Развитие положительной мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить способы развития положительной мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста, просмотреть возрастную динамику мотивации от 2 до 4 класса. Исследовать влияние интеллектуального развития успеваемости, на формирование мотивации учения, а также существуют ли различия школьной мотивации у мальчиков и у девочек.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы развития мотивации учебной деятельности младших школьников 5
1.1 Общие подходы к изучению мотивации…………………...………………..5
1.2 Особенности учебной мотивации у младших школьников…………......11
2 Исследование уровня мотивации учебной деятельности у младших школьников 24
2.1 Методики проведения исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.2.1 Мотивация учащихся по видам мотивов Ошибка! Закладка не определена.27
2.2.2 Половозрастные особенности школьной мотивации. Ошибка! Закладка не определена.28
2.2.3 Психологическая характеристика мотивов и зависимость успешности обучения. 29
2.2.4 Исследование связи интеллектуального развития учащихся и школьной мотивации……………………………………………………………………….. 31
Заключение……………………………………………………..………………...33
Список литературы……

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)
 
 

    Интеллектуальный  уровень существенно не влияет на уровень школьной мотивации в младшем школьном возрасте. Так из 35 человек, имеющих высокий интеллектуальный уровень, 62% детей имеют высокий уровень школьной мотивации, 46% - хороший уровень, 46% - внешний уровень.  

    У разных школьников существуют различные потребности в учебной деятельности. Поэтому уровень мотивации будет зависеть от содержания учебного материала – насколько оно доступно и опирается на жизненный опыт детей. 

Таким образом, по результатам проведенного исследования видно:

  • Что высоких показателей в учебе добиваются школьники с высокой школьной мотивацией.
  • Слабоуспевающие школьники имеют как высокую, так и низкую мотивацию. Низкая успеваемость не является основным фактором низкой школьной мотивации, а также негативного отношения к школе.
  • Существует динамика школьной мотивации от 2 до 4 класса.
  • Существует разница школьной мотивации у мальчиков и девочек.
  • Интеллектуальное развитие не является главным фактором развития мотивации учащихся в младшем школьном возрасте.

      
 
 

 

    Заключение

     Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

     В данной работе были исследованы мотивы  учения  школьников  начальной  школы,  особенности  их  динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения в начальной  школе. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы. Это свидетельствует о том, что детский сад и семья создали необходимую почву для обучения детей в школе.

     В заключение хочется отметить, искусство  воспитания все-таки заключается в  создании правильного сочетания  «понимаемых» мотивов и  мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход  к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

 

     Список литературы. 

  1. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 1976г.с. 18
  2. Битянова М. «Мотивация и профанация» «Школьный психолог № 2, 2000 год
  3. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1976г. С 19
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. С. 249
  5. Ваник Д., Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действий. Вопросы психологии. 1989г. № 3.с. 82
  6. Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. М., 1981г. С.54
  7. Гребенюк О.С. Процесс воспитания мотивации изучения предметов естественно-математического цикла у учащихся старших классов.. Дис.  канд. пед. наук. М., 1975.
  8. Давыдова В.В. и др. «Формирование учебной деятельности школьников», М., 1982.
  9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 1998г. С. 15-16
  10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  11. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990 г.с. 12-13
  12. М. В. Матюхина, Т. Ф. Иванова «Мотивация достижения и настойчивость младших школьников» // http://psychology.net.ru
  13. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации  достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические     вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. -  Волгоград, 1992. С. 62-73. 
  14. Матюшкина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников. Вопросы психологии. 1985 г. № 1.с. 207-208
  15. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: Пос. для вузов / Под науч. ред. Л.Н. Стефановой, Н.С. Подходовой. М., 2005. с 33
  16. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2,1979г. С. 5.
  17. Психолого-педагогические условия развития понятийного мышления. Хрестоматия / Сост. Э.Г. Гельфман, С.Н. Цымбал. Томск, 2003.
  18. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. С. 97
  19. Яковлева Н. «Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей»
  20. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969 г. С.48
 
 
 
 
 

 

Приложение 1

Вопросы анкеты: 

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень  (1);

- нравится (3);

- не нравится (0). 

2. Утром, когда  ты просыпаешься, ты всегда с  радостью идешь в школу или  тебе часто хочется остаться  дома?

- чаще хочется  остаться дома (0);

- бывает по-разному  (1);

- иду радостью (3). 

3. Если бы  учитель сказал, что завтра не  обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или  остался бы дома:

- не знаю (1);

- остался бы  дома (0);

- пошел бы  в школу (3). 

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки:

- не нравится (3);

- бывает по-разному;

- нравится (0). 

5. Ты хотел  бы, чтобы тебе не задавали  домашних заданий?

- хотел бы (0);

- не хотел  бы (3);

- не знаю (1). 

6. Ты хотел  бы, чтобы в школе остались  одни перемены?

- не знаю (1);

- не хотел  бы (3);

- хотел бы (0). 

7. Ты часто  рассказываешь о школе родителям?

- часто (3);

- редко (1);

- не рассказываю. 

8. Ты хотел  бы, чтобы у тебя был менее  строгий учитель?

- точно не  знаю (1);

- хотел бы (0);

- не хотел  бы (3). 

9. У тебя в классе много друзей?

- мало (1);

- много (3);

- нет (0). 

10. Тебе нравятся  твои одноклассники?

- нравятся (3);

- не очень  (1);

- не нравятся (0). 
 
 

 

Приложение 2

Задание №1

1. У сапога  всегда есть...

     Шнурок, подошва, ремешки, пряжка, пуговицы

2. В тёплых краях обитает...

     Медведь,  олень, волк, верблюд, тюлень

3. Месяц зимы...

    Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

4. В нашей  стране не живёт...

    Соловей,  аист, синица, страус, скворец

5. Отец старше  своего сына...

    Часто,  всегда, иногда, никогда, редко 

Задание №2

1. тюльпан, лилия,  фасоль, ромашка, фиалка?...

2. река, озеро,  море, мост, болото?...

3. кукла, скакалка, песок, мяч, совок?...

4. стол, ковёр,  кресло, кровать, табурет?...

5. Иван, Петр, Макаревич, Макар, Андрей?...

      

Задание №3

1. Огурец/овощ = Георгин/...

    Сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Учитель/ученик = Врач/...

     Ангина, больница, палата, больной, термометр

3. Перчатка/рука = Сапог/...

     Чулок,  нога, подошва, кожа, щетка

4. Тёмный/светлый = Мокрый/...

     Солнечный,  скользкий, сухой, теплый, холодный

5. Стол/скатерть = Пол/...

     Ковёр,  мебель, пыль, доска, гвозди 

Задание №4 .

  1. Огурец, помидор...

      Фрукт, парник, животное, салат, овощ

  1. Сирень, шиповник...

      Роза, цветок, дерево, куст, ягоды

  1. Шкаф, диван...

      Кровать, стулья, обстановка, мебель, дом 

  1. День, ночь...

      Время года, время суток, выходной, утро, день недели

  1. Слон, муравей...

      Сила, насекомое, животное, Африка, бегемот.

Информация о работе Развитие положительной мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста