Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:08, аттестационная работа

Описание работы

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали пелагоги и психологи: С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков , Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Г.И. Щукина, О.В. Афанасьева, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя ее основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Познавательная активность – это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………...……………………………………3
1. Описание опыта работы………………………………………………………5
1.1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме познавательной активности дошкольников ………………………....5
1.2. Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях…………………………………………………….…...7
1.3. Создание условий для детского экспериментирования………..........7
1.4. Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми……………………………………………..…..7
1.5. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями……………………………….…8
1.6. Итоговая диагностика результативности деятельности (Оценка результативности опыта, определение дальнейшей перспективы).………………………………...………………….........

Файлы: 1 файл

Булох В.С. Опыт.docx

— 104.19 Кб (Скачать файл)

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?   Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет  мыльному раствору растягиваться в  тонкий слой.

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Картотека для проведения опытов дома

Вода и воздух

Упадет или нет? 

      Переверните маленькую воронку широкой частью вниз. Вложи те в нее шарик для настольного тенниса и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.

Это объясняется тем, что  давление воздуха под шариком  гораздо больше, чем над ним. И  чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила.


Чем пахнет вода?

 

      Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.


 

Вдунь шарик в бутылку

Как вы думаете, можно ли бумажный шарик вдуть в бутылку?

Скомкайте небольшой кусочек  газеты в шарик. Положите бумажный комочек  в горлышко пластиковой бутылки  и сильно дуньте на него. Парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.

Это происходит потому, что  вдуваемый воздух обтекает шарик  и в бутылке повышается давление воздуха. Этот воздух и выталкивает  шарик.


Куда делись чернила?

В пузырек с водой капните  чернил или туши, чтобы раствор  был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного  угля. Закройте горлышко пальцем и  взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает  своей поверхностью молекулы красителя  и его уже и не видно.

Вода или лупа? 

      Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в  трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте  ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы  образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У  вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть  мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку  с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скот чем.


 

Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа  бумаги, приложите их один к другому  и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы  водой, приложите их друг к другу  и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.

Попробуйте сдвинуть листы  друг относительно друга, как в предыдущем опыте.

Объясните внуку, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.


Вода и пар 

      Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, накройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Спросите: "Зачем накрывают  пищу крышкой?" Где быстрее остынет  чай: в чашке или блюдце? Почему?


Песок.

Песочные часы

Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его  и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно.

Затем насыпьте в бутылку  сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время пересыплется песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.

Такие часы очень могут  вам помочь, когда вы «торгуетесь» со своим ребенком: сколько времени  читать на ночь или сколько минуток  можно еще поиграть


Песчаный конус

Выпускайте песок из горстей, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность  конуса то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. А это значит, что песок может двигаться. После опыта спросите, можно ли в песках проложить постоянную дорогу.


Свойства насеянного песка

Разровняйте площадку с сухим  песком. Равномерно по всей поверхности  сыпьте песок через сито. Сверху положите в песок (без давления на предмет) заостренный карандаш или  палочку. Далее аккуратно поместите  на поверхность песка тяжелый  предмет, например ключ или монету в 5 рублей. Обратите внимание детей на глубину следа, оставшегося от предмета в песке.

После этого насыпьте непросеянный песок на эту же поверхность и  проделайте аналогичные действия с  карандашом и ключом.

Результаты сравнения  покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Это связано с тем, что насеянный песок заметно плотнее. Данным свойством пользуются строители.


Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем  осторожно засыпь те трубочку с карандашом так, чтобы концы трубочки выступили  наружу. Вытащите карандаш — и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

 НОД по экспериментальной  деятельности

Возрастная группа: старшая

Интеграция образовательных  областей: «Познание», «Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.

Тема: «Поможем Незнайке»

Цель:  способствовать развитию у детей  представлений  о свойствах  магнита.

Образовательные задачи в  соответствии с интеграцией образовательных  областей:

  1. развивать у детей представление о физических свойствах магнита: притягивает только металлические (железные) предметы;
  2. помочь детям в освоении действий экспериментирования;
  3. развивать познавательную активность дошкольников путем сенсорного анализа;
  4. формировать желание помогать ближнему.

Материалы и оборудование: незнайка-кукла, магниты на верёвочках по количеству детей, мелкие металлические предметы (винтики, болтики, гаечный ключ), ваза с цветами, ёмкость с водой, ключи.

     Предварительная работа: просмотр м/ф «Незнайка и его друзья» 
 
                         Содержание организованной образовательной деятельности детей.

  1. Мотивация детей к деятельности  (ситуативный разговор)

Незнайка: (плачет) Что теперь мне будет? Где мне их искать? Почему я такой невезучий? 
Воспитатель: Кто это такой, ребята? Узнали? Подойдите поближе. Поздоровайтесь. 
Н: Здравствуйте, ребята. 
В: Ты что, Незнайка, плачешь? 
Н: Винтик со Шпунтиком машину чинили, а мы с Гунькой играли и бросили куда-то запчасти. Теперь Винтик ругается, что машина не заводится. 
В: Конечно, если в машине не хватает болтиков и гаечек, то она никуда не сможет поехать. Правда, ребята? А мы знаем какой ты растеряйка. 
Н: Мы уже везде искали, и в коробках, и в гараже, и в других группах – нигде не нашли. Что же мне делать, я уже везде искал, осталось только у вас поискать. 
В: А что ты потерял, напомни нам. 
Н: Запчасти от машины: гайку, болтик и гаечный ключ.

  1. Постановка детьми цели деятельности (беседа)

В: Ребята, вы хотите помочь Незнайке найти запчасти? (Да, хотим). Ребята, тогда давайте будем искать предметы очень внимательно, не торопясь. Если поторопиться, можно же не заметить этих предметов, ведь они очень маленькие, и тогда у нас не получится помочь незнайке.

Н: Здесь нет, я уже смотрел. 
     Ой, посмотрите, что это? Ваза для цветов, но что в ней лежит? 
     Ура! Точно, это они, запчасти от машины Винтика! Нашлись! (пытается достать)

  1. Совместная работа по нахождению способов деятельности.  

      Ой! А достать я их не могу! Что же делать? У кого самая узкая рука? (попытки детей).

В: Надо найти что-то такое, чтобы запчасти прилепились. Что же это может быть? (магнит). А у нас в группе он есть? (На доске) Арина, принеси нам, пожалуйста, такой магнит, помощью которого мы сможем достать запчасти. (Дети пытаются достать гайки и болты). 
Н: О! Это гайка от руля! А это, болт! Ура! Достали. Ребята, а как это у вас получилось?

В: Что нам помогло? (магнит) Незнайка, а из чего твои запчасти сделаны? 
Н: Не знаю! Из пластмассы, наверное. 
В: А вы, ребята, знаете? (из металла). А если бы у Незнайки детали действительно были бы пластмассовые, магнит помог бы нам? Проверим?

Игра «Разложи правильно»

Давайте поиграем в одну очень интересную игру «Разложи правильно» (Объяснение воспитателем правил игры).

В: Расскажите теперь Незнайке, какие предметы магнитятся (металлические). Запоминай, Незнайка. 
Н: Ребята, а я ведь еще и ключи от машины Винтика обронил. Ведь  он  не сможет машину завести.

В: А куда ты их обронил?

Н: Мы с Гунькой их в озеро уронили, а там глубоко, вода холодная, да и руки мочить не хочется. Ну, здесь ваш магнит точно не поможет.

В: а как вы думаете, дети, из воды можно достать ключи магнитом? Почему ты так думаешь? Незнайка, а ключи твои из чего сделаны? (из металла). Ну, тогда не расстраивайся!

В: Ребята, как с помощью магнита можно достать ключи из воды не намочив руки?

(ответы детей)

Н: я придумал! Я придумал! Нужно веревочку завязать к магниту.

В: возьмите магниты с верёвочками и пойдёмте попробуем достать ключи. Примагнитились? Вот Незнайка, магниты могут не только притягивать металлические предметы, но притягиваться между собой, даже вода для него не помеха, главное, чтобы предметы были сделаны из (металла). Правильно.

Знаете, я недавно видела передачу по телевизору о затонувших кораблях. Их поднимали  со дна океана при помощи очень большого магнита. Вот как магнит помогает людям!

Все ключи достали? Давайте  их положим на стол. Никита, посчитай сколько нам удалось вытащить ключей?

Выбирай, Незнайка, какие  ключи твои? Ох, и растеряйка же ты!

Н: Вот какая у вас  есть полезная вещь. С ней вы всё  что угодно достать сможете. А  у меня такой вещи нет. 
В: Ну, что будем делать, ребята, у Незнайки нет такой вещи. (Подарим). Не расстраивайся, будет и у тебя магнит. Держи! 
Н: Спасибо, вы такие добрые!  Хорошо с вами, но мне так не терпится обрадовать и удивить своих друзей! Ведь теперь у меня есть такая полезная вещь – магнит,  подарок от ребят. 
В: Ну, что ж, беги! 
Н: До свидания, ребята! 
В и дети: До свидания, Незнайка!

  1. Рефлексия (беседа)

Кому мы сегодня помогли?  (Помогли Незнайке)

А как мы помогли? Что мы делали? (Мы достали запчасти и ключи)

Что вам понравилось сегодня  больше всего?

Будете еще помогать Незнайке? (Да)

1 Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. – 1996. - № 4.

2 Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2. – С. 8- 17.

3 Николаева С.Н. Методика экологического воспитания  в детском саду. – М., 2002.

4 Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. – М.: Изд. Мозаика-Синтез, 2009; Дыбина О.В., рахманова Н.П. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

5 От рождения до школы . Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.

6 Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2013. – 128 с., ил.

Булох Вероника Сергеевна, с.п. Нижнеиртышское, Саргатский район                            


Информация о работе Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности