Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:32, дипломная работа
Актуальность: В условиях научно-технической революции возрастает значение развития координационных способностей и ловкости, благодаря которым человек может быстро ориентироваться в пространстве; тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды. Координация и ловкость определяют также меткость, чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях и др.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития координационных способностей детей…………………………………………………………... 7
1.1. Структура координационных способностей и их оценка……… 7
1.2. Средства и методы развития координационных способностей в детском возрасте ………………………………………………………….. 24
1.3. Особенности физического развития детей 8-10 лет…………... 39
Выводы по 1 главе………………………………………………………….. 49
Глава 2. Экспериментальное исследование развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо……………… 52
2.1. Организация и методика экспериментального исследования... 52
2.2. Разработка методики занятий айкидо для детей 8-10 лет……. 63
2.3. Экспериментальная проверка эффективности развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо………………………………………………………………………... 84
Выводы по 2 главе…………………………………………………………... 93
Заключение…………………………………………………………………... 95
Список использованных источников………………………………...…….. 98
Приложения……………………………………….…………………..….... 104
Министерство образования и науки РФ
ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Факультет физической культуры, спорта и туризма
Кафедра спортивных дисциплин
Специальность: 050720.65 – физическая культура
Выпускная квалификационная работа
Студента заочной формы обучения, 6 курса, группы ФЗ-62
Агафонова Алексея Александровича
на тему: «Развитие координационных способностей детей 8-10 лет
посредством занятий айкидо»
Допустить к защите Зав. кафедрой Канд. пед. наук, доцент __________ Н.И. Палагина «____» ___________2011 |
Научный руководитель Канд. пед. наук, доцент __________ Н.И. Палагина |
Рецензент _________ А.В. Чуфистов
Студент _________ А.А. Агафонов |
Йошкар-Ола, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты развития
координационных способностей
детей…………………………………………………………...
1.1. Структура координационных способностей и их оценка……… 7
1.2. Средства и методы
развития координационных
1.3. Особенности физического развития детей 8-10 лет…………... 39
Выводы по 1 главе………………………………………………………….. 49
Глава 2. Экспериментальное исследование развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо……………… 52
2.1. Организация и методика
экспериментального
2.2. Разработка методики занятий айкидо для детей 8-10 лет……. 63
2.3. Экспериментальная
проверка эффективности
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………...…….. 98
Приложения……………………………………….…………
Введение
Актуальность: В условиях научно-технической революции возрастает значение развития координационных способностей и ловкости, благодаря которым человек может быстро ориентироваться в пространстве; тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды. Координация и ловкость определяют также меткость, чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях и др.
Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать (т.е. точно, быстро, рационально) и управлять движениями, известными в настоящее время под термином «координационные способности», не вызывают сомнений у специалистов. Вместе с тем вопросы формирования комплекса «координационные способности» еще недостаточно разработаны и представляют существенную трудность для учителей физической культуры и тренеров.
Объясняется это несколькими причинами. В научной и методической литературе координационные способности обозначают разными терминами и понятиями, а это мешает созданию у учителя целостного представления о системе такого рода способностей и путях их развития.
Большой фактический материал, накопленный по этой проблеме в нашей стране и за рубежом, представлен в различных публикациях [24, 38, 58], которые не систематизированы, мало известны и не внедрены в практику работы преподавателей физической культуры.
Статистика утверждает, что в общей массе детского населения есть от 2 до 5% способных детей. Следовательно, этих детей нужно найти по индивидуальным отличиям при помощи тестирования. Таким образом, с одной стороны, встает проблема разработки сенситивных тестовых методик, а с другой стороны следует разрабатывать методики, направленные на формирование и акцентированное (компенсирующее) развитие отдельных координационных качеств [18].
Решение проблемы разработки методики развития координационных качеств школьников обусловлено внедрением в учебный процесс японского айкидо, которое занимает особое место в семействе дальневосточных боевых искусств.
Несмотря на всестороннее влияние занятий восточными единоборствами на организм человека, так и не решено противоречие между необходимостью внедрения занятий айкидо в школьную программу по физической культуре и относительно малой разработанностью методик по развитию координационных способностей детей посредством занятий айкидо.
Решение данной проблемы определило тему исследования: «Развитие координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо».
Цель исследования: Развитие координационных способностей детей школьного возраста.
Объект исследования: Процесс развития двигательных способностей человека.
Предмет исследования: Развитие координационных способностей детей посредством занятий айкидо.
