- системное недоразвитие речи
- нарушения лексико-грамматической стороны
речи на фоне крайне бедного словарного
запаса, примитивной структуры высказываний.
Наблюдается в 22,7% случаев. [18]
Тяжесть речевого недоразвития
во многом зависит от характера основного
нарушения.
Овладение грамматическим строем
речи предполагает усвоение как парадигматических,
так и синтагматических связей. В процессе
формирования грамматического строя речи
осуществляется выделение (первоначально
- на практическом, неосознанном уровне)
морфем и соотнесение их с лексическим
или грамматическим значением. На основании
этого и возникают языковые обобщения:
морфологические и синтаксические.
Владение словообразованием
и словоизменением имеет важнейшее значение
для развития грамматического строя, развития
речи в целом, а также для, овладения правилами
грамматики и правописания.
Способы словообразования у
детей рассматриваемой категории, как
показывают исследования Е.С. Слепович
и Р.Д. Тригер, совпадают с теми, которые
наблюдаются у нормально развивающихся
детей: использование суффиксов в целях
преобразования слова. Этим они отличаются
от умственно отсталых детей. В числе самостоятельно
преобразованных слов, как и у нормальных
детей, у них преобладают существительные.
Однако, если для нормально развивающихся
детей характерно примерно вдвое более
частое образование существительных с
самостоятельным значением (море - моряк),
чем существительных с тем или иным оттенком
(мост - мостик), то у детей с задержкой
психического развития обе эти формы словообразования
проявляются примерно в равной мере. Значительно
меньше, чем нормально развивающиеся дети,
образуют они прилагательных, и лишь по
образованию однокоренных глаголов они
оказываются примерно на том же уровне,
что и нормально развивающиеся школьники.
[19]
При изучении словообразования
у школьников с задержкой психического
развития выявилось довольно значительное
число слов, которые не встречаются при
выполнении таких заданий нормально развивающимися
детьми. Особо следует рассмотреть случаи
образования неологизмов - слов, не применяющихся
обычно в речи, созданных самими детьми.
В одних случаях такие слова образуются,
когда ребенок, преобразуя слово, выделяет
корневую морфему (прыгать - прыг, красить
крас), в других - неологизмы возникают
в результате необычного соединения морфем.
Например, правильно образовав уменьшительно-ласкательную
форму «мостик» от слова «мост», ребенок
использует затем тот же суффикс, неправомерно
образуя от слов «гроза» и «соль» производные
«грозик», «солик». Корни слов легко соединяются
детьми с другими, обычно не сочетаемыми
с ними суффиксами, в результате чего возникают
такие неологизмы, как «грозаки», «грозилка»,
«грозник» (от слова «гроза»), «красник»
(от слова «красить») и др.
Период словотворчества (включающий
образование неологизмов) является нормальным
явлением в процессе развития речи в дошкольном
детстве («от двух до пяти») и заканчивается
обычно уже в старшем дошкольном возрасте.
У учащихся с задержкой психического развития
это явление наблюдается даже и на втором
году школьного обучения.
Недостаточная сформированность
грамматического строя речи у учащихся
с задержкой психического развития может
не обнаруживаться в спонтанной речи и
поэтому замечается нередко, только когда
ребенок приступает к школьному обучению.
Она проявляется в трудностях при овладении
новыми формами речи - повествованием
и рассуждением и выступает в ситуациях,
требующих развернутых речевых высказываний.
Как отмечает А.Р. Лурия применительно
к речевым нарушениям у взрослых, именно
невозможность перейти к связному развернутому
высказыванию указывает на серьезные
дефекты в грамматическом строе речи больного.
Ошибки в грамматическом построении
самостоятельной речи наблюдаются у детей
с задержкой психического развития чаще,
чем у нормально развивающихся младших
школьников. Если у последних наблюдались
ошибки в третьей части составленных ими
предложений, то у детей с задержкой психического
развития - в половине. [20]
Недостатки словаря детей с
задержкой психического развития, его
бедность проявляются как в малочисленности
употребляемых ими слов (особенно узок
активный словарь), так и в том, что слова,
которыми пользуются дети, имеют или слишком
ограниченное значение, или, напротив,
чрезмерно широкое и не дифференцированное.
Иногда слова употребляются вообще в не
адекватном значении.
