Развитие координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: В условиях научно-технической революции возрастает значение развития координационных способностей и ловкости, благодаря которым человек может быстро ориентироваться в пространстве; тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды. Координация и ловкость определяют также меткость, чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития координационных способностей детей…………………………………………………………... 7
1.1. Структура координационных способностей и их оценка……… 7
1.2. Средства и методы развития координационных способностей в детском возрасте ………………………………………………………….. 24
1.3. Особенности физического развития детей 8-10 лет…………... 39
Выводы по 1 главе………………………………………………………….. 49
Глава 2. Экспериментальное исследование развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо……………… 52
2.1. Организация и методика экспериментального исследования... 52
2.2. Разработка методики занятий айкидо для детей 8-10 лет……. 63
2.3. Экспериментальная проверка эффективности развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо………………………………………………………………………... 84
Выводы по 2 главе…………………………………………………………... 93
Заключение…………………………………………………………………... 95
Список использованных источников………………………………...…….. 98
Приложения……………………………………….…………………..….... 104

Файлы: 1 файл

Diplom_Agafonov_2011.doc

— 823.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ГОУВПО «Марийский государственный  университет»

 

Факультет физической культуры, спорта и туризма

Кафедра спортивных дисциплин

Специальность: 050720.65 –  физическая культура

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Студента заочной формы обучения, 6 курса, группы ФЗ-62

Агафонова Алексея Александровича

 

 

 

 

на тему: «Развитие координационных способностей детей 8-10 лет

посредством занятий  айкидо»

 

 

 

 

 

 

 

Допустить к защите

Зав. кафедрой

Канд. пед. наук, доцент

__________ Н.И. Палагина

«____»  ___________2011

Научный руководитель

Канд. пед. наук, доцент

__________ Н.И. Палагина

 

Рецензент

_________ А.В. Чуфистов

 

 

Студент

_________ А.А. Агафонов


 

 

 

 

 

Йошкар-Ола, 2011

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….  3

Глава 1. Теоретические аспекты развития координационных   способностей детей…………………………………………………………...  7

1.1. Структура координационных способностей и их оценка……… 7

1.2. Средства и методы  развития координационных способностей      в детском возрасте …………………………………………………………..  24

1.3. Особенности физического  развития детей 8-10 лет…………...  39

Выводы по 1 главе…………………………………………………………..  49

Глава 2. Экспериментальное исследование развития координационных     способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо……………… 52

2.1. Организация и методика  экспериментального исследования...  52

2.2. Разработка методики  занятий айкидо для  детей  8-10 лет…….  63

2.3. Экспериментальная  проверка эффективности развития            координационных способностей детей  8-10 лет посредством  занятий айкидо………………………………………………………………………...  84

Выводы по 2 главе…………………………………………………………...  93

Заключение…………………………………………………………………...  95

Список использованных источников………………………………...……..  98

Приложения……………………………………….…………………..…....  104

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность: В условиях научно-технической революции возрастает значение развития координационных способностей и ловкости, благодаря которым человек может быстро ориентироваться в пространстве; тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды. Координация и ловкость определяют также меткость, чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях и др.

Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать (т.е. точно, быстро, рационально) и управлять движениями, известными в настоящее время под термином «координационные способности», не вызывают сомнений у специалистов. Вместе с тем вопросы формирования комплекса «координационные способности» еще недостаточно разработаны и представляют существенную трудность для учителей физической культуры и тренеров.

Объясняется это несколькими причинами. В  научной и методической литературе координационные способности обозначают разными терминами и понятиями, а это мешает созданию у учителя целостного представления о системе такого рода способностей и путях их развития.

Большой фактический  материал, накопленный по этой проблеме в нашей стране и за рубежом, представлен в различных публикациях [24, 38, 58], которые не систематизированы, мало известны и не внедрены в практику работы преподавателей физической культуры.

Статистика утверждает, что в общей массе детского населения есть от 2 до 5% способных детей. Следовательно, этих детей нужно найти по индивидуальным отличиям при помощи тестирования. Таким образом, с одной стороны, встает проблема разработки сенситивных тестовых методик, а с другой стороны следует разрабатывать методики, направленные на формирование и акцентированное (компенсирующее) развитие отдельных координационных качеств [18].

Решение проблемы разработки методики развития координационных  качеств школьников обусловлено  внедрением в учебный процесс  японского айкидо, которое занимает особое место в семействе дальневосточных боевых искусств.

Несмотря на всестороннее влияние занятий восточными единоборствами на организм человека, так и не решено противоречие между необходимостью внедрения занятий айкидо в школьную программу по физической культуре и относительно малой разработанностью методик по развитию координационных способностей детей посредством занятий айкидо.

Решение данной проблемы определило тему исследования: «Развитие координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо».

Цель исследования: Развитие координационных способностей детей школьного возраста.

Объект исследования: Процесс развития двигательных способностей человека.

Предмет исследования: Развитие координационных способностей детей посредством занятий айкидо.

Гипотеза исследования: Предполагается, что занятия айкидо будут способствовать более эффективному развитию координационных способностей детей 8-10 лет.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
  2. Разработать методику занятий айкидо для детей 8-10 лет.
  3. Определить эффективность разработанной методики.

 

Методы исследования:

      1. анализ научно-методической литературы;
      2. контрольные испытания (тестирование);
      3. педагогический эксперимент;
      4. математико-статистические методы.

Организация исследования: С учетом решаемых задач исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (с  мая 2009г. по декабрь 2009г.) изучались  и анализировались материалы  отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития координационных способностей детей; определялась проблема и тема исследования; формулировались цель и задачи; выделялись объект и предмет исследования; формулировались основные положения рабочей гипотезы; определялись методы исследования; осуществлялся подбор тестов; разрабатывалась методика развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо.

На втором этапе исследования (с сентября 2009г. по май 2010г.) был проведен педагогический эксперимент по применению разработанной методики развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо. В эксперименте приняли участие 20 учеников начальных классов средней школы №5 «Обыкновенное чудо» и средней школы №28 г. Йошкар-Олы.

На третьем этапе (с  мая 2009г. по декабрь 2010г.) подводились итоги педагогического эксперимента и оформлялись результаты исследования в виде выпускной квалификационной работы.

Теоретическая значимость работы: Результаты проведенных исследований дополняют базу данных по развитию координационных способностей детей 8-10 лет.

 

 

Практическая  значимость работы: Результаты исследования  могут быть использованы педагогами физического воспитания в условиях общеобразовательной школы, а также тренерами спортивных школ и секций.

Структура работы: Выпускная квалификационная работа включает  введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Текст работы изложен на 116 страницах, из них 13 – приложения. Курсовая работа иллюстрирована 14 таблицами, 3 рисунками, в списке использованных источников приводится 70 работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты развития координационных  способностей детей

 

1.1. Структура координационных  способностей и их оценка

Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны. Поэтому вместо существующего основного термина ловкость, оказавшегося очень многозначным, нечетким и «житейским», ввели в теорию и практику термин координационные способности (КС), стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию. Кратко рассмотрим понятие КС, основные критерии их оценки, виды и показатели этих способностей. Правильно осмыслить эти вопросы можно с позиции системного подхода и многоуровневой теории управления движениями, разработанной советским психофизиологом Н. А. Бернштейном.

Н.А. Бернштейн [7] не пытается давать частных методических советов по поводу совершенствования отдельных (конкретных) проявлений ловкости. Он стремится, главным образом, очертить принципиальные пути воспитания этой комплексной способности, выделяя два основных подхода, связанных с двумя важнейшими сторонами рассматриваемого психофизиологического комплекса, то есть понятие управляемости, как ведущих, так и фоновых уровней, накопление фондов двигательных умений и адекватное их использование.

Время свидетельствует  о колоссальной жизнеустойчивости основных идей и концепций Н.А. Бернштейна, значение которых с годами не только не ослабевает, но, напротив, усиливается, получая все новые экспериментальные подтверждения своей правомерности. В полной мере это относится и к его основным взглядам на природу ловкости, многие из которых в свое время носили характер гипотез.

В системе  управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координация движений – «организация управляемости двигательного аппарата» [7].

К. Meine [58] понимает ловкость как хорошую координацию движений и считает основными ее проявлениями пространственную точность движений и их ритмичность, способность повторять движения в заданной последовательности и с большой амплитудой, умение двигательно предвосхищать возникающие ситуации.

P. Hirtz [58] к числу основных признаков ловкости относит быстроту реакции на непредвиденные изменения ситуации, приспособляемость к необычным заданиям и изменяющимся условиям, целесообразность и точность управления движениями, способность ориентироваться в процессе двигательной деятельности, умение сохранять равновесие в усложненных условиях, координационные способности, умение быстро преодолевать различные препятствия, согласованность мелких движений руками, ногами, головой («сноровка»). Позднее, уточняя свои представления о структуре ловкости, P. Hirtz предложил отказаться от понятия «ловкость» и заменить его понятием сенсомоторных координационных способностей. Немецкие авторы широко рассматривают систему двигательной деятельности человека. Начиная от социального развития, управления движениями и заканчивая моторным обучением и энергетикой движений.

Ю.М. Портнов [58] исследовал ловкость по коэффициенту координации, быстроте и точности двигательных действий, способности распределять и переключать внимание, устойчивости соматических вестибулярных реакций.

Z. Antonczuk [58] считает, что ловкость – черта моторики, при помощи которой возможны быстрые, точные и разнообразные перемещения тела в различных плоскостях. Он выделяет в ловкости динамическую и статическую координацию, силу сокращения и расслабления мышц, гибкость суставных связок, готовность зрительного анализатора.

Д. Харре [58] под ловкостью понимает способность овладевать сложными двигательными координациями, спортивными движениями и совершенствование их, целесообразно использовать двигательные навыки и умения и в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки быстро и рационально их перестраивать.

Н. Rieder [58] рассматривает ловкость как спонтанное поведение в новых и неожиданных ситуациях.

В своей работе Л. П. Матвеев [42] полагает, что условно ловкость включает в себя следующие компоненты:

  1. ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы («телесная ловкость»);
  2. ловкость, проявляемая в действиях, связанных с передвижением в условиях усложненной и меняющейся обстановки (например, бег и передвижение на лыжах по пересеченной местности, слалом, преодоление препятствий, лазание, перелезание и т.п.);
  3. ловкость, проявляемая в упражнениях с изменяющимся сопротивлением (перетягивания, борьба, бокс и т.п.);
  4. ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами (броски и ловля, перебрасывание, жонглирование, метание и т.п.); это так называемая «ручная» или «предметная» ловкость;
  5. ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников (садиться и вставать вдвоем, держась за руки; поднимать вдвоем или втроем партнера или какую-либо тяжесть, перепрыгивать вдвоем, втроем через препятствия, держась за руки и т.п.);
  6. ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактически согласованных действий, и в играх с тактическим противодействием и взаимодействием участников.

Ряд авторов [18] дают следующее определение понятия КС – свойство организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи, что проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его современном исполнении.

По мнению М.А. Годика [15], ловкость характеризуется обучаемостью, быстротой освоения действий, движений, приемов и т.п. Высокий уровень развития ловкости предполагает, что спортсмен умеет выполнять координационно сложные движения; выполняет их точно; быстрее других перестраивает свою деятельность при изменении внешних условий; быстрей других осваивает новые движения.

Информация о работе Развитие координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо