Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 20:12, курсовая работа
Задачи исследования:
определить понятие "дидактическое коммуникативное воздействие";
показать роль и место этой категории в ряду других педагогических категорий в новой парадигме образования;
раскрыть специфику ДКВ как формы управления учебной деятельностью субъектов;
определить роль педагога в управлении педагогическим общением.
Введение…………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Теоретическое обоснование коммуникативных умений педагога.
1.1 Профессионально – педагогическая культура и культура
речи преподавателя..…………………………………...…..…5-7
1.2 Коммуникативные умения и способности педаго-га………………………………………………..….…...7-10
1.3 Принципы проблемности и диалогичности в реализации
функций дидактического коммуникативного воздействия
педагога……………………………………………………….11-17
1.4 Помощники и враги коммуникации будущих педагогов.…17-26
Выводы……………………………………………………………26
Глава 2. Эмпирические методы исследования.
2.1 Характеристика базы исследования и испытуемых ………27-28
2.2 Характеристика методов исследования………….…………28-32
2.3 Организация исследовательской процедуры………………32-36
2.4 Анализ полученных результатов…………………………….36-38
Выводы……………………………………………………………..39-40
Заключение………………………………………………………………41-45
Список используемой литературы……………………………………46
Приложения
Выводы.
Эмпирическая часть исследования подтвердила, что умения коммуникации будущих педагогов должны развиваться и совершенствоваться. Ведь учитель – это в первую очередь хороший собеседник не только для уч-ся, но и для родителей и коллег. Часто умелая поддержка, чуткое слово творит чудеса с чувствами и силой воли собеседников и, наоборот, бестактность и косность могут привести к плачевным результатам в коммуникации. Поэтому для совершенствования умений мы вывели рекомендации.
Марии Л.: старайтесь научиться быть точными и конкретными в высказывании, учитесь лучше держать себя в равновесии, не делайте поспешных выводов, ищите конкретный смысл в высказываниях.
Ирине В.: развивайте умения держать себя в равновесии, не отклоняйтесь от темы разговора в порыве гнева и душевного переживания.
Владиславу Ш.: учиться устанавливать контакты с людьми, работать с аудиторией, ценить друзей, стараться быть отзывчивее с товарищами, развивать умение слушать других, в своём поведении считаться с окружающими.
Для достижения хороших результатов:
Заключение
Исследовав проблемы общения и педагогическую культуру речи педагога, можно выделить в технологии разрешения конфликтов две части: методику «хорошего общения» и методику посредничества в разрешении трудных ситуаций общения. Эффективность общения заключается в умении слушать и в умении говорить. Для этого необходимо осуществить дидактическое коммуникативное воздействие педагога на обучающихся в зависимости от типа образовательной парадигмы, ступени образования, образовательной области и стиля педагогического общения. Умение активно слушать – это включать в общение такие компоненты, как эмпатия, осознание, обобщение.
Будучи в позиции слушающего:
Рекомендации, способствующие эффективному разговору в процессе конфликта:
1. Рефлектируйте! Возвращайтесь назад и попытайтесь снова посмотреть на сложившуюся ситуацию, проблему.
2. Будьте точными! Старайтесь следовать фактам и событиям, а не своим мыслям, чувствам и представлениям о них.
3. Признавайте! Старайтесь поддерживать атмосферу доверия и уважения, поддерживайте уверенность вашего собеседника, относитесь к нему как к равноправному партнёру общения.
4. Объясняйте! Рассказывайте и о своих чувствах, своих желаниях, потребностях, о том, что вы хотите получить в результате разрешения конфликта.
5. Будьте конкретны! Рассматривайте подробно своё поведение, а после делайте какие-то обобщения.
Будучи в позиции говорящего:
1. Не обвиняйте! Не говорите, что всё произошло из-за чьих-то недостатков, и не обвиняйте кого-то ещё в том, что случилось.
2. Не придумывайте! Не говорите другому человеку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет.
3. Не защищайтесь! Сначала расскажите о своих действиях и о своих мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно. И только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ваш собеседник.
4. Не характеризуйте! Не описывайте личность собеседника, тем более говоря «вы невнимательны, эгоистичны и т.п.» Старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу.
5. Не обобщайте! Избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения вашего собеседника. Приводите конкретные факты и ситуации, которые оба хорошо помните.
Рассмотрение дидактического коммуникативного воздействия, как основы и условия взаимодействия в педагогическом общении, определяет стратегию построения дидактической концепции формирования культуры коммуникативного воздействия педагога.
Тактическим средством профессиональной подготовки педагога выступают практико-ориентированные технологии обучения студентов общению. Они позволяют сформировать основной круг умений педагогического общения посредством реализуемых в его процессе речевых действий субъектов взаимодействия.
Показателем качества профессиональной подготовки социального педагога является уровень его профессиональной компетентности (ПК) – интегрированного качества личности педагога, позволяющего ему быть более эффективным в труде, развивать профессию и развиваться средствами профессии.
Ядром профессиональной компетентности педагога может быть определена коммуникативная компетентность.
Коммуникативная культура – часть его профессионально-педагогической культуры, совокупность знаний в области педагогического общения, опыта реализации профессионально-педагогических умений по организации оптимального воздействия, опыта творческого общения в сотрудничестве с воспитанниками и определённых эмоционально-ценностных отношений к объектам педагогической действительности.
Коммуникативная компетентность педагога – минимальный уровень его коммуникативной культуры, достаточной для эффективного взаимодействия с субъектами педагогического процесса и получения высоких результатов в образовательной практике посредством специально организованного общения педагога с воспитанниками. [3, с.124-125]
На основе соотнесения дидактических задач
и средств их реализации у педагога формируется
программа коммуникативного воздействия
на воспитанников. Эта программа, прежде
всего, определяет уровни сформированности
профессионально-
Одно из условий подготовки будущего социального педагога к профессиональной деятельности – его способность гибко перестраивать позиции в роли общения, адекватно намеченной ситуации действовать с позиции объекта и субъекта.
Таким образом, в качестве исходных принципов модернизации подготовки педагога в вузе следует определить принципы диалогичности и проблемности, позволяющие оптимально организовать процесс взаимодействия субъектов образования по поводу освоения культуры.
К условиям эффективной подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в коммуникативной ее составляющей можно отнести следующие:
Этапы профессиональной подготовки реализуются в логике становления коммуникативной программы педагога: воздействие, взаимовоздействие, самовоздействие.
Акцент на умениях педагога гибко перестраивать позиции и роли в общении, адекватно наличной ситуации действовать из позиции объекта и субъекта.
В заключении мы представляем план-программу курса по формированию культуры коммуникативного воздействия педагога (таблица 2).
Список используемой литературы
Информация о работе Развитие коммуникативных умений будущих педагогов