Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить способы развития положительной мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста, просмотреть возрастную динамику мотивации от 2 до 4 класса. Исследовать влияние интеллектуального развития успеваемости, на формирование мотивации учения, а также существуют ли различия школьной мотивации у мальчиков и у девочек.
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы развития мотивации учебной деятельности младших школьников 5
1.1 Общие подходы к изучению мотивации…………………...………………..5
1.2 Особенности учебной мотивации у младших школьников…………......11
2 Исследование уровня мотивации учебной деятельности у младших школьников 24
2.1 Методики проведения исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.2.1 Мотивация учащихся по видам мотивов Ошибка! Закладка не определена.27
2.2.2 Половозрастные особенности школьной мотивации. Ошибка! Закладка не определена.28
2.2.3 Психологическая характеристика мотивов и зависимость успешности обучения. 29
2.2.4 Исследование связи интеллектуального развития учащихся и школьной мотивации……………………………………………………………………….. 31
Заключение……………………………………………………..………………...33
Список литературы……
Интеллектуальный
уровень существенно не влияет на
уровень школьной мотивации в младшем
школьном возрасте. Так из 35 человек, имеющих
высокий интеллектуальный уровень, 62%
детей имеют высокий уровень школьной
мотивации, 46% - хороший уровень, 46% - внешний
уровень.
У
разных школьников существуют различные
потребности в учебной деятельности. Поэтому
уровень мотивации будет зависеть от содержания
учебного материала – насколько оно доступно
и опирается на жизненный опыт детей.
Таким образом, по результатам проведенного исследования видно:
Заключение
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.
В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной школы, особенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения в начальной школе. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы. Это свидетельствует о том, что детский сад и семья создали необходимую почву для обучения детей в школе.
В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
Список литературы.
Приложение 1
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень (1);
- нравится (3);
- не нравится
(0).
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома (0);
- бывает по-разному (1);
- иду радостью (3).
3. Если бы
учитель сказал, что завтра не
обязательно приходить всем
- не знаю (1);
- остался бы дома (0);
- пошел бы
в школу (3).
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки:
- не нравится (3);
- бывает по-разному;
- нравится (0).
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы (0);
- не хотел бы (3);
- не знаю (1).
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю (1);
- не хотел бы (3);
- хотел бы (0).
7. Ты часто
рассказываешь о школе
- часто (3);
- редко (1);
- не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю (1);
- хотел бы (0);
- не хотел
бы (3).
9. У тебя в классе много друзей?
- мало (1);
- много (3);
- нет (0).
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся (3);
- не очень (1);
- не нравятся
(0).
Приложение 2
Задание №1
1. У сапога всегда есть...
Шнурок, подошва, ремешки, пряжка, пуговицы
2. В тёплых краях обитает...
Медведь, олень, волк, верблюд, тюлень
3. Месяц зимы...
Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март
4. В нашей стране не живёт...
Соловей, аист, синица, страус, скворец
5. Отец старше своего сына...
Часто,
всегда, иногда, никогда, редко
Задание №2
1. тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка?...
2. река, озеро, море, мост, болото?...
3. кукла, скакалка, песок, мяч, совок?...
4. стол, ковёр, кресло, кровать, табурет?...
5. Иван, Петр, Макаревич, Макар, Андрей?...
Задание №3
1. Огурец/овощ = Георгин/...
Сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. Учитель/ученик = Врач/...
Ангина, больница, палата, больной, термометр
3. Перчатка/рука = Сапог/...
Чулок, нога, подошва, кожа, щетка
4. Тёмный/светлый = Мокрый/...
Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
5. Стол/скатерть = Пол/...
Ковёр,
мебель, пыль, доска, гвозди
Задание №4 .
Фрукт, парник, животное, салат, овощ
Роза, цветок, дерево, куст, ягоды
Кровать, стулья, обстановка, мебель, дом
Время года, время суток, выходной, утро, день недели
Сила, насекомое, животное, Африка, бегемот.