Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:26, дипломная работа

Описание работы

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средства развития музыкальных способностей.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 5 - 6 лет.
Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
.1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема
1.2 Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Формы организации детской музыкальной творческой деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий
2.1 Анализ программ музыкального воспитания дошкольников
.2 Система музыкальных занятий дошкольников в условиях ДОУ
.3 Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение №1

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 

Дипломная работа

Развитие музыкальных  способностей детей дошкольного  возраста

по специальности 050707.65 «Педагогика  и методика дошкольного образования»

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей  дошкольного возраста

.1 Развитие музыкальности  и музыкальных способностей как  психолого-педагогическая проблема

1.2 Теоретические основы  музыкального воспитания детей  дошкольного возраста

1.3 Формы организации детской  музыкальной творческой деятельности

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие музыкальных  способностей с использованием музыкально-дидактических  игр и пособий

2.1 Анализ программ музыкального  воспитания дошкольников

.2 Система музыкальных  занятий дошкольников в условиях  ДОУ 

.3 Методические рекомендации  по развитию музыкальных способностей  дошкольников

Выводы по второй главе

Заключение 

Приложение №1

 

Введение

 

Музыкальное искусство активно  помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического  воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря  особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Развитие музыкальных  способностей всегда являлась одной  из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что  именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

Эта проблема привлекла и наше внимание и легла в основу темы нашей работы: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Цель исследования: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средства развития музыкальных способностей.

Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 5 - 6 лет.

Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:

1.определены особенности  музыкального воспитания дошкольников;

2.выявлены критерии развития  музыкальных способностей детей;

.разработана система  музыкальных занятий в соответствии  с возрастными особенностями  детей с использованием музыкально-дидактических  игр и пособий.

.предложены методические  рекомендации по развитию музыкальных  способностей дошкольников.

Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:

1.Определить особенности  музыкального воспитания дошкольников  на основе анализа психолого-педагогической  литературы.

2.Выявить и экспериментально  проверить педагогические возможности  системы музыкальных занятий  в развитии музыкальных способностей  у старших дошкольников.

.На основе полученных  результатов сформулировать методические  рекомендации по организации  работы по развитию музыкальных  способностей дошкольников.

Методологической  основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Л.С. Выготский, Подьяков Н.Н, Усова А,П., Люблинская А.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М, Жуковская Р.И.); музыкально-эстетического развития и воспитания дошкольников (Ветлугина Н.А., Дзержинская Л., Метлов Н., Радынова 0., Теплов Б.М., Д.Б. Кабалевский, Б.В. Асафьев, Б.М. Неменский).

Методы исследования: 1) анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы; 2) анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий; 3) наблюдение; 4) беседа.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей  дошкольного возраста

 

.1 Развитие музыкальности  и музыкальных способностей как  психолого-педагогическая проблема

 

Музыка как вид искусства  напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир  ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания  людей в разные моменты жизни  и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность - воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.

Музыкальное искусство - один из специфичных и сложных видов  искусства. Специфичность заключена  в использовании особых средств  выразительности - звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка - мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категорий. Воспитательный возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью.(8)

Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное  по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний.

Ребенок-дошкольник приобщается  к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства.

Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего  ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных  способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном  воспитании.(14)

Способности к определенному  виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с  такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности  развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у  человека каких-либо способностей до тех  пор, пока он не испробует себя в  данной сфере. Нередко интересы к  тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые  могут проявиться в будущем.

Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости. Обусловленность проявления различных  способностей ярче всего была представлена в концепции Френсиса Гальтона. Он стал последовательным «дарвинистом» и связал в своих трудах идею наследования способностей и талантов человека с принципами естественного отбора и выживаемости видов. Но с момента выхода работ Гальтона, идеи, выраженные в них, подвергались постоянной критике и сомнению в их правомерности. Было накоплено большое количество данных, в которых, с одной стороны, представлены доказательства наследуемости природных способностей, а с другой - зависимость проявлений способностей от благоприятных или неблагоприятных условий внешней среды.(45)

Б.М. Теплов, рассматривая понятие  «способность» выделяет три основных признака.

Во-первых, под способностями  разумеются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями  называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или  многих деятельностей.

В-третьих, понятие способность  не сводится к тем знаниям, навыкам  и умениям, которые уже выработаны у данного человека.(34)

Б.М. Теплов подчеркивает, что  врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические  особенности, т.е. задатки, которые лежат  в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом  развития. А отсюда следует, что способность  не может возникнуть вне соответствующей  практической деятельности. Не в том  дело, указывает он, что способности  проявляются в деятельности, а  в том, что они создаются в  этой деятельности.

Итак, способности - это индивидуально-психологические  особенности человека, отвечающие требованиям  данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. «В субъективном плане человек может развивать способности беспредельно, добиваясь в своем личностном росте все новых и новых высот, но далеко не всегда ценные в субъективном плане достижения могут иметь объективную ценность».(1)

Человек не рождается способным  к той или иной деятельности, его  способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в  течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности -прижизненное, а не врожденное образование.

Способности - это внутренние условия развития человека, которые  формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.(1)

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых  существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт  истории, - писал С.Л. Рубинштейн. Природа  человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности  формировались по мере того, как, изменяя  природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались  вместе с развитием различных  видов искусства».

Различают способности общие, которые проявляются везде или  во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются  в какой-то одной области.(17)

Специальные способности - это  способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать  в ней высоких результатов.

Становление специальных  способностей, по мнению Немова Р.С., активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.(24)

Развитие специальных  способностей является сложным и  длительным процессом. Для разных специальных  способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области  искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так  как именно в это время формируются  музыкальный слух и музыкальная  память ребенка.

Проблемой изучения музыкальных  способностей, музыкальной одаренности  детей занимались К. Сишор, Л. Баренбойм, Б. Асафьев и др. Большой вклад в изучение музыкальной одаренности внес Б. Теплов, который сделал анализ своеобразия музыкальности у детей. (2)

В определении музыкальных  способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое).

Музыкальные способности  так же создаются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие:

  1. Слушание музыки;
  2. Исполнение музыки;
  3. Сочинение музыки.

Основной признак музыкальности - переживание музыки как выражения  некоторого содержания (Б. Теплов). Чем  больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален. Музыкальное  переживание по самому существу своему - эмоциональное переживание, и иначе  как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Способность  эмоционально отзываться на музыку составляет центр музыкальности. В структуре  музыкальности выделяют три основные музыкальные способности:

  • Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно иначе назвать эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует непрерывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.
  • Способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На наиболее высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
  • Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но это не является, по мнению Б.М.Теплова, показателем слабости или отсутствия способностей.
  • Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. (16)

Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста