Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:08, аттестационная работа
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали пелагоги и психологи: С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков , Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Г.И. Щукина, О.В. Афанасьева, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя ее основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Познавательная активность – это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.
Введение……………………………………………...……………………………………3
1. Описание опыта работы………………………………………………………5
1.1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме познавательной активности дошкольников ………………………....5
1.2. Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях…………………………………………………….…...7
1.3. Создание условий для детского экспериментирования………..........7
1.4. Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми……………………………………………..…..7
1.5. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями……………………………….…8
1.6. Итоговая диагностика результативности деятельности (Оценка результативности опыта, определение дальнейшей перспективы).………………………………...………………….........
Организация экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
При проведении игр-
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проверка гипотез,
- обсуждение увиденных полученных результатов;
- вопросы детей.
Такой алгоритм работы позволяет
активизировать мыслительную деятельность,
побуждает детей к
Для положительной мотивации
деятельности дошкольников использую
различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность
объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи.
Работу в детской лаборатории начала с экскурсии, во время которой дети знакомились с ее хозяином – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывает забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям в лабораторию «заходят» его внук Почемучка, Капелька, галчонок Любознайка, приплывает Золотая рыбка.
Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым развиваются у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
В процессе работы я поощряю
детей, ищущих собственные способы решения
задачи, варьирующих ход эксперимента
и экспериментальные действия. В то же
время не выпускаю из поля зрения тех,
кто работает медленно, по какой-то причине
отстает и теряет основную мысль. Заключительным
этапом эксперимента является подведение
итогов и формулирование выводов.
Выводы можно делать в словесной форме,
а иногда избирать другие способы, например,
фиксирование результатов графически,
т.е. оформление в рисунках, схемах.
Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
- дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
- дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?
После эксперимента не упускаю
воспитательные моменты - дети
самостоятельно наводят порядок на рабочем
месте (почистить и спрятать оборудование,
убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Планирование самостоятельной деятельности детей предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели организована детская лаборатория «Почемучка» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей.
В детской лаборатории выделено:
- место для приборов.
- место для хранения материалов
- место для проведения опытов.
- место для неструктурированных материалов (стол «Песок- вода», емкости для мелких камней и др.)
Особую значимость для
организации самостоятельной
-наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
-Проблемная ситуация: (например) после ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняла скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?
-Совместное начинание.
После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию для детей стали открытием, они их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.
Поисково – исследовательская деятельность — это интегрирующийся с другими вид деятельности. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Исследователь Павлов И.П. считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Указанные связи двусторонние.
С одной стороны, наличие у
детей трудовых навыков и навыков
наблюдения создает благоприятные
условия для
Познавательно-
Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Связь детского экспериментирования
с изобразительной
Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.
Родители должны стать
единомышленниками в решении
поставленных задач развития поисково-исследовательской
деятельности детей. С целью выявления
отношения родителей к
Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – токов и мир, который он создает вокруг себя.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в следующих формах: разработано и проведено родительское собрание (Приложение 6), оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены консультации (Приложение 7), разработана картотека для проведения опытов дома. (Приложение 8).
В результате проведенной работы родители постепенно учатся организовывать элементарные эксперименты, повышают уровень педагогических знаний. Родителями отмечено, что необходимо использовать экспериментальную, исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжать развивать работу в этом направлении.
Процесс познания, освоение новых представлений очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
Убеждена,
что в поисково-
После проведения экспериментальной деятельности (сентябрь - май) запланирован повторный мониторинг с целью изучения уровня сформированности познавательного развития детей в экспериментальной деятельности по методике Прохоровй Л.Н. «Маленькие исследователи» и разработанной системе критериев (Приложение 1).
Подводя не большой итог, я отметила, что используя системный, спланированный подход в организации экспериментальной деятельности, используя приборы, оборудование, объекты живой и неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребенку, получаешь хороший результат.
Таким образом, перспектива развития опыта заключается в:
-продолжении работы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятельность;
- формировании познавательной активности дошкольника для успешного обучения в школе;
-разработке
перспективного планирования
- усовершенствовании предметно-развивающей среды;
- активизации
участия родителей в развитии
познавательной активности
С целью
распространения положительного педагогического
опыта, разместила его описание на личном
сайте http://veronikabulokh.
Современный образовательный
процесс немыслим без поиска новых,
более эффективных технологий, призванных
содействовать развитию творческих
способностей детей, формированию навыков
саморазвития и самообразования. Этим
требованиям в полной мере отвечает
экспериментальная
Экспериментальная
деятельность дошкольников получила новый
толчок в развитии с введением
Федерального Государственного стандарта
дошкольного образования. В требованиях
к выпускнику детского сада выделены
следующие интегративные
Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.