервные дети» (А.И. Захаров). Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. В соответствии с еще одним социально - педагогическим подходом таких детей называют «дети группы риска» (Г.Ф.Кумарина).

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Дети с ЗПР характеризуются нарушениями психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживаются в сфере познавательных процессов. Специальное обучение, направленное на развитие детей с ЗПР, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления, а также предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы, которая играет большую роль в усвоении знаний, умений, навыков, в установлении контактов с соучениками и в социальной адаптации ученика в школе и вне нее. Обучение детей с ЗПР в большей мере опирается на процессы памяти, которые имеют многие своеобразные особенности: объем запоминания материала меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. При обучении таких детей следует использовать больше наглядного материала и часто менять вид деятельности на уроке. Особый акцент делается на активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса, задачей которого является формирование у учащихся положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности. Подобная мотивация побуждала бы школьников к систематической учебной работе, способствовала бы развитию познавательной активности, при высоком уровне которой учащиеся выходят на самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование. Обследования и наблюдения за состоянием музыкальным развитием детей с ЗПР показывают, что пение и музыка могут оказать большое влияние на физическое, интеллектуальное и музыкальное развитие детей. В процессе обследований музыкальных возможностей и особенностей детей с ЗПР было установлено следующее:

1) часто дети с ЗПР имеют хорошие музыкально-певческие данные;

2) в процессе обучения дети с ЗПР могут хорошо развиваться и к окончанию школы достигнуть значительных успехов в пении и музыке;

3) особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР требуют от учителя большого методического мастерства, индивидуального подхода к ученикам, значительной детализации учебного материала на уроке, широкого применения наглядности и частого повторения изучаемого словесного и наглядного материала.

Так же к детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем - слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка). Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности). Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития, но обусловливают необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка.

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

- низкий уровень познавательной активности;

- незрелость мотивации к учебной деятельности;

- сниженная работоспособность к приему и переработке информации;

-ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

- недостаточная сформированность умственных операций;

-отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы и поведения.( Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996. – С.280)

Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития:

поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников); Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии; Ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована; Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот. Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.

Таким образом понятие «задержка» имеет временный характер отставания, который с возрастом преодолевается в зависимости от созданных благоприятных условий для обучения и развития детей данной категории. Так же к детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии и могут в некоторых случаях преодолеваться в условиях обычной школы. Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития.

История изучения.

Время возникновения ЗПР связано, как правило, с ранними возрастными этапами, и возрастной фактор может скорее изменить характер и динамику ЗПР, усугубляя или же, наоборот, смягчая ее проявление. В нашей стране первые попытки специальной педагогической работы с детьми ЗПР были предприняты в конце 50-х – и начало 60-х годов в пределах небольших экспериментальных групп при институте дефектологии АПН СССР, в которых такие дети, обучаясь в массовой школе, получали дополнительную подготовку. Но по большей части они, будучи направленными массовыми школами на отборочные комиссии, попадали во вспомогательные школы, что фактически закрывало им путь к дальнейшему развитию. Положение не могло быть иным, поскольку специальные школы или классы для детей этой категории отсутствовали вследствие слабой изученности подобных дефектов развития. В то время дети с ЗПР исследовались преимущественно в клиническом плане. Ведущее место занимала концепция, согласно которой задержка психического развития связывалась с различными формами психофизического и психического инфантилизма, а также с рано возникшими цереброастеническими состояниями. Психологическая характеристика давалась лишь на основе клинических и педагогических наблюдений, в которых у этих детей прежде всего отмечались трудности при овладении чтением, письмом, счетом, решением арифметических задач, недостаточность сенсомоторной координации, общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, малый объем внимания, сильно выраженная отвлекаемость и быстрая утомляемость.Анализ зарубежных работ обнаруживает разные подходы к изучению ЗПР и к выработке адекватных диагностических методов. Поиск дифференцированных средств для определения форм ЗПР, осуществляемый Р. Заззо и его сотрудниками, направлен, в основном, на выделение различных психологических синдромов и их этиологии для групп детей с ЗПР.Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение, как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы, которые появились в России в 1908 - 1910 гг.Однако при клиническом обследовании все чаще у многих из детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости. В 50 - 60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М.С.Певзнер, ученицы Л.С.Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. Резкое увеличение неуспеваемости на фоне усложнения программ обучения заставило ее предположить существование каких-то форм психической недостаточности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требований. Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников из школ различных регионов страны и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР).Так появилась новая категория аномальных детей, не подлежащих направлению во вспомогательную школу и составляющих значительную часть (около 50%) неуспевающих учеников общеобразовательной системы обучения. Работа М.С.Певзнер «Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний» (1966) и книга «Учителю о детях с отклонениями в развитии», написанная совместно с Т. А. Власовой (1967), являются первыми в ряду психолого-педагогических публикаций, посвященных изучению и коррекции ЗПР.Таким образом, проведение комплекса исследований этой аномалии развития, начатое в НИИ дефектологии АПН СССР в 1960-х гг. под руководством Т.А.Власовой и М.С.Певзнер, было продиктовано насущными потребностями жизни: с одной стороны, необходимостью установления причин неуспеваемости в массовых школах и поисков способов борьбы с нею, с другой - потребностью дальнейшей дифференциации умственной отсталости и других клинических нарушений познавательной деятельности.Комплексные психолого-педагогические исследования детей с диагностированной ЗПР в течение последующих 15 лет позволили накопить большое количество данных, характеризующих своеобразие психического развития детей данной категории. По всем изучаемым показателям психосоциального развития дети данной категории качественно отличаются от других дизонтогенетических расстройств, с одной стороны, и от «нормального» развития - с другой, занимая по уровню психического развития промежуточное положение между умственно отсталыми и нормально развивающимися сверстниками. Так, по уровню интеллектуального развития, диагностируемого с помощью теста Векслера, дети с ЗПР часто оказываются в зоне так называемой пограничной умственной отсталости (IQ от 70 до 90 условных единиц).По Международной классификации ЗПР определяется как «общее расстройство психологического развития». В зарубежной литературе дети с ЗПР рассматриваются либо с чисто педагогических позиций и обычно описываются как дети с трудностями в обучении, либо определяются как неприспособленные, преимущественно вследствие неблагоприятных условий жизни, педагогически запушенные, подвергнувшиеся социальной и культурной депривации. К этой группе детей относят также детей с нарушением поведения. Другие авторы, согласно представлениям о том, что отставание в развитии, проявляющееся в трудностях обучения, связано с резидуальными (остаточными) органическими повреждениями мозга, детей данной категории называют детьми с минимальными мозговыми повреждениями или детьми с минимальной (легкой) мозговой дисфункцией. Для описания детей со специфическими парциальными трудностями в обучении широко используется термин «дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» - синдром СДВГ.Таким образом время возникновения ЗПР связано, как правило, с ранними возрастными этапами. В нашей же стране первые попытки специальной педагогической работы с детьми с ЗПР были предприняты в конце 50-х – и начало 60-х годов в пределах небольших экспериментальных групп, где дети, обучаясь в массовых школах, получали дополнительную подготовку. Психологическая характеристика давалась лишь на основе клинических и педагогических наблюдений. Особое значение проблема приобрела лишь в середине ХХ века, в связи увеличением числа детей, испытывающих трудности в обучении.

Информация о работе Развитие детей с задержкой психического развития средствами музыкального искусства