Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.определить сущность понятия «Познавательная активность»;
2.Выявить формы организации познавательного математического развития;
Проанализировать программный материал по проблеме исследования;
Рассмотреть методику развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.

Содержание работы

1 Теоретические основы развития познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП
1.1 Сущность понятия «Познавательная активность»
1.2 Формы организации познавательного математического развития
2 Методические основы развития познавательной активности
дошкольников в процессе ФЭМП
2.1 Анализ программного содержания по ФЭМП для подготовительной группы
2.2 Методика развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по ФЭМП.docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

Развитие  познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

 

Содержание:

1 Теоретические основы  развития познавательной активности  дошкольников в процессе ФЭМП

 

1.1 Сущность понятия  «Познавательная  активность»

1.2 Формы организации познавательного  математического развития

 

2 Методические основы  развития познавательной активности 

дошкольников в процессе ФЭМП

 

2.1 Анализ  программного содержания по ФЭМП  для подготовительной группы

2.2 Методика развития познавательной  активности дошкольников в процессе  формирования элементарных математических  представлений

 

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель  исследования: изучение особенностей развития  познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

 Для решения  поставленной цели были выдвинуты  следующие задачи:

  1. определить сущность понятия «Познавательная активность»;
  2. Выявить формы организации познавательного математического развития;

Проанализировать программный  материал по проблеме исследования;

Рассмотреть методику развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.

Объект  исследования: Формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

 Предмет исследования: процесс Развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

Методы исследования: Изучение психолого-педагогической и методической литературы

Актуальность  темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады и подготовительные классы учитывают  этот интерес и пытаются расширить  знания детей в этой области (25,26,39).  Однако знакомство с содержанием  этих понятий и формированием  элементарных математических представлений  не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своей лекции от 2009 года «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» говорит: «Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации. Теперь наша задача – изменить отношение казахстанцев, в первую очередь, молодежи к образованности, интеллекту, служению Родине и народу…

 Нам необходимо  создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном  уровне… Поэтому первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках… Одним словом, мы решительно настроены в предстоящие годы осуществить прорыв в системе образования…Государство принимает все необходимые меры для развития науки…Но все это будет напрасным если не будет квалифицированных кадров.

 Дошкольное и начальное образование должно сформировать стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодых казахстанцев. Их должны отличать пытливый ум, безграничное любопытство и жизненная энергия» [1].

  В послании Президента Н.А.Назарбаева народу Республики Казахстан 2009 года «Рост благосостояния граждан Республики Казахстан – главная цель государственной политики», говорится о том, что особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей дошкольного возраста. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению, произвольному труду [2].

В Законе Республики Казахстан, в государственных  стратегических документах провозглашена  новая парадигма казахстанского образования, изменившая место и  роль  дошкольного образования. Дошкольное образование как первый уровень  системы непрерывного образования  признается важным звеном в данной системе, так как именно в рамках дошкольного образования выявляются природосообразные качества и способности ребенка, закладываются основы физического и психического здоровья, развиваются этническая и гендерная индивидуальность, формируются азы функциональной грамотности и жизненно важные навыки [3].

Государственный Стандарт образования Республики Казахстан, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования  очерчивают ряд достаточно серьёзных  требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие

 

1.1 Сущность понятия   «Познавательная активность»

Понятие «познавательная активность» включает две составляющих: «активность» и  « познавательность».

Активность — предмет исследования различных наук, естественных и общественных, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности.

С достаточной степенью условности можно выделить четыре аспекта проблемы в изучении активности; биологический (физический и физиологический), социально-психологический (личностный), психологический и  педагогический.

С биологической активностью связывают  такие способности, как способность  к самосохранению, приспособлению, саморегулированию, самовоспроизведению  и развитию в процессе взаимодействия организмов с окружающей средой. Источником активности, по В. М. Бехтереву, выступает  внешняя среда и внутренние процессы, происходящие в организме.

Если биологическая активность характеризуется стихийным уравновешиванием взаимодействующих объектов, то социальная активность — это целенаправленное, осознаваемое воздействие на окружающую среду.

Научная деятельность В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева предопределила центральное направление психологической  науки — проблему активности личности.

Личностный аспект активности связан с пониманием сложного взаимодействия внешних и внутренних процессов, видоизменяющих деятельность человека. Активность определяется статусом, социальной функцией, ролью, целью личности и  ее нравственно-ценностными ориентациями. Личность является открытой системой, взаимодействующей с миром, образующей самопознание и «Я» — ядро личности. Через вклад в материальную и  духовную культуру общества человек, по мнению Б. Г. Ананьева, реализует свою индивидуальность.

В теории В. Н. Мясищева понимание активности личности связано с психологией  отношений. Система взаимоотношений  состоит из отношений к другим, самому себе, предметам внешнего мира. Она определяет развитие, формирование личности в процессе деятельности.

