МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский государственный
университет
им. М.Козыбаева
Музыкально-педагогический
факультет
Кафедра «Психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ»
5В010500 |
«Дефектология» |
Очная |
Дф-11 |
АВТОР
_________________
Шарипова Б.Д.
(подпись, дата)
РУКОВОДИТЕЛЬ
_________________
Ашимов Ж.М.
(подпись, дата)
Петропавловск 2014
Содержание
|
Введение |
3 |
1 |
Теоретические основы
развития грамматического строя речи |
6 |
1.1 |
Сущность понятия грамматического
строя речи в психолого-педагогической
литературе |
6 |
1.2 |
Развитие грамматического строя
речи у учащихся с задержкой психического
развития |
10 |
2 |
Использование современных
компьютерных программ в коррекционной
работе с детьми с задержкой психического
развития |
16 |
2.1 |
Коррекционная роль современных
компьютерных программ в процессе обучения
детей с задержкой психического развития |
16 |
2.2 |
Подбор компьютерных программ
для развития грамматического строя речи
у учащихся с задержкой психического развития |
18 |
|
Заключение |
27 |
|
Список использованной
литературы |
29 |
Введение
Дети с ограниченными возможностями
имеют право на получение бесплатного
образования в специальных организациях
образования или государственных общеобразовательных
учебных заведениях в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогических консультаций.
Это право отражено в Законе
Республики Казахстан «О социальной и
медико-педагогической коррекционной
поддержке детей с ограниченными возможностями»
и Законе «Об образовании». [1]; [2]
Массовое образовательное учреждение,
принимая ребенка с задержкой психического
развития, должно быть готово разделить
ответственность за его судьбу.
В настоящее время задержка
психического развития наиболее распространенное
расстройство среди учащихся. Вслед за
Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской,
В.И. Лалаевой под задержкой психического
развития мы понимаем различные по происхождению
и клиническим проявлениям состояния
лёгкой интеллектуальной недостаточности,
характеризующиеся замедленным темпом
психического развития, личностной незрелостью,
негрубыми нарушениями познавательной
деятельности и эмоционально-волевой
сферы, которое характерно для учащихся
младшего школьного возраста. [3]
Особенности развития грамматического
строя речи младших школьников с задержкой
психического развития изучались такими
авторами, как Л.В. Яссман, Е.С. Слепович,
Е.Ф. Соботович, И.А. Смирновой, Г.Н. Рахмаковой,
Н.Ю. Боряковой, С.В. Зориной, Р.И. Лалаевой.
Исследователи указывают, что грамматический
строй речи у детей с задержкой психического
развития развивается в соответствии
с онтогенезом, но задерживается по времени
и имеет ряд особенностей и требует специального
обучения. [3], [4]
В настоящее время идет активный
процесс информатизации в области образования,
который предполагает интенсивное внедрение
и применение новых информационных технологий,
использование всех средств коммуникаций,
способствующих формированию интеллектуально
развитой творческой личности, хорошо
ориентирующейся в информационном пространстве,
готовой к саморазвитию и применению этих
знаний в будущей профессиональной деятельности.
Использование компьютерных
технологий или компьютерных программ
при обучении грамматической стороне
речи является актуальным в связи с недостаточной
разработанностью проблемы внедрения
информационных технологий в образовательный
процесс.
У учащихся с задержкой психического
развития отмечаются значительные нарушения
грамматического строя речи. У детей данной
категории наблюдается недостаточный
объем словаря, недоразвитие словоизменения,
словообразования. При грамматическом
оформлении слов, словосочетаний, предложений,
дети допускают разнообразные ошибки,
несвойственные нормально развивающимся
детям. Как показывают исследования аграмматизмы
являются устойчивым и одним из основных
проявлений речевого расстройства. Недостаточная
сформированность морфологических и синтаксических
обобщений у учащихся с задержкой психического
развития приводит к нарушениям письменной
речи, затруднениям при овладении программой
по русскому языку. [5]
Актуальность исследования обусловлена недостаточным
изучением и отсутствием отработанной
на практике системой работы над компьютерными
программами, нацеленных на развитие грамматического
строя речи у учащихся с задержкой
психического развития в третьем классе.
Таким образом, тема курсовой
работы «Развитие грамматического строя
речи у учащихся с задержкой психического
развития в третьем классе с использованием
компьютерных программ» относится к числу
актуальных, теоретически и практически
значимых, но недостаточно разработанных
в педагогической практике.
Работа по развитию грамматического
строя речи у учащихся с задержкой психического
развития с использованием компьютерных
программ осуществляется стихийно, бессистемно.
Следовательно, существует противоречие
между необходимостью развития грамматического
строя речи с использованием компьютерных
программ у учащихся с задержкой психического
развития и отсутствием отработанной
на практике системы работы и недостаточным
описанием данной работы в методической
литературе.
Необходимость решения данного
противоречия позволило выявить проблему в процессе
обучения, как например: можно ли использовать
компьютерные программы как средство
развития грамматической стороны речи;
будут ли компьютерные программы являться
эффективным средством развития; как компьютерные
программы будут влиять на развитие грамматического
строя речи и выявить оптимальный поиск
путей данных проблем.
Цель: подобрать компьютерные программы
для развития грамматического строя речи
у учащихся с задержкой психического развития
в третьем классе на уроке русского языка.
Объект: процесс развития грамматического
строя речи у учащихся с задержкой психического
развития.
Предмет: использование компьютерных
программ для развития грамматического
строя речи у учащихся с задержкой психического
развития в третьем классе.
Гипотеза: если в процессе развития грамматического
строя речи у учащихся с задержкой психического
развития использовать специально подобранные
компьютерные программы, то возможно уровень
грамматического строя речи у учащихся
с задержкой психического развития будет
на более высоком уровне.
Задачи:
- Охарактеризовать сущность
понятия «грамматический строй речи»
в психолого-педагогической литературе;
- Описать развитие грамматического
строя речи у учащихся с задержкой психического
развития;
- Рассмотреть коррекционную
роль компьютерных программ в процессе
обучения детей с задержкой психического
развития;
- Подобрать компьютерные программы
для развития грамматического строя речи
у учащихся с задержкой психического развития.
Методы: анализ и изучение научной,
специальной и психолого-педагогической
литературы, обобщение сведений.
Новизна: определяется тем, что в ходе
теоретического исследования, был сделан
обзор компьютерных программ, с целью
развития грамматического строя речи
у учащихся с задержкой психического развития
в третьем классе.
Практическая значимость: заключается в том, что подобранные
компьютерные программы, нацеленные на
развитие грамматического строя речи
у учащихся с задержкой психического развития
в третьем классе могут использовать педагоги-дефектологи
в своей практической деятельности.
- Теоретические основы
развития грамматического строя речи
- Сущность понятия грамматического строя речи
в психолого-педагогической литературе
Речь – это исторически сложившаяся
форма общения людей посредством языковых
конструкций, создаваемых на основе определенных
правил. Исходя из исследований Выготского
Л. С., процесс речи предполагает, с одной
стороны, формирование и формулирование
мыслей языковыми средствами, а с другой
стороны – восприятие языковых конструкций
и их понимание [6].
Правдина О. В. считает,
что основными структурными компонентами
речи являются звуковой состав слова и
грамматический строй. Изучением
звукового состава речи занимается фонетика,
а грамматического строя - грамматика. [7]
По мнению Алексеевой М.М. и
Яшиной Б.И., грамматика – это наука о строе
языка, о его законах. Она объединяет словообразование,
морфологию и синтаксис. Морфология –
это наука, изучающая грамматические свойства
слова и его формы, грамматические значения
в пределах слова; синтаксис изучает словосочетания
и предложения, сочетаемость и порядок
следования слов; словообразование –
образование слова на базе другого однокоренного
слова (или других слов), которыми оно мотивировано,
т. е. выводится из него по смыслу и по форме
с помощью специальных средств, присущих
языку. [8]
Грамматика - это наука о строе
языка, о его законах. Как строй языка,
грамматика представляет собой систему
систем», объединяющую словообразовании,
морфологию, синтаксис. Эти системы можно
называть подсистемами грамматического
строя языка или разными его уровнями.
[9]
Грамматический строй речи
— это система взаимодействия слов между
собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологическую и синтаксическую
системы грамматического строя. Морфологическая
система – это умение владеть приемами
словоизменения и словообразования, а
синтаксическая система — умение составлять
предложения, грамматически верно сочетать
слова в предложении. [9]
Итак, грамматический строй языка охватывает
собою:
- законы и правила образования слов;
- законы и правила изменения слов;
- законы и правила соединения слов, образования
на основе этих соединений элементарных
синтаксических единиц - словосочетаний;
- законы и правила построения предложений;
- законы и правила сочетания предложений
в более сложные грамматические организации. [10]
Соответственно в грамматике
выделяются отдельные области: словообразование,
морфология и синтаксис.
К словообразованию относятся
все явления внутреннего строения слова,
его членимости на значимые части - словообразующие
морфемы, все правила образования слов.
К морфологии относятся, во-первых,
все явления словоизменения (парадигматика
слов) и, во-вторых, вся сфера абстрактных
значений слов, т.е. значений, стоящих над
их лексическими и словообразовательными
значениями и выводимых из их формальной
организации.
К синтаксису относятся все
явления сочетаемости слов, построения
предложений и высказываний, их соединения
в сложные предложения и в элементарные
бессоюзные конструкции. На всех этих
уровнях принадлежащие им единицы представляют
собой некие организации, характеризующиеся
с точки зрения их внешнего и внутреннего
(смыслового) строения, их изменений и
возможностей их функционирования, употребления
в речи. [11]
Овладение грамматическим
строем речи предполагает усвоение как
парадигматических, так и синтагматических
связей. В процессе формирования грамматического
строя речи осуществляется выделение
(первоначально – на практическом, неосознанном
уровне) морфем и соотнесение их с лексическим
или грамматическим значением. На основании
этого и возникают языковые обобщения:
морфологические и синтаксические.
Формирование языковых обобщений
происходит на основе достаточного уровня
развития аналитико-синтетической деятельности
ученика: умения анализировать звуковую,
морфологическую структуру слов, выделять
общее и специфическое в различных формах
одного и того же слова (дом-дома-домой),
в различных словах с одним и тем же грамматическим
значением (парты-столы), умение синтезировать
различные морфемы в структуре слова на
основе закономерностей языка.
Только овладев определёнными
языковыми закономерностями, ребёнок
правильно моделирует собственные речевые
высказывания. Неусвоение же закономерностей
языка приводит к нарушениям морфологической
структуры слова и синтаксической структуры
предложения.