Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель – обоснование взаимосвязи между уроками истории и развитием коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность основных понятий темы исследования: способности, коммуникативные способности, общение, диалог.
3. Выявить условия и факторы, способствующие эффективному формированию коммуникативных способностей школьников на уроках истории в начальной школе;
4. Определить формы и методы способствующие развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках истории в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Общая характеристика способностей человека…………………………4
1.2. Сущность основных понятий исследования: способности, коммуникативные способности, диалог...................................................
1.3. Развитие коммуникативных способностей в учебном процессе……….
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1. Формы, методы и средства развития коммуникативных способностей
младших школьников на уроках истории в начальной школе…………….
2.1. Метод диалога как один из факторов развития коммуникативных
способностей младших школьников на уроках истории
в начальной школе……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Нов курс ИванченкоМария.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором испытывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Для данной курсовой работы важна воспитательная функция  выше приведенных игр: в процессе проведения этих игр формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам, коммуникативность.

Исследовательская деятельность

При исследовании источников исторических знаний школьники имеют  возможность реализовать свои умения и навыки, доказывать свои взгляды  на развитие исторических явлений. Освоение метода исследования позволяет школьнику быть независимым в своих суждениях, способствует выработке своего личного мнения. Поэтому изучение и применение метода исследования источников исторических знаний для развития познавательных способностей учеников следует считать важным и актуальным делом. Применение на уроках истории способов исследовательской работы с источниками знаний дает школьникам понимание исторических явлений. Мысль детей, их познавательные способности при ученическом исследовании определяются критическим, подходом к любому историческому факту или документу. Формы мыслительной работы детей приобретают углубленный характер, а мышление развивается как историческое.

Диалог

Перед современным учителем истории уже целое десятилетие  стоят проблемы, навеянные пересмотром  содержания предмета - альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке в среднем звене и страшей школе невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности в начальной школе. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию - это важные умения человека будущего.

Дисскусия

Среди диалогических  форм обучения наиболее приемлемой для  изучения истории в является дискуссия.

Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему. Следует отметить, что дискуссионные занятия чаще всего используются именно при преподавании истории. Это обусловлено тем, что исторический материал предоставляет большие возможности для постановки проблемных вопросов и организации столкновения нескольких, зачастую противоположных, точек зрения.

В самом общем  виде, используя общепедагогические классификации, все дискуссии на исторические темы можно свести к следующей типологии, в зависимости от принципов их проведения, задач и результатов.

Первый тип - это структурированная или регламентированная дискуссия. На данном уроке «малые»  группы учащихся изучают какую-либо «частную» проблему или вопрос как  часть общей проблемы, которую  предстоит решить классу.

Другим типом дискуссии является дискуссия с элементами игрового моделирования. На данном занятии учащиеся обсуждают историческую проблему с позиций «очевидцев» событий, как бы абстрагируясь от оценок современных людей, учебников и дополнительной литературы. Но при этом часть школьников представляют современных экспертов и поэтому имеют более поздние оценки рассматриваемых событий. Именно сочетание оценок прошлого времени и современных создает своеобразие данной дискуссии.

Третий тип  дискуссии - проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проектов по определенной теме .

           Уроки с элементами дискуссии в начальных классах не только активизируют мыслительную деятельность школьников и увеличивают их интерес к истории, но и способствуют развитию устной речи, а также следующих умений: выслушивать оппонента, проявлять терпимость к иной точке зрения, аргументированно отстаивать собственную позицию.

Таким образом, дискуссии способствуют развитию у  учащихся основных коммуникативных  умений.

Проект

Проект – это метод обучения основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении.

В прцессе проектной  деятельности формируются коммуникативные  умения:

  • умение  инициировать учебное взаимодействие со взрослыми(вступать в диалог, задавать вопросы)
  • умение вести дисскусию
  • умение отстаивать свою точку зрения
  • умение находить компромисс
  • навыки интервьюирования, устного опроса.

 

2.1. Метод  диалога как один из факторов  развития коммуникативных

способностей  младших школьников на уроках истории  в начальной школе

Организация диалога  в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной  системы образования, так как  новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя  и обучающегося в первую очередь, именно на умение вести диалог.

Практически любое грамотное  научное или учебно-научное обсуждение построено на диалогических отношениях. Исследователи-психологи отмечают, что для полноценного диалогического общения необходимы определенные умения:

  • быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
  • планировать свою речь, сообразно целям и условиям, времени и ситуации;
  • верно выбирать содержание акта общения;
  • найти соответствующие средства для передачи этого содержания;
  • обеспечить обратную связь.

Должны быть учтены и  соблюдены все звенья акта диалогического общения. При этом нужно учитывать, что любой из уровней общения может быть эффективным лишь тогда, когда не возникает коммуникативных барьеров. Но в реальности их очень трудно избежать. Этические и логические барьеры диалогического взаимодействия, которые необходимо учитывать в педагогической практике, вполне преодолимы, если ориентация на школьный диалог становится системой работы педагога, так как успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способа достижения целей.

Используя диалог как  метод обучения, учитель определяет его тему, готовит диалог, прогнозирует результат, намечает продолжение диалога, в котором происходит общение  участников учебного процесса. Очевидно, что у школьников появляется желание в течение урока реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя. Лишь педагог, превосходно знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогичную обстановку, а в современной науке определена разница между диалогом учебным и бытовым, учебным и художественным, учебным и чисто научным. Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения.

Мотивационные схемы  учебного диалога включает в свою структуру этап, сутью которого является нацеливание учащихся на решение определенных учебных задач. Этот этап позволяет педагогу выстроить учебную деятельность в диалоге со школьниками так, чтобы произошла самореализация каждой личности, была большей вероятность достижения положительного результата учения.

Мы можем отметить, что специфика учебного диалога  связана с особенностями диалога  в целом. Но если в живой разговорной  речи диалог- это форма общения  людей, то учебный диалог – это  еще и метод обучения, который имеет свою структуру, динамику и композицию. Структуру любого диалога составляют вербальные реакции участников диалога на предмет диалога, реплики. Условия и обстоятельства взаимодействия сторон тоже оказывают влияние на диалог. Учебный диалог в школьной практике представлен в основном двумя видами: учитель - ученик и ученик - ученик. Долгий диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто, потому что на уроке редко встречается возможность обмениваться репликами с одним учеником. Даже если это и происходит, то с ориентацией на весь класс в целом. Если в бытовом диалоге могут участвовать два человека, то в школьном диалоге участвуют учитель и двадцать-тридцать учеников. Поэтому учитель не может рассчитывать услышать реплику-реакцию на свое высказывание от всех тридцати человек одновременно, но она все-таки «слышима» опытным учителем-диалогистом от каждого ученика, так как в данном случае реплика-реакция может быть выражена невербальными средствами (мимикой, жестами) и представлена внутренней речью.

Учебный диалог – это  сложное целое, диалогическое единство, континуум которого реализуется  в логической последовательности и  взаимозависимости всех частей урока, начиная с осмысления предложенной учителем темы диалога. Это осмысление также имеет свои этапы: экспликацию (выявление) узкого и широкого содержания темы, выделение аспекта обсуждения темы, ограничение предмета обсуждения в диалоге. С предметом обсуждения в диалоге тесно связана его композиция, которая зависит от типа и направленности диалога. Кроме того, организация учебного диалога предполагает постановку и решение определенных целей и задач. Цели и задачи участников диалога определяют его специфику.

Говоря об учебном  диалоге, следует учитывать ряд  организационных моментов:

  • ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;
  • учебный диалог строго ограничен по времени;
  • если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;
  • речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;
  • учебный диалог требует предварительной подготовки.

Практика показывает, что если у учителя не найдено  или потеряно взаимопонимание с  классом, то появляется негативное отношение  к партнёру по диалогу и активное неприятие всей информации, которая  от него исходит. Но при полном контакте учителя с учащимися диалог способствует развитию речевых и мыслительных способностей учеников и усвоению ими законов человеческого общения.

Можно сделать следующие  выводы по этой главе:

- Для развития коммуникативных  способностей младших школьников идеально подходит работа в малых группах,

-  Такие методы и формы работы, направленные на развитие коммуникативных способностей, как игра, проект, диалог, элементы дискуссии, исследовательская деятельность представляют собой базу для развития коммуникативных способностей на уроке истории.

- Диалог - эффективный метод обучения направленный на развитие коммуникативных способностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такие формы урока истории  как игра, дискуссия,  диалог, проект, методы  групповой и исследовательской деятельности эффективны и способствуют формированию коммуникативных навыков и умений:

    • ясно и четко излагать мысли,
    • убеждать,
    • аргументировать,
    • отстаивать свою точку зрения,
    • правильно интерпретировать информацию
    • понимать чувства и настроение другого человека,
    • анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии),
    • беседовать,
    • задавать вопросы,
    • общаться в конфликтных ситуациях,
    • умение управлять своим поведением в общении.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цель курсовой работы достигнута, задачи, стоящие перед автором, выполнены:

-    изучена научно – методическая литература,

- раскрыта сущность основных понятий: способности, коммуникативные способности, диалог,

-   выявлены условия и факторы, способствующие эффективному формированию коммуникативных способностей школьников на уроках истории в начальной школе,

- рассмотрены методы формы и средства развития коммуникативных способностей, такие как игра, проект, диалог, элементы дискуссии, исследовательская деятельность.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

-   способности отражают возможности человека и влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности;

- приоритетность развития  коммуникативных способностей младших  школьников в учебном процессе  является очевидной и значимой в связи с усложнением всех форм коммуникации в образовательном пространстве, наращиванием объема обучающей информации, разнообразием ее источников и носителей в современной социокультурной ситуации;

- урок истории содержит достаточно большой потенциал для развития коммуникативных способностей у школьников,

- Для развития  коммуникативных способностей младших  школьников идеально подходит  работа в малых группах,

- Такие методы и формы работы, направленные на развитие коммуникативных способностей, как игра, проект, диалог, элементы дискуссии, исследовательская деятельность представляют собой базу для развития коммуникативных способностей на уроке истории и  способствуют формированию таких коммуникативных навыков и умений: ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, правильно интерпретировать информацию, понимать чувства и настроение другого человека, анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии),беседовать, задавать вопросы, общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением в общении.

- Диалог - эффективный  метод обучения направленный  на развитие коммуникативных  способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

Введение в историю(3-4 классы);Е.В.Саплина, К.И.Саплин Москва «Дрофа»(1996-200)

Структура урока может  включить несколько взаимосвязанных  по темам, но различных по типу деятельностных частей: рассказ учителя, игра, разбор иллюстраций, беседа, которые обобщаются в изобразительной деятельности. Разнообразные методы, приемы и средства обучения. Обязателен яркий, эмоциональный рассказ учителя. Работа по темам идет усмтно, всемерно способствуя обучению навыкам общения, развитию речи и образного мышления.

Информация о работе Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке истории