Гипотеза исследования: Предполагается, что занятия айкидо будут способствовать более эффективному развитию координационных способностей детей 8-10 лет.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Организация исследования: С учетом решаемых задач исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (с мая 2009г. по декабрь 2009г.) изучались и анализировались материалы отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития координационных способностей детей; определялась проблема и тема исследования; формулировались цель и задачи; выделялись объект и предмет исследования; формулировались основные положения рабочей гипотезы; определялись методы исследования; осуществлялся подбор тестов; разрабатывалась методика развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо.
На втором этапе исследования (с сентября 2009г. по май 2010г.) был проведен педагогический эксперимент по применению разработанной методики развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо. В эксперименте приняли участие 20 учеников начальных классов средней школы №5 «Обыкновенное чудо» и средней школы №28 г. Йошкар-Олы.
На третьем этапе (с мая 2009г. по декабрь 2010г.) подводились итоги педагогического эксперимента и оформлялись результаты исследования в виде выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость работы: Результаты проведенных исследований дополняют базу данных по развитию координационных способностей детей 8-10 лет.
Практическая значимость работы: Результаты исследования могут быть использованы педагогами физического воспитания в условиях общеобразовательной школы, а также тренерами спортивных школ и секций.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Текст работы изложен на 116 страницах, из них 13 – приложения. Курсовая работа иллюстрирована 14 таблицами, 3 рисунками, в списке использованных источников приводится 70 работ.
Глава 1. Теоретические аспекты развития координационных способностей детей
1.1. Структура координационных способностей и их оценка
Многочисленные исследования
последних десятилетий
Н.А. Бернштейн [7] не пытается давать частных методических советов по поводу совершенствования отдельных (конкретных) проявлений ловкости. Он стремится, главным образом, очертить принципиальные пути воспитания этой комплексной способности, выделяя два основных подхода, связанных с двумя важнейшими сторонами рассматриваемого психофизиологического комплекса, то есть понятие управляемости, как ведущих, так и фоновых уровней, накопление фондов двигательных умений и адекватное их использование.
Время свидетельствует о колоссальной жизнеустойчивости основных идей и концепций Н.А. Бернштейна, значение которых с годами не только не ослабевает, но, напротив, усиливается, получая все новые экспериментальные подтверждения своей правомерности. В полной мере это относится и к его основным взглядам на природу ловкости, многие из которых в свое время носили характер гипотез.
В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координация движений – «организация управляемости двигательного аппарата» [7].
К. Meine [58] понимает ловкость как хорошую координацию движений и считает основными ее проявлениями пространственную точность движений и их ритмичность, способность повторять движения в заданной последовательности и с большой амплитудой, умение двигательно предвосхищать возникающие ситуации.
P. Hirtz [58] к числу основных признаков ловкости относит быстроту реакции на непредвиденные изменения ситуации, приспособляемость к необычным заданиям и изменяющимся условиям, целесообразность и точность управления движениями, способность ориентироваться в процессе двигательной деятельности, умение сохранять равновесие в усложненных условиях, координационные способности, умение быстро преодолевать различные препятствия, согласованность мелких движений руками, ногами, головой («сноровка»). Позднее, уточняя свои представления о структуре ловкости, P. Hirtz предложил отказаться от понятия «ловкость» и заменить его понятием сенсомоторных координационных способностей. Немецкие авторы широко рассматривают систему двигательной деятельности человека. Начиная от социального развития, управления движениями и заканчивая моторным обучением и энергетикой движений.
Ю.М. Портнов [58] исследовал ловкость по коэффициенту координации, быстроте и точности двигательных действий, способности распределять и переключать внимание, устойчивости соматических вестибулярных реакций.
Z. Antonczuk [58] считает, что ловкость – черта моторики, при помощи которой возможны быстрые, точные и разнообразные перемещения тела в различных плоскостях. Он выделяет в ловкости динамическую и статическую координацию, силу сокращения и расслабления мышц, гибкость суставных связок, готовность зрительного анализатора.
Д. Харре [58] под ловкостью понимает способность овладевать сложными двигательными координациями, спортивными движениями и совершенствование их, целесообразно использовать двигательные навыки и умения и в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки быстро и рационально их перестраивать.
Н. Rieder [58] рассматривает ловкость как спонтанное поведение в новых и неожиданных ситуациях.
В своей работе Л. П. Матвеев [42] полагает, что условно ловкость включает в себя следующие компоненты:
Ряд авторов [18] дают следующее определение понятия КС – свойство организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи, что проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его современном исполнении.
По мнению М.А. Годика [15], ловкость характеризуется обучаемостью, быстротой освоения действий, движений, приемов и т.п. Высокий уровень развития ловкости предполагает, что спортсмен умеет выполнять координационно сложные движения; выполняет их точно; быстрее других перестраивает свою деятельность при изменении внешних условий; быстрей других осваивает новые движения.
Информация о работе Развитие координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо