Развитие грамматического строя речи у детей с ЗПР в 3 классе с использованием компьютерных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена недостаточным изучением и отсутствием отработанной на практике системой работы над компьютерными программами, нацеленных на развитие грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития в третьем классе.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы развития грамматического строя речи
6
1.1
Сущность понятия грамматического строя речи в психолого-педагогической литературе
6
1.2
Развитие грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития
10
2
Использование современных компьютерных программ в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития
16
2.1
Коррекционная роль современных компьютерных программ в процессе обучения детей с задержкой психического развития
16
2.2
Подбор компьютерных программ для развития грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития
18

Заключение
27

Список использованной литературы
29

Файлы: 1 файл

Курсачччччччч.docx

— 82.67 Кб (Скачать файл)

Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика», производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.

Модуль «Дыхание».

Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).

Модуль «Слитность».

Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать  слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

Модуль  «Ритм».

 Упражнения модуля  «Ритм» позволяют работать над  ритмической и слоговой структурой  слова, а так же над четкостью  и разборчивостью речи ребенка.

Модуль «Высота и тембр».

В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи  у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса.

Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.

Блок «Звукопроизношение».

Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.

Блок «Фонематика».

Блок «Фонематика» компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Модуль «Звуки».

Упражнения модуля «Звуки» позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.

Модуль «Слова».

Упражнения модуля «Слова» можно использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.

Модуль «Анализ».

Упражнения модуля «Анализ» позволяют организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.    

Модуль «Синтез».

Упражнения модуля «Синтез» позволяют работать над формированием фонематического восприятия у детей.

Блок «Лексика».

Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.

Модуль «Слова».

Упражнения модуля «Слова» позволяют работать над лексической стороной речи на основе различных семантических признаков. Данный модуль способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова.

При работе с упражнениями модуля «Слова» происходит развитие словаря детей по основным темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Инструменты» и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.

Модуль «Словосочетания».

Упражнения модуля «Словосочетания» позволяют работать над лексической стороной речи на основе словосочетаний, способствует организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, а так же  позволяет работать над грамматической структурой слов и словосочетаний.

При работе с упражнениями модуля «Словосочетания» происходит развитие словаря детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» и «Птицы», формируется понятие и значение обобщающих слов. Программой предусмотрена возможность изменения сложности заданий. Это позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с потребностями ребенка.

Модуль «Валентность».

Упражнения модуля «Валентность слов» позволяют работать над формированием лексической валентности слов на материале существительных, прилагательных, глаголов, грамматической структурой слов и словосочетаний, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь ребенка по семантическим полям на основе парадигматических связей.

При работе с упражнениями модуля происходит развитие словаря детей по темам «Жилище», «Профессии», «Действия», «Признаки», формируется понятие и значение обобщающих слов.

Применение специализированной компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» делает процесс коррекции речевых нарушений и развития речи увлекательным и интересным как для ребенка, так и для специалиста. Опыт использования данной программы на коррекционных занятиях в дошкольных учреждениях показывает, что у детей с недостаточной сформированностью мотивационной сферы появляется заинтересованность, повышается готовность к занятиям и стремление достичь положительного результата в работе.

Представленная компьютерная технология является целостным, системным программным продуктом, но и она не может охватить все аспекты деятельности логопедов и дефектологов, поэтому планируется дальнейшая разработка технологических аспектов использования компьютерных средств обучения в специальном образовании, создание новых специализированных компьютерных программ, построенных с учетом закономерностей и особенностей  развития детей с различными нарушениями. [28]

Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Таким образом, информационные и коммуникационные технологии и компьютерные программы, применяемые педагогом в комфортных здоровьесберегающих условиях будут способствовать успешной подготовке учащихся с задержкой психического развития к школьной программе, успешной адаптации в социуме, научит использовать средства информационно-коммуникационных технологий во многих областях деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема развития грамматического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.

У учащихся с задержкой психического развития речь носит ситуативный характер, у них только намечается переход к контекстной речи.  Этот переход означает новый этап в речевом развитии учащихся.

Задержка психического развития - одна из наиболее распространенных проблем. Отмечается большая распространенность речевых нарушений, среди которых значительное место занимают нарушения грамматического строя речи. [29]  

Изучением грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Л.Ф.Спирова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; у детей с алалией – В.А. Ковшиков, В.К. Воробьёва, Б.М. Гриншпун, Е.Ф. Соботович и др.; у детей с задержкой психического развития – А.В. Захарова, Л.Б. Баряева, Е.М. Мальцева, Г.Н. Рахмакова и др. У них недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, навыками словоизменения и словообразования, обеднён словарный запас как по качественным, так и по количественным показателям, страдает связная речь, звукопроизношение, фонематический слух. Ученые выявили, что у большого количества школьников младших классов преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. [3], [4], [6], [30]

В ходе работы над изучением процесса развития грамматического строя речи, созданием системы специальных компьютерных программ, при анализе теоретической, психолого-педагогической литературы, я убедилась в актуальности своей работы. Я поняла, что несмотря на давно назревшую очевидную необходимость развития именно речевых, коммуникативных навыков учащихся с задержкой психического развития, эта потребность современным образованием удовлетворяется не в полной мере.

Этому можно найти множество причин: от общего низкого уровня культуры, начитанности и эрудиции учеников и неправильно, не по приоритетам распределенного Госстандартом программного времени до нерационально организованных учителями уроков русского языка. Налицо недостаточное развитие грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития. У современных школьников заметен явный крен в сторону лингвистической и языковой компетенции, а вот коммуникативная развита чрезвычайно слабо. Это при том, что современное общество предъявляет повышенные требования именно к контактной валентности человека и его способности свободно ориентироваться в коммуникационном пространстве, а не к качеству теоретических знаний о языке.

Подводя итоги своего исследования можно сделать следующий вывод: грамматический строй речи, являясь фундаментальной основой для формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций даже при недостаточном развитии у некоторых школьников способен интенсивно совершенствоваться при условии правильного педагогического воздействия, тонкого психологического взаимодействия и четкого методического осмысления.

Результаты проведенных исследований подтверждают гипотезу о том, что если в процессе развития грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития использовать специально подобранные компьютерные программы, то возможно уровень грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития будет на более высоком уровне.

Исключительно позитивная доминанта полученного вывода обусловлена положительным решением всех задач, заявленных в самом начале исследования:

  • изучив самые значимые труды по психолого-педагогической литературе, психологии речевого развития и методике развития речи, я установила теоретические основы развития грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития;
  • рассмотрела коррекционную роль компьютерных программ в процессе обучения детей с задержкой психического развития;
  • подобрала компьютерные программы для развития грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» - Астана, 2002. – 41с.
  2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» - Астана, 2007. – 100 с.
  3. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для вузов / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Владос, 2003.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., 2004.
  5. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. М., 2010 г.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч., т. 2. М., 2007.
  7. Воробьева Е.В., Шевцова Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М.: Сфера, 2006.
  8. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 400 с.
  9. Нуртазина Р. Б. Занимательная грамматика [Текст] / Р. Б. Нуртазина. - 2-е изд., перераб. - Алма-Ата : Мектеп, 2000. - 216 с.
  10. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2002.
  11. Фомичева Г. А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников. //Начальная школа. №1, 2001. – с. 15 – 29.
  12. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2010
  13. Александрова Т.В. Практическое пособие по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. – С.П.б.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 – 48 с.
  14. Гризик Т.И. Развитие речи детей. Методическое пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество». – М., 2006
  15. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001.
  16. Соколова Е. В. Психология детей с ЗПР. М., 2009 г.
  17. Логопедия./Под ред. Л. С. Волковой. М., 2005.
  18. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003
  19. Тригер Р.Д. Владимирова Е.В. Подготовка дошкольника к обучению грамоте: пособие для детей среднего дошкольного возраста. – М.:ВЛАДОС, 2010. – 76с.
  20. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 224 с.
  21. Шевченко С.Г. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320 с.
  22. Кручинина, Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Дидактические материалы к практическим занятиям и творческой работе студентов/ Г.А. Кручинина. – Нижний Новгород.: Нижегородский государственный университет, 2000. – 96 с.
  23. Петрова, Л.П. Использование компьютеров на уроке русского языка – потребность времени/ Л.П. Петрова // ИЯШ. – 2005. – №5. – с.57.
  24. Бовтенко, М.А. Компьютерная лингводидактика \ М.А. Бовтенко, – М: Флинта: Наука. – 2005. – 94 с.
  25. Писаренко, В.И. Использование компьютерных технологий в обучении / В.И. Писаренко // Открытое образование. – 2004. – №1. – с.17.
  26. Кукушкина О.И., Ключ: Мир за твоим окном. Пособие для школьников М.: Баласс, 2012. — 64 с.
  27. Есенин С. А. «Как научить вашего ребёнка писать сочинения»  Рабочие тетради для 1 класса; М: издательство «Грамотей» 2010 г.
  28. Нестерова, Н.В. Информационные технологии и обучение языкам / Н.В. Нестерова // ИЯШ. – 2005. – №8. – 102 с.

Информация о работе Развитие грамматического строя речи у детей с ЗПР в 3 классе с использованием компьютерных программ