Развитие коммуникативных умений будущих педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
определить понятие "дидактическое коммуникативное воздействие";
показать роль и место этой категории в ряду других педагогических категорий в новой парадигме образования;
раскрыть специфику ДКВ как формы управления учебной деятельностью субъектов;
 определить роль педагога в управлении педагогическим общением.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Теоретическое обоснование коммуникативных умений педагога.
1.1 Профессионально – педагогическая культура и культура
речи преподавателя..…………………………………...…..…5-7
1.2 Коммуникативные умения и способности педаго-га………………………………………………..….…...7-10
1.3 Принципы проблемности и диалогичности в реализации
функций дидактического коммуникативного воздействия
педагога……………………………………………………….11-17
1.4 Помощники и враги коммуникации будущих педагогов.…17-26
Выводы……………………………………………………………26
Глава 2. Эмпирические методы исследования.
2.1 Характеристика базы исследования и испытуемых ………27-28
2.2 Характеристика методов исследования………….…………28-32
2.3 Организация исследовательской процедуры………………32-36
2.4 Анализ полученных результатов…………………………….36-38
Выводы……………………………………………………………..39-40
Заключение………………………………………………………………41-45
Список используемой литературы……………………………………46
Приложения

Файлы: 1 файл

kursovaya_kommunikativnyy_aspekt_podgotovki_budushchego_socialn.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

В опроснике 10 предложений с вариантами ответов: верно или неверно.

С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики К.Н.Томаса (1973), американского социального психолога, определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, на сколько вы склонны к соперничеству и сотрудничеству в группе, в спортивной команде, стремитесь к компромиссам, избегаете конфликтов или, наоборот, стараетесь обострить их, а также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной, спортивной деятельности. В опроснике 30 пар вариантов поведения в конфликтной ситуации.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнёра по общению (прежде всего в обучении и воспитании). Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога. Как отмечал В.А.Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего – с формирования способности  ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях». И далее: «Глухой к другим людям – остаётся глухим к самому себе: ему будет недостаточно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям и героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36  утверждений. Обработка результатов начинается с определения достоверности данных. [8, с.211] При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины негативного отношения  испытуемого к исследованию. Следует иметь в виду, что недостоверные результаты могут быть обусловлены, помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые неискренние ответы, например, нарушением некоторых психических функций, их развития, а также социальным инфантимумом.

Ключ – дешифратор.

Шкала

Номер

 утверждения

Название

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Эмпатия с родителями.

Эмпатия с животными.

Эмпатия со стариками.

Эмпатия с детьми.

Эмпатия с героями художественных произведений.

Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми.

10, 13, 16

19, 22, 25

2, 5, 8

26, 29, 35

9,12, 15

21, 24, 27


 

 

С помощью таблицы А, на основании полученных бальных оценок, диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих в целом.

Таблица А. Уровни эмпатии.

Уровень

Количество баллов

по шкалам

в целом

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

15

13-14

5-12

2-4

0-1

82-90

63-81

37-62

12-36

5-11


 

Анализ результатов проводят, представив их в виде круговой диаграммы. В круге выделяется 6 равных секторов равных по числу диагностических шкал, обозначенных римскими цифрами от 1 до 4 соответственно тому порядку, в каком они перечислены в ключе-дешифраторе.

Для интерпретации данных полученных при исследовании эмпатии, необходимо располагать хотя бы минимумом сведений об особенностях жизненного пути испытуемого, о его поведении и характере, об условиях воспитания и обучения, о ближайшем социальном окружении. Это даёт возможность сделать обоснованное психологическое заключение и составить необходимые рекомендации.

Для определения степени конфликтности ситуации Роговым Е.И. предложены 25 ситуаций, которые могут вызывать различные чувства у испытуемого и по количеству положительных или отрицательных эмоций подсчитываются проценты.

Методы исследования вербального общения относятся к личностным, групповым тестам опросника.

Методика «Оцени поведение при разговоре», предложенная Роговым Е.И., состоит из 10 вопросов, к каждому из которых предложены несколько вариантов ответов. По числу подсчитанных баллов определяется поведение при разговоре.

Методы исследования умения взаимодействовать. Используется методика Б.Басса  «Определите направленность личности». Методика относится к бланковым, личностным тестам-опросникам. Можно использовать и для группового исследования.

Направленность определяется с помощью анкеты, состоящей из 27 пунктов – суждений, по каждому из которых возможны 3 варианта ответа, соответствующих трём видам направленности личности. Отвечающий должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и ещё один, который, наоборот, наиболее далёк от его мнения или же наименее соответствует реальности.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

  1. Направленность на себя «Я» - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении  статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

  1. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

  1. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

2.3 Организация исследовательской  процедуры.

Процедура исследования включала несколько этапов:

  • Предварительная подготовка исследования, постановка проблемы, цели и задачи исследования, определение основных характеристик для диагностики.

  • Непосредственная подготовка: подбор методик.

  • Подготовка и проведение, анализ результатов.

Для углубленного изучения проблемы развития коммуникативных умений будущих педагогов, в соответствии с целями и задачами исследования, мы применяем несколько успешно используемых стандартизированных психодиагностических методов.

В выборе психодиагностических методов мы руководствовались, прежде всего, принципом целенаправленности методик (их направленность на влияние наиболее существенных в контексте исследовательской задачи характеристик), их ориентации на выявление потенциальных возможностей испытуемого, принципом включения в систему тестов ряда разнообразных заданий, которые в своей совокупности охватывали бы особенности коммуникативных умений будущих педагогов.

 Первый этап эмпирической части был направлен на исследование умения контролировать себя в общении. [ 8 ]

Второй этап диагностирует  умение взаимодействовать. [ 8 ]

Третий этап определяет поведение при разговоре. [ 8 ]

Для исследования общения использовались методики:

  1. Определение уровня эмпатии.

Цель: выявить уровень эмпатии.

Инструкция: из 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5. Ответь на 36 утверждений. (Приложение 1)

Обработка результатов начинается с определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определённого типа дано на указанные номера утверждения опросника: «не знаю»: 2, 4, 16, 18, 33; «всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23.  Кроме того, следует выявить, сколько  раз ответ типа «всегда или да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ типа «всегда или да» получен для одного из утверждений, а типа «никогда или нет» для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. После этого суммируются результаты отдельных подсчётов. Если общая сумма 5 или более, то результат исследования недостоверен; при сумме равной 4 – результат сомнителен; если же сумма не более 3 – результат может быть признан достоверным.

2. Методика «Определите конфликтность ситуации».

Цель: определить уровень конфликтности студентов.

Инструкция: отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком – будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник. (Приложение 2)

3. Методика «Самоконтроль в общении».

Цель: определить уровень самоконтроля в общении.

Инструкция: внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву В, если неверным или преимущественно неверным – букву Н. (Приложение 3)

Подсчёт результатов: по одному баллу начисляется за ответ «Н» - на вопросы 1, 5, 4, 7 и за ответ «В» на все остальные. Подсчитываем сумму баллов.

4. Методика Б.Басса  «Определите направленность личности».

Цель: определить направленность личности при коммуникации.

Инструкция: опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны 3 варианта ответов: А, Б, В.

    1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1 – 27) под рубрикой «Больше всего».

    1. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «Меньше всего».

    1. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете 2 буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы.

Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым.

Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте её, но так, чтобы исправление было чётко видно. (Приложение 4)

5. Методика «Оцени поведение при разговоре».

Цель: определить умение слушать собеседника.

Инструкция: выберите один из вариантов ответа. (Приложение 5)

2.4 . Анализ и результаты  исследования.

Результаты диагностики по методике «Определите уровень эмпатии».

Маша Л. имеет 72 балла.

Информация о работе Развитие коммуникативных умений будущих педагогов