Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:08, аттестационная работа

Описание работы

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали пелагоги и психологи: С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков , Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Г.И. Щукина, О.В. Афанасьева, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя ее основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Познавательная активность – это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………...……………………………………3
1. Описание опыта работы………………………………………………………5
1.1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме познавательной активности дошкольников ………………………....5
1.2. Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях…………………………………………………….…...7
1.3. Создание условий для детского экспериментирования………..........7
1.4. Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми……………………………………………..…..7
1.5. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями……………………………….…8
1.6. Итоговая диагностика результативности деятельности (Оценка результативности опыта, определение дальнейшей перспективы).………………………………...………………….........

Файлы: 1 файл

Булох В.С. Опыт.docx

— 104.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

3. Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. – М.: Изд. Мозаика-Синтез, 2009; Дыбина О.В., рахманова Н.П. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

4. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания  в детском саду. – М., 2002.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

7.  От рождения до школы . Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.

8. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. – 1996. - № 4.  

9. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2. – С. 8- 17.

10.   Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2013. – 128 с., ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 1

Инструментарий для мониторинга  результатов опыта работы

 

Вводная диагностика проводится по методике Прохорова Л.Н. «Выбор деятельности».

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место  детского экспериментирования в  предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1-Игровая;

2-Чтение книг;

3-Изобразительная;

4-Детское экспериментирование;

5-Труд в уголке природы;

6-Конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать  ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют  в протоколе цифрами 1,2,3. За первый  выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.

Вывод делается по сумме  выборов в целом по группе.

Результаты оформляются  в таблицу:

 

Ф.И. ребенка

Выбор деятельности

   

1

2

3

4

5

6

               

 

Итоговая диагностика проводится по методике Прохорова Л.Н.   «Маленькие исследователи»

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов  ребенка.

Детям предлагается схематическое  изображение уголка экспериментирования  с различными материалами и предметами.

Ребенку предлагается осуществить  последовательно три выбора:

«К тебе пришел в гости  маленький исследователь. С чем  бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируют  в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме  выборов в целом по группе.

Результаты оформляют  в таблицу:

 

Ф.И. ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

7

                 
                 
                 

 

 

Критерии оценивания 

                познавательного интереса воспитанников

 

Уровень

 

 

Отношение к экспериментальной  деятельности

 

 

Целеполагание

 

 

Планирование

 

 

Реализация

 

 

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и  творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему.

Активно высказывает предположения

Выдвигает гипотезы, предположения, способы  их решения, широко пользуясь аргументацией  и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую  деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной  деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности.

В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца.

Формулирует в речи: достигнут или  нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок  проявляет активный познавательный интерес 

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при  планировании деятельности совместно со взрослым

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет  настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.

Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.


 

 

 

 

Приложение  2

 

Результаты вводной диагностики (2013/2014 уч.год)

 

 

 

 

Вывод: на первом месте у  детей преобладает игровая деятельность (43 балла), на втором месте чтение книг (21 балл), на третьем месте – ИЗО (17 баллов), на четвертом месте –  конструирование (16 баллов), на пятом  месте – детское экспериментирование  и  труд в уголке природы  по (10 баллов).

 

 

 

 

 

 

 

 

  Приложение 3

Материалы для организации  детского экспериментирования в мини – лаборатории    «Почемучка»

 

  1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, разнообразные магниты.
  2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки, ковш.
  3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов.
  4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролон, мех, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет.
  5. Разные виды бумаги: обычная альбомная, тетрадная, калька, наждачная, вощеная.
  6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, вата, мензурки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки.
  7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, спичечные коробки, таз, пуговицы разного размера, булавки.
  8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная мельница, ванна для игр с песком и водой.

 

Дополнительное оборудование и материалы

 

  1. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  2. Клеенчатые передники, полотенца.
  3. Таблицы-схемы по пройденным темам.

 

Основные условия организации  работы

 

1.Наличие водоснабжения  в данном помещении.

2.Выработка воспитателем  совместно с детьми правил  безопасного поведения в детской  лаборатории и их выполнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

Приложение 4

Календарно-тематическое планирование по организации

 экспериментальной деятельности  детей

Старшая группа

Месяц

Неделя

Направление экспериментальной деятельности

Тема экспериментирования

Цель

 

Материалы,

оборудование

Литература

Сентябрь

1

Диагностирование

 

 

Сентябрь

 

2

Экспериментирование с песком и  глиной

Можно ли менять форму камня и  глины?

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно ли делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя делить на части)

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета

1, 18

3

Где вода?

Выявить, что песок и глина  по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость

Прозрачные емкости с сухим  песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа

1, 27

4

Песочная страна

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, вода, лупы, листы плотной  цветной бумаги, клеевые карандаши

1, 27

 

Октябрь

1

Экспериментирование с предметами

Каждому камешку свой домик

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность  использования камней в игровых  целях.

Различные камни, 4 коробочки, подносы  с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожки из камешков.

1, 16

 

2

Все увидим, все узнаем

Познакомить с прибором – помощником – лупой и ее назначением.

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнечника, мелкие камешки и прочие предметы для  рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

1, 25

3

Таинственные картинки

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла

Цветные стекла, рабочие листы, цветные  карандаши.

1, 24

4

Что отражается в зеркале

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая  фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие листы.

1, 35

Ноябрь 

1

Узнай все о себе, шарик.

Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать  связи между материалом и способом его употребления

Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка  для волос

2, 199

2

Свойства магнита

«Поможем Незнайке»

способствовать развитию у детей  представлений  о свойствах  магнита

Кукла-Незнайка, кувшин, магниты на веревочках, емкость с водой, ключи, болты, гайки.

1, 13

 

 

3

Чудесные 

спички

Показать, что дерево впитывает  воду; познакомить с понятием капиллярности

5 спичек, пипетка

2, 210

4

Экспериментирование с воздухом

Воздух повсюду

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

1, 15

Декабрь

 

1

Веселая полоска

Познакомить со свойствами бумаги и  действием на нее воздуха; развивать  любознательность

Полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка)

2, 170

 

Подводная лодка из винограда

Показать, как всплывают и поднимаются  подводная лодка, рыба.

Свежая газированная вода (лимонад), виноградинка, стакан.

2, 171

2

Воздух работает

Дать детям представление о  том, что воздух может двигать  предметы (воздушные шары)

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка, воздушные шары.

1, 15

3

Наблюдение за жизнью растений

Хитрые семена

Познакомить со способами проращивания семян

Две ванночки, палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка)

2, 177

4

Соревнование

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.

Почва (рыхлая и уплотненна), отросток цветка герани; две стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

2, 178

Январь 

 

2

Человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

Закрепить представления детей  об органах чувств их назначении (уши-слышать, узнавать различные звуки; нос-определять запах; пальцы-определять форму, структуру поверхности; язык-определять на вкус).

Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов  с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с  духами, лимон, сахар.

1, 9

3

Потеря воды во время дыхания

Дать понятие о том, что человек  теряет воду во время дыхания

Холодное стекло

2, 179

4

Отгадай на вкус

Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее)

От 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу  продуктов

2,182

Февраль

 

1

Откуда берется голос?

Помочь понять причины возникновения  звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

2, 184

2

Ящик ощущений

Развивать тактильную чувствительность

Коробка, закрывающаяся со всех сторон, разнообразные предметы природного происхождения

2, 187

3

Тайный похититель варенья

Познакомить с понятием «Отпечатки пальцев», показать способ их получения

Измельченный ножом карандашный  грифель

2, 188

4

Экспериментирование с солнечным  светом

Свет повсюду

Показать значение света, объяснить, что источники света могут  быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча).

Иллюстрации событий, происходящих в  разное время суток; картинки с изображениями  источников света; несколько предметов, которые не дают свет; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью

1, 18

Март

1

 

Солнечные зайчики

Понять причину возникновения  солнечных зайчиков, научить пускать  солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

Зеркала

вода

1, 34

2, 190

2

Радуга 

Показать способ, как можно увидеть  радугу в комнате

Вода 

Миска, зеркало, белый лист бумаги

2, 192

3

Экспериментирование с водой

Прозрачная вода

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес)

Две непрозрачные банки (одна заполнена  водой), стеклянная банка с широким  горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки

1, 11

4

Вода принимает форму

Выявить, что вода принимает форму  сосуда, в который она налита

Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая  перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз  с водой, подносы, рабочие листы  с зарисованной формой сосудов, цветные  карандаши.

1, 11

 

 

Апрель

 

 

1

Что растворяется в воде?

Показать детям растворимость  и нерастворимость в воде  различных  веществ

Мука, сахар, песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.

1, 34-35

2

Окрашивание воды

Помочь выявить свойства воды

Вода (холодная и теплая), краситель,

Ложки, емкость, мерные стаканчики

2, 161

3

Вода бывает теплой, холодной, горячей

Дать понять что в водоемах вода бывает разной температуры

Вода – теплая, холодная, горячая, три кусочка льда.

Три стаканчика, водный термометр.

2, 166

4

 

Играем с красками

Познакомить с процессом растворения  краски в воде, развивать наблюдательность, сообразительность, усидчивость.

Прозрачная вода, краски, 2 баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.

2, 162

Май

2

Звенящая вода

Показать детям, что кол-во воды в стакане влияет на издаваемый звук

Поднос, на котором стоят различные  бокалы, вода в миске, ковшики, палочки  – «удочки» с ниткой с пластм. шариком на конце

1, 30

3

Секрет сосновой шишки

Познакомить с изменением формы  предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Две сосновые шишки, теплая вода.

Ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка)

2, 194

4

 

Диагностирование




 

Литература

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.  Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детсво-пресс, 2013. – 128 с., ил.
  2. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, коспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2013. – 333 с.

 

 

 

Приложение 5          

                                     

Анкета для родителей

 
              Уважаемые родители! Цель данной анкеты: выявить отношение родителей  к   поисково-исследовательской активности детей. 
1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?    Если   да, то в чём именно? 
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?(с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом, природным материалом. и т.п. ) 
3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего  ребёнка? 
4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему? 
5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию,  

связанному с экспериментированием, наблюдением?  (очень эмоционально, когда как,  эмоции  ярко не выражены) Другое. 
6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?         
7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?   
8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой,

 возможно третий, относящийся  к одной теме)   

                                       Спасибо за сотрудничество!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Конспект     родительского    собрания     на     тему:

«Как прекрасен  этот мир, посмотри!»

Цель:

заинтересовать родителей  проблемой ознакомления детей с  окружающим миром через экспериментальную  деятельность с различными предметами.

Задачи:

- ознакомить родителей  с условиями развития любознательности у детей старшего возраста;

- формировать умение общаться с детьми.

Подготовка:

- Написать каждому родителю  приглашение выполненное детьми  в виде аппликации;

- оформить памятки для  родителей.

Звучит песня  «То ли ещё будет…»

Информация о работе Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности