Развитие координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: В условиях научно-технической революции возрастает значение развития координационных способностей и ловкости, благодаря которым человек может быстро ориентироваться в пространстве; тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды. Координация и ловкость определяют также меткость, чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития координационных способностей детей…………………………………………………………... 7
1.1. Структура координационных способностей и их оценка……… 7
1.2. Средства и методы развития координационных способностей в детском возрасте ………………………………………………………….. 24
1.3. Особенности физического развития детей 8-10 лет…………... 39
Выводы по 1 главе………………………………………………………….. 49
Глава 2. Экспериментальное исследование развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо……………… 52
2.1. Организация и методика экспериментального исследования... 52
2.2. Разработка методики занятий айкидо для детей 8-10 лет……. 63
2.3. Экспериментальная проверка эффективности развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо………………………………………………………………………... 84
Выводы по 2 главе…………………………………………………………... 93
Заключение…………………………………………………………………... 95
Список использованных источников………………………………...…….. 98
Приложения……………………………………….…………………..….... 104

Файлы: 1 файл

Diplom_Agafonov_2011.doc

— 823.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые авторы [38] утверждают, что организация, программирование и управление любым двигательным действием происходят на разных этажах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда регулируют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие („фоновые") уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские, или моторные, стороны движений (двигательный состав). Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательному действию устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех звеньев участвующей кинематической цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.п. При осуществлении гимнастических, метательных движений, спортивно-игровых двигательных действий исполнители отличаются разными координационными возможностями как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под КС мы понимаем возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. При определении понятия КС принципиальным является вопрос: каковы критерии оценки этих способностей. Результаты многолетних исследований позволяют сделать следующие обобщения.

Чтобы избежать возможных недоразумений, вначале  уточним, что мы имеем в виду, говоря о критериях. Критерии – это основные признаки, на основании которых оцениваются КС. Иначе говоря, это измерители оценки уровня координационных возможностей и отдельных элементов, их составляющих [41].

Каковы же главные критерии оценки КС? В.И. Лях [33] при ответе на этот вопрос отталкивался от современных позиций физиологии и психологии активности, кибернетики, биомеханики физических упражнений, раскрывающих особенности поведения сложных систем, включая систему управления движениями, где ведущую роль играют категории оптимальности и целенаправленности.

В соответствии с этим главными критериями оценки КС он считает следующие четыре основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость [34].

Рассмотрим  признаки, отражающие КС, подробнее.

Правильность выполнения двигательных действий имеет две стороны: качественную, названную Н.А. Бернштейном [8] адекватностью, которая заключается в приведении движения к намеченной цели, и количественную – точность движений. Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Эта точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения. Здесь она является синонимом меткости. Обнаружен положительный перенос целевой точности, проявляемой в различных баллистических движениях, имеющих установку на меткость.

В другой группе случаев целевая  точность «принимает процессуальный характер» [8], обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию мышечных усилий, т.е. по ходу движений.

Следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений; точность реакции на движущийся объект; целевую точность, или меткость.

Быстрота как критерий (признак) оценки КС выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.п. При этом уже давно экспериментально установлено, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, гимнастическим), в других случаях (например, при освоении спортивно-игровых двигательных действий) может быть в числе последних [24].

Рациональность двигательных действий имеет также качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности – целесообразность движений, количественная – их экономичность. Экономичность двигательной деятельности является весьма специфичным признаком, характеризующим КС. Можно, например, отличаться высокой экономичностью в беге на средние и длинные дистанции, но не проявлять этого признака при осуществлении баллистических или спортивно-игровых двигательных действий.

Практика показывает, что  экономичность количественно характеризует соотношение результата деятельности и затрат на его достижения [20, 24]. Показатели экономичности зависят не только от эффективности техники двигательных действий, но и от функциональных возможностей (МПК, ПАНО) спортсмена [24].

Находчивость, по мнению Н.А. Бернштейна [8], складывается из устойчивости (стабильности) к непредвиденным, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двигательный навык, на его отдельные компоненты и детали, и из инициативности (активная сторона находчивости), проявляющейся в поиске наилучших вариантов решения двигательной задачи.

Стабильность – это обобщенная количественная характеристика выполнения двигательного действия с относительно малым диапазоном отклонений. Различают стабильность результата и стабильность выполнения отдельных характеристик движения.

Как показал  соответствующий анализ литературы, стабильность техники в различных видах спорта зависит от взаимоотношения стабильности и вариативности элементов координации движений в подготовительной, основной и заключительных фазах. В видах спорта с относительно стандартной структурой (гимнастика, прыжки в воду и т. п.) стабильными должны быть все фазы техники совершаемого действия, а в видах спорта с вариативной структурой действий (спортивные игры, единоборства) стабильность основной фазы может повышаться за счет увеличения вариативности подготовительной. Например, при изучении вариативности и стабильности подготовительной и основной фаз броска в процессе технического совершенствования баскетболистов было установлено, что по мере повышения квалификации спортсменов увеличивается вариативность подготовительной фазы броска, основная фаза все более стабилизируется. Причем эта стабилизация прямо пропорциональна увеличению вариативности подготовительной фазы [20].

Итак, данные критерии оценки КС – обобщающие понятия, которые конкретизируются при определении соответствующих специальных и специфических КС.

