Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа
Цель – обоснование взаимосвязи между уроками истории и развитием коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность основных понятий темы исследования: способности, коммуникативные способности, общение, диалог.
3. Выявить условия и факторы, способствующие эффективному формированию коммуникативных способностей школьников на уроках истории в начальной школе;
4. Определить формы и методы способствующие развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Общая характеристика способностей человека…………………………4
1.2. Сущность основных понятий исследования: способности, коммуникативные способности, диалог...................................................
1.3. Развитие коммуникативных способностей в учебном процессе……….
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1. Формы, методы и средства развития коммуникативных способностей
младших школьников на уроках истории в начальной школе…………….
2.1. Метод диалога как один из факторов развития коммуникативных
способностей младших школьников на уроках истории
в начальной школе……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором испытывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Для данной курсовой работы важна воспитательная функция выше приведенных игр: в процессе проведения этих игр формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам, коммуникативность.
Исследовательская деятельность
При исследовании источников исторических знаний школьники имеют возможность реализовать свои умения и навыки, доказывать свои взгляды на развитие исторических явлений. Освоение метода исследования позволяет школьнику быть независимым в своих суждениях, способствует выработке своего личного мнения. Поэтому изучение и применение метода исследования источников исторических знаний для развития познавательных способностей учеников следует считать важным и актуальным делом. Применение на уроках истории способов исследовательской работы с источниками знаний дает школьникам понимание исторических явлений. Мысль детей, их познавательные способности при ученическом исследовании определяются критическим, подходом к любому историческому факту или документу. Формы мыслительной работы детей приобретают углубленный характер, а мышление развивается как историческое.
Диалог
Перед современным учителем истории уже целое десятилетие стоят проблемы, навеянные пересмотром содержания предмета - альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке в среднем звене и страшей школе невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности в начальной школе. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию - это важные умения человека будущего.
Дисскусия
Среди диалогических форм обучения наиболее приемлемой для изучения истории в является дискуссия.
Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему. Следует отметить, что дискуссионные занятия чаще всего используются именно при преподавании истории. Это обусловлено тем, что исторический материал предоставляет большие возможности для постановки проблемных вопросов и организации столкновения нескольких, зачастую противоположных, точек зрения.
В самом общем виде, используя общепедагогические классификации, все дискуссии на исторические темы можно свести к следующей типологии, в зависимости от принципов их проведения, задач и результатов.
Первый тип
- это структурированная или
Другим типом дискуссии является дискуссия с элементами игрового моделирования. На данном занятии учащиеся обсуждают историческую проблему с позиций «очевидцев» событий, как бы абстрагируясь от оценок современных людей, учебников и дополнительной литературы. Но при этом часть школьников представляют современных экспертов и поэтому имеют более поздние оценки рассматриваемых событий. Именно сочетание оценок прошлого времени и современных создает своеобразие данной дискуссии.
Третий тип дискуссии - проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проектов по определенной теме .
Уроки с элементами дискуссии в начальных классах не только активизируют мыслительную деятельность школьников и увеличивают их интерес к истории, но и способствуют развитию устной речи, а также следующих умений: выслушивать оппонента, проявлять терпимость к иной точке зрения, аргументированно отстаивать собственную позицию.
Таким образом, дискуссии способствуют развитию у учащихся основных коммуникативных умений.
Проект
Проект – это метод обучения основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении.
В прцессе проектной деятельности формируются коммуникативные умения:
2.1. Метод диалога как один из факторов развития коммуникативных
способностей младших школьников на уроках истории в начальной школе
Организация диалога
в образовательном процессе является
весьма актуальной задачей для современной
системы образования, так как
новые технологические и
Практически любое грамотное
научное или учебно-научное
Должны быть учтены и соблюдены все звенья акта диалогического общения. При этом нужно учитывать, что любой из уровней общения может быть эффективным лишь тогда, когда не возникает коммуникативных барьеров. Но в реальности их очень трудно избежать. Этические и логические барьеры диалогического взаимодействия, которые необходимо учитывать в педагогической практике, вполне преодолимы, если ориентация на школьный диалог становится системой работы педагога, так как успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способа достижения целей.
Используя диалог как метод обучения, учитель определяет его тему, готовит диалог, прогнозирует результат, намечает продолжение диалога, в котором происходит общение участников учебного процесса. Очевидно, что у школьников появляется желание в течение урока реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя. Лишь педагог, превосходно знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогичную обстановку, а в современной науке определена разница между диалогом учебным и бытовым, учебным и художественным, учебным и чисто научным. Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения.
Мотивационные схемы учебного диалога включает в свою структуру этап, сутью которого является нацеливание учащихся на решение определенных учебных задач. Этот этап позволяет педагогу выстроить учебную деятельность в диалоге со школьниками так, чтобы произошла самореализация каждой личности, была большей вероятность достижения положительного результата учения.
Мы можем отметить,
что специфика учебного диалога
связана с особенностями
Учебный диалог – это сложное целое, диалогическое единство, континуум которого реализуется в логической последовательности и взаимозависимости всех частей урока, начиная с осмысления предложенной учителем темы диалога. Это осмысление также имеет свои этапы: экспликацию (выявление) узкого и широкого содержания темы, выделение аспекта обсуждения темы, ограничение предмета обсуждения в диалоге. С предметом обсуждения в диалоге тесно связана его композиция, которая зависит от типа и направленности диалога. Кроме того, организация учебного диалога предполагает постановку и решение определенных целей и задач. Цели и задачи участников диалога определяют его специфику.
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
Практика показывает, что если у учителя не найдено или потеряно взаимопонимание с классом, то появляется негативное отношение к партнёру по диалогу и активное неприятие всей информации, которая от него исходит. Но при полном контакте учителя с учащимися диалог способствует развитию речевых и мыслительных способностей учеников и усвоению ими законов человеческого общения.
Можно сделать следующие выводы по этой главе:
- Для развития коммуникативных способностей младших школьников идеально подходит работа в малых группах,
- Такие методы и формы работы, направленные на развитие коммуникативных способностей, как игра, проект, диалог, элементы дискуссии, исследовательская деятельность представляют собой базу для развития коммуникативных способностей на уроке истории.
- Диалог - эффективный метод обучения направленный на развитие коммуникативных способностей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что такие формы урока истории как игра, дискуссия, диалог, проект, методы групповой и исследовательской деятельности эффективны и способствуют формированию коммуникативных навыков и умений:
Заключение
Цель курсовой работы достигнута, задачи, стоящие перед автором, выполнены:
- изучена научно – методическая литература,
- раскрыта сущность основных понятий: способности, коммуникативные способности, диалог,
- выявлены условия и факторы, способствующие эффективному формированию коммуникативных способностей школьников на уроках истории в начальной школе,
- рассмотрены методы формы и средства развития коммуникативных способностей, такие как игра, проект, диалог, элементы дискуссии, исследовательская деятельность.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- способности отражают возможности человека и влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности;
- приоритетность развития
коммуникативных способностей
- урок истории содержит достаточно большой потенциал для развития коммуникативных способностей у школьников,
- Для развития
коммуникативных способностей
- Такие методы и формы работы, направленные на развитие коммуникативных способностей, как игра, проект, диалог, элементы дискуссии, исследовательская деятельность представляют собой базу для развития коммуникативных способностей на уроке истории и способствуют формированию таких коммуникативных навыков и умений: ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, правильно интерпретировать информацию, понимать чувства и настроение другого человека, анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии),беседовать, задавать вопросы, общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением в общении.
- Диалог - эффективный метод обучения направленный на развитие коммуникативных способностей.
Программа
Введение в историю(3-4 классы);Е.В.Саплина, К.И.Саплин Москва «Дрофа»(1996-200)
Структура урока может
включить несколько взаимосвязанных
по темам, но различных по типу деятельностных
частей: рассказ учителя, игра, разбор
иллюстраций, беседа, которые обобщаются
в изобразительной
Информация о работе Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке истории