Развитие положительной мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить способы развития положительной мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста, просмотреть возрастную динамику мотивации от 2 до 4 класса. Исследовать влияние интеллектуального развития успеваемости, на формирование мотивации учения, а также существуют ли различия школьной мотивации у мальчиков и у девочек.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы развития мотивации учебной деятельности младших школьников 5
1.1 Общие подходы к изучению мотивации…………………...………………..5
1.2 Особенности учебной мотивации у младших школьников…………......11
2 Исследование уровня мотивации учебной деятельности у младших школьников 24
2.1 Методики проведения исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.2.1 Мотивация учащихся по видам мотивов Ошибка! Закладка не определена.27
2.2.2 Половозрастные особенности школьной мотивации. Ошибка! Закладка не определена.28
2.2.3 Психологическая характеристика мотивов и зависимость успешности обучения. 29
2.2.4 Исследование связи интеллектуального развития учащихся и школьной мотивации……………………………………………………………………….. 31
Заключение……………………………………………………..………………...33
Список литературы……

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

       После того, как основная учебная задача понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей  работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам. Некоторым учащимся учитель заранее предлагает задания для восполнения имеющихся у них пробелов, указывая, что выполнение этих заданий создаст возможность плодотворно изучить новую тему.

       Весь  этот этап изучения темы весьма важен  для становления мотивации учебной  деятельности учащихся. Вряд ли правильно поступают те учителя, которые его вовсе опускают или же ограничиваются одной фразой: "Сегодня мы приступаем к изучению темы...", переходя сразу к изложению нового материала. Такая "экономия времени" болезненно скажется на всем характере учебной деятельности учащихся.

       Операционально-познавательный этап.

       На  этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими  в это содержание. Роль данного  этапа в становлении мотивации  учебной деятельности зависит, главным образом, от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступают ли все эти задачи для школьника как явно видимая система, иерархия учебных задач.

       При такой структуре учебной деятельности учащихся, когда основным содержанием  операционально-познавательного этапа становится моделирование объектов и явлений, изучение построенных моделей, деятельность учащихся приобретает теоретический, исследовательский характер. Тем самым учащиеся как бы вводятся в лабораторию мысли соответствующих наук, приобретают опыт подлинно творческой деятельности, творческого мышления. Все это чрезвычайно мощное средство, способствующее становлению нужной мотивации учебной деятельности учащихся.

       Рефлексивно-оценочный  этап.

       Этот  этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

       Работу  по подведению итогов изучения пройденного  раздела необходимо организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство  эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными  трудностями, счастье познания нового, интересного. [19] Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

       Так, полезно использовать задания типа: "Составьте схему (модель) пройденного  материала, в которой отразите основные понятия, изученные в пройденной теме, и связи между ними". Это  домашнее задание дети могут выполнить  группами по 3 - 5 человек в течение недели. Или такое задание: "Составьте вопросы и задачи, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы".

       Для того, чтобы воспитать у школьников умение оценивать свою работу, уместно  давать им такое домашнее задание: "Напишите перечень основных вопросов, пройденных нами в данной теме, и рядом пометьте, как вы этот вопрос усвоили: хорошо, или не очень хорошо, или вовсе не усвоили. На другом листочке перечислите те умения, которые вы должны были приобрести при изучении темы, и укажите, как вы усвоили эти умения: хорошо, слабо или вовсе не усвоили". Это полезно для выработки адекватной самооценки учебной деятельности, для выяснения причин имеющихся пробелов и для побуждения школьников к ликвидации этих пробелов.

       Важно, чтобы контроль и оценка не только устанавливали фактическое положение знаний и умений каждого ученика, но и использовались для побуждения его к дальнейшей работе, для создания дальнейших перспектив этой работы.

       Особо следует подчеркнуть роль методов проблемно-развивающего обучения в формировании мотивов учения. Рассмотрим некоторые психологические аспекты значений и роли проблемного обучения для становления мотивации.

       Дело  в том, что формирование потребностей и мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Сколько бы ученик ни слышал о необходимости учиться, о его долге и обязанностях, о важности для него самого и будущей его жизни учебной деятельности и как бы хорошо не осознавал справедливость этих слов, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе ее выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.

       На  уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций.

       Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или  рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого  поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления.

       Проблемное  обучение способствует поддержанию  глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам  познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.

       Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения. Для ее становления большое значение имеет включение всех учащихся в  активную учебную работу, так как только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Однако, приемы, применяемые при индивидуальной форме обучения, не всегда дают должный эффект. В классе бывают дети, на которых эти приемы не оказывают ожидаемого действия. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких "глухих" учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.

       Учебная деятельность должна приобрести в глазах школьника особую ценность. Только тогда у ребенка возникнет  потребность в ней. Важно, чтобы  ребенок ценил деятельность саму по себе, вне зависимости от тех благ, которые она может ему принести (хорошую отметку, престижное положение и т.д.). Возникновению такой оценки может способствовать наблюдение за чужой деятельностью, за оценкой этой деятельности другими. Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к становлению мотивации учения.

       Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит от возраста учащихся, особенностей данного класса, наконец, от склонностей и характера учителя. Но в любом случае использование форм коллективной организации учебного процесса весьма перспективна для становления мотивации.

     Основным  же побуждающим мотивом учебной  деятельности в условиях традиционного  обучения оказывается для младшего школьника отметка.

     Не  все дети первого и второго  классов хорошо понимают объективную  роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку.

     Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По данным Ш.А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.

     В связи с тем, что младшие школьники  придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела  другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.

       Таким образом были рассмотрены разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у школьника.

       Мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Поэтому формирование мотивации не может идти по частям (сначала сформируем понимание значимости знаний, затем долг и ответственность и т.д.). Только целостный подход может обеспечить успех формирования мотивации. Цель - именно то звено, через которое можно управлять процессом формирования мотивацией, чтобы обеспечить такой подход.  

 

  1. Исследование уровня мотивации учебной деятельности у младших школьников
    1. Методики  проведения исследования
 

      Известно, что научить – это дать учащимся знания, умения и навыки. Однако этого  мало. Необходимо воспитать у него мотив, положительное отношение  к получению этих знаний, умений и навыков. Школьная (учебная) мотивация, т.е. стремление, желание учиться выступает важным фактором получения образования.

      Целью работы было изучение школьной мотивации учеников начальной школы и факторов, влияющих на ее формирование. Просмотреть возрастную динамику мотивации от 2 до 4 класса. Исследовать влияние интеллектуального развития успеваемости, на формирование мотивации учения, а также существуют ли различия школьной мотивации у мальчиков и у девочек.

      Данные  исследования проводились в средней  общеобразовательной школе №10 города Биробиджана.

      В данной работе применялись следующие методы исследования:

  1. анализ продуктов;
  2. беседы;
  3. анкетирование;
  4. тестирование.

Для оценки школьной мотивации применялась «анкета  по оценке уровня школьной мотивации  учащихся начальной школы (2-4 кл.)» автор Аусканова Н.Г. (Приложение 1) В ходе опроса автором школьников 6-8 летнего возраста было отобрано 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для возможности  дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система бальных отметок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;
  • нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл.
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

Информация о работе Развитие положительной мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста