Развитие коммуникативных умений будущих педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
определить понятие "дидактическое коммуникативное воздействие";
показать роль и место этой категории в ряду других педагогических категорий в новой парадигме образования;
раскрыть специфику ДКВ как формы управления учебной деятельностью субъектов;
 определить роль педагога в управлении педагогическим общением.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Теоретическое обоснование коммуникативных умений педагога.
1.1 Профессионально – педагогическая культура и культура
речи преподавателя..…………………………………...…..…5-7
1.2 Коммуникативные умения и способности педаго-га………………………………………………..….…...7-10
1.3 Принципы проблемности и диалогичности в реализации
функций дидактического коммуникативного воздействия
педагога……………………………………………………….11-17
1.4 Помощники и враги коммуникации будущих педагогов.…17-26
Выводы……………………………………………………………26
Глава 2. Эмпирические методы исследования.
2.1 Характеристика базы исследования и испытуемых ………27-28
2.2 Характеристика методов исследования………….…………28-32
2.3 Организация исследовательской процедуры………………32-36
2.4 Анализ полученных результатов…………………………….36-38
Выводы……………………………………………………………..39-40
Заключение………………………………………………………………41-45
Список используемой литературы……………………………………46
Приложения

Файлы: 1 файл

kursovaya_kommunikativnyy_aspekt_podgotovki_budushchego_socialn.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА:

 

 

 

 

 

Выполнила

Иванова Ирина Михайловна

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

Введение…………………………………………………………………..3-4

 

Глава 1. Теоретическое обоснование коммуникативных умений педагога.

    1. Профессионально – педагогическая культура и культура

 речи преподавателя..…………………………………...…..…5-7

    1. Коммуникативные умения и способности педагога………………………………………………..….…...7-10
    2. Принципы проблемности и диалогичности в реализации

функций дидактического коммуникативного воздействия

педагога……………………………………………………….11-17

    1. Помощники и враги коммуникации будущих педагогов.…17-26

Выводы……………………………………………………………26

 

Глава 2. Эмпирические методы исследования.                              

          2.1 Характеристика базы исследования и испытуемых ………27-28

          2.2 Характеристика методов исследования………….…………28-32

          2.3 Организация исследовательской процедуры………………32-36

    1. Анализ полученных результатов…………………………….36-38

Выводы……………………………………………………………..39-40

 

Заключение………………………………………………………………41-45

 

Список используемой литературы……………………………………46

 

Приложения………………………………………………………………47

 

 

Введение.

Цель работы: исследование и организация коммуникативной подготовки социального педагога.

 Рассматриваются методологические  проблемы дидактического коммуникативного воздействия, раскрывается специфика дидактического коммуникативного воздействия как формы управления учебной деятельностью. Представлена план-программа курса по формированию культуры коммуникативного воздействия педагога.

Ключевые слова: дидактическое коммуникативное воздействие, дидактические коммуникативные функции, педагогическое общение, профессиональная компетентность.

В современной образовательной ситуации требуются квалифицированные педагогические кадры, способные решать нестандартные профессиональные задачи средствами своей деятельности. Одной из главных форм педагогической профессии выступает коммуникация, или общение педагога с воспитанниками. Помочь специалисту овладеть средствами эффективного воздействия на обучающихся как основой продуктивного взаимодействия в новой образовательной парадигме составляет приоритетную задачу в подготовке будущего социального педагога к профессиональной деятельности. В основе подхода к организации коммуникативной подготовки социального педагога лежит авторская концепция дидактического коммуникативного воздействия (ДКВ) педагога на обучающихся как формы управления их учебной деятельностью (С. Я. Ромашина). Проведенный анализ основной литературы по проблеме педагогической (образовательной) системы, педагогического общения, роли педагога, осуществляющего управление этим процессом, а также анализ категории педагогического воздействия позволил выделить целый ряд противоречий в рассмотрении заявленной темы. Одним из основных является противоречие между необходимостью обеспечения продуктивного коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса и недостаточной разработанностью аспекта педагогического воздействия – детерминанты любого взаимодействия.

Задачи исследования:

    • определить понятие "дидактическое коммуникативное воздействие";
    • показать роль и место этой категории в ряду других педагогических категорий в новой парадигме образования;
    • раскрыть специфику ДКВ как формы управления учебной деятельностью субъектов;
    • определить роль педагога в управлении педагогическим общением.

Решение данных задач представляется возможным на основе анализа категории дидактического коммуникативного воздействия как сложной структуры с позиций структурно-функционального подхода, позволяющего раскрыть характеристики ДКВ, в качестве которых выступают дидактические коммуникативные функции. Определение характера коммуникативных функций дидактического воздействия педагога, реализуемых в педагогическом процессе как компонентов единой структуры, приводит к пониманию назначения речевых действий, репрезентирующих исследуемые функции ДКВ.

Объект исследования: будущие педагоги образовательных учреждений.

Предмет исследования: коммуникативные способности будущих педагогов.

Методы  исследования: наблюдение, беседы, тестирования.

Глава 1.   Теоретическое обоснование коммуникативных умений педагога.

    1. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя.

  • Коммуникативные качества и свойства личности педагога
  • Коммуникативные умения и способности педагога
  • Пути и способы развития педагогических способностей
  • Педагогическая этика

Коммуникативные качества и свойства личности педагога.

Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации. 
     Таким образом, педагог должен быть погружен в контекст:

  • общечеловеческой культуры;
  • различных языков;
  • видов искусства;
  • способов деятельности во всем их своеобразии.

Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания. 
     Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников. 
     К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:

  • характеристики речи:
    • четкая дикция,
    • выразительность;
  • личностные особенности:
    • общительность,
    • открытость,
    • умение слушать и чувствовать людей.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

  • коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
  • социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
  • альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:

  • невыразительная речь;
  • дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);
  • необщительность;
  • замкнутость;
  • погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

1.2 Коммуникативные умения и способности педагога.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. 
     К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

  • умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
  • умения управлять своими эмоциями;
  • наблюдательность и переключаемость внимания;
  • социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
  • умение "подавать себя" в общении с учащимися;
  • речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.               
     Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

  1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
  2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
  3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);
  4. умения обеспечивать обратную связь.

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:

  • экспрессивных умений и способностей:
    • выразительность речи,
    • выразительность жестов,
    • выразительность мимики,
    • выразительность внешнего облика;
  • персептивных умений и способностей:
    • умение понять состояние ученика,
    • умение установить с учеником контакт,
    • умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д.

 

Пути и способы развития педагогических способностей.

Способности - это свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. 
      От природы человеку даются задатки - его личностные, характерологические, психофизиологические и другие индивидуальные особенности, которые при наличии соответствующих условий могут развиться в способности к той или иной деятельности. Черты характера, такие, как тактичность, требовательность, справедливость, понимание другого человека, многосторонность интересов, целеустремленность, любовь к детям, отзывчивость, наблюдательность, можно отнести к предпосылкам, которые являются условиями для развития педагогических способностей.     

Педагоги опираются в своей профессиональной деятельности не только на общепедагогические, но и на специальные способности (например, специальные способности к предмету, который они преподают, или, наоборот, специальные способности, не являющиеся собственно педагогическими и не связанные с учебным предметом, но помогающие осуществлять педагогическую деятельность - артистичность, творческие способности и др.). 
     Задатки в совокупности важны не как предпосылки успешного овладения профессией, а как психологические и физиологические условия компенсаторных возможностей человека для выработки индивидуального стиля деятельности. Педагога нельзя рассматривать как совокупность свойств, характеристик и качеств. Как правило, он является личностью и профессионалом в случае, если набор свойств предстает как единое целое, в основе которого лежит мотивационная сфера, обеспечивающая социальную, познавательную и профессионально-педагогическую направленность, если имеет место развитие личности специалиста, происходящее в процессе овладения профессиональными умениями. 
     Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе "врастания" в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - Я. Утверждение Константина Дмитриевича Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Способность "творить себя" в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня. 
     Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Информация о работе Развитие коммуникативных умений будущих педагогов