Развитие детей с задержкой психического развития средствами музыкального искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:00, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить роль музыкального искусства в развитии детей с задержкой психического развития.
Объект исследования – уроки музыки в классах ЗПР общеобразовательной школы.
Предмет исследования – особенности организации урока музыки в коррекционных классах, способствующие развитию детей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Проблема задержки психического развития в психологи и педагогике
1.1 Задержка психического развития: общая характеристика понятия, история проблемы, причины возникновения
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР
1.3 Психологические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Особенности личности
Глава 2 Организация музыкально-педагогического процесса в классах ЗПР.
2.1 Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.2 Организация педагогического процесса. Роль музыки в развитии детей с задержкой психического развития
2.3 Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой педагогического процесса
2.4 Апробация методов и приемов организации уроков музыки в классах ЗПР
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 615.00 Кб (Скачать файл)

«Осенняя песенка» слова А. Плещеева музыка Д. Васильева – Буглая.

Разучивание.

У: Давайте ответим на вопрос Осени: почему мы не радуемся ей? (Дождик, холодно, дни короткие, тепло одеваемся, солнышко не греет…)

И всё-таки осень, ребята, это и хорошо и плохо, как любое время года, оно приносит нам и радость, и грусть. Мы с вами убедились на примере музыки разных композиторов, что у осени есть свое настроение и оно так же как и у нас бывает и радостное и грустное.

Выход из класса под музыку П.И. Чайковского «Осень».

Класс 3

Четверть 2 « Музыка нашего народа»

Тема: Русские народные инструменты

Цель урока:

ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке. Цель: сформировать интерес к общению с музыкой, исполненной на русских народных инструментах.

Задачи: Обучающие: учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия; обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам, используя музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, бубен, дудочка, свирель, балалайка, домра, аккордеон, баян). Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.

Развивающие: развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство; развивать у обучающихся осознание значимости коллективного исполнения музыки; развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально; обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития; развивать музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух; развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.

Воспитательные: через народное устное творчество формировать интерес к русской музыкальной культуре; воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.Методы: наблюдение, сопоставление, сравнение, словесное рисование и описание, диалог, сравнение.

Форма работа: коллективная, индивидуальная.

Оборудования: иллюстрации русских народных инструментов; музыкальные инструменты: ложки, трещотка, бубен; аудиозапись оркестра русских народных инструментов «Пойду ль я, выйду ль я»; аудиозаписи и видеозаписи исполнения на инструментах.

Ход урока.

У: Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в страну русских музыкальных инструментов.

Посмотрите на доску, на ней написаны слова. Кто может выйти и подчеркнуть лишнее слово?

(на доске написаны слова: аккордеон, гусли, дудочка, магнитофон, балалайка, жалейка).

У: А почему магнитофон не подходит к этим словам?

- Правильно, это не инструмент. Сегодня мы познакомимся с русскими народными инструментами.

У: А как вы думаете, почему народные инструменты называют народными?

-Кто их придумал?

Д: их придумал народ.

У: Взгляните на иллюстрацию, так выглядит оркестр русских народных инструментов. Посмотрите как расположены инструменты. А сейчас мы познакомимся с каждым инструментом отдельно.

Все вы наверно знаете этот народный инструмент – ложки. Давайте произнесем это слово вместе. Ложки ударный инструмент. А из чего делают ложки?

Д: из дерева.

Посмотрите как играют на ложках (видеозапись).

Музыкантов, которые играют на ложках, называют ложкари. Повторим все вместе. И сейчас мы с вами попробуем сами поиграть на этом инструменте, я наиграю знакомую вам мелодию, а вы будете играть вместе со мной на ложкой.

Звучит русская народную песня «На горе та калина».

У: Следующий инструмент с которым мы познакомимся - это трещетка. Произнесем это слово вместе. Это ударный инструмент заменяющий хлопки в ладоши. В толковом словаре слово «трещётка» объясняется как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь.

- А из чего делают трещетки?

Д: тоже из дерева.

У: Давайте посмотрим как на ней играют. (видеозапись)

-Мы сейчас с вами поиграем на трещетке. Сейчас будет звучать та же русская народная песня «На горе та калина», а кто то из вас поиграет на трещетке. (аудиозапись)

У: Бубен тоже относится к ударным инструментам. Скажем вместе это слово. Бубен представляет собой кольцо, обтянутое кожей с одной стороны, и с металлическими пластинками в самом кольце. На бубне играют, ударяя либо на каждую долю, либо только на сильную. Сейчас один из вас попробует на нем поиграть.

У: Следующий инструмент - это свирель. Давайте вместе произнесем это слово. Свирель – это тростниковая дудочка, сделанная из березы.

-А как вы думаете, к какому виду она относится?

Д: к духовым.

Это очень древний музыкальный инструмент. Две свирели были найдены в Новгородских раскопках. По своей конструкции свирель является простой дудкой с шестью отверстиями. Музыканта, который играет на свирели называют свирелист. Произнесем это слово вместе. Давайте послушаем как звучит свирель.

У: А это дудочка, дудочка является очень простыми инструментом, который запросто можно изготовить самому из ивы или из вербы. Дудочка чем то похожа на свирель, только у дудочки меньше отверстий и звучит она по-другому. Давайте послушаем и сравним.

-Чем отличается по звучанию дудочка от свирели?

Д: у свирели звук более мягкий, а у дудочки более настойчивый.

У: Один из самых древних русских народных инструментов является рожок. Давайте произнесем это слово вместе. С виду рожок похож на трубу. Рожок имеет пять отверстий сверху и одно с низу. Звук у рожка громкий, но мягкий. Но чтобы играть на нем нужно прилагать усилия. Рожок изготавливается из рога коровы или из бересты. Его звучанье очень необычно для современного человека. Музыканта, который играет на рожке называют рожкистом. Давайте произнесем вместе.

- А теперь послушайте как звучит рожок.

- А какое звучание у рожка?

Д: Звук более плотный и не такой полетный как у свирели.

-Еще один очень старинный инструмент гусли. Произнесем это слово вместе.

-Скажите, а где можно встретить упоминание о гуслях?

Д: В русских народных сказках.

У: О гуслях упоминается в древних летописях. Когда-то ходили по русской земле странники-сказители, они знали множество былин, но не рассказывали их рассказом.

-А как вы думаете, как они их рассказывали?

Д: Музыкой.

-Верно. Они рассказывали их музыкой, песнями, сопровождая свои рассказы игрой на гуслях. Ведь раньше не было ни телефонов, ни телевизоров, ни радио и люди внимательно вслушивались в каждое слово сказителей, а после благодарили их хорошей едой, ночлегом, одеждой. Древнерусские гусли по приданиям имели горизонтальное положение (иллюстрация), их обычно сравнивали с лежачей арфой. Посмотрите.

На гуслях играли русские богатыри, такие как Добрыня Никитич и Соловей Бадимирович , и новгородский гость Садко. Музыкант который умел играть на гуслях назывался гусляром. Давайте повторим это слово вместе.

- А теперь посмотрим как играют на гуслях.

- А как звучат гусли? На что похоже это звучание?

У: Следующий инструмент, с которым мы познакомимся называется балалайка. Давайте повторим.

Рассмотрите балалайку внимательно. Как вы думаете из чего делают балалайку? (из дерева)

-А сколько у нее струн? Посчитайте ( фотография)

Д: У балалайки три струны.

А на что она похожа? (на треугольник)

-Человек, который играет на балалайке, называется балалаечником. Повторим это слово.

А теперь послушаем как звучит балалайка и изобразим игру на этом инструменте в движениях.

А на что похоже ее звучание? Балалайка относится к какому типу инструменотов?

Д: к струнным.

У: А сейчас мы с вами поиграем в оркестр. Мы под звучание балалайки будем играть на всех трех инструментах, на которых уже научились играть.

Русская народная песня в исполнении балалайки «На горе то калина»

У: Этот инструмент называется домра.

Домра похожа на балалайку, у нее так же как и у балалайки три струны, только она круглой формы и звучит она по другому.

-А с помощью чего играют на домре? (медиатор)

- Давайте послушаем как звучит домра.

