Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:08, аттестационная работа

Описание работы

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали пелагоги и психологи: С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков , Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Г.И. Щукина, О.В. Афанасьева, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя ее основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Познавательная активность – это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………...……………………………………3
1. Описание опыта работы………………………………………………………5
1.1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме познавательной активности дошкольников ………………………....5
1.2. Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях…………………………………………………….…...7
1.3. Создание условий для детского экспериментирования………..........7
1.4. Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми……………………………………………..…..7
1.5. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями……………………………….…8
1.6. Итоговая диагностика результативности деятельности (Оценка результативности опыта, определение дальнейшей перспективы).………………………………...………………….........

Файлы: 1 файл

Булох В.С. Опыт.docx

— 104.19 Кб (Скачать файл)

Организация экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

 При проведении игр-экспериментов  придерживаюсь следующей структуры:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения  проблемы;

- проверка гипотез, предположений;

- обсуждение увиденных  полученных результатов;

- вопросы детей.

Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным  исследованиям.

Для положительной мотивации  деятельности дошкольников использую различные стимулы: 
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта); 
• тайна, сюрприз;  
• мотив помощи.

Работу в детской лаборатории  начала с экскурсии, во время которой  дети знакомились с ее хозяином –  дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывает забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям в лабораторию «заходят» его внук Почемучка, Капелька, галчонок Любознайка, приплывает Золотая рыбка. 

Дети с огромным удовольствием  выполняют опыты с объектами  неживой природы: песком, глиной, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.  Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым развиваются у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.  
Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

- дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

- дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети  
самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Планирование самостоятельной деятельности детей предполагает  в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели организована детская лаборатория «Почемучка» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. 

В детской лаборатории выделено:

- место для приборов.

- место для хранения материалов

- место для проведения опытов.

- место для неструктурированных материалов (стол «Песок- вода», емкости для мелких камней и др.)

Особую значимость для  организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей  среды имеют приемы, стимулирующие  развитие их познавательной активности:

-наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

-Проблемная ситуация: (например) после ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняла скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук? 

-Совместное начинание.

После того, как у детей  сформировались навыки самостоятельной  деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности

Непосредственно образовательная  деятельность по экспериментированию  для детей стали открытием, они  их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

Поисково – исследовательская деятельность — это интегрирующийся с другими вид деятельности.  Наблюдение является  одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Исследователь Павлов И.П. считал наблюдательность одним из самых  главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать  ни одного открытия. Наблюдение - очень  сложный процесс и требует  огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.

Аналогичные взаимоотношения  возникают между экспериментом  и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с  экспериментированием, но экспериментов  без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у  детей трудовых навыков и навыков  наблюдения создает благоприятные  условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой  интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Познавательно-исследовательская  деятельность пронизывает все сферы  детской жизни, в том числе  и игровую деятельность. Игра в  исследовании часто перерастает  в реальное творчество. В своей  работе с детьми я придаю большое  значение игровым технологиям, используя  дидактические игры: «Большой –  маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?»  Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с  явлениями природы.

Словесные игры:  «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Очень тесно связаны между  собой экспериментирование и  развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при  формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и  словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.  Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Связь детского экспериментирования  с изобразительной деятельностью  тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты  изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован  результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель  изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано  и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в  познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его  представления, позволяющие ему  сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Родители должны стать  единомышленниками в решении  поставленных задач развития поисково-исследовательской  деятельности  детей. С целью выявления  отношения родителей к поисково-исследовательской  активности детей проведено анкетирование. (Приложение 5). По результатам анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию и понимают его значимость в развитии ребенка. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об  организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.

Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать  будущих создателей жизни. Каков  человек – токов и мир, который  он создает вокруг себя.

Включение родителей в  процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в следующих формах: разработано и  проведено  родительское собрание (Приложение 6), оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены консультации (Приложение 7), разработана картотека для проведения опытов дома. (Приложение 8).

В результате проведенной  работы родители постепенно учатся организовывать элементарные эксперименты, повышают уровень педагогических знаний. Родителями отмечено, что необходимо использовать экспериментальную, исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжать развивать работу в этом направлении.

 

 

      1. Итоговая диагностика  результативности деятельности (Оценка результативности опыта, определение дальнейшей перспективы)

 

Процесс познания, освоение новых представлений  очень важны для меня, поэтому  я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между  обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей  с миром, в котором им предстоит  жить.     

Убеждена, что в поисково-исследовательской  деятельности дошкольник получает возможность  напрямую удовлетворить присущую ему  любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

После проведения экспериментальной деятельности (сентябрь - май) запланирован повторный  мониторинг с целью изучения уровня сформированности  познавательного развития детей в  экспериментальной деятельности по методике Прохоровй Л.Н.   «Маленькие исследователи» и разработанной системе критериев (Приложение 1).

Подводя не большой  итог, я отметила, что используя системный, спланированный подход в организации экспериментальной деятельности, используя приборы, оборудование, объекты живой и неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребенку, получаешь  хороший результат.

Таким образом, перспектива развития опыта заключается в:

-продолжении работы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятельность;

- формировании познавательной активности дошкольника для успешного обучения в школе;

-разработке  перспективного планирования по  экспериментальной деятельности  для детей подготовительной группы, используя имеющуюся положительную  систему работы по направлению;

- усовершенствовании предметно-развивающей среды;

- активизации  участия родителей в развитии  познавательной активности дошкольников.

С целью  распространения положительного педагогического  опыта, разместила его описание на личном сайте http://veronikabulokh.blogspot.ru/

Современный образовательный  процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков  саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности  знаний.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый  толчок в развитии с введением  Федерального Государственного стандарта  дошкольного образования. В требованиях  к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным  в окружающем мире (мире предметов  и вещей, мире отношений и своем  внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.

Информация о работе Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности