Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель – обоснование взаимосвязи между уроками истории и развитием коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность основных понятий темы исследования: способности, коммуникативные способности, общение, диалог.
3. Выявить условия и факторы, способствующие эффективному формированию коммуникативных способностей школьников на уроках истории в начальной школе;
4. Определить формы и методы способствующие развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Общая характеристика способностей человека…………………………4
1.2. Сущность основных понятий исследования: способности, коммуникативные способности, диалог...................................................
1.3. Развитие коммуникативных способностей в учебном процессе……….
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1. Формы, методы и средства развития коммуникативных способностей
младших школьников на уроках истории в начальной школе…………….
2.1. Метод диалога как один из факторов развития коммуникативных
способностей младших школьников на уроках истории
в начальной школе……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Нов курс ИванченкоМария.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)


Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края

Государственное общеобразовательное  учреждение

среднего профессионального  образования

«Пермский педагогический колледж физической культуры и спорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИСТОРИИ

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    1. Общая характеристика способностей человека…………………………4
    2. Сущность основных понятий исследования: способности, коммуникативные способности, диалог...................................................

1.3.    Развитие  коммуникативных способностей в учебном процессе……….

ГЛАВА II.  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ

                    СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                    НА УРОКАХ ИСТОРИИ

2.1. Формы, методы и средства развития коммуникативных способностей

       младших школьников на уроках  истории в начальной школе…………….

2.1. Метод диалога как один из факторов развития коммуникативных

       способностей младших школьников  на уроках истории 

      в начальной школе……………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В младшем школьном возрасте ребёнку приходится преодолевать многие трудности в общении, и, прежде всего, со сверстниками. Задача взрослых –  помочь ребёнку разобраться в  сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок, который не умеет общаться со сверстниками, не принимается ими из-за неумения организовать общение, перестаёт быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к нарушению самооценки, конфликтности, агрессивности, повышенной эмоциональности, замкнутости. Необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Способность к общению включает в себя желание вступать в контакт с окружающими людьми, умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.  
 Развивать коммуникативные способности у детей младшего школьного возраста можно на уроках, используя специфику изучаемого предмета, интересную тематику для обсуждения, разнообразные формы уроков: урок-портрет, урок-дискуссия, урок-диалог,  ролевые игры; и др. — это эффективные средства коммуникативной деятельности, способствующие развитию коммуникативных способностей, коммуникативных умений и навыков в рамках изучения предмета. Урок истории содержит в себе большой потенциал для развития коммуникативных способностей младших школьников. При этом необходимо большое методическое мастерство, чтобы  за минимальное количество времени  (1 урок в неделю) создать условия для развития коммуникативных способностей на уроке истории в начальной школе, другими словами - научить общаться в историческом пространстве. В этом и заключается суть проблемы.

Объект исследования – процесс обучения истории в начальной школе.

Предмет исследования – развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории.

Цель – обоснование взаимосвязи между уроками истории и развитием коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории в начальной школе.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть сущность основных понятий темы исследования: способности,  коммуникативные способности, общение, диалог.
  3. Выявить условия и факторы, способствующие эффективному формированию коммуникативных способностей школьников на уроках истории в начальной школе;
  4. Определить формы  и методы способствующие развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории в начальной школе.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ, обобщение, классификация.

Проблемам формирования коммуникативных  способностей младших школьников посвящен ряд психолого-педагогических и методических исследований последних десятилетий, среди которых работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др. И тем не менее следует отметить, что данный аспект в работах ведущих методистов-историков разработан недостаточно глубоко, что, в свою очередь, указывает на относительную новизну нашего исследования.  Список используемой литературы включает работы Батраковой С. Н., Ворониной М. П., ; кроме того, автором были использованы Интернет-ресурсы по отдельным аспектам исследования.

Структура исследования: введение, первая глава описывает процесс обучения истории в начальной школе, дается характеристика теоритического исследования, характеристика способностей человека, раскрывается сущность основных понятий, процесс развития коммуникативных способностей в учебном процессе, вторая глава раскрывает развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории, описываются формы, методы и средства способствующие развитию коммуникативных способностей, исследовано влияние диалога на развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке истории, заключение содержит основные выводы и предполагаемые направления опытно-практической работы; завершается работа списком литературы и  приложениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы исследования

1.1. Общая характеристика  способностей человека

Когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других.

Следует отметить, что  слово «способность» имеет очень  широкое применение в самых различных  областях теории и практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психолого-педагогической и методической литературе, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам.

В первом случае под способностями  понимают совокупность всевозможных психических  процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности».

С точки зрения второго  подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих  и специальных знаний, умений и  навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии ХVIII -ХIХ вв. и достаточно часто встречается в настоящее время.

Третий подход основан  на утверждении о том, что способности  — это то, что не сводится к  знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Понятие "способности" используют в следующих случаях:

  1. когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди в одинаковых условиях достигают разных успехов;
  2. когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие усваивают знания, умения и навыки.

Способности - это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Выдающийся психолог и крупнейший исследователь Б.М.Теплов предложил  определения и классификацию  способностей:

  1. способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  2. способности - не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
  3. понятие "способности" не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

 

 Условно способности можно разделить  на общие и специальные:

Общие способности

Специальные способности

С помощью их человек  может достичь успеха в самых  различных видах деятельности (например: умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений).

Обеспечивают успехи человека в  отдельных видах деятельности, для  осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (например: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные, технические и т.д.).


 

Необходимо заметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит  не от какой-либо одной, а от сочетания  различных способностей, причем это  сочетание, дающее один и тот же результат  может быть обеспечено различными способами - срабатывают так называемые компенсаторные механизмы. В целом, общие и специальные способности существуют, дополняя друг друга.

Совокупность общих  и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет понятие "одаренность". Одаренность обуславливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.  Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом.

Виды способностей:

- теоретические - склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;

- практические -склонность к конкретным и практическим действиям;

- учебные - определяют успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности;

- творческие - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий.

- способности к общению, предметно-деятельностные способности - речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности располагать людей к себе, входить в контакт.

- предметно-познавательные способности - способности к различным видам

  теоретической и практической  деятельности. 

Каждый человек имеет потенциальные (скрытые) возможности для развития способностей. Они становятся реальными, когда под влиянием требований профессионального труда складывается система качеств, благодаря которой достигается успех в деятельности.

Способности очень динамичны и  подвижны.

Наблюдая за деятельностью людей, можно обнаружить, что в труде  и в учебе все они заметно  отличаются друг от друга по:

- темпу творческого  продвижения, 

- по значительности  и своеобразию достигаемых результатов. 

Если такие различия обнаруживаются при относительно ровном запасе знаний и навыков, то говорят о способностях к этим видам деятельности.

Особенности внимания, памяти, мышления и воображения могут выступать в качестве способностей. Например: быстрота и прочность запоминания играют важную роль в учении. В структуре организаторских способностей выделяются умения влиять на людей для успешного разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разобраться в «ситуативном» взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы.

Итак, можно сделать  вывод о том, что способности  отражают возможности человека и влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности.

Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении.

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке истории