Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:08, аттестационная работа
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали пелагоги и психологи: С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков , Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Г.И. Щукина, О.В. Афанасьева, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя ее основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Познавательная активность – это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.
Введение……………………………………………...……………………………………3
1. Описание опыта работы………………………………………………………5
1.1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме познавательной активности дошкольников ………………………....5
1.2. Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях…………………………………………………….…...7
1.3. Создание условий для детского экспериментирования………..........7
1.4. Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми……………………………………………..…..7
1.5. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями……………………………….…8
1.6. Итоговая диагностика результативности деятельности (Оценка результативности опыта, определение дальнейшей перспективы).………………………………...………………….........
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нижнеиртышский детский сад «Солнышко»»
Тема опыта: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности»
Выполнила воспитатель: Булох Вероника Сергеевна
2013 год
Содержание
Введение……………………………………………...……
Список литературы…………………………………
Приложение 1 Инструментарий для мониторинга результатов опыта работы……..16
Приложение 2 Результаты
вводной диагностики (2013/2014 уч.год).......................
Приложение 3 Материалы для организации детского экспериментирования в
мини – лаборатории (Средний дошкольный возраст)...................19
Приложение 4 Календарно-тематическое планирование по организации
экспериментальной деятельности детей.........................
Приложение 5 Анкета для родителей.....................
Приложение 6 Конспект родительского собрания .....................
Приложение 7 Консультация для родителей «Организация детского
экспериментирования в домашних условиях......................
Приложение 8 Картотека для
проведения опытов дома ..............................
Приложение 9 НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе
«Поможем Незнайке»………………………………………………...
1. Описание опыта работы
1.1.Изучение психолого-
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали пелагоги и психологи: С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков1, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Г.И. Щукина, О.В. Афанасьева, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя ее основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Познавательная активность – это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.
Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей – с другой.
Методические рекомендации по развитию познавательной активности с использованием экспериментирования встречаются в трудах разных авторов (Л.М. маневцовой, О.Л. Князевой, А.И. Савенкова2, С.Н. Николаевой3, А.К. Матвеевой, Т.А. Куликовой и др.), которые предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Как отмечали А.Н. Поддьяков, О.Л. Князева, О.К. Тихомиров и другие исследователи, общий уровень поисковой деятельности, обеспечивающий максимальное проявление познавательной активности, определяется именно уровнем ее организации, смысловой направленностью, выбором объекта и содержания. Исследования В.В. Гербовой, О.В. Дыбиной4, С.А. Козловой, Т.С. Куликовой, Л.М. Маневцевой, Н.К. Постниковой и др. показали, что дети дошкольного возраста могут усвоить знания об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах. Это обеспечивает правильное использование предметов в быту, игре, труде, речевой, изобретательной деятельности.
Очень жаль, что долгое время
это не учитывалось системой дошкольного
образования. Единственный выход здесь,
как считают педагоги и психологи
– это широкое внедрение метода
организованного и
Несмотря на прилагаемые
усилия теоретиков дошкольного образования,
на сегодняшний день методика организации
детского экспериментирования
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Цель экспериментального обучения, по мнению Н.Г.Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно
приобретают недостающие
-учатся пользоваться
приобретенными знаниями для
решения познавательных и
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя
-развивают системное мышление.
Таким образом, анализ научных и педагогических исследований показывает, что экспериментирование является средством познания ребенком окружающего мира, основным условием формирования познавательной активности дошкольников и предпосылкой формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Осуществляя деятельность по развитию познавательной активности через экспериментирование, я руководствуюсь:
- методическими рекомендациями программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева)5;
- технологиями
- методиками диагностирования познавательной активности Л.Н.Прохоровой «Выбор деятельности» и «Маленькие исследователи», системой разработанных критериев оценки степени устойчивости познавательного интереса воспитанников. (Приложение 1).
При отборе диагностических методик я руководствовалась в первую очередь методическими рекомендациями программы «От рождения до школы», возрастными и индивидуальными особенностями детей.
1.2. Вводная диагностика
предпочитаемых видов
Первоначально работу по теме я начала в 2012 году, а углубленно начала заниматься этой темой в 2013 году. Свою работу начала с мониторинга: с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе провела диагностику, используя методику Прохоровой Л.Н. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам диагностики 21% детей отдали предпочтение экспериментальной деятельности (Приложение 2). Выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:
1. познавательный интерес неустойчивый;
2. не всегда дети видят проблему;
3. малоактивны в выдвижении идей;
4. стремление к самостоятельности не выражено;
5. пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Данные диагностики наглядно
показали, что у детей нет устойчивого
интереса к экспериментальной
1.3.Создание условий для детского экспериментирования
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. Мною оформлен центр экспериментирования (мини-лаборатория «Почемучка»), где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование:
— различные емкости;
— шприцы, трубочки;
— увеличительные стекла, лупы;
— измерительные приборы;
— микроскоп и т.д. (Приложение 3).
Созданные условия вызывали повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей старшей группы.
1.4.Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми
В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению очень важно сделать в начале года перспективное планирование по экспериментальной деятельности дошкольников. Мною разработан перспективный план по экспериментальной деятельности для старшей группы, который могут использовать другие педагоги в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение 4).
Темы распределены по одной на каждую неделю, с сентября по май, например: «Меняет ли форму камень и глина», «Свет и тень», «Куда девалась вода», «Свойства магнита», и др.
План
разработан на основе
При выборе темы соблюдала следующие правила:
Совместная экспериментальная деятельность работы с детьми построена с учётом их возрастных особенностей, организуется один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20-25 минут. Работа строится небольшими подгруппами. Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. Во время НОД проводятся два-три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста в детской лаборатории, обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта (Приложение 9) и т.д.
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих основных принципов: принцип научности, адресности, принцип преемственности. Принцип поэтапности и систематичности, принцип наглядности. Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми, и я придерживаюсь такого принципа, как индивидуальный подход.