Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:00, дипломная работа
Цель исследования – выявить роль музыкального искусства в развитии детей с задержкой психического развития.
Объект исследования – уроки музыки в классах ЗПР общеобразовательной школы.
Предмет исследования – особенности организации урока музыки в коррекционных классах, способствующие развитию детей.
Введение
Глава 1. Проблема задержки психического развития в психологи и педагогике
1.1 Задержка психического развития: общая характеристика понятия, история проблемы, причины возникновения
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР
1.3 Психологические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Особенности личности
Глава 2 Организация музыкально-педагогического процесса в классах ЗПР.
2.1 Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.2 Организация педагогического процесса. Роль музыки в развитии детей с задержкой психического развития
2.3 Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой педагогического процесса
2.4 Апробация методов и приемов организации уроков музыки в классах ЗПР
Заключение
Библиография
1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей младшего школьного возраста.
2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
4. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
5. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Итак, для того, чтоб научить ребенка играть необходимо организовать поэтапную работу.
– Дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию. Далее организовать беседу – сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие. Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки.
– Взрослый показывает действия с 3–4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком. Обращайте внимание на речь! Проговаривайте все основные действия!
– Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ), по картинкам (не более 4 штук), по игрушкам. В помощь ребенку предлагайте вопросный план, опорные слова (3–4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями «А что было бы, если…»
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его соревнования с другими учащимися.
Игровая сущность пронизывает все детство, а, значит, любое задание на уроке можно сделать игровым. Использование движения на занятиях является не только непременным условием создания образно-игрового фона урока и фольклорного музыцирования в целом, но и благоприятнейшей средой для развития мышления, музыкальности, слуха и творческих способностей уроков. Восстановление триединства музыки, слова и движения является обязательным условием воспитания гармонически развитой личности. Движение, танец, песня рождаются из ритма. Ритм лежит в основе жизни. Работая над ритмом можно начинать с элементарных движений: хлопков, шлепков, притопов, щелчков пальцами и так далее.
Цель игрового занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки. Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия. В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие теме занятия.
Построение игры, игровой ситуации или использование какого-либо игрового приема должно опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также на возрастные особенности и психофизиологические закономерности развития. К игровой терапии можно отнести возрождение традиционного бытования жанра пестушки, ибо пестушка может оказать действенную помощь при снятии у ребенка боязни невербального контакта, как упражнение на психическую релаксацию и улучшению психо-эмоционального состояния у детей.
Подводя итог, можно сделать вывод, что только игра может придать обучению неформальный характер, помочь детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее, игра помогает укрепить связь времен, делает народную культуру живой и насущно-потребностной для ребенка, а значит, только игра может служить гарантом воспроизведения этноса.
2.4 Апробация методов и приемов организации уроков музыки в классах ЗПР
Уроки проводились в период с 1 октября по 1 ноября и с 1 февраля по 1 марта 2010 года с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в первых и третьих классах категории детей с задержкой психического развития СОШ №118 г. Омска.
Многим детям данной возрастной категории трудно дается выполнение заданий по обобщению и абстрагированию, у них слабо развиты многие психические процессы, мелкая моторика. При работе с детьми данной категории возникают определенные трудности. Например, с детьми первого класса требовалось проводить занятия в более активном темпе, так как дети этих классов в отличие от третьих менее активны и внимательны, поэтому и с детьми первого класса следовало подбирать материал и выстраивать уроки таким образом, чтобы активизировать их и не давать уставать от однообразных заданий. А у детей третьего класса наблюдалась большая активность и невнимательность, поэтому этим детям требовался более медленный темп работы, спокойная музыка. Уроки следовало выстраивать таким образом, чтобы снизить активность детей и настроить их на работу. Для эффективности уроков целесообразно было использовать задания на развитие внимания, на сосредоточенность, игры, позволяющие подумать.
Уроки с детьми с задержкой психического развития обязательно должны включать игровые моменты, должны меняться виды деятельности с тем, чтобы удерживать внимание детей, не позволять им отвлекаться и уставать. При построении уроков музыки следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:
умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;
учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;
обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.
Цель уроков - завоевать доверие ребенка, снять у него мышечное напряжение, двигательно раскрепостить, дать ему возможность поверить в свои силы, то есть настроить ребенка на продуктивную умственную деятельность; развить когнитивные процессы; помочь осознать ценность других людей и собственной личности; развить доброе и внимательное отношение к другим. Так же с учетом психологических особенностей классов добиться внимательности, сосредоточенности, помочь детям вникать в ход урока и принимать в нем активное участие.
Класс: 1
Четверть 1 «О чем говорит музыка».
Тема урока «Музыка осени»
Цели урока: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы; углубить и расширить понятие «прекрасное в поэзии, живописи, музыке».
Задачи:
Воспитательные: формирование любви к красоте родного края через творчество русских и зарубежных композиторов, поэтов и художников.
Образовательная: знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди, русского композитора П.И.Чайковского, Ц.Кюи; с полотнами русских художников; с русским народным творчеством.
Развивающая: развитие вокально-хоровых навыков; развитие умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; учить детей анализировать свою импровизационную деятельность; развивать пространственную организацию движений у детей; формировать у детей способность к репродуктивному воспроизведению.
Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение, звуковой и зрительной наглядности.
Форма работы: групповая.
Оборудование:
Портреты композиторов П.И.Чайковского, А.Вивальди, Кюи.
Портреты художника И. Левитана.
Муз. центр.
Фортепиано.
Репродукции картин: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Первый снег», «Туман» И. Левитана.
Музыкальный материал:«Осенняя песнь. Октябрь» П.И. Чайковского; А. Вивальди, «Осень»; Ц. Кюи «Осень»; П.И. Чайковский «Осенняя песня».
Ход урока
Вход под музыку П.И. Чайковского «Осенняя песня».
У: Вот художник так художник, все леса позолотил.Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим, кто художник этот?
Д: Осень.
У: Правильно, сегодня мы поговорим о том, какая бывает музыка у осени. Скажите, а как вы узнаете, что к нам пришла осень? Чем отличается осень от других времен года? Что происходит осенью?
Д: Листья желтеют, на улице холоднее, птицы улетают.
У: А как вы думаете какое настроение бывает у осени? Давайте послушаем музыку и подумаем какое настроение у этой музыки.
Звучит запись А. Вивальди «Осень».
У: Какую вы услышали осень? Какое у нее настроение?
Д: грациозная, яркая.
У: Какие картины представили?
- Какую осень нарисовал композитор?
Ответы детей.
(Сведения о композиторе.)
У: А вы знаете что в народе считают, что бывает три осени?
- Первую осень называют первоосенье или золотая осень. А как вы думаете почему ее так называют? Что происходит когда осень только пришла? Первоосеньем называют осень, которая только началась, сентябрьская осень. А почему говорят – золотая осень? Назовите признаки сентябрьской осени. (Солнышко бледнее, небо холоднее, день короче, ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают и т.д.)
Рассматривают картину И.Левитана «Золотая осень».
У: Послушайте музыку и расскажите о ее настроении.
Фредерик Шопен Вальс №7 До-диез минор
Ответы детей. (Музыка яркая, красочная).
А какими красками вы бы изобразили такую осень? (яркими, пестрыми)
У: Давайте поиграем в осеннюю игру. Послушайте стихотворение и постарайтесь изображать его в движениях, ориентируясь на мой показ.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальцы по очереди, начиная с большого.Будем листья собиратьСжимать и разжимать кулакиЛистья березы,Листья рябины,Листики тополя,Листья осины,Листики дуба мы соберем,Маме осенний букет отнесем.У: Вторую осень называют – глубокая осень. А почему? Она приходится на октябрь, когда уже листья почти все опали, на улице уже холодает. А что еще происходит осенью? Послушайте загадку.
Меня частенько просят, ждут,А только покажусь,Так прятаться начнут. (Дождь)
Д: Идут дожди, опадают листья.
У: Октябрь – период глубокой осени. Издавна в народе говорят: октябрь – грязник. Почему его так называют? (Часто идут моросящие дожди, на улице грязно и неуютно, холодно, дуют порывистые ветры, погода пасмурная.)
Посмотрите на эти две картины. Картины художника И. Левитана «Поздняя осень», «Туман». Что вы на них видите?
Сравнивают.
У: А теперь давайте послушаем музыку, которая называется «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского и услышим, как композитор показал в музыке характер октября, а вы постарайтесь передать это в движениях. (Звучит аудиозапись)
У: А почему вы двигались не быстро и не активно? Какая эта музыка? Что вам представилось?
Размышления детей.
У: Ребята, об осени было написано много музыки разными композиторами и сейчас мы с вами попадём в волшебную мастерскую, и кистями и красками подберём фон октября под музыку уже другого композитора, а вы пока слушаете, выберите краски, которыми бы раскрасили такую осень.
У: Эту музыку написал композитор П.И. Чайковский и назвал ее «Осенняя песнь. Октябрь».
В каких тонах вы изобразили бы фон октября? (Темные фиолетовые, серые, синие.).
У: Какое произведение у П.И. Чайковского по характеру? (Хмурое, печальное, грустное.)
У: А скажите ребята, чем же отличаются эти два произведения, Вивальди и Чайковского?
Д: Настроением.
У: Выходит у осени тоже бывает разное настроение, не только грустное, а как у нас с вами бывает и веселое и печальное.
У: Мы с вами познакомились с двумя этапами осени, а третью осень называют – предзимняя осень. А что значит предзимняя? На какой месяц она выпадает?
Д: На ноябрь.
У:Это осень, которая уже заканчивается, деревья уже голые, холодно и на улице уже выпадает первый снежок. Давайте поиграем. Представим что у нас в классе тоже выпал снег и поиграем в снежки под музыку. (Дети «лепят» воображаемые снежки и кидают в друг друга).
У: Ребята, мы с вами говорили что об осени писали музыку разные композиторы и сейчас мы познакомимся еще с одним композитором, который тоже сочинил уже не музыку, а песню, которую так и назвал «Осень». Композитор Ц. Кюи изобразил ноябрь в своей песне «Осень». Послушайте какая осень получилась у него.
Слушание. Звучит песня «Осень», музыка Ц. Кюи, слова А.Плещеева.
Какое настроение в этой песне? (Грустное, печальное, тоскливое…)
У: А сейчас мы познакомимся с еще одной песенкой, которая так и называется «Осенняя песенка» и разучим ее. Сейчас я вам ее сыграю, а вы расскажите какое настроение у этой песенки.