Развитие грамматического строя речи у детей с ЗПР в 3 классе с использованием компьютерных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена недостаточным изучением и отсутствием отработанной на практике системой работы над компьютерными программами, нацеленных на развитие грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития в третьем классе.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы развития грамматического строя речи
6
1.1
Сущность понятия грамматического строя речи в психолого-педагогической литературе
6
1.2
Развитие грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития
10
2
Использование современных компьютерных программ в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития
16
2.1
Коррекционная роль современных компьютерных программ в процессе обучения детей с задержкой психического развития
16
2.2
Подбор компьютерных программ для развития грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития
18

Заключение
27

Список использованной литературы
29

Файлы: 1 файл

Курсачччччччч.docx

— 82.67 Кб (Скачать файл)

- системное недоразвитие речи - нарушения лексико-грамматической стороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний. Наблюдается в 22,7% случаев. [18]

Тяжесть речевого недоразвития во многом зависит от характера основного нарушения.

Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение (первоначально - на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением. На основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические.

Владение словообразованием и словоизменением имеет важнейшее значение для развития грамматического строя, развития речи в целом, а также для, овладения правилами грамматики и правописания.

Способы словообразования у детей рассматриваемой категории, как показывают исследования Е.С. Слепович и Р.Д. Тригер, совпадают с теми, которые наблюдаются у нормально развивающихся детей: использование суффиксов в целях преобразования слова. Этим они отличаются от умственно отсталых детей. В числе самостоятельно преобразованных слов, как и у нормальных детей, у них преобладают существительные. Однако, если для нормально развивающихся детей характерно примерно вдвое более частое образование существительных с самостоятельным значением (море - моряк), чем существительных с тем или иным оттенком (мост - мостик), то у детей с задержкой психического развития обе эти формы словообразования проявляются примерно в равной мере. Значительно меньше, чем нормально развивающиеся дети, образуют они прилагательных, и лишь по образованию однокоренных глаголов они оказываются примерно на том же уровне, что и нормально развивающиеся школьники. [19]

При изучении словообразования у школьников с задержкой психического развития выявилось довольно значительное число слов, которые не встречаются при выполнении таких заданий нормально развивающимися детьми. Особо следует рассмотреть случаи образования неологизмов - слов, не применяющихся обычно в речи, созданных самими детьми. В одних случаях такие слова образуются, когда ребенок, преобразуя слово, выделяет корневую морфему (прыгать - прыг, красить крас), в других - неологизмы возникают в результате необычного соединения морфем. Например, правильно образовав уменьшительно-ласкательную форму «мостик» от слова «мост», ребенок использует затем тот же суффикс, неправомерно образуя от слов «гроза» и «соль» производные «грозик», «солик». Корни слов легко соединяются детьми с другими, обычно не сочетаемыми с ними суффиксами, в результате чего возникают такие неологизмы, как «грозаки», «грозилка», «грозник» (от слова «гроза»), «красник» (от слова «красить») и др.

Период словотворчества (включающий образование неологизмов) является нормальным явлением в процессе развития речи в дошкольном детстве («от двух до пяти») и заканчивается обычно уже в старшем дошкольном возрасте. У учащихся с задержкой психического развития это явление наблюдается даже и на втором году школьного обучения.

Недостаточная сформированность грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития может не обнаруживаться в спонтанной речи и поэтому замечается нередко, только когда ребенок приступает к школьному обучению. Она проявляется в трудностях при овладении новыми формами речи - повествованием и рассуждением и выступает в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываний. Как отмечает А.Р. Лурия применительно к речевым нарушениям у взрослых, именно невозможность перейти к связному развернутому высказыванию указывает на серьезные дефекты в грамматическом строе речи больного.

Ошибки в грамматическом построении самостоятельной речи наблюдаются у детей с задержкой психического развития чаще, чем у нормально развивающихся младших школьников. Если у последних наблюдались ошибки в третьей части составленных ими предложений, то у детей с задержкой психического развития - в половине. [20]

Недостатки словаря детей с задержкой психического развития, его бедность проявляются как в малочисленности употребляемых ими слов (особенно узок активный словарь), так и в том, что слова, которыми пользуются дети, имеют или слишком ограниченное значение, или, напротив, чрезмерно широкое и не дифференцированное. Иногда слова употребляются вообще в не адекватном значении.

Особенно ограниченным оказывается запас слов, обозначающих свойства и признаки предметов. В специальном исследовании, проведенном Е.С. Слепович, показано, что при общей ограниченности числа прилагательных в речи учащихся с задержкой психического развития особенно невелико число различных семантических групп прилагательных. В речи учащихся встречаются главным образом прилагательные, обозначающие цвет, величину и форму предметов, реже - материал, из которого они сделаны. Часто вместо прилагательных последнего вида дети употребляют существительные с предлогом («забор из досок» вместо «дощатый забор»). Совсем мало оценочных прилагательных, причем главным образом учащиеся употребляют, часто необоснованно, небольшое число прилагательных с широким, недифференцированным значением («красивый», «хороший» и др.).

Исследование, проведенное О.Н. Коваленко (2002), также свидетельствует о бедности семантических полей лексических единиц в лексиконе младших школьников с задержкой психического развития. Существенной особенностью активного словаря учащихся с задержкой психического развития является почти полное отсутствие слов, употребляемых относительно редко, но придающих своеобразие индивидуальному словарю. К таким словам, в частности, относится большинство оценочных прилагательных.

Одной из наиболее часто встречающихся в речи учащихся категорией слов являются существительные. Их употребление учащимися с задержкой психического развития также имеет определенное своеобразие. С.Г. Шевченко установила, что в их речи отсутствует ряд существительных, обозначающих конкретные предметы из непосредственного окружения (некоторые продукты питания, учебные предметы, животные и др.). Содержание понятий, обозначаемых имеющимися словами, также значительно отличается от характерного для нормально развивающихся учащихся. Часто оно включает несущественные признаки при отсутствии определяющих. Это приводит к значительным затруднениям и ошибкам при классификации и группировке предметов. При этом обнаруживается, что в одних случаях особенно беден запас слов, обозначающих видовые понятия, в других - отсутствуют слова (или их мало), обозначающие родовые понятия и классы предметов и явлений. Все эти особенности приводят к нередко ошибочному употреблению существительных, неправильному их соотнесению с предметами окружающего мира. Несомненно, и понимание речи по тем же причинам может быть дефектным. [21]

Наблюдаются аналогичные недостатки и в употреблении и понимании глаголов. Некоторые исследователи отмечают, что учащиеся могут испытывать затруднения в понимании встречающихся в контексте таких часто употребляемых слов, как «класть», «прыгать», «сидеть», «бежать», «заглядывать». Это наблюдение авторы относят к учащимся, определяемым как имеющим трудности в обучении, однако известно, что это принятое на Западе понятие включает прежде всего учащихся с задержкой психического развития.

В исследовании Р.Д. Тригер показано, что большинство учащихся с задержкой психического развития не отделяют глаголов от слов, обозначающих предметы и их признаки («сварили уху», «отдал сестре», «пришла снежная»). Такой синкретизм наблюдается у нормально развивающихся учащихся лишь в дошкольном возрасте. Значительные трудности отмечаются в употреблении и понимании предлогов, особенно обозначающих пространственные и временные отношения - «из-за», «через», «из-под», «позади», «между», «до», «после» и т.д. В большой мере это связано с недостатками познавательной деятельности и ограниченностью опыта учащихся, следствием чего является недоразвитие или крайняя ограниченность их пространственных и временных понятий и представлений. В спонтанной речи учащихся многие из этих предлогов вообще отсутствуют. [19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Использование современных компьютерных программ в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития

 

 

    1. Коррекционная роль современных компьютерных программ в процессе обучения детей с задержкой психического развития

 

XXI век – век высоких  компьютерных технологий. Человечество  вступило в новый этап своего  развития — формируется информационное  общество, в котором информация  и информационные процессы становятся  одной из важнейших составляющих  жизнедеятельности человека и  социума. Развитие глобального процесса  информатизации общества ведет  к формированию не только новой  информационной среды обитания  людей, но и нового, информационного  уклада их жизни и профессиональной  деятельности. 

Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей  старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.

Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь учащихся остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у учащихся речевых нарушений особенно актуально в младшем школьном возрасте. [22]

Каждому ребенку, независимо от его происхождения или условий жизни, необходимо быть здоровым. Им так важно научиться ориентироваться в современном обществе, добиться поставленных целей, видеть перспективу личностного развития, быть открытым к самопознанию, уметь контактировать с людьми. Быстрая утомляемость, малая работоспособность, внешне слабовыраженные эмоции или резкие эмоциональные проявления, трудности адаптации характерные для этой категории детей не способствуют успешной адаптации учащихся с задержкой психического развития в третьем классе.

Обучение таких учащихся может быть успешным лишь в том случае, если педагог осознает сущность образовательных потребностей учащихся и удовлетворяет их в процессе обучения, реализуя на практике новые технологии, подходы.

В этой связи особую значимость приобретает использование в работе информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых программ.

Практика показывает, что в осуществлении коррекционно-развивающего обучения и воспитания учащихся с задержкой психического развития, педагоги испытывают наибольшие затруднения при использовании компьютерных программ. Среди них можно отметить недостаточную обеспеченность методическими разработками по реализации образовательного процесса, включая создание учебно-методических материалов и дидактических игр на базе пакетов общего назначения, а также программ презентационной и анимационной графики для развития у учащихся речи, памяти, внимания, моторики, эмоций на базе компьютерных программ. Полное или частичное игнорирование дидактических принципов при разработке программных средств, перенос традиционных средств и методов обучения в новую технологию обучения, использующую компьютер, отсутствие комплекса требований к компьютерным программам для проведения работы с учащимися с задержкой психического развития по развитию речи, внимания, памяти, моторики, нет четкой формулировки их функционального назначения.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости обучения педагогов использованию современных средств, в частности обучение разработки учебно-методических материалов и умению осуществлять отбор компьютерных программ для развития у учащихся речи, внимания, памяти, моторики, эмоций.

При создании и выборе игровых компьютерных программ педагогам следует учитывать:

- содержание программ  воспитания учащихся в специальных (коррекционных) учреждениях;

- форму представления материала: рисунки, картинки должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких отвлекающих деталей;

- темп движений героев  на экране должен быть не  слишком быстрым;

- использование приемов  оценки правильности ответов, доступны: графические рисунки, символы, звуковые и музыкальные эффекты (веселая музыка, аплодисменты, смеющийся человечек, солнышко);

- наличие комфортной визуальной  среды: отсутствие в изображениях  острых углов, очень насыщенной  цветовой гаммы, сгущение, разряжение  элементов и разная их удаленность;

- качественность предоставления  информации на экране: представление  информации в соответствии с  эргономическими требованиями, четкость  изображения, оптимальное распределение  информации на экране;

- уровень интерактивности: возможность выбора режима работы, наличие разных уровней трудности, обеспечение обратной связи: выдача  вариантов ответов, анализ ошибок  и их коррекция, режим диалогового  общения;

Информация о работе Развитие грамматического строя речи у детей с ЗПР в 3 классе с использованием компьютерных программ