Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа
Цель – обоснование взаимосвязи между уроками истории и развитием коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность основных понятий темы исследования: способности, коммуникативные способности, общение, диалог.
3. Выявить условия и факторы, способствующие эффективному формированию коммуникативных способностей школьников на уроках истории в начальной школе;
4. Определить формы и методы способствующие развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Общая характеристика способностей человека…………………………4
1.2. Сущность основных понятий исследования: способности, коммуникативные способности, диалог...................................................
1.3. Развитие коммуникативных способностей в учебном процессе……….
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1. Формы, методы и средства развития коммуникативных способностей
младших школьников на уроках истории в начальной школе…………….
2.1. Метод диалога как один из факторов развития коммуникативных
способностей младших школьников на уроках истории
в начальной школе……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….
Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края
Государственное общеобразовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Пермский педагогический колледж физической культуры и спорта»
КУРСОВАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Пермь 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.3. Развитие коммуникативных способностей в учебном процессе……….
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1. Формы, методы и средства развития коммуникативных способностей
младших школьников на уроках
истории в начальной школе……………
2.1. Метод диалога как один из факторов развития коммуникативных
способностей младших
в начальной школе…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Введение
В младшем школьном возрасте ребёнку приходится преодолевать многие трудности в общении, и, прежде всего, со сверстниками. Задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок, который не умеет общаться со сверстниками, не принимается ими из-за неумения организовать общение, перестаёт быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к нарушению самооценки, конфликтности, агрессивности, повышенной эмоциональности, замкнутости. Необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Способность к общению включает в себя
желание вступать в контакт с окружающими
людьми, умение организовать общение,
включающее умение слушать собеседника,
умение эмоционально сопереживать, умение
решать конфликтные ситуации; знание норм
и правил, которым необходимо следовать
при общении с окружающими.
Развивать коммуникативные
способности у детей младшего школьного
возраста можно на уроках, используя специфику
изучаемого предмета, интересную тематику для
обсуждения, разнообразные формы уроков: урок-портрет, урок-дискуссия,
урок-диалог, ролевые игры; и др. — это
эффективные средства коммуникативной
деятельности, способствующие развитию
коммуникативных способностей, коммуникативных
умений и навыков в рамках изучения предмета.
Урок истории содержит в себе большой
потенциал для развития коммуникативных
способностей младших школьников. При
этом необходимо большое методическое
мастерство, чтобы за минимальное количество
времени (1 урок в неделю) создать условия для развития коммуникативных
способностей на уроке истории в начальной
школе, другими словами - научить общаться
в историческом пространстве. В этом и
заключается суть проблемы.
Объект исследования – процесс обучения истории в начальной школе.
Предмет исследования – развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории.
Цель – обоснование взаимосвязи между уроками истории и развитием коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории в начальной школе.
Задачи:
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ, обобщение, классификация.
Проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников посвящен ряд психолого-педагогических и методических исследований последних десятилетий, среди которых работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др. И тем не менее следует отметить, что данный аспект в работах ведущих методистов-историков разработан недостаточно глубоко, что, в свою очередь, указывает на относительную новизну нашего исследования. Список используемой литературы включает работы Батраковой С. Н., Ворониной М. П., ; кроме того, автором были использованы Интернет-ресурсы по отдельным аспектам исследования.
Структура исследования: введение, первая глава описывает процесс обучения истории в начальной школе, дается характеристика теоритического исследования, характеристика способностей человека, раскрывается сущность основных понятий, процесс развития коммуникативных способностей в учебном процессе, вторая глава раскрывает развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории, описываются формы, методы и средства способствующие развитию коммуникативных способностей, исследовано влияние диалога на развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке истории, заключение содержит основные выводы и предполагаемые направления опытно-практической работы; завершается работа списком литературы и приложениями.
Глава I. Теоретические основы исследования
Когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других.
Следует отметить, что
слово «способность» имеет
В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности».
С точки зрения второго
подхода под способностями
Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Понятие "способности" используют в следующих случаях:
Способности - это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Выдающийся психолог и крупнейший исследователь Б.М.Теплов предложил определения и классификацию способностей:
Условно способности можно разделить на общие и специальные:
Общие способности |
Специальные способности |
С помощью их человек может достичь успеха в самых различных видах деятельности (например: умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений). |
Обеспечивают успехи человека в
отдельных видах деятельности, для
осуществления которых |
Необходимо заметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат может быть обеспечено различными способами - срабатывают так называемые компенсаторные механизмы. В целом, общие и специальные способности существуют, дополняя друг друга.
Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет понятие "одаренность". Одаренность обуславливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях. Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом.
Виды способностей:
- теоретические - склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;
- практические -склонность к конкретным и практическим действиям;
- учебные - определяют успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности;
- творческие - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий.
- способности к общению, предметно-деятельностные способности - речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности располагать людей к себе, входить в контакт.
- предметно-познавательные способности - способности к различным видам
теоретической и практической деятельности.
Каждый человек имеет потенциал
Способности очень динамичны и подвижны.
Наблюдая за деятельностью людей, можно обнаружить, что в труде и в учебе все они заметно отличаются друг от друга по:
- темпу творческого продвижения,
- по значительности
и своеобразию достигаемых
Если такие различия обнаруживаются при относительно ровном запасе знаний и навыков, то говорят о способностях к этим видам деятельности.
Особенности внимания, памяти, мышления и воображения могут выступать в качестве способностей. Например: быстрота и прочность запоминания играют важную роль в учении. В структуре организаторских способностей выделяются умения влиять на людей для успешного разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разобраться в «ситуативном» взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы.
Итак, можно сделать вывод о том, что способности отражают возможности человека и влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности.
Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении.
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке истории