В процессе управления и регуляции сложных в координационном  отношении двигательных действий школьник (спортсмен) может координировать свою двигательную деятельность по одному критерию. Например, если отвлечься от других критериев, то показателем оценки КС в общеразвивающих координационных упражнениях без предметов (всевозможные сочетания движений и положений рук, ног, туловища) является почти всегда правильность (адекватность, точность) выполнения этих движений. Ведущим признаком оценки КС, относящихся к группе баллистических движений с установкой на точность, будет меткость попадания и т.п.

Однако названные  качественные и количественные критерии КС изолированно друг от друга встречаются крайне редко. Несравненно более распространены так называемые комплексные критерии. В этом случае школьник (спортсмен) координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: скорости и экономичности (ходьба на лыжах по пересеченной местности); точности, своевременности и скорости (при выполнении передач и других технических спортивно-игровых приемов); точности, быстроте и находчивости (в спортивных играх и единоборствах) и т.п. В качестве таких комплексных критериев оценки КС выступают показатели результативности выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, где есть спрос к КС человека [38].

Таким образом, сделанный нами анализ показывает, что все критерии оценки КС являются сложными и многозначными. Они специфично проявляются в реальных видах двигательной деятельности и в разном сочетании друг с другом. Все это надо учитывать как при выборе и разработке соответствующих методов для оценки КС, так и при анализе конкретных показателей, полученных в результате исследования.

Исследования  позволили автору [38] выделить следующие виды КС: специальные, специфические и общие.

Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам целостных целенаправленных двигательных действий, систематизированным по возрастающей сложности. В этой связи различаются специальные КС:

  1. во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазанье, перелезание, плавание, локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);
  2. в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);
  3. в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.);
  4. в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);
  5. в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);
  6. в метательных движениях на меткость (метания или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);
  7. в движениях прицеливания;
  8. в подражательных и копирующих движениях;
  9. в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование);
  10. в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях многих подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.).

В приведенную  систематизацию не вошел еще ряд групп КС, которые относятся к трудовой деятельности и бытовым операциям.

В результате исследований выяснилось, что неравномерность развития психофизиологических функций, обеспечивающих процессы координации движений, – причина появления специфических, или частных, КС, количество которых может быть бесконечным, как бесконечны различные виды предметно-практической и спортивной деятельности человека [48].

Установлено [25], что те, либо другие двигательные способности, включая координационные, обуславливаются не одним каким-то свойством нервной системы (силой, подвижностью, уравновешенностью и др.), а определяются сочетанием определенной комбинации этих свойств.

Пока лишь в абстрактном плане можно  говорить об участии в управлении и регуляции сложно-координированных движений таких психических составляющих, как эмоционально-мотивационные (двигательная мотивация); ценностно-ориентационные (предпочтение определенным видам двигательной активности, например, единоборствам); установочные (установка на точность, быстроту, рациональность выполнения движений); волевые (смелость, решительность, выдержка, самообладание и др.). Не вызывает сомнения, что как и выше названные психофизиологические составляющие (перцептивные, интеллектуальные, сенсомоторные) они играют определенную роль в процессах управления движениями. Однако каково их конкретное влияние на качество процессов координации движений – это еще далеко не выясненные вопросы психофизиологии движений.

На основании  вышеизложенного рассмотрим основные виды координационных способностей.

Под способностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении. Способность к дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микроинтервалов времени) параметров движений. Способность к реагированию – позволяет быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал целым телом или его частью (рукой, ногой, туловищем). Способность к перестроению двигательных действий – это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям. Способность к согласованию – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации. Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером). Способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями. Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов и др.). Произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.


Отсюда очевидно, что если в комплексной программе физического воспитания с 1-го по 11-й классы предусматривается развитие у учащихся двигательных качеств (способностей), названных в общем как координация и ловкость, то под этим следует понимать целенаправленный педагогический процесс развития конкретных специальных и специфических КС.

Необходимо различать элементарные и сложные КС. Элементарными являются, скажем, КС, проявляемые в ходьбе и беге, а более сложными – в единоборствах и спортивных играх. Относительно элементарной является способность точно воспроизводить пространственные параметры движений и более сложной – способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки.

Для чего необходимо развивать КС в процессе физического  воспитания и спортивной тренировки? Экспериментальные исследования неопровержимо свидетельствуют, а практика подтверждает положение о том, что целенаправленное развитие и совершенствование КС с раннего возраста, включая дошкольный, приводит к тому, что дети и спортсмены:

  1. значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями;
  2. на более высоком качественном уровне усваивают новые и легче перестраивают старые тренировочные программы;
  3. быстрее продвигаются к высотам спортивного мастерства и дольше остаются в большом спорте;
  4. успешнее совершенствуют спортивную технику и тактику;
  5. легче справляются с заданиями, требующими высокого уровня психофизиологических функций в сенсомоторной и интеллектуальной сферах;
  6. приобретают умение рационально и экономично расходовать свои энергетические ресурсы;
  7. постоянно пополняют двигательный опыт;
  8. испытывают радость и удовлетворение от постоянного овладения новыми и разнообразными видами физических упражнений.

По мнению некоторых  авторов [5, 8, 11], данные возрастной физиологии, психологии и педагогики свидетельствуют о том, что младший и средний школьные возрасты являются периодом наиболее интенсивного развития основных координационных функций человека. Однако ряд исследователей [6, 12] отмечают, что двигательные (координационных) функции в эти возрастные периоды развиваются непрерывно. Если младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется равномерным развитием двигательного аппарата и, следовательно, психомоторных функций, то подростковый возраст (12-15 лет) является периодом бурного развития моторики и некоторым разладом двигательной координации.

Информация о работе Развитие координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо