Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить способы развития положительной мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста, просмотреть возрастную динамику мотивации от 2 до 4 класса. Исследовать влияние интеллектуального развития успеваемости, на формирование мотивации учения, а также существуют ли различия школьной мотивации у мальчиков и у девочек.
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы развития мотивации учебной деятельности младших школьников 5
1.1 Общие подходы к изучению мотивации…………………...………………..5
1.2 Особенности учебной мотивации у младших школьников…………......11
2 Исследование уровня мотивации учебной деятельности у младших школьников 24
2.1 Методики проведения исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.2.1 Мотивация учащихся по видам мотивов Ошибка! Закладка не определена.27
2.2.2 Половозрастные особенности школьной мотивации. Ошибка! Закладка не определена.28
2.2.3 Психологическая характеристика мотивов и зависимость успешности обучения. 29
2.2.4 Исследование связи интеллектуального развития учащихся и школьной мотивации……………………………………………………………………….. 31
Заключение……………………………………………………..………………...33
Список литературы……
Факультет «Педагогика и методика начального образования»
Тема: «Развитие
положительной мотивации учебной деятельности
у детей младшего школьного возраста»
Биробиджан
2007
Содержание
Введение
Каждому педагогу известна та роль, которую играет мотивация, интерес к предмету в успешности учащихся. Однако далеко не всегда удается создать на уроках такую ситуацию, при которой разные учащиеся чувствовали бы себя комфортно.
Изучение современной образовательной ситуации показывает, что происходит постепенное отчуждение детей от школы, растет число школьников, избегающих решения задач, которые возникают в их учебной деятельности. Это связано в том числе со снижением у школьников мотивации учебной деятельности, отсутствием желания проявлять самостоятельность в решении учебных задач.
Поэтому в настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Для того, чтобы учащийся по - настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование мотивов которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.
Проблемами
мотивации занимались классики педагогики
– Эльконин, Гальперин, Коломинский.
Ян Амос Коменский призывал сделать труд
школьника источником умственного удовлетворения
и душевной радости.
Объект курсового исследования – мотивация учебной деятельности младших школьников.
Предмет курсового исследования – причины, влияющие на развитие мотивации учебной деятельности младших школьников.
Цель данной курсовой работы – определить способы развития положительной мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста, просмотреть возрастную динамику мотивации от 2 до 4 класса. Исследовать влияние интеллектуального развития успеваемости, на формирование мотивации учения, а также существуют ли различия школьной мотивации у мальчиков и у девочек.
Отсюда задачи курсового исследования:
Практическое значение исследования данной проблемы определяется, в первую очередь, необходимостью поисков путей и средств формирования адекватных устойчивых мотивов учения у учащихся, что в конечном итоге способствует эффективности учебной деятельности детей в целом.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ продуктов процесса обучения, беседы, анкетирование, тестирование, количественно – качественная обработка.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения. Как подчеркивает, ведущий психолог, занимающийся изучением мотивации учебной деятельности А.К. Маркова, что “Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые поколения друг с другом побуждения. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений”. [1].
Поэтому, при анализе мотивации учебной деятельности, главное не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека.
«Мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершенствованию какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельности» [17].
Мотивы деятельности, по словам А.Н. Леонтьева, «это многогранное понятие, включающее в себя: потребности, установки, интерес, привычки, побуждения, желания, склонности, влечения» [10].
Концепция А.Н. Леонтьева определяет мотив как предмет удовлетворения потребностей, а также связанная с этим идея о том, что мотив нет необходимости формировать, поскольку его следует просто актуализировать.
Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.С. Илюшин, А.Леонтьев, А.К. Маркова и другие, говоря о мотивации познавательной деятельности, подчеркивают, что ее необходимо рассматривать как разноуровневую систему мотивов, которые определяют движение ученика по направлению к поставленной цели обучения и влияют на активность (пассивность) его поведения на уроке. Одни мотивы являются смыслообразующими, придают деятельности учения личностный смысл, другие же, действуя параллельно, служат дополнительными побуждениями, мотивами-стимулами.
Проблема формирования мотивов учебной деятельности является одной из важнейших проблем педагогики и частных методик.
Учение является основным видом деятельности школьников, поэтому многими психологами исследовались мотивы учебной деятельности как значимые в этот период психического развития. [20].
В психологической литературе, разными авторами выделяются разные виды мотивов учебной деятельности. Так, М.И. Бажович указывается, что для детей разного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющие самостоятельного значения; которые так или иначе подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в другом случае – желание получить высшее образование, в третьих – интерес к самим знаниям.
Все эти мотивы (М.И. Бажович) могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношением ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладением новыми умениями, навыками и знаниями; другие – связаны с потребностью ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. [3].
В исследовании Н.Н. Власовой выделяются также два плана мотивации – произвольный и непроизвольный. Произвольный план мотивации проявляется тогда, когда мотивы у ученика вызываются произвольно без посторонней помощи. Непроизвольный план мотивации проявляется в том случае если мотивы кто-то специально формирует. [6].
В. Апельт выделил следующие мотивы учения: социальные (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношении с окружающими, получить их одобрение); познавательные (ориентация на овладение новыми знаниями, закономерностями, ориентация на усвоение способов добывания знаний); коммуникативные (общение со сверстниками, взрослыми); и мотивы саморегуляции (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования). [7].
П.М. Якобсон выделяет несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
1)
Мотивация, которая условно
2)
Мотивация, имеющая
3)
Мотивация, лежащая в самой
учебной деятельности (мотивация,
связанная непосредственно с
целями учения, удовлетворение
По мнению А.К. Марковой и ее сотрудников существует три типа отношения школьника к учению:
1)
отрицательное (бедность и
2) безразличное (или нейтральное) которое характеризуется теми же особенностями что и отрицательное отношение;
3)
положительное (аморфное, нерасчлененное)
наблюдаются неустойчивые
5) положительное (личное) характеризуется соподчинением мотивов и их иерархией; устойчивостью и неповторимостью мотивационной сферы; сбалансированностью и гармонией между отдельными мотивами. [11].
Кроме того, данные авторы выделяют так же уровни, этапы, качества и проявления мотивов учебной деятельности.
К
видам мотивов можно отнести
познавательные и социальные мотивы.
Если у школьника в ходе учения
преобладает направленность на содержание
учебного предмета, то можно говорить
о наличии познавательных мотивов.
Если у ученика выражена направленность
на другого человека в ходе учения, то
говорят о социальных мотивах. И познавательные,
и социальные мотивы имеют уровни: широкие
познавательные мотивы (ориентация на
усвоение добывание знаний), мотивы самообразования
(ориентация на приобретение дополнительных
знаний). Социальные мотивы могут иметь
следующие уровни: широкие социальные
мотивы (долг, ответственность, понимание
социальной значимости учения), узкие
социальные или позиционные мотивы (стремление
занять определенную позицию в отношениях
с окружающими), мотивы социального сотрудничества
(ориентация на разные способы взаимодействия
с другим человеком).
Мотивы
названных видов и уровней
могут проходить в своем
Качества мотивов могут быть содержательными, связанными с характером учебной деятельности, и динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка. [9].
Психологами (А.Н. Леонтьев, М.И. Бажович, Г.И. Щукина, А.К. Маркова) выделена общая картина возрастной динамики мотивов учения. Причем они отмечали, что особенности мотивов и познавательных интересов учащихся разных возрастов не являются фатально неизбежными и необходимо присущими этим возрастом. [5].
Многие психологи склоняются к мнению, что внешняя мотивация уменьшает внутреннюю. Регулярное, длительное подкрепление (в виде оценок, замечаний, системы наказаний и т.д.) воспринимается как внешний контроль и дает возможность ученикам снять с себя ответственность за происходящее, что негативно сказывается на внутренней мотивации.