Развитие грамматического строя речи у детей с ЗПР в 3 классе с использованием компьютерных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена недостаточным изучением и отсутствием отработанной на практике системой работы над компьютерными программами, нацеленных на развитие грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития в третьем классе.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы развития грамматического строя речи
6
1.1
Сущность понятия грамматического строя речи в психолого-педагогической литературе
6
1.2
Развитие грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития
10
2
Использование современных компьютерных программ в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития
16
2.1
Коррекционная роль современных компьютерных программ в процессе обучения детей с задержкой психического развития
16
2.2
Подбор компьютерных программ для развития грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития
18

Заключение
27

Список использованной литературы
29

Файлы: 1 файл

Курсачччччччч.docx

— 82.67 Кб (Скачать файл)

- учет возрастных особенностей детей, уровень подготовки школьников на которых рассчитано программное средство;

- усиление мотивации обучения  за счет решения игровых ситуаций, возможности заниматься экспериментально-исследовательской  деятельностью; [23]

Следует отметить компьютерные игровые средства, обеспечивающие в игровой форме условия для осуществления различного рода развивающих воздействий на младших школьников с задержкой психического развития. Использование компьютерных программ, ориентированного на умственное, речевое, эмоциональное развитие учащегося, в качестве средства деятельности (игровой, продуктивной, художественной) способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию интеллектуальной сферы младшего школьника с задержкой психического развития, служит средством подготовки учащихся к дальнейшему освоению материала. [24]

 

 

    1. Подбор компьютерных программ для развития грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития

 

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи младших школьников учителя-логопеды и дефектологи стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения учащихся с задержкой психического развития, что позитивно складывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи. [25]

Кукушкина О.И. предлагает использовать компьютерные игры «Мир за твоим окном», «Лента времени», «Состав слова – (Кроссворд)», «Развивающие игры в среде ЛОГО». «Математика для тех, кому трудно» для детей с различными речевыми нарушениями. [26]

Программа «Мир за твоим окном» Кукушкиной О.И., Больших И.В. посвящена теме «Времена года», которая содержится в образовательных программах начального обучения практически всех категорий детей. На примере этой темы авторы показывают специфические трудности, испытываемые детьми, нуждающимися в особой помощи. Какие особые педагогические задачи по отношению к ним должен ставить и решать педагог, если он действительно хочет добиться развивающего коррекционного эффекта обучения? Программа состоит из пяти частей: «Времена года»; «Погода», «Одежда»; «Рассказы о временах года»; «Календарь», однако названия частей в основном меню отражают лишь тематический материал. У каждой части свои задачи в области развития и обучения.

Комплекс компьютерных программ «Грамотей» Н.П. Вальчук для детей с нарушением речи направлен на усвоение звукового анализа слова, позволяет начать обучение детей чтению и письму. [27]

С помощью комплекса программ «Грамотей» - дети за более короткий промежуток времени овладевают основными навыками звукового и слогового анализа слов, приобретают умение осознанно выделять согласные и гласные звуки в словах различной слоговой структуры. Умение разбираться в слоговом и звуковом составе слова способствует правильному написанию слов и плавному слоговому чтению.

При разработке программы использована игровая стратегия, поэтому выполнение упражнений ребенком воспринимается как интересная игра. Благодаря этой программе дети в игровой форме овладевают навыками и умениями необходимыми не только при поступлении в школу, но и обеспечивающими их комфортное обучение в ней в первоначальный период.

Компьютерная поддержка работы по звуко-слоговому анализу слов в дальнейшем позволяет значительно раньше начать работу по обучению детей письму и правильному чтению. Пакет программ разделен на четыре части, каждая из которых включает в себя несколько компьютерных программ:

Часть 1-я - «Звуко-слоговой анализ слов»:

"Робот" (анализ звуков, слогов, слов без составления  схем –"Звуковая дорожка"). С помощью этой  игры можно проверить умение выделять, слышать гласные звуки в ряду согласных, согласные в ряду гласных; также игра позволяет закрепить навык звукового анализа слов.

"Анализ слова". Слева на экране расположен ряд картинок, названия которых различаются по звуко–слоговому составу, однако их объединяет то, что произнесение и написание названий полностью совпадают. В правой части экрана представлены три типа слоговой структуры слов: один слог – первая строка, два – вторая и три слога – третья строка. Ниже расположены три разноцветных кружка — варианты обозначения звуков разного типа, входящих в состав слова (красный – гласный, синий – согласный, зеленый – мягкий согласный). Если подвести курсор к любой картинке и нажать на левую кнопку мышки, вокруг картинки появится яркая рамка и прозвучит произнесенное по слогам, с выделением ударного слога название этой картинки. На первом этапе анализа выделенного слова можно определить его слоговую структуру — выбрать соответствующий кружок (в начале каждой строки схемы, где представлены три слоговые структуры слова). При верном выборе в отмеченном кружочке появится точка, а на экране — схема, в которой количество прямоугольников отражает количество слогов, а неокрашенные кружки — количество звуков в каждом слоге. (При ошибке будет слышен звук, маркирующий неправильный ответ, после чего ребенок сможет сделать новую попытку.) Затем начинается второй этап выполнения задания — звуковой анализ слова. Последовательно (это будет диктовать схема) каждый звук слова называется и характеризуется (гласный – согласный, твердый – мягкий). «Отщелкивается» кружок соответствующего цвета, и в схеме все кружки-звуки станут цветными. Таким же образом следует «разобрать» каждый звук каждого слога, а пустые кружки в схеме подскажут детям общее количество звуков в слове и помогут проконтролировать, все ли звуки слова проанализированы. При ошибке (неправильной характеристике звука, ошибочном нажатии кнопки мышки) кружок в схеме не закрашивается, а раздается звуковой сигнал, сообщающий об ошибке. Ребенок снова начинает искать правильное решение. В итоге верно выполненного задания на экране остается цветная схема слова, а в углу экрана появляется приз – привлекательная картинка (мороженое или другое лакомство, изображение любимых героев мультфильмов и т. п.). Как правило, эти изображения вызывают у детей улыбку, они говорят, например: «Хочу еще мороженое!», и с радостью принимаются за разбор нового слова. При разборе определенного слова на компьютере предварительным этапом станет отхлопывание ритмического рисунка слова с выделением ударного слога особо громким хлопком. (Научившись выделять ударный слог, в дальнейшем дети легко смогут выделять ударную гласную.) Состав слов для разбора постепенно усложняется: односложные слова сменяются словами с двумя открытыми слогами. Затем анализируются двухсложные слова с одним закрытым слогом, односложные слова со стечением согласных. В конце этого этапа дети анализируют трехсложные слова с открытыми слогами и слова с различной слоговой структурой, произнесение которых идентично их написанию. Занятия с каждым ребенком (дома или в детском саду) следует проводить по 10 минут пять раз в неделю, а подгрупповые занятия в детском саду – три раза в неделю по 20 минут. Практика показывает, что использование на занятиях компьютерных программ помогает ребенку освоить звуковой анализ слов различной структуры за более короткий промежуток времени.

"Пирамида". Суть задания состоит в том, что ячейки каждого яруса необходимо заполнить картинками, имеющими в своих названиях то же количество звуков, что и в первой картинке 1—го, 2—го и 3—го яруса.

Часть 2-я - работа над словом.

"Грамотей". Программа «Грамотей» предназначена для совершенствования и закрепления фонематического анализа знакомых слов при их записи и прочтении, для предупреждения дисграфических ошибок.

Часть 3-я - работа над предлогами.

"Изучаем предлоги". В этом задании ребенку предлагается придумать предложение и построить его схему. Значимые слова будут представлены на экране кирпичиками вишневого цвета, а служебные слова – предлоги — зеленого. После проговаривания каждого слова придуманного предложения следует «вынуть» из стенки соответствующий кирпичик. Звуковые сигналы, сопровождающие отбор кирпичиков для предлогов и значимых слов, отличаются друг от друга.

Часть 4-я - Работа над предложением, текстом.

"Робот". Взрослый диктует ребенку слова, отработанные в I части «Звуковой анализ» и II части «Грамотей», предложения, тексты. В центре экрана расположена черная доска, возле которой стоит робот, озвучивающий («проговаривающий») то, что написано на доске. Если робот не нашел ошибок, грамотно прочитал написанный текст или слова, он разрешает ребенку отправиться в космическое путешествие.

Каждая часть пакета может использоваться автономно, однако наибольшая эффективность достигается при последовательном включении в коррекционные занятия всех перечисленных компьютерных программ.

Компьютерная программа "Игры для Тигры" авторы материалов Л.Р.Лизунова, З.А.Репина, является единым программно-методическим комплексом, содержащим компьютерную программу и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе. Данная программа предлагает более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока: просодика, звукопроизношение, фонематика, лексика. Работа со всеми упражнениями программы "Игры для Тигры" происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Программа «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.

Специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.

Работа с применением специализированной программы проводится под контролем специалиста, который составляет индивидуальный план, выбирает соответствующие ему упражнения, контролирует правильность их выполнения ребенком  и дозирует необходимую нагрузку.

В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

  • «Просодика»,
  • «Звукопроизношение»,
  • «Фонематика»,
  • «Лексика».

Каждый блок программы «Игры для Тигры» состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов.

Цветовое решение каждого блока («Звукопроизношение» - розовый, «Просодика» - зеленый, «Фонематика» - голубой, «Лексика» - желтый) сохраняется во всех составляющих его упражнениях в виде цветовых фонов и психологически способствует созданию единой ассоциативной линии коррекционной работы в рамках каждого блока.

Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.

Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде.

Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.

Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную  оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.

В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения. Простота пользования программой является необходимым условием при работе с детьми дошкольного возраста, так как компьютер не должен становиться для ребенка-дошкольника предметом изучения. Охарактеризуем последовательно каждый блок программы.

Блок «Просодика».

Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:

  • длительность и сила речевого выдоха,
  • громкость и тембр голоса,
  • темпо-ритмичность, 
  • интонационная выразительность,
  • четкость и разборчивость речи.

Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом  речевая активность фиксируется микрофоном  и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.

Информация о работе Развитие грамматического строя речи у детей с ЗПР в 3 классе с использованием компьютерных программ