Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:13, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является подбор методик развития креативных способностей студентов для специальности ПРО на занятиях «Общей и профессиональной педагогике». Практическая значимость исследования представляет собой возможность использования материалов курсовой работы на занятиях по «Общей и профессиональной педагогике». Задачи: изучить научную литературу по вопросам развивающего обучения;
изучить условия и факторы формирования креативных способностей;
разработать систему тренинговых занятий по развитию креативных способностей.
Введение 2
1 Глава. Развивающее обучение как основа развития креативности личности 4
1.1.Теоретические основы развивающегося обучения в вузе 4
1.2. Условие развития креативных способностей студентов в рамках развивающего обучения 11
2 Глава. Методы развивающего обучения и их использование для развития креативности 18
2.1 Классификация методов развития креативности 18
2.2. Развитие креативности на занятиях по «Общей и профессиональной педагогике» с помощью тренингов 22
Заключение 34
Список литературы: 35
13. Представление новых
кластеров. Демонстрация
Оценка и самоанализ:
В целом занятие прошло
успешно. Студенты с интересом работали
на занятии. Особый интерес вызвало
обсуждение кластеров. При обсуждении
студентов с уважением
Занятие№2 «Компоненты педагогического процесса»
Технологические приемы: письмо по кругу, написание синквейна.
Предмет: Общая и профессиональная педагогика.
Раздел: Педагогический процесс в профессиональной школе.
Курс: II
Количество часов: 2
Источник текста: вырезки из тестов, приведенных в учебниках по педагогике.
Цели занятия: 1) обучающая: рассмотреть структуру педагогического процесса, изучить составляющие его компоненты;
2) воспитывающая: формировать умения работать в группе, слушать и слышать товарищей по группе;
3) развивающая: развивать умения анализировать, обобщать и выделять главное.
Оборудование: листы бумаги А3, фломастеры.
Ход занятия:
Организационный момент
1. Участники делятся на 6 групп. Перед каждой группой лежит чистый лист бумаги.
2.Участники должны будут описать основные компоненты педагогического процесса (всего их шесть).
3. Один из членов группы
записывает на своем листе
название компонента и
4.Затем он записывает определение этого компонента педагогического процесса. Написав, передает лист по/против часовой стрелке другому участнику из его группы.
5.Другой участник читает
написанное до него (может кое-что
уточнить у своего соседа) и,
основываясь на стиле и
6. Следующий участник
читает написанное до него (может
кое-что уточнить у своего
7.Таким образом, после
того, как лист пройдет круг
на нем будет записано не
менее трех предложений,
Осмысление
8. Получившиеся странички
зачитываются перед всей
9.После этого выдаются
тексты. Посмотрим, насколько
10.Каждый из участников записывает в свою тетрадь то, чего не знал.
11. Все странички собираются в книжку, которая оставляется на всеобщее изучение до конца семинара.
Размышление
12.Теперь, когда всем все
понятно, закончим наше
Оценка и самоанализ:
В целом занятие прошло успешно. Студентам было очень интересно, особенно им понравилось составлять синквэйны. За время занятия студенты удивили своей сплоченностью и дружескими отношениями, показали умение работать в группах, свои знания и творческие способности. Первый этап занятия прошел быстро, поэтому осталось достаточно времени для заключительной его части.
Занятие№ 3 «Семейное воспитание»
Технологические приемы: стратегия «Зигзаг», «верные и неверные утверждения», написание эссе.
Предмет: Общая и профессиональная педагогика.
Раздел: Семейное воспитание.
Курс: II
Количество часов: 2
Источник текста: вырезки из учебников по педагогике.
Цели занятия: 1) обучающие: определить влияние семьи и семейных отношений в формировании личностных качеств ребенка;
2) воспитывающие: формирование и развитие личностных качеств таких как: гуманность, эмпатия, ответственность за себя и окружающих;
3) развивающие: развивать
умение правильно излагать
Оборудование: листы бумаги А3, фломастеры.
Ход занятия:
Организационный момент
1. Деление на группы. Сегодня мы говорим о семье. В течение минуты пообщайтесь в своей группе и подумайте, в чем состоят главные задачи семьи, вспомните какие-либо принципы семейного воспитания.
2. Группам раздаются карточки следующего вида:
Согласны ли вы с утверждением? |
+ |
Семья называется правильной только тогда, когда присутствуют оба родителя |
|
Семейные отношения оказывают большое влияние на характер, поведение ребенка |
|
Наказывать ребенка нельзя |
|
Похвала родителей важна для ребенка |
|
Никогда не критикуйте детей перед посторонними |
|
Ребенка нужно ругать, если он не слушается |
|
Родители оказывают большее влияние на ребенка, чем другие |
|
Убедить человека в чем-либо легче всего его же собственными мыслями |
|
Ребенка должны воспитывать в школе |
3.Если вы согласны с данным утверждением, в правой колонке поставьте «+», если нет – «-».
4. Раздаются тексты.
Установка: Группа, в которой Вы сидите – это Ваша домашняя группа. Пересядьте, пожалуйста, в экспертную группу, соответствующую номеру Вашего текста (показать, где какая группа садится).
Осмысление
Работа в экспертных группах
1. Чтение текста.
Установка: Ваша группа работает с одним текстом. Сейчас Вам предстоит самостоятельно прочитать и проструктурировать текст, а затем обсудить его с членами группы. К концу обсуждения у Вас должен быть готов общий, логично организованный рассказ, с которым каждый из Вас вернется в свою, домашнюю группу, а также вопрос на понимание текста для членов своей домашней группы.
2. Обсуждение в группе. Составление рассказа.
3.Составление вопроса на понимание.
Работа в домашних группах
1. Возвращение в домашнюю группу.
Установка: Сейчас Вы вернетесь в свои домашние группы каждый(ая) из Вас расскажет остальным то, что он(а) прочитал(а) в экспертных группах. По окончании рассказа задайте вопрос на понимание и уточните, что осталось непонятным.
2.Работа в домашней группе (пересказ текстов, вопросы на понимание).
Размышление
1. Теперь вернемся к
нашим утверждениям и,
2.Заключительный этап нашего занятия – написание эссе. За 10 минут, не отрывая ручки от бумаги, вы стараетесь изложить свои мысли о роли семейного воспитания.
Оценка и самоанализ:
Этические правила:
· В период работы семинара учебная группа – это единый субъект. Если в группе звучат какие-то ошибки, то это − ошибки группы.
· Если какой-то член группы допускает ошибку, а другой её исправляет, то он, условно говоря, не подставляет подножку товарищу, а помогает общему росту группы.
· Анализируя работу друг друга, мы помогаем росту коллективного субъекта и каждого отдельного индивида.
· Критические суждения должны носить толерантный характер, высказываться в форме критических размышлений, а не уничижительного разгрома.
Организационные правила работы:
· Экспертные группы формируются студентами в результате самостоятельного выбора.
· При отсутствии в группе желающих
работать экспертами эксперты назначаются
· Экспертная группа состоит минимум из 2-х человек (иначе – это не группа), максимум – 4-х (в случае, если группа больше 4-х экспертов, то она как бы оказывается не способной к самоорганизации, к самоуправлению).
· Схема задания у группы и экспертов одна и та же, но, конечно же, студент, работающий экспертом, традиционно готовит больше материала по своей теме.
· Накануне семинара эксперты собираются и обсуждают стратегию и тактику своего поведения на семинаре (кто, в какой последовательности задает вопросы, кто и когда комментирует ответы).
· Семинар проходит в форме своеобразной игры-тренинга, где каждый, включая главного эксперта (преподавателя), имеет право задавать вопросы, то есть преподаватель, уступая экспертам свой стол, не передает им свои лидерские функции. Кроме того, периодически, выходя из конца аудитории к своему столу, преподаватель как бы задает в буквальном смысле слова иную динамику работы.
· Эксперт имеет право на вступительные слова по своей теме, но они не могут быть рассчитана больше, чем на 3-6 минут. Затем он формулирует для группы вопросы по конкретной теме, по конкретному тексту. Вопросы заранее в письменной форме готовятся дома. В случае, если эксперт не принимает ответ, прозвучавший из группы, он не должен сразу же исправлять отвечающего. Эксперт подводит промежуточные итоги рассмотрения вопроса лишь после того, когда в группе прозвучит несколько вариантов ответов и группа в целом будет готова к подведению итогов.
· В конце семинара подводятся общие итоги работы: группа оценивает работу экспертов, эксперты – работу группы. Такое достаточно объективное и строгое подведение итогов становится возможным, как уже отмечалось, на базе введенных этических правил работы. Обсуждение результатов работы в конце семинара оказывается очень важным стимулом для студентов, в частности, они с удовольствием отмечают динамику роста группы от семинара к семинару. Однако при этом критические замечания (в доброжелательной форме) продолжают высказываться. Критика рассматривается в качестве инструмента развития интеллектуальных возможностей индивидов и группы в целом.
· В рамках практических занятий обсуждаются конкретные тексты, соответствующие теме семинарского занятия. В зависимости от предмета и конкретных обстоятельств текст либо предлагается преподавателем, либо перед студентами ставится задача самим подобрать для анализа профессионально ориентированный текст. Такие тексты студентам предлагается найти в периодике или в научных статьях, или в монографической литературе. Преподаватель объясняет, что текст, выбранный для анализа, должен содержать профессиональный понятийный аппарат, соответствующий будущей профессии студента, внутри него должны быть вопросы, сформулированные автором текста.
Работа в рамках экспертных групп ориентирована на формирование у студентов:
- способности к управлению своей собственной интеллектуальной деятельностью, к критическому мышлению, которое проявляется не только в рамках изучаемой дисциплины, но и в будущей профессиональной сфере;
- вкуса к самостоятельности в работе с источниками;
- умения осуществлять экспертную работу, направленную на анализ текста.
Такой подход, на мой взгляд,
соответствует современным
Вопросы и задания для самопроверки
1. В чем сущность приема «Составление кластера»? Составьте кластер на тему «Методы организации профессионального обучения».
2. Используя прием «Ключевые термины» проанализируйте основные закономерности педагогического процесса.
3. В чем заключаются педагогические возможности приемов «Чтение с остановками», «Составление глоссария», «Фишбоун»?
4. Напишите синквейн на темы «педагогика», «обучение», «воспитание», «личность», «компетентность».
5. Разработайте проект учебного занятия, используя 3-4 приема технологии развития критического мышления.
Выводы: Итак, анализируя систему стратегий и приемы обучения данной технологии мы приходим к выводу, что применение развития критического мышления на занятиях по педагогике решает многие образовательные задачи: повышает мотивацию к обучению, активизирует процесс обучения, мышление, разрушает барьер между студентом и преподавателем, устанавливает диалогические отношения, содействует проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремлению к сотрудничеству и социальной активности, самореализации ученика. Данная технология формирует новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, альтернативность принимаемых решений; развивает такие базовые качества личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; формирует культуру чтения, стимулирует самостоятельную поисковую творческую деятельность. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Информация о работе Развитие креативных способностей студентов в рамках развивающего обучения