Развитие креативных способностей студентов в рамках развивающего обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является подбор методик развития креативных способностей студентов для специальности ПРО на занятиях «Общей и профессиональной педагогике». Практическая значимость исследования представляет собой возможность использования материалов курсовой работы на занятиях по «Общей и профессиональной педагогике». Задачи: изучить научную литературу по вопросам развивающего обучения;
изучить условия и факторы формирования креативных способностей;
разработать систему тренинговых занятий по развитию креативных способностей.

Содержание работы

Введение 2
1 Глава. Развивающее обучение как основа развития креативности личности 4
1.1.Теоретические основы развивающегося обучения в вузе 4
1.2. Условие развития креативных способностей студентов в рамках развивающего обучения 11
2 Глава. Методы развивающего обучения и их использование для развития креативности 18
2.1 Классификация методов развития креативности 18
2.2. Развитие креативности на занятиях по «Общей и профессиональной педагогике» с помощью тренингов 22
Заключение 34
Список литературы: 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 117.86 Кб (Скачать файл)

Собственная концепция креативного  подхода к организации образовательного процесса по дисциплине обусловлена  следующими факторами:

  • специфика дисциплины требует определения ей соответствующего места в педагогическом процессе,
  • преподавание данного курса требует глубокого понимания сути деятельности специалиста,
  • существует потенциал для выбора тех научных исследований как проблем совершенствования деятельности специалиста.

Требуется тонкий креативный подход к рассмотрению вопросов специалистов. Учебная дисциплина представляет собой  необходимое звено в системе  подготовки специалистов, снабженное бесконечным полем для научного творчества студентов (М.А. Макаренко, 2004).

Следовательно, формирование креативности как свойства личности определяет стратегию СПО, направленную на формирование творческого потенциала студентов и дальнейшее его развитие у специалистов

Выводы: Активность студентов  очень важна и конкретно для  специальности ПРО актуальна. Эта дисциплина на сей день требует нестандартный подход, творческое мышление, креативность.

 

 

 

 

 

 

2 Глава. Методы развивающего обучения и их использование для развития креативности

2.1 Классификация методов развития креативности

Традиционное шrкольное обучение основано на формировании репродуктивного мышления, поскольку требует от детей усвоения готовых знаний и их воспроизводства, репродукции в этом устоявшемся виде. 

   На протяжении школьного обучения ребёнок постоянно тренирует конвергентное мышление. У него нет ни опыта, ни инструмента к креативному мышлению. Он выходит в жизнь, в будущую профессию со сформированным мышлением, которое пригодно только для освоения простых специальностей, не требующих творчества и импровизации. Это хорошо показывают конкурсные экзамены в вузы, хотя они ориентированы на выявление высшего уровня репродуктивного мышления.

Таким образом, поднимаемые  учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного  типа приводят, при соответствующих  критериях оценки, к тому, что  развивается стиль учения, ориентированный  на наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать  и творческое дивергентное мышление – тот вид мышления, который  характеризуется разрушением шаблонных  стереотипов и ограничений и  большой свободой в решении проблем. Ведь реальные проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни, не имеют однозначных «правильных» ответов, в отличие от учебных задач и проблем. Дети в традиционной школе имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала учеников. Это можно воплощать в жизнь, не отходя от традиционных учебных программ, используя на обычных уроках упражнения, направленные как на развитие конвергентного мышления, так и дивергентного. А можно и проводить факультативные занятия, используя специальные курсы по развитию творческих способностей учащихся.

Можно выделить следующие  группы методов, направленных на формирование опыта профессионально-творческого  мышления:

1. По способу организации  учебной деятельности:

a) Структурно-логические (задачные) методы. Они характеризуются поэтапной  организацией постановки дидактических  задач, выбора способов их решения,  диагностики и оценки полученных  результатов (от простого - к сложному ,от теории - к практике) (Г.А. Балл, И.П. Калошина).

б) Тренинговые методы. Они представляют собой систему деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические задания, в содержание которых на нормативном этапе следует добавлять элементы творчества).

в) Игровые методы. Данная группа методов характеризуется  игровой формой взаимодействия субъектов  образовательного процесса; образовательные  задачи включены в содержание игры (деловые игры, профессиональные бои, дискуссии).

2. По формирующей направленности:

а) Методы развития опыта  творческой деятельности:

- методы с применением  затрудняющих условий: метод временных  ограничений, метод внезапных  запрещений, метод новых вариантов,  метод информационной недостаточности,  метод абсурда;

- методы группового решения  творческих задач: метод Дельфи, метод «черного ящика», метод дневников;

- методы коллективного  стимулирования творческих поисков:  метод мозгового штурма, синектики.

- перечисление атрибутов  и ассоциативные приемы, которые  заключаются в побуждении к  созданию новых словесных ассоциаций;

б) Методы эмоционального воздействия

в) Методы формирования готовности памяти.

В число ситуативных отрицательных  факторов входят:

* лимит времени - творческое  мышление, творческая деятельность  не терпит ни смысловых, ни  временных ограничений. Следовательно,  при организации учебного процесса  необходимо тщательно подходить  как к распределению времени,  предназначенного на выполнение  заданий, так и содержанию, объему  заданий.

* состояние стресса, состояние  повышенной тревожности, слишком  сильная или слишком слабая  мотивация, страх и повышенная  самоцензура;

* желание быстро найти  решение - зачастую скорость достигается  за счет качества, когда возникает  искушение решить хоть как-нибудь, главное - быстро;

* наличие фиксированной  установки на конкретный способ  решения - можно назвать это  «пространственным ограничением»,  что недопустимо, поскольку творческое  мышление рассматривается и с  точки зрения новизны продукта, и с точки зрения новизны  процесса мыслительной деятельности;

* способ предъявления  условий задачи, провоцирующий неверный  путь решения;

* неуверенность в своих  силах, вызванная предыдущими  неудачами.

Однако бывают моменты, когда  жизнь требует от нас принятия творческого решения - это ситуации нестандартные, неожиданные, не имеющие  прецедентов и мы просто вынуждены  самостоятельно искать решения, ответы, выходы из создавшихся положений. В  такое время мы и начинаем думать творчески; однако, такие ситуации - явление временное, проходящее. Но, все-таки, если мы способны при необходимости  думать нестандартно, почему не делаем это постоянно - ведь жизнь творческого  человека гораздо насыщеннее и интереснее, хотя и беспокойнее? Причина в  том, что большинство из нас имеют  определенные позиции, которые держат наше мышление в общепринятых рамках, ограничивают его, делают «таким, как  у всех».

Эти позиции и называет У. Оучи «умственными замками», т.е. прочными установками сознания, мешающими нам измениться. К ним относятся:

1. Установка на один  правильный ответ.

2. «Это не логично».

3. Привычка следовать  правилам.

4.Стремление быть практичным.

5.Склонность к избеганию  двусмысленностей.

6.«Ошибаться нельзя».

7.«Игра в фривольности».

8.Уверенность, что «это  не моя сфера».

9.Установка «не будь  глупцом».

10.«Я не творческий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Развитие креативности на занятиях по «Общей и профессиональной педагогике» с помощью тренингов

Рассмотрим несколько  примеров организации тренинговых занятий по «Общей и профессиональной педагогике» специальности «Профессиональное обучение» в рамках дисциплины и с использованием критического мышления через чтение и письмо.

Что же конкретно происходит на тренинге креативности? Чаще всего  его большая часть отведена на практику. Однако, теория тоже присутствует: ведется речь о том, что такое творчество и что такое креативность; что обычно мешает свободному раскрытию творческого потенциала каждого человека; какие существуют формы креативности, и так далее.

Практика же включает множество  упражнений, которые, с одной стороны, служат для диагностики форм и  уровня развития креативности, присущих каждому участнику и, с другой, создают проблему и условия для  творческого ее разрешения. Тренинг  креативности стимулирует посмотреть на вещи и задачи с новых, непривычных  или неочевидных, сторон, а значит, увидеть, что и способов разрешения проблем существует больше, чем казалось на первый взгляд.

Так, например, участники  могут получить задание решить задачу, которую в обыденной жизни  никому бы и в голову не пришло решать, скажем, убедить людей купить пустой спичечный коробок, да подороже, или найти не менее пары десятков способов применения таким скучным предметам, как булавка или табурет. В такой ситуации мало какие стереотипные ответы могут сработать, а значит, придется искать новые. Как выполнить задание, обсуждается обычно в форме мозгового штурма; если условия задачи позволяют, то участники еще и опробуют свои идеи на практике. Всё происходящее анализируется, ищутся новые и новые варианты, оценивается успешность найденных.

Таким образом, тренинг креативности – это возможность весьма значительно  расширить свои представления и  возможности. Конечно, выйдя с тренинга креативности, никто не становится вдруг Леонардо да Винчи. Но обогащение способов действий, сама идея о том, что их может быть чуть ли не бесконечно много, и каждый способен придумывать и пробовать новые и новые – всё это уже представляет значительную ценность.

 

Занятие№1 «Связь педагогики с другими науками»

Технологические приемы: «мозговой штурм», инсерт, заполнение «маркировочной таблицы».

Предмет: Общая и профессиональная педагогика.

Раздел: Теоретические основы общей и профессиональной педагогики.

Курс: II

Количество часов: 2

Источник текста: вырезки из текстов, приведенных в учебниках по педагогике.

Цели занятия: 1) обучающая: раскрыть место общей и профессиональной педагогики в системе наук о человеке;

2) воспитывающая: воспитывать  ответственность за выполнение  учебного задания;

3) развивающая: развивать коммуникативные навыки студентов при изучении нового материала.

Оборудование: фломастеры (по два разноцветных на группу), листы бумаги А3.

Ход занятия:

Организационный момент

1.  Делимся на группы на 5-6 человек. Каждый в течение 2-3 минут подумает и на своем листочке напишет названия наук, которые, он считает, каким-либо образом связаны с педагогикой (данный прием называется «мозговая атака», или «мозговой штурм»). Тишина, пока каждый думает про себя. Теперь поделитесь в группе и объедините ваши списки в группе.

2.  Давайте попробуем объединить все сведения на доске. Записываем все поступившие сведения.

3.  Теперь попробуем проструктурировать наши общие сведения.

4.  Для начала напишем тему (это может быть слово или фраза) в центре доски. Пишем название наук справа от «Педагогика», обводим в кружок и соединяем в кружком «Педагогика» прямой линией. Запишем названия всех наук, которые написали на своих листочках, правее кружка «Педагогика», обведем каждое название в кружок и соединим прямой линией с кружком «Педагогика». Подумаем, как связана каждая из записанных наук с педагогикой. Эти идеи помещаем в кружки около конкретной науки и соединяем их между собой прямой линией. Такой прием разбивки информации называется кластером (разработан Дж. Стилл и П. Стилл, адаптирован Ч. Темплом, Дж. Стилл и К. Мередитом).

5.  Раздаем большие листы и по 2 фломастера на группу. Задание на группу. Разбить информацию на блоки идей, т. е. построить кластер. Если не уверенны в какой-то информации, рядом с кружочком поставьте вопросительный знак.

6.  Представление кластеров. Если вам кажется, что информация, которая есть у ваших коллег, соответствует действительности, но вы ее не вспомнили, а сейчас хотите внести дополнения в свой кластер, вы можете это сделать.

Осмысление

7. Сейчас мы раздадим  подготовленные тексты. Прежде чем  начать читать его, учитель  попросит выслушать задание: студенты  будут  карандашом ставить  значки на полях. Такой прием называется ИНСЕРТ (I. N.S. E.R. T.-«Interactive Notation System for Enhanced and Thinking»). Значки: «Ö» − это я знал; «+» − новая информация; «-» − противоречит моим представлениям; «?» − информация непонятна или недостаточна. На чтение будет 15 минут.

8. Чтение материала.

9. Закончив читать, участники  должны нарисовать и заполнить  «маркировочную таблицу», в каждую  колонку которой следует внести  не менее 3-4 пунктов.

Размышление

10.Итак, текст прочитан, поделитесь, пожалуйста, в группе своими впечатлениями. На это 2 минуты, а потом поговорим об этом все вместе.

11.Скажите, пожалуйста, много  ли у вас на полях значков  «это я знал»? А «новая информация  для меня»? А есть ли информация, которая противоречит вашим представлениям  или осталась непонятной для  вас?

12.Давайте же теперь  вернемся к кластерам и поработаем  с ними. Обведем другим фломастером  ту информацию, которая подтвердилась.  Зачеркнем те кружочки, в которых  отражены предположения, которые  оказались неверными. Можете ли  вы внести дополнения в блоки  идей. Появилась новая информация, которую нужно оформить новыми  блоками знаний. Давайте внесем  их в наши кластеры. На работу  с кластером отводится 5 минут.

Информация о работе Развитие креативных способностей студентов в рамках развивающего обучения