В педагогической науке активность определяется по-разному:

  • как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения цели);

как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение  субъекта к деятельности (потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).

По основным функциям все виды активности можно  условно разделить на два крайних  типа: адаптивный и продуктивный. Адаптивные виды активности обеспечивают приспособление, продуктивные составляют основу возникновения  и становления различных психических  новообразований, непосредственно  необходимых для адаптации.

С позиций  педагогического аспекта анализа  проблемы выделяют три вида активности: умственную, интеллектуальную и познавательную.

Умственная активность рассматривается как одно из универсальных условий деятельности на всех уровнях от элементарного движения до сложнейших видов творчества. Она может выступать в различных модификациях:

  • как активность внимания, вызываемая новизной стимула и разворачивающаяся в систему ориентировочно-исследовательской деятельности как исследовательская активность;

как личностная активность, выражающаяся в форме «интеллектуальной инициативы» (Д. Б. Богоявленская), «надситуативной активности» (В. А. Петровский).

Центральное ядро умственной активности составляют когнитивные функции  и процессы. Н. С. Лейтес утверждает, что умственная активность присуща каждому здоровому ребенку, хотя и в разной степени. Он придает динамическим свойствам умственной активности исключительно важную роль в становлении общих способностей. Обширный материал собственных наблюдений приводит Н. С. Лейтеса к выводу о том, что каждый период детства — это и качественно своеобразная ступень развития активности.

Интеллектуальная активность понимается как мыслительная деятельность, развертывающаяся в своеобразных условиях. Выдвижение и наиболее частое использование данного термина связано с работами Д. Б. Богоявленской, по мнению которой интеллектуальная активность является интегральным свойством системы, основными компонентами которой выступают интеллектуальные (общие умственные способности) и неинтеллектуальные (прежде всего мотивационные) факторы умственной деятельности. При этом интеллектуальная активность не сводится ни к тем, ни к другим в отдельности.

В различных психолого-педагогических источниках выделяют следующие уровни интеллектуальной активности, определяемые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта:

1) репродуктивный, характеризующийся пассивностью, инертностью, отсутствием интеллектуальной инициативы;

2) эвристический, характеризующийся стремлением усовершенствовать данную деятельность, готовностью искать новые способы решения;

3) креативный, характеризующийся инициативой в постановке задач, стремлением выяснить причинные связи и зависимости.

Познавательная  активность — важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательная активность является наиболее общей категорией в исследованиях  природы психики, психического развития, познавательных и потенциальных  возможностей личности.

Как сложное и очень значимое для человека образование, познавательная активность имеет множество трактовок  в своих психологических определениях. Познавательная активность определяется как:

  • избирательная направленность активного внимания человека  
    (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);
  • проявление умственных способностей субъекта познания (С. Л. Рубинштейн);

особый сплав эмоционально-волевых  и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и деятельности человека (Л. А. Гордон);

готовность (т. е. способность и  стремление) к энергичному овладению  знаниями (Н. А. Половникова);

проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям (Л. П. Аристова);

волевое состояние, характеризующее  усиленную познавательную работу личности (Р. А. Низамов);

качество деятельности, в котором  выявляется личность воспитанника с  его отношением к содержанию, характеру  обучения и стремлением мобилизовать нравственно-волевые усилия на достижение целей познания (Т. И. Шамова).

Можно выделить два подхода к пониманию сущности познавательной активности.

Первый подход основан на рассмотрении познавательной активности как особого вида деятельности. Познавательная активность при этом понимается как совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности.

В научной литературе выделяют три  рода соотношений познавательной активности и деятельности.

  1. Познавательная активность как динамическое образующее деятельности. Активность раскрывается здесь как представленная в движении возможность деятельности.

Познавательная активность как  динамическая сторона деятельности. Активность в данном случае выступает  в двояком плане, обнаруживая  в себе течении деятельности, а  с другой стороны — характеризует  её динамическую сторону.

Познавательная активность как  расширенное воспроизводство деятельности. Здесь развитие деятельности выражается в углублении ее мотивов, улучшении  средств, совершенствовании психического образа. Активность определяется как  переход предшествующей формы деятельности в высшей точке ее развития к новой  форме деятельности.

Второй подход рассматривает познавательную активность как качество, личностное образование. Данный подход кажется нам наиболее оправданным, поскольку в его рамках личность описывается как деятельное «Я» субъекта, как система отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов. Познавательная активность — это целенаправленное сложное образование личности, включающее мотивационный, содержательно-рациональный и эмоционально-волевой компоненты. Познавательная активность реализуется через познавательную потребность, инициативу, познавательную надситуативность, преобразуемость, самоактуализацию и саморегуляцию, которые являются ее определяющими характеристиками. Познавательная активность связана с волевыми чертами личности (целенаправленностью, организованностью, самостоятельностью, решительностью), а также со всеми образованиями личности, являющимися проявлениями ее внутренней активности (ценностными ориентирами, направленностью).

Информация о работе Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений