Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:13, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является подбор методик развития креативных способностей студентов для специальности ПРО на занятиях «Общей и профессиональной педагогике». Практическая значимость исследования представляет собой возможность использования материалов курсовой работы на занятиях по «Общей и профессиональной педагогике». Задачи: изучить научную литературу по вопросам развивающего обучения;
изучить условия и факторы формирования креативных способностей;
разработать систему тренинговых занятий по развитию креативных способностей.
Введение 2
1 Глава. Развивающее обучение как основа развития креативности личности 4
1.1.Теоретические основы развивающегося обучения в вузе 4
1.2. Условие развития креативных способностей студентов в рамках развивающего обучения 11
2 Глава. Методы развивающего обучения и их использование для развития креативности 18
2.1 Классификация методов развития креативности 18
2.2. Развитие креативности на занятиях по «Общей и профессиональной педагогике» с помощью тренингов 22
Заключение 34
Список литературы: 35
Собственная концепция креативного
подхода к организации
Требуется тонкий креативный подход к рассмотрению вопросов специалистов. Учебная дисциплина представляет собой необходимое звено в системе подготовки специалистов, снабженное бесконечным полем для научного творчества студентов (М.А. Макаренко, 2004).
Следовательно, формирование креативности как свойства личности определяет стратегию СПО, направленную на формирование творческого потенциала студентов и дальнейшее его развитие у специалистов
Выводы: Активность студентов очень важна и конкретно для специальности ПРО актуальна. Эта дисциплина на сей день требует нестандартный подход, творческое мышление, креативность.
Традиционное шrкольное обучение основано на формировании репродуктивного мышления, поскольку требует от детей усвоения готовых знаний и их воспроизводства, репродукции в этом устоявшемся виде.
На протяжении школьного обучения ребёнок постоянно тренирует конвергентное мышление. У него нет ни опыта, ни инструмента к креативному мышлению. Он выходит в жизнь, в будущую профессию со сформированным мышлением, которое пригодно только для освоения простых специальностей, не требующих творчества и импровизации. Это хорошо показывают конкурсные экзамены в вузы, хотя они ориентированы на выявление высшего уровня репродуктивного мышления.
Таким образом, поднимаемые
учителем или предложенные в учебнике
проблемы, задачи и задания традиционного
типа приводят, при соответствующих
критериях оценки, к тому, что
развивается стиль учения, ориентированный
на наведение на «правильный ответ».
Безусловно, конвергентные мыслительные
способности развивать
Можно выделить следующие
группы методов, направленных на формирование
опыта профессионально-
1. По способу организации учебной деятельности:
a) Структурно-логические (задачные)
методы. Они характеризуются поэтапной
организацией постановки
б) Тренинговые методы. Они представляют собой систему деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические задания, в содержание которых на нормативном этапе следует добавлять элементы творчества).
в) Игровые методы. Данная группа методов характеризуется игровой формой взаимодействия субъектов образовательного процесса; образовательные задачи включены в содержание игры (деловые игры, профессиональные бои, дискуссии).
2. По формирующей направленности:
а) Методы развития опыта творческой деятельности:
- методы с применением
затрудняющих условий: метод
- методы группового решения
творческих задач: метод
- методы коллективного
стимулирования творческих
- перечисление атрибутов
и ассоциативные приемы, которые
заключаются в побуждении к
созданию новых словесных
б) Методы эмоционального воздействия
в) Методы формирования готовности памяти.
В число ситуативных
* лимит времени - творческое
мышление, творческая деятельность
не терпит ни смысловых, ни
временных ограничений.
* состояние стресса, состояние
повышенной тревожности,
* желание быстро найти
решение - зачастую скорость достигается
за счет качества, когда возникает
искушение решить хоть как-
* наличие фиксированной
установки на конкретный
* способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения;
* неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами.
Однако бывают моменты, когда жизнь требует от нас принятия творческого решения - это ситуации нестандартные, неожиданные, не имеющие прецедентов и мы просто вынуждены самостоятельно искать решения, ответы, выходы из создавшихся положений. В такое время мы и начинаем думать творчески; однако, такие ситуации - явление временное, проходящее. Но, все-таки, если мы способны при необходимости думать нестандартно, почему не делаем это постоянно - ведь жизнь творческого человека гораздо насыщеннее и интереснее, хотя и беспокойнее? Причина в том, что большинство из нас имеют определенные позиции, которые держат наше мышление в общепринятых рамках, ограничивают его, делают «таким, как у всех».
Эти позиции и называет У. Оучи «умственными замками», т.е. прочными установками сознания, мешающими нам измениться. К ним относятся:
1. Установка на один правильный ответ.
2. «Это не логично».
3. Привычка следовать правилам.
4.Стремление быть практичным.
5.Склонность к избеганию двусмысленностей.
6.«Ошибаться нельзя».
7.«Игра в фривольности».
8.Уверенность, что «это не моя сфера».
9.Установка «не будь глупцом».
10.«Я не творческий».
Рассмотрим несколько примеров организации тренинговых занятий по «Общей и профессиональной педагогике» специальности «Профессиональное обучение» в рамках дисциплины и с использованием критического мышления через чтение и письмо.
Что же конкретно происходит на тренинге креативности? Чаще всего его большая часть отведена на практику. Однако, теория тоже присутствует: ведется речь о том, что такое творчество и что такое креативность; что обычно мешает свободному раскрытию творческого потенциала каждого человека; какие существуют формы креативности, и так далее.
Практика же включает множество упражнений, которые, с одной стороны, служат для диагностики форм и уровня развития креативности, присущих каждому участнику и, с другой, создают проблему и условия для творческого ее разрешения. Тренинг креативности стимулирует посмотреть на вещи и задачи с новых, непривычных или неочевидных, сторон, а значит, увидеть, что и способов разрешения проблем существует больше, чем казалось на первый взгляд.
Так, например, участники могут получить задание решить задачу, которую в обыденной жизни никому бы и в голову не пришло решать, скажем, убедить людей купить пустой спичечный коробок, да подороже, или найти не менее пары десятков способов применения таким скучным предметам, как булавка или табурет. В такой ситуации мало какие стереотипные ответы могут сработать, а значит, придется искать новые. Как выполнить задание, обсуждается обычно в форме мозгового штурма; если условия задачи позволяют, то участники еще и опробуют свои идеи на практике. Всё происходящее анализируется, ищутся новые и новые варианты, оценивается успешность найденных.
Таким образом, тренинг креативности – это возможность весьма значительно расширить свои представления и возможности. Конечно, выйдя с тренинга креативности, никто не становится вдруг Леонардо да Винчи. Но обогащение способов действий, сама идея о том, что их может быть чуть ли не бесконечно много, и каждый способен придумывать и пробовать новые и новые – всё это уже представляет значительную ценность.
Занятие№1 «Связь педагогики с другими науками»
Технологические приемы: «мозговой штурм», инсерт, заполнение «маркировочной таблицы».
Предмет: Общая и профессиональная педагогика.
Раздел: Теоретические основы общей и профессиональной педагогики.
Курс: II
Количество часов: 2
Источник текста: вырезки из текстов, приведенных в учебниках по педагогике.
Цели занятия: 1) обучающая: раскрыть место общей и профессиональной педагогики в системе наук о человеке;
2) воспитывающая: воспитывать ответственность за выполнение учебного задания;
3) развивающая: развивать коммуникативные навыки студентов при изучении нового материала.
Оборудование: фломастеры (по два разноцветных на группу), листы бумаги А3.
Ход занятия:
Организационный момент
1. Делимся на группы на 5-6 человек. Каждый в течение 2-3 минут подумает и на своем листочке напишет названия наук, которые, он считает, каким-либо образом связаны с педагогикой (данный прием называется «мозговая атака», или «мозговой штурм»). Тишина, пока каждый думает про себя. Теперь поделитесь в группе и объедините ваши списки в группе.
2. Давайте попробуем объединить все сведения на доске. Записываем все поступившие сведения.
3. Теперь попробуем проструктурировать наши общие сведения.
4. Для начала напишем тему (это может быть слово или фраза) в центре доски. Пишем название наук справа от «Педагогика», обводим в кружок и соединяем в кружком «Педагогика» прямой линией. Запишем названия всех наук, которые написали на своих листочках, правее кружка «Педагогика», обведем каждое название в кружок и соединим прямой линией с кружком «Педагогика». Подумаем, как связана каждая из записанных наук с педагогикой. Эти идеи помещаем в кружки около конкретной науки и соединяем их между собой прямой линией. Такой прием разбивки информации называется кластером (разработан Дж. Стилл и П. Стилл, адаптирован Ч. Темплом, Дж. Стилл и К. Мередитом).
5. Раздаем большие листы и по 2 фломастера на группу. Задание на группу. Разбить информацию на блоки идей, т. е. построить кластер. Если не уверенны в какой-то информации, рядом с кружочком поставьте вопросительный знак.
6. Представление кластеров. Если вам кажется, что информация, которая есть у ваших коллег, соответствует действительности, но вы ее не вспомнили, а сейчас хотите внести дополнения в свой кластер, вы можете это сделать.
Осмысление
7. Сейчас мы раздадим
подготовленные тексты. Прежде чем
начать читать его, учитель
попросит выслушать задание:
8. Чтение материала.
9. Закончив читать, участники
должны нарисовать и заполнить
«маркировочную таблицу», в каждую
колонку которой следует
Размышление
10.Итак, текст прочитан, поделитесь, пожалуйста, в группе своими впечатлениями. На это 2 минуты, а потом поговорим об этом все вместе.
11.Скажите, пожалуйста, много
ли у вас на полях значков
«это я знал»? А «новая
12.Давайте же теперь
вернемся к кластерам и
Информация о работе Развитие креативных способностей студентов в рамках развивающего обучения