Особенно ограниченным оказывается
запас слов, обозначающих свойства и признаки
предметов. В специальном исследовании,
проведенном Е.С. Слепович, показано, что
при общей ограниченности числа прилагательных
в речи учащихся с задержкой психического
развития особенно невелико число различных
семантических групп прилагательных.
В речи учащихся встречаются главным образом
прилагательные, обозначающие цвет, величину
и форму предметов, реже - материал, из
которого они сделаны. Часто вместо прилагательных
последнего вида дети употребляют существительные
с предлогом («забор из досок» вместо «дощатый
забор»). Совсем мало оценочных прилагательных,
причем главным образом учащиеся употребляют,
часто необоснованно, небольшое число
прилагательных с широким, недифференцированным
значением («красивый», «хороший» и др.).
Исследование, проведенное
О.Н. Коваленко (2002), также свидетельствует
о бедности семантических полей лексических
единиц в лексиконе младших школьников
с задержкой психического развития. Существенной
особенностью активного словаря учащихся
с задержкой психического развития является
почти полное отсутствие слов, употребляемых
относительно редко, но придающих своеобразие
индивидуальному словарю. К таким словам,
в частности, относится большинство оценочных
прилагательных.
Одной из наиболее часто встречающихся
в речи учащихся категорией слов являются
существительные. Их употребление учащимися
с задержкой психического развития также
имеет определенное своеобразие. С.Г. Шевченко
установила, что в их речи отсутствует
ряд существительных, обозначающих конкретные
предметы из непосредственного окружения
(некоторые продукты питания, учебные
предметы, животные и др.). Содержание понятий,
обозначаемых имеющимися словами, также
значительно отличается от характерного
для нормально развивающихся учащихся.
Часто оно включает несущественные признаки
при отсутствии определяющих. Это приводит
к значительным затруднениям и ошибкам
при классификации и группировке предметов.
При этом обнаруживается, что в одних случаях
особенно беден запас слов, обозначающих
видовые понятия, в других - отсутствуют
слова (или их мало), обозначающие родовые
понятия и классы предметов и явлений.
Все эти особенности приводят к нередко
ошибочному употреблению существительных,
неправильному их соотнесению с предметами
окружающего мира. Несомненно, и понимание
речи по тем же причинам может быть дефектным.
[21]
Наблюдаются аналогичные недостатки
и в употреблении и понимании глаголов.
Некоторые исследователи отмечают, что
учащиеся могут испытывать затруднения
в понимании встречающихся в контексте
таких часто употребляемых слов, как «класть»,
«прыгать», «сидеть», «бежать», «заглядывать».
Это наблюдение авторы относят к учащимся,
определяемым как имеющим трудности в
обучении, однако известно, что это принятое
на Западе понятие включает прежде всего
учащихся с задержкой психического развития.
В исследовании Р.Д. Тригер показано,
что большинство учащихся с задержкой
психического развития не отделяют глаголов
от слов, обозначающих предметы и их признаки
(«сварили уху», «отдал сестре», «пришла
снежная»). Такой синкретизм наблюдается
у нормально развивающихся учащихся лишь
в дошкольном возрасте. Значительные трудности
отмечаются в употреблении и понимании
предлогов, особенно обозначающих пространственные
и временные отношения - «из-за», «через»,
«из-под», «позади», «между», «до», «после»
и т.д. В большой мере это связано с недостатками
познавательной деятельности и ограниченностью
опыта учащихся, следствием чего является
недоразвитие или крайняя ограниченность
их пространственных и временных понятий
и представлений. В спонтанной речи учащихся
многие из этих предлогов вообще отсутствуют.
[19]
- Использование современных
компьютерных программ в коррекционной
работе с детьми с задержкой психического
развития
- Коррекционная роль современных
компьютерных программ в процессе обучения
детей с задержкой психического развития
XXI век – век высоких
компьютерных технологий. Человечество
вступило в новый этап своего
развития — формируется информационное
общество, в котором информация
и информационные процессы становятся
одной из важнейших составляющих
жизнедеятельности человека и
социума. Развитие глобального процесса
информатизации общества ведет
к формированию не только новой
информационной среды обитания
людей, но и нового, информационного
уклада их жизни и профессиональной
деятельности.
Информатизация является важнейшим
механизмом реформирования образовательной
системы, направленным на повышение качества,
доступности и эффективности образования.
В настоящее время компьютерные
технологии стали активно применятся
в образовательном процессе. Создается
множество простых и сложных компьютерных
программ для различных областей познания.
В зависимости от возраста ребенка и применяемых
программ компьютер может выступать в
роли оппонента по игре, быть рассказчиком,
репетитором, экзаменатором. Существуют
компьютерные программы, направленные
на развитие различных психических функций
детей, таких как зрительное и слуховое
восприятие, внимание, память, словесно-логическое
мышление и др., которые можно с успехом
применять при обучении детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста.
Особое место среди компьютерных программ
занимают специализированные компьютерные
программы для детей с различными нарушениями
развития.
Из года в год специалисты,
работающие в детских учреждениях, отмечают
рост числа детей, имеющих различные нарушения
речи. Не секрет, что зачастую речь учащихся
остается мало выразительной, бедной.
Ребенок не может подобрать нужные слова,
правильно построить фразу. У дошкольников
часто наблюдаются нарушения произношения
различных звуков. Подобные нарушения
определяют группу риска по возникновению
у детей значительных трудностей при овладении
грамотой, обучении чтению, письму, счету.
В связи с этим развитие речи и исправление
имеющихся у учащихся речевых нарушений
особенно актуально в младшем школьном
возрасте. [22]
Каждому ребенку, независимо
от его происхождения или условий жизни,
необходимо быть здоровым. Им так важно
научиться ориентироваться в современном
обществе, добиться поставленных целей,
видеть перспективу личностного развития,
быть открытым к самопознанию, уметь контактировать
с людьми. Быстрая утомляемость, малая
работоспособность, внешне слабовыраженные
эмоции или резкие эмоциональные проявления,
трудности адаптации характерные для
этой категории детей не способствуют
успешной адаптации учащихся с задержкой
психического развития в третьем классе.
Обучение таких учащихся может
быть успешным лишь в том случае, если
педагог осознает сущность образовательных
потребностей учащихся и удовлетворяет
их в процессе обучения, реализуя на практике
новые технологии, подходы.
В этой связи особую значимость
приобретает использование в работе информационных
и коммуникационных технологий и компьютерных
игровых программ.
Практика показывает, что в
осуществлении коррекционно-развивающего
обучения и воспитания учащихся с задержкой
психического развития, педагоги испытывают
наибольшие затруднения при использовании
компьютерных программ. Среди них можно
отметить недостаточную обеспеченность
методическими разработками по реализации
образовательного процесса, включая создание
учебно-методических материалов и дидактических
игр на базе пакетов общего назначения,
а также программ презентационной и анимационной
графики для развития у учащихся речи,
памяти, внимания, моторики, эмоций на
базе компьютерных программ. Полное или
частичное игнорирование дидактических
принципов при разработке программных
средств, перенос традиционных средств
и методов обучения в новую технологию
обучения, использующую компьютер, отсутствие
комплекса требований к компьютерным
программам для проведения работы с учащимися
с задержкой психического развития по
развитию речи, внимания, памяти, моторики,
нет четкой формулировки их функционального
назначения.
Вышесказанное свидетельствует
о необходимости обучения педагогов использованию
современных средств, в частности обучение
разработки учебно-методических материалов
и умению осуществлять отбор компьютерных
программ для развития у учащихся речи,
внимания, памяти, моторики, эмоций.
При создании и выборе игровых
компьютерных программ педагогам следует
учитывать:
- содержание программ
воспитания учащихся в специальных
(коррекционных) учреждениях;
- форму представления материала:
рисунки, картинки должны быть достаточно
крупными, обобщенными, без мелких отвлекающих
деталей;
- темп движений героев
на экране должен быть не
слишком быстрым;
- использование приемов
оценки правильности ответов, доступны:
графические рисунки, символы, звуковые
и музыкальные эффекты (веселая музыка,
аплодисменты, смеющийся человечек, солнышко);
- наличие комфортной визуальной
среды: отсутствие в изображениях
острых углов, очень насыщенной
цветовой гаммы, сгущение, разряжение
элементов и разная их удаленность;
- качественность предоставления
информации на экране: представление
информации в соответствии с
эргономическими требованиями, четкость
изображения, оптимальное распределение
информации на экране;
- уровень интерактивности:
возможность выбора режима работы,
наличие разных уровней трудности,
обеспечение обратной связи: выдача
вариантов ответов, анализ ошибок
и их коррекция, режим диалогового
общения;