- А если сравнить звучание домры со звучанием балалайки, как они звучат, в чем отличие?

Д: У домры звук более мягкий, а у балалайки более резкий.

У: Следующий музыкальный инструмент баян. Произнесите это слово вместе. Посмотрите, из чего сделан баян? (из дерева и метала)

-У баяна есть кнопки, на которых играет музыкант. Его называют баянистом. Скажите вместе.

Посмотрите как играют на баяне. (видео)

У: Есть инструмент, который похож на баян, но у него есть отличие. Этот инструмент называется аккордеон. Взгляните на изображение.

-А чем он отличается от баяна? Давайте сравним.

- Взгляните на эти два инструмента.

Д: У аккордеона есть клавиши как у фортепиано, а у баяна только кнопки. У:Аккордеон, так же как и баян сделан из дерева и металла. Давайте послушаем как звучит аккордеон и сравним его звучание с баяном.

Сравнивают.

А сейчас мы послушаем как все эти инструменты, с которыми мы сегодня познакомились, звучат вместе, называется такое исполнение оркестр русских народных инструментов.

Слушают в исполнении оркестра русских народных инструментов «Пойду ль я, выйду ль я».

У: Вот так звучит оркестр русских народных инструментов. Скажите, а какая музыка у оркестра по звучанию?

У: А сейчас мы разучим русскую народную песню, которую исполним под собственную игру на наших инструментах.

Разучивание русской народной песни «Каравай»

Выход под музыку в исполнении русского народного оркестра «Пойду ль я, выйду ль я».

Класс 1

Четверть «О чем говорит музыка»

Тема урока « Музыка зимы»

Цель урока: Подвести учащихся к осознанию того, что музыка обладает изобразительными возможностями, в ней можно услышать "холод и тепло"; развитие представлений об окружающем мире: временах года детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

Задачи:

Обучающая: раскрытие изобразительных возможностей музыкального искусства и понимания того, что музыка умеет изображать картины природы.

Развивающие: развитие познавательной сферы; развивать аналитическое, творческое мышление детей с зпр; развивать пространственную организацию движений у детей; учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног; развитие музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого мышления, тембрового слуха, творческих способностей.

Воспитательные: создать условия для эмоционального восприятия произведений композиторов – классиков о зиме; воспитать эстетические чувства, художественный вкус; воспитание бережного отношения и любви к природе, умения наслаждаться и любоваться ею.

Музыкальный материал:

П.И.Чайковский. "У камелька" (Из цикла "Времена года")

А. Вивальди. "Зима" (Из цикла "Времена года")

Н. Перунов. "Дед Мороз" (попевка)

Оборудование:

Фортепиано, скрипка

Музыкальный центр

Портреты композиторов (Чайковский, Вивальди)

Репродукция картины И. Шишкина "Зима"

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, ответы, уточнения, сравнения, дополнения, обобщения, анализ, художественное слово.

Наглядные: рассматривание картин, репродукций о зиме, наблюдения из окна.

Практические: выкладывание фигурок-символов при составлении рассказов, физкультминутка, работа капитанов у доски.

Ход урока

У: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и скажите, о каком времени года говорится в этом стихотворении.

Звучит отрывок из стихотворения И.З. Сурикова "Зима"

Белый снег, пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.

-О каком времени года говорится в стихотворении?

Д: О зиме.

У: Посмотрите пожалуйста, на картину И. Шишкина "Зима". Что вы видите?

-А что слышите?

Д: Треск сучьев, скрип снега и т.д.

У: Назовите характерные признаки зимы.

Д: идет снег, лужи застывают, холоднее на улице.

У: Зима – самое холодное время года. А если бы вы были композиторами, то какими звуками бы нарисовали холод?

(учитель предлагает детям подойти к фортепиано и найти регистр, в котором ребенок изобразил бы зиму)

У: Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Композитор Чайковский написал музыкальный альбом, который назвал "Времена года". Всего в альбоме 12 пьес, каждая из которых посвящена определенному месяцу года.

Информация о работе Развитие детей с задержкой психического развития средствами музыкального искусства