Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:08, аттестационная работа

Описание работы

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали пелагоги и психологи: С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков , Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Г.И. Щукина, О.В. Афанасьева, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя ее основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Познавательная активность – это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………...……………………………………3
1. Описание опыта работы………………………………………………………5
1.1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме познавательной активности дошкольников ………………………....5
1.2. Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях…………………………………………………….…...7
1.3. Создание условий для детского экспериментирования………..........7
1.4. Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми……………………………………………..…..7
1.5. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями……………………………….…8
1.6. Итоговая диагностика результативности деятельности (Оценка результативности опыта, определение дальнейшей перспективы).………………………………...………………….........

Файлы: 1 файл

Булох В.С. Опыт.docx

— 104.19 Кб (Скачать файл)

Ход собрания:

Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым  столом.  Спасибо за то, что вы пришли на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей.

Нашу встречу мне хочется  начать с таких слов:

В гармонии с природой и с собою,

На свете чтобы  жили малыши,

Воспитывайте  в детях,  берегите

Храните экологию души!                                     

 Н.Луконин

- А сейчас я предлагаю  вам превратиться в детей и  немного поэкспериментировать с  различными материалами.  У вас на столах находятся кусочки материи, крупы, нитки, цветная бумага, макароны, бусины,         природный материал,  с помощью которого вам нужно создать художественный образ (например, зимний день).         

(Родители по  подгруппам выполняют задание,  в это время   звучит спокойная музыка   для создания эмоционального настроя).  

Попросить родителей  придумать название шедевров, презентовать родителям другой подгруппы. Обязательно похвалить родителей за активное участие.

- Мы немного пожили  удивительной, богатой фантазиями  жизнью детей, окунулись в атмосферу  экспериментальной деятельности, ведь  всё что мы сегодня делали - это эксперименты со словом, материалами  окружающими нас.

А как вы думаете, есть ли у вас дома обычные вещи, с которыми можно экспериментировать?

      Выслушать рассуждения родителей, похвалить их за смекалку и творчество. Предложить и свои примеры:

- панно из пуговиц,  камешков, крупы и т. д.;

- поэкспериментировать с  различными предметами : тонет – не тонет;

- послушать вместе и  затем угадать, что как звучит;

- поиграть в сладкие,  кислые, солёные слова;

- что будет если смешать  соль, воду и муку (солёное тесто), полепить из  солёного теста;

- что будет если добавить  в воду жидкое мыло, а потом  взбить его

венчиком или подуть через трубочку  (мыльная пена, пузыри).

Мы с детьми при помощи экспериментирования узнаём что-то новое о том или другом предмете, веществе.

Экспериментирование  имеет большое значение в умственном развитии ребёнка. Перед ним стоит определённая познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие, попробуйте дома поэкспериментировать вместе с ребёнком – сами убедитесь! В процессе проведения эксперимента дети высказывают предположение, используют разные способы проверки, делают выводы.

         - Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов?

( ответы родителей)

       - Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу? Давайте  задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путём, и тогда ответ запомнился – бы лучше. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.

Мы с вами живём в  век компьютерных технологий, когда  любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в окружающем мире, объяснять нормы  и правила поведения в природе.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к  окружающему миру, к природе.

-Что же такое любознательность?

Высказывания  родителей.  

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой).

Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Воспитание любознательности не требует каких – либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении.

Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес  к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах. 

«Всё вокруг интересно!»  Именно наблюдения, беседы, игры во время  прогулки будут создавать ощущение интереса. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, это даёт возможность ребёнку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации.

- А сейчас представим  себе следующую ситуацию:

«Вечер. После  ужина вся семья собралась в комнате. Дочь  Яна  5 лет подходит к маме со словами: «Мама, а почему  на улице стало темно?»   Мама: «Потому что спать пора, ложись давай!» продолжая разговаривать по телефону. Девочка подходит к папе с тем же вопросом. Папа, сидя у телевизора, в ответ:      «Тебе что мама сказала, иди спать, или  лучше книгу посмотри,  которую мы тебе вчера купили.»  Девочка грустная выходит из комнаты.»  Знакомая ситуация? Как  можно было поступить маме и папе?  

( Выслушиваются ответы  родителей).

Вы совершенно правы, есть много средств развития любознательности у детей.

Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, и мысленно попытаться ощутить:

* лёгкое дуновение ветерка;

* запах мандаринов и  новогодней ёлки;

* ласковые лучи летнего  солнца;

* вкус лимона;

* тёплый летний дождик;

* представьте, что вы  погладили котёнка;

* как пахнет свежеиспеченный  хлеб;

* представьте, что вы  идёте босиком по травке…

Вам  всё это удалось представить,  потому что вы уже знакомы с этими ощущениями, у вас есть чувственный опыт. Наша с вами задача помочь детям накопить багаж ярких эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений об окружающем мире. Важно помочь ребёнку открыть для себя окружающий мир, ощутить себя, как  часть его.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью художественной литературы, загадок, которые развивают  наблюдательность, учат многогранно  и образно развивать мир. Детская  художественная литература о природе  воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий  образный язык произведений создаёт  у детей определённое настроение, повышает интерес к окружающему  миру.

Давайте – же сделаем  ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей  создавалось представление  о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

А я предлагаю вам памятку по развитию любознательности у детей.

  1. Внимательно относитесь к детским вопросам.
  2. Не раздражайтесь из – за них на ребёнка, не запрещайте их задавать.
  3. Всё время прививайте ребёнку познавательные интересы и мотивы.
  4. Проводите постоянные прогулки на природу: к водоёму, в лес.
  5. Поощряйте экспериментирование детей.
  6. Мастерите с детьми поделки из природного, бросового, материала, бумаги, картона и т. д.
  7. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию

 

 

Приложение 7

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования  в домашних условиях»

 

 Детское экспериментирование  – это один из ведущих видов  деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя,  чем ребёнок. Маленький человек  охвачен жаждой познания и  освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена  ошибка – ограничения на пути  детского познания. Вы отвечаете  на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы( песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для  этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и  конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время  мытья ребёнок может узнать много  интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

    Что быстрее  растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где  ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно  устроить соревнования между юными  физиками. Поставьте на стол несколько  одинаковых ёмкостей, низкую миску  с водой и поролоновые губки  разного размера и цвета. В  миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в  воду и угадают, какая из них наберёт  в себя больше воды. Отожмите воду в  приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку  столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти  вопросы. Важно только, чтобы вопросы  ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать  эту краску самому. Посмотрите, как  он будет действовать, что будет  делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать  синюю и желтую краску? Если у  него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём  проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования  – вести детей вверх ступень  за ступенью в познании окружающего  мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для  этого необходимо соблюдать некоторые  правила:

    1.Установите цель  эксперимента (для чего мы проводим  опыт)

    2.Подберите материалы  (список всего необходимого для  проведения опыта)

    3.Обсудите процесс  (поэтапные инструкции по проведению  эксперимента)

    4.Подведите итоги  (точное описание ожидаемого результата)

    5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и  вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного  возраста

 Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются  животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

    Желтым мелком  нарисовать птичку на белой  бумаге

    Накрыть картинку  красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Почему?   Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся  с цветом окружающего пейзажа, что  помогает им спрятаться от хищников.

 Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор  для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для  мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

    Наполовину наполните  чашку жидким мылом.

    Доверху налейте  чашку водой и размешайте.

    Окуните соломинку  в мыльный раствор.

    Осторожно подуйте  в соломинку

Информация о работе Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности