Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:08, аттестационная работа
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали пелагоги и психологи: С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков , Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Г.И. Щукина, О.В. Афанасьева, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя ее основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Познавательная активность – это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.
Введение……………………………………………...……………………………………3
1. Описание опыта работы………………………………………………………5
1.1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме познавательной активности дошкольников ………………………....5
1.2. Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях…………………………………………………….…...7
1.3. Создание условий для детского экспериментирования………..........7
1.4. Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми……………………………………………..…..7
1.5. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями……………………………….…8
1.6. Итоговая диагностика результативности деятельности (Оценка результативности опыта, определение дальнейшей перспективы).………………………………...………………….........
Список используемой литературы
1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
3. Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. – М.: Изд. Мозаика-Синтез, 2009; Дыбина О.В., рахманова Н.П. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
4. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2002.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
7. От рождения до школы . Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
8. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. – 1996. - № 4.
9. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2. – С. 8- 17.
10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2013. – 128 с., ил.
Приложение 1
Инструментарий для
Вводная диагностика проводится по методике Прохорова Л.Н. «Выбор деятельности».
Методика исследует
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1-Игровая;
2-Чтение книг;
3-Изобразительная;
4-Детское экспериментирование;
5-Труд в уголке природы;
6-Конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу:
№ |
Ф.И. ребенка |
Выбор деятельности | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Итоговая диагностика проводится по методике Прохорова Л.Н. «Маленькие исследователи»
Методика исследует
Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.
Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:
«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляют в таблицу:
№ |
Ф.И. ребенка |
Выбор деятельности | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
Критерии оценивания
познавательного интереса воспитанников
Уровень |
Отношение к экспериментальной деятельности |
Целеполагание |
Планирование |
Реализация |
Рефлексия |
Высокий |
Познавательное отношение Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. |
Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. |
Самостоятельно планирует |
Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца. |
Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний |
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес |
Видит проблему иногда самостоятельно,
иногда с небольшой подсказкой взрослого.
Ребенок высказывает |
Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым |
Самостоятельно готовит |
Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Приложение 2
Результаты вводной диагностики (2013/2014 уч.год)
Вывод: на первом месте у
детей преобладает игровая
Приложение 3
Материалы для организации детского экспериментирования в мини – лаборатории «Почемучка»
Дополнительное оборудование и материалы
Основные условия организации работы
1.Наличие водоснабжения в данном помещении.
2.Выработка воспитателем
совместно с детьми правил
безопасного поведения в
Приложение 4
Календарно-тематическое планирование по организации
экспериментальной
Старшая группа
Месяц |
Неделя |
Направление экспериментальной деятельности |
Тема экспериментирования |
Цель |
Материалы, оборудование |
Литература | |
Сентябрь |
1 |
Диагностирование | |||||
Сентябрь
|
2 |
Экспериментирование с песком и глиной |
Можно ли менять форму камня и глины? |
Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно ли делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя делить на части) |
Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета |
1, 18 | |
3 |
Где вода? |
Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость |
Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа |
1, 27 | |||
4 |
Песочная страна |
Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. |
Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши |
1, 27 | |||
Октябрь |
1 |
Экспериментирование с предметами |
Каждому камешку свой домик |
Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. |
Различные камни, 4 коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожки из камешков. |
1, 16 | |
2 |
Все увидим, все узнаем |
Познакомить с прибором – помощником – лупой и ее назначением. |
Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнечника, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. |
1, 25 | |||
3 |
Таинственные картинки |
Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла |
Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. |
1, 24 | |||
4 |
Что отражается в зеркале |
Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. |
Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие листы. |
1, 35 | |||
Ноябрь |
1 |
Узнай все о себе, шарик. |
Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления |
Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос |
2, 199 | ||
2 |
Свойства магнита «Поможем Незнайке» |
способствовать развитию у детей представлений о свойствах магнита |
Кукла-Незнайка, кувшин, магниты на веревочках, емкость с водой, ключи, болты, гайки. |
1, 13 | |||
|
3 |
Чудесные спички |
Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности |
5 спичек, пипетка |
2, 210 | ||
4 |
Экспериментирование с воздухом |
Воздух повсюду |
Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. |
Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. |
1, 15 | ||
Декабрь
|
1 |
Веселая полоска |
Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность |
Полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка) |
2, 170 | ||
Подводная лодка из винограда |
Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба. |
Свежая газированная вода (лимонад), виноградинка, стакан. |
2, 171 | ||||
2 |
Воздух работает |
Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (воздушные шары) |
Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка, воздушные шары. |
1, 15 | |||
3 |
Наблюдение за жизнью растений |
Хитрые семена |
Познакомить со способами проращивания семян |
Две ванночки, палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка) |
2, 177 | ||
4 |
Соревнование |
Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность. |
Почва (рыхлая и уплотненна), отросток цветка герани; две стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). |
2, 178 | |||
Январь
|
2 |
Человек
|
Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем |
Закрепить представления детей об органах чувств их назначении (уши-слышать, узнавать различные звуки; нос-определять запах; пальцы-определять форму, структуру поверхности; язык-определять на вкус). |
Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар. |
1, 9 | |
3 |
Потеря воды во время дыхания |
Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания |
Холодное стекло |
2, 179 | |||
4 |
Отгадай на вкус |
Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее) |
От 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов |
2,182 | |||
Февраль
|
1 |
Откуда берется голос? |
Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. |
Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. |
2, 184 | ||
2 |
Ящик ощущений |
Развивать тактильную чувствительность |
Коробка, закрывающаяся со всех сторон, разнообразные предметы природного происхождения |
2, 187 | |||
3 |
Тайный похититель варенья |
Познакомить с понятием «Отпечатки пальцев», показать способ их получения |
Измельченный ножом |
2, 188 | |||
4 |
Экспериментирование с солнечным светом |
Свет повсюду |
Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча). |
Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают свет; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью |
1, 18 | ||
Март |
1 |
Солнечные зайчики |
Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) |
Зеркала вода |
1, 34 2, 190 | ||
2 |
Радуга |
Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате |
Вода Миска, зеркало, белый лист бумаги |
2, 192 | |||
3 |
Экспериментирование с водой |
Прозрачная вода |
Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес) |
Две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки |
1, 11 | ||
4 |
Вода принимает форму |
Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита |
Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши. |
1, 11 | |||
Апрель |
1 |
Что растворяется в воде? |
Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ |
Мука, сахар, песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки, подносы, картинки с изображением представленных веществ. |
1, 34-35 | ||
2 |
Окрашивание воды |
Помочь выявить свойства воды |
Вода (холодная и теплая), краситель, Ложки, емкость, мерные стаканчики |
2, 161 | |||
3 |
Вода бывает теплой, холодной, горячей |
Дать понять что в водоемах вода бывает разной температуры |
Вода – теплая, холодная, горячая, три кусочка льда. Три стаканчика, водный термометр. |
2, 166 | |||
4 |
Играем с красками |
Познакомить с процессом растворения краски в воде, развивать наблюдательность, сообразительность, усидчивость. |
Прозрачная вода, краски, 2 баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка. |
2, 162 | |||
Май |
2 |
Звенящая вода |
Показать детям, что кол-во воды в стакане влияет на издаваемый звук |
Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки – «удочки» с ниткой с пластм. шариком на конце |
1, 30 | ||
3 |
Секрет сосновой шишки |
Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. |
Две сосновые шишки, теплая вода. Ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка) |
2, 194 | |||
4 |
Диагностирование |
Литература
Приложение 5
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Цель данной анкеты:
выявить отношение родителей
к поисково-исследовательской активности
детей.
1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется
исследовательская активность? Если да,
то в чём именно?
2. С какими предметами и материалами любит
экспериментировать Ваш ребёнок?(с водой,
с мылом, с бумагой, с зеркалом, природным
материалом. и т.п. )
3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной
деятельности Вашего ребёнка?
4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать
в ребёнке желание экспериментировать?
Почему?
5. Насколько эмоционально ребенок относится
к интересному для него занятию,
связанному с экспериментированием,
наблюдением? (очень эмоционально, когда
как, эмоции ярко не выражены) Другое.
6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие
именно?
7. Дожидается ли ответа на поставленный
вопрос?
8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки
(за одним вопросом следует другой,
возможно третий, относящийся к одной теме)
Приложение 6
Конспект родительского собрания на тему:
«Как прекрасен этот мир, посмотри!»
Цель:
заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
- ознакомить родителей
с условиями развития
- формировать умение общаться с детьми.
Подготовка:
- Написать каждому родителю
приглашение выполненное
- оформить памятки для родителей.
Звучит песня «То ли ещё будет…»