Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 13:18, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.определить сущность понятия «Познавательная активность»;
2.Выявить формы организации познавательного математического развития;
Проанализировать программный материал по проблеме исследования;
Рассмотреть методику развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.
1 Теоретические основы развития познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП
1.1 Сущность понятия «Познавательная активность»
1.2 Формы организации познавательного математического развития
2 Методические основы развития познавательной активности
дошкольников в процессе ФЭМП
2.1 Анализ программного содержания по ФЭМП для подготовительной группы
2.2 Методика развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Заключение
Список используемой литературы
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Содержание:
1 Теоретические основы
развития познавательной
1.1 Сущность понятия «
1.2 Формы организации
2 Методические основы
развития познавательной
дошкольников в процессе ФЭМП
2.1 Анализ
программного содержания по
2.2 Методика развития
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Цель исследования: изучение особенностей развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Для решения
поставленной цели были
Проанализировать программный материал по проблеме исследования;
Рассмотреть методику развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.
Объект исследования: Формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Предмет исследования: процесс Развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Методы исследования: Изучение психолого-педагогической и методической литературы
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области (25,26,39). Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своей лекции от 2009 года «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» говорит: «Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации. Теперь наша задача – изменить отношение казахстанцев, в первую очередь, молодежи к образованности, интеллекту, служению Родине и народу…
Нам необходимо
создать ядро национального
Дошкольное и начальное образование должно сформировать стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодых казахстанцев. Их должны отличать пытливый ум, безграничное любопытство и жизненная энергия» [1].
В послании Президента Н.А.Назарбаева народу Республики Казахстан 2009 года «Рост благосостояния граждан Республики Казахстан – главная цель государственной политики», говорится о том, что особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей дошкольного возраста. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению, произвольному труду [2].
В Законе Республики Казахстан, в государственных
стратегических документах провозглашена
новая парадигма казахстанского
образования, изменившая место и
роль дошкольного образования. Дошкольное
образование как первый уровень
системы непрерывного образования
признается важным звеном в данной
системе, так как именно в рамках
дошкольного образования
Государственный Стандарт образования Республики Казахстан, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие
1.1 Сущность понятия «Познавательная активность»
Понятие
«познавательная активность»
Активность — предмет исследования различных наук, естественных и общественных, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности.
С достаточной степенью условности можно выделить четыре аспекта проблемы в изучении активности; биологический (физический и физиологический), социально-психологический (личностный), психологический и педагогический.
С биологической активностью
Если биологическая активность
характеризуется стихийным
Научная деятельность В. М. Бехтерева,
Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева предопределила
центральное направление
Личностный аспект активности связан
с пониманием сложного взаимодействия
внешних и внутренних процессов,
видоизменяющих деятельность человека.
Активность определяется статусом, социальной
функцией, ролью, целью личности и
ее нравственно-ценностными
В теории В. Н. Мясищева понимание активности личности связано с психологией отношений. Система взаимоотношений состоит из отношений к другим, самому себе, предметам внешнего мира. Она определяет развитие, формирование личности в процессе деятельности.
В педагогической науке активность определяется по-разному:
как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).
По основным
функциям все виды активности можно
условно разделить на два крайних
типа: адаптивный и продуктивный. Адаптивные
виды активности обеспечивают приспособление,
продуктивные составляют основу возникновения
и становления различных
С позиций
педагогического аспекта
Умственная активность рассматривается как одно из универсальных условий деятельности на всех уровнях от элементарного движения до сложнейших видов творчества. Она может выступать в различных модификациях:
как личностная активность, выражающаяся
в форме «интеллектуальной
Центральное ядро умственной активности составляют когнитивные функции и процессы. Н. С. Лейтес утверждает, что умственная активность присуща каждому здоровому ребенку, хотя и в разной степени. Он придает динамическим свойствам умственной активности исключительно важную роль в становлении общих способностей. Обширный материал собственных наблюдений приводит Н. С. Лейтеса к выводу о том, что каждый период детства — это и качественно своеобразная ступень развития активности.
Интеллектуальная активность понимается как мыслительная деятельность, развертывающаяся в своеобразных условиях. Выдвижение и наиболее частое использование данного термина связано с работами Д. Б. Богоявленской, по мнению которой интеллектуальная активность является интегральным свойством системы, основными компонентами которой выступают интеллектуальные (общие умственные способности) и неинтеллектуальные (прежде всего мотивационные) факторы умственной деятельности. При этом интеллектуальная активность не сводится ни к тем, ни к другим в отдельности.
В различных психолого-
1) репродуктивный, характеризующийся пассивностью, инертностью, отсутствием интеллектуальной инициативы;
2) эвристический, характеризующийся стремлением усовершенствовать данную деятельность, готовностью искать новые способы решения;
3) креативный, характеризующийся инициативой в постановке задач, стремлением выяснить причинные связи и зависимости.
Познавательная активность — важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательная активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и потенциальных возможностей личности.
Как сложное и очень значимое
для человека образование, познавательная
активность имеет множество трактовок
в своих психологических
особый сплав эмоционально-
готовность (т. е. способность и стремление) к энергичному овладению знаниями (Н. А. Половникова);
проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям (Л. П. Аристова);
волевое состояние, характеризующее усиленную познавательную работу личности (Р. А. Низамов);
качество деятельности, в котором выявляется личность воспитанника с его отношением к содержанию, характеру обучения и стремлением мобилизовать нравственно-волевые усилия на достижение целей познания (Т. И. Шамова).
Можно выделить
два подхода к пониманию
Первый подход основан на рассмотрении познавательной активности как особого вида деятельности. Познавательная активность при этом понимается как совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности.
В научной литературе выделяют три рода соотношений познавательной активности и деятельности.
Познавательная активность как динамическая сторона деятельности. Активность в данном случае выступает в двояком плане, обнаруживая в себе течении деятельности, а с другой стороны — характеризует её динамическую сторону.
Познавательная активность как
расширенное воспроизводство
Второй подход рассматривает познавательную активность как качество, личностное образование. Данный подход кажется нам наиболее оправданным, поскольку в его рамках личность описывается как деятельное «Я» субъекта, как система отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов. Познавательная активность — это целенаправленное сложное образование личности, включающее мотивационный, содержательно-рациональный и эмоционально-волевой компоненты. Познавательная активность реализуется через познавательную потребность, инициативу, познавательную надситуативность, преобразуемость, самоактуализацию и саморегуляцию, которые являются ее определяющими характеристиками. Познавательная активность связана с волевыми чертами личности (целенаправленностью, организованностью, самостоятельностью, решительностью), а также со всеми образованиями личности, являющимися проявлениями ее внутренней активности (ценностными ориентирами, направленностью).