Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:00, дипломная работа
Цель исследования – выявить роль музыкального искусства в развитии детей с задержкой психического развития.
Объект исследования – уроки музыки в классах ЗПР общеобразовательной школы.
Предмет исследования – особенности организации урока музыки в коррекционных классах, способствующие развитию детей.
Введение
Глава 1. Проблема задержки психического развития в психологи и педагогике
1.1 Задержка психического развития: общая характеристика понятия, история проблемы, причины возникновения
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР
1.3 Психологические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Особенности личности
Глава 2 Организация музыкально-педагогического процесса в классах ЗПР.
2.1 Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.2 Организация педагогического процесса. Роль музыки в развитии детей с задержкой психического развития
2.3 Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой педагогического процесса
2.4 Апробация методов и приемов организации уроков музыки в классах ЗПР
Заключение
Библиография
Сейчас мы познакомимся с первой пьесой из этого альбома, называется она "У камелька" (Январь). Камелек - это небольшой камин в доме. Послушайте.
Слушание. П.Чайковский "У камелька"
У: Как композитор в музыке передает настроение зимы?
Д: спокойное, безмятежное состояние, плавный темп.
У: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина? (картина)
Д: похожа, на картине такое же состояние спокойствия.
У: А какой инструмент исполняет эту пьесу?
Д: фортепиано.
У: Давайте послушаем еще раз и покажем рукой движение мелодии.
-Как двигалась мелодия? Почему ваши движения были спокойными, плавными?
У: К образам природы, в частности зимы, обращались многие композиторы и такое же название дал своему произведению Антонио Вивальди -итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог. (Портрет). В его произведении 4 музыкальных картины, каждая из которых посвящена определенному времени года ("Зима", "Весна", "Лето", "Осень"). Послушайте, пожалуйста, музыкальную картину "Зима".
Слушание. А. Вивальди. "Зима"
У: Как этот композитор в музыке передает настроение зимы?
-Какая музыка по характеру?
Д: более напряженная, резкая.
-Что создает напряженность в этой музыке?
Д: интонации.
-Какую зиму рисует Антонио Вивальди своей музыкой? (суровую, холодную)
У: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина?
Д: нет.
У: а какая картина сюда подошла бы?
Д: вьюга, мороз.
У: Какой инструмент в этой музыке главный? ( скрипка)
У: А всегда ли в этом произведении музыка звучит сурово? Как она меняется?
Д: меняется динамика, напряжение, иногда становится более спокойной, а иногда более эмоциональной.
У: Вот так русский и итальянский композиторы в своей музыке изображают картины природы. Одинаково или по-разному они передают настроение зимы?
Д: по- разному. У одного композитора зима спокойная, а у другого более эмоциональная.
У: А вы знаете, сколько месяцев длится зима? Зима длится три месяца. Назовите зимние месяцы. Давайте назовем вместе: первый по счету зимний месяц – декабрь; второй зимний месяц – январь, третий зимний месяц – февраль.
-Давайте, поиграем. Игра называется «Повтори, не ошибись». Я буду называть зимние месяца, а вы по очереди будете повторять следующие два месяца по порядку: декабрь – январь – февраль; январь– февраль-декабрь; февраль– декабрь– январь; декабрь – февраль – январь.
-А теперь представим что вокруг нас зимний день и все в снегу и мы играем. Я уду читать вам стихотворение – загадку, а вы будете повторять за мной. (читаю стихотворение-загадку и вместе изображаем):
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками) Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.) А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
- Мы замерзли. Греем ручки, греем ножки!Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
У: Ребята, сегодня на уроке мы внимательно слушали и исполняли музыку. Что же она нам нарисовала?
Д: Холодную, снежную, морозную зиму и т.д.
У: Да, многие композиторы в своих сочинениях передавали красоту окружающей нас природы, выражали свою любовь к ней, свое восхищение. Но композиторы писали не только инструментальную музыку, но и сочиняли песни. И сейчас мы познакомимся и разучим одну из них.
-Послушайте песню, которая так и называется «Зима» и скажите какое настроение у зимы в этой песне.
У: Верно. И сейчас мы почувствуем себя в роли певцов. Мы разучим песню о зиме, которая так и называется «Зима». Послушайте ее и скажите какое настроение у этой зимы.
Разучивание «Зима» слова Н. Френель музыка В. Карасевой.
Домашнее задание нарисовать зиму, которую сегодня услышали.
Класс 1
Четверть « Три кита в музыке»
Тема: «Знакомство детей с нотной грамотой»
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с понятиями: ноты, нотный стан (нотоносец), скрипичный и басовый ключ, звукоряд, расположение нот на нотоносце.
Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к музыке; эмоциональный отклик на музыку.
Развивающая: развивать осознанное отношение к музыке; формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма.
Методы: частично - поисковый метод, метод соучастия.
Ход урока.
Вход в класс под музыку «Улыбка» муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
У: Ребята, посмотрите на доску, вам знакомо то, что на ней изображено?
Д: Это ноты. Сегодня мы поговорим о том, где живут ноты?
-Вот пятиэтажный дом. Проживают ноты в нем. «Нотоносец» дом зовут, знаки –ноты в нем живут . (картинка)
А по-другому этот дом называется "Нотный стан", давайте повотрим вместе. На нотном стане живут много жителей, живут они одной большой дружной семьей, которая называется - НОТЫНоты - живут весело и дружно. У всех нот своя работа в доме. Кто-то выполняет свою работу быстро, а кто-то очень медленно, вдумчиво. От этого и выглядят ноты по-разному.
Вот так выглядят ноты, у которых короткий звук, они выглядят как закрашенная точка (рисунок). Если такие ноты прохлопать в ладоши, то это будет звучать так (показываю). Давайте похлопаем вместе.
-Ноты, которые имеют долгое звучание, внутри пустые, посмотрите (рисунок) и прохлопать их можно вот так (показываю). Похлопаем вместе.
У: А теперь посмотрите на картинку и сосчитайте сколько на ней долгих звуков, а сколько коротких?
У: Кто может встать и прохлопать вот этот ритм? (вызываю желающего, а остальные следят)
У: Хорошо, а теперь прохлопаем этот ритм все вместе, медленно.
У: А сейчас я сыграю попевку, вы послушайте, а потом пропоем этот ритм с хлопками все вместе. (не-бо си-не-е, ро-ща в и-не-е ут-ро ран-не-е все ру-мян-не-е)
У: А давайте поиграем в игру. Посмотрите, на доске изображен ритм из долгих и коротких нот, а под ними подписаны слова. Сейчас кто то из вас прочитает эти слова в соответствии с длительностью нот. ( он как е-лоч-ка весь в и-го-лоч-ках; по-кру-жу над цвет-ком у-го-щу ре-бят мед-ком )
У: А теперь исполним все вместе под музыку и подключим хлопки в ладоши.
У: Ребята, а на нотном стане живут не только ноты, посмотрите, вам знаком этот знак? Это скрипичный ключ, а это басовый. Эти два ключа говорят нам, в какой высоте звучат нотки. Если в начале нотного стана стоит скрипичный ключ, значит ноты звучат высоко, послушайте (наигрываю). А если стоит басовый, то ноты звучат низко (наигрываю).
У: А сейчас мы познакомимся с каждой ноткой отдельно.
Пять линеек нотной строчкиМы назвали - нотный стан,И на нем все ноты-точкиРазместили по местам.
Кто сидит как на скамейкеНа добавочной линейке?Знаем ноты мы давноЭта нота будет ДО!
У: Кто сможет выйти и нарисовать на нотном стане ноту ДО?Кто – то спрыгнул со скамейкиОчутился под линейкойМы найдём её везде
Эта нота будет РЕ!
У: Нарисуйте ноту РЕ на нотном стане. По линеечкам носилась И на первой зацепилась Нарисуй её возьми Эта нота будет МИ!
У: Найдите ноту МИ на доске. Так уютно её одной Между первой и второй Две линейки – как софа Эта нота будет ФА!
На какой линейке живет нота ФА? На второй линейке нота Нам сыграть её охота В поле выросла фасоль Эта нота будет СОЛЬ!
У: Нота соль живет чуть выше ноты ФА, нарисуйте ее. Между третьей и второй Нота песня, ну- ка спой! В ней слова, лишь ля, ля, ля, Эта нота будет ЛЯ!
У: Чуть выше ноты СОЛЬ живет нота ЛЯ. Нарисуйте ее. На линейке третьей нота Вот и вся наша работа, Больше нот ты не проси, Эта нота будет СИ!
У: И последняя нота на какой линейке живет? Нарисуйте ее на нотном стане.
-А теперь давайте произнесем по порядку имена всех нот все вместе
Д: до,ре,ми.фа,соль, ля,си.
Иллюстрации.
У: Ноты располагаются на нотоносце как на лесенке, чем выше расположена нота, тем выше ее звучание.
Но не все ноты могут поместиться на нотном стане. Когда ноткам не хватает места на нотоносце, потому что их звучание еще выше или еще ниже, чем у остальных нот и тогда для таких нот специально дорисовывают «добавочные» линейки. Ноты, живущие на добавочных линейках выше нотоносца - живут на чердаке, а ноты, живущие на добавочных линейках ниже нотоносца - живут в подвале.
Вы все знаете что из нот рождается музыка и сейчас мы послушаем какая это музыка. Мы послушаем песню в исполнении фортепиано, и вы скажите какое настроении у этой песни. Слушание «Улыбка» муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
-А как звучат ноты, по одной или все вместе?
- А сейчас мы с вами разучим и споем песенку про ноты, называется она «Звуки музыки».
Выход под музыку «Звуки музыки».
Заключение
Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Стоит учитывать, что задержка психического развития имеет временный характер отставания, который с возрастом преодолевается в зависимости от созданных благоприятных условий для обучения и развития детей данной категории. Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ. Исследование младших школьников с задержкой психического развития позволило выявить сложную взаимосвязь между уровнем развития познавательной деятельности, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы этих детей. Рассмотренные особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения младших школьников с задержкой психического развития требуют специальной организации обучения и воспитания учащихся рассматриваемой категории в условиях общеобразовательной школы.
Оказание коррекционной помощи детям с задержкой психического развития посредством проведения систематических занятий, создание для них адекватных их особенностям условий обучения и воспитания значительно помогает в развитии детей с ЗПР.
Результаты коррекции заметнее в том случае, если при подборе материала и выстраивании уроков учитывать возможности и индивидуальные особенности детей данной категории, учитывать характеристику классов, совмещать и чередовать разные виды деятельности. Использование разных видов деятельности на уроках музыки является не только непременным условием, но и благоприятной средой для развития мышления, музыкальности, слуха и творческих способностей детей. Уроки музыки значительно расширяют круг представлений этих детей и тем самым способствуют улучшению их познавательной деятельности. Это требует координации работы учителя музыки с педагогами, ведущими другие дисциплины.Для решения поставленных задач в учебном процессе следует использовать разнообразные методы и приемы обучения, способствующие общему развитию детей, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации и коррекции познавательной деятельности, ориентированые на общее развитие учащихся (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребенку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учета индивидуальных возможностей детей.
Результаты апробации методов и приемов работы в классах зпр подтверждают, что уроки музыки обязательно должны включать игровые моменты, должны меняться виды деятельности с тем, чтобы удерживать внимание детей, не позволять им отвлекаться и уставать. При построении уроков музыки следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:
умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;
учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;
обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.
Следовательно, правильно организованная коррекционная работа с детьми с ЗПР позволяет достаточно успешно решать проблемы повышения уровня познавательной деятельности, успеваемости, помогает ребенку избежать трудности и проблемы в дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии.
Библиография
Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993.
Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996.
Блонский П.П. Педология. М., 1995.
Виттельс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. Л., 1995.
Власова Т.А. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. —М., 1991.