Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.определить сущность понятия «Познавательная активность»;
2.Выявить формы организации познавательного математического развития;
Проанализировать программный материал по проблеме исследования;
Рассмотреть методику развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.

Содержание работы

1 Теоретические основы развития познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП
1.1 Сущность понятия «Познавательная активность»
1.2 Формы организации познавательного математического развития
2 Методические основы развития познавательной активности
дошкольников в процессе ФЭМП
2.1 Анализ программного содержания по ФЭМП для подготовительной группы
2.2 Методика развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по ФЭМП.docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

Счет групп предметов (множеств), воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным). Наряду с опорой на зрительное восприятие (наглядно представленных множеств) важно  упражнять детей в счете множеств, воспринимаемых на слух, на ощупь, учить  их вести счет движений. Упражнения в счете на ощупь, а также в  счете звуков проводят, не предлагая  детям закрывать глаза. Это отвлекает  ребят от счета. Воспитатель извлекает  звуки за ширмой, чтобы дети только слышали их, но не видели движений руки. Они считают на ощупь предметы, помещенные в мешочки. Для этой цели используют разные пособия. Например, можно считать пуговицы на карточках, отверстия в дощечке, игрушки  в мешочке или под салфеткой  и т. п. Соответственно и звуки  извлекаются на разных музыкальных  инструментах: барабане, металлофоне, палочках.

Упражняя детей в счете движений, им предлагают воспроизвести указанное  количество движений либо по образцу, либо по названному числу: «Постучи столько  раз, сколько раз ударит молоточек», «Присядь 4 раза». Воспитатель постепенно усложняет характер движений, предлагая  детям притопнуть правой (левой) ногой, поднять левую (правую) руку, наклониться  вперед и т. п. Однако не следует четырехлетним  детям предлагать слишком сложные  движения, это отвлекает их внимание от счета.

Сопоставляются множества, воспринятые  разными анализаторами, что способствует образованию межанализаторных связей и обеспечивает обобщение знаний о числе. Детям предлагают, например, поднять руку столько раз, сколько  они услышали звуков, или сколько  пуговиц было на карточке, или сколько  игрушек стоит. Данная работа ведется  параллельно с упражнениями в  отсчете предметов и в большой  мере увязывается с ними.

 

2.2 Методика развития познавательной  активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

В процессе развития познавательной активности в  процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог  использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд  факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых  дидактических средств и т. д.

Постоянное  внимание педагога к обоснованному  выбору методов и приемов, рациональному  использованию их в каждом конкретном случае обеспечивает:

· успешное формирование элементарных математических представлений и  отражение их в речи;

· умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме), последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размер), числу), выделять количество, форму, величину как общий признак  анализируемых объектов, определять связи и зависимости:

· ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнения путем сопоставления, счета, измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность чередования признаков, общность свойств

В формировании элементарных математических представлений  ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации  практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

Характерные особенности практического  метода при формировании элементарных математических представлений:

· выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности;

широкое использование дидактического материала;

· возникновение представлений  как результата практических действий с дидактическим материалом:

· выработка навыков счета, измерение  и вычисления в самой элементарной форме;

· широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных  видах деятельности.

Данный метод  предполагает организацию специальных  упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным  материалом.

Упражнения бывают коллективными  — выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или  стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который  дети ориентируются в коллективной деятельности. Взаимосвязь между  ними определяется не только общностью  функций, но и постоянным чередованием, закономерной сменой друг друга.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: и младших  — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа  и т. д.; в старших они приобретают  характер поиска, соревнования.

С возрастом детей упражнения усложняются: они состоят из большего числа  звеньев, учебно-познавательное содержание в них не маскируется практической или игровой задачей, во многих случаях  для их выполнения требуются действия по представлению, проявление смекалки, сообразительности. Так, в младшей  группе воспитатель предлагает детям  взять морковки и угостить каждого  зайца; в старшей — определить количество кругов на карточке, вывешенной на доске, найти в групповой комнате такое же количество предметов, доказать равенство кругов на карточке и группы предметов. Если в первом случае упражнение состоит из условно выделенного одного звена, то во втором — из трех.

Наиболее эффективны комплексные  упражнения, дающие возможность одновременно решать программные задачи из разных разделов, органически сочетая их друг с другом, например: «Количество и счет» и «Величина», «Количество и счет» и «Геометрические фигуры», «Геометрические фигуры», «Величина» и «Количество и счет» и т. д. Такие упражнения повышают коэффициент полезного действия занятии, увеличивают его плотность.

В детском саду широко используются однотипные (т. е. преследующие одну и  ту же цель и осуществляемые па одном  содержании) упражнения, благодаря  которым вырабатываются необходимые  способы действий; осуществляется овладение  счетом, измерением, простейшими вычислениями; формируется круг элементарных математических представлений.

При подборе упражнений учитывается  не только их сочетаемость в одном  занятии, но и дальнейшая перспектива. Система упражнений па одном занятии  должна органично вписываться в  общую систему разнообразных  упражнении, проводимых в течение  года.

Существующая в настоящее время  система упражнений во всех возрастных группах строится по следующему принципу; каждое предыдущее и последующее  упражнение имеет общие элементы — материал, способы действии, результаты и т. д. Сближаются во времени или  даются одновременно упражнения на усвоение взаимосвязанных и взаимообратных способов действия (например, наложение  — приложение), отношений (например, больше — меньше, выше — ниже, шире — уже), арифметических действии (например, сложение — вычитание).

В упражнениях следует предусмотреть  все возможные варианты зависимостей, например, организовать измерение одинаковыми  мерками разных объектов, одинаковых объектов разными мерками, разных объектов разными мерками и т. д. Сталкиваясь  при выполнении упражнений с разными  проявлениями одних и тех же математических связей, зависимостей и отношений, ребенок  легче и быстрее осознает их и  придет к обобщению.

С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в процессе выполнения можно выделить репродуктивные (подражательные) и  продуктивные упражнения.

Репродуктивные основаны на простом  воспроизведении способа действия. При этом действия детей полностью  регламентируются взрослым в виде образца, пояснения, требования, правила, определяющих, что и как надо делать Строгое  следование им дает положительный результат, обеспечивает правильное выполнение задания, предупреждает возможные ошибки. Ход и результат упражнений находятся  под непосредственным наблюдением  и контролем воспитателя, который  указаниями, пояснениями корректирует действия детей

Продуктивные упражнения характеризуется  тем, что способ действий дети должны полностью или частично открыть  сами. Это развивает самостоятельность  мышления, требует творческого подхода, вырабатывает целенаправленность и  целеустремленность. Воспитатель обычно говорит, что надо делать, но не сообщает и не демонстрирует способа действия. При выполнении упражнений ребенок прибегает к мыслительным и практическим пробам, выдвигает предложения и проверяет их, мобилизует имеющиеся знания, учится использовать их в любой ситуации, проявляет сообразительность, смекалку и т. д. При выполнении таких упражнений педагог оказывает помощь не прямо, а в косвенной форме, предлагает детям подумать и еще раз попробовать, одобряет правильные действия, напоминает об аналогичных упражнениях, которые ребенок уже выполнял, и т. д.

Соотношение продуктивных и репродуктивных упражнений определяется возрастом  детей, имеющимся у них опытом решения практических и познавательных задач, характером самих математических представлений и уровнем развития их у детей. С возрастом увеличивается слепень самостоятельности детей при выполнении упражнений. Возрастает роль словесных указаний, пояснений, разъяснений, организующих и направляющих самостоятельную деятельность дошкольников. Дети учатся, выполнив задание, упражнение, оценивать правильность своих действий и действий товарищей, осуществлять самоконтроль.

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как  самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в  овладении разными практическими  действиями, такими, как составление  целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.

Наиболее широко используются дидактические  игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой  замысел), игровым действиям и  правилам ребенок непреднамеренно  усваивает определенное познавательное содержание. Все виды дидактических  игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством  и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их. Настольно-печатные, как правило, — в свободное от занятий время.

Знания в виде способов действий и соответствующих им представлений  ребенок получает вначале вне  игры, а в ней лишь создаются  благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации (в сюжетно дидактических, дидактических  и других видах игр).

Игра как метод обучения и  формирования элементарных математических представлений предполагает использование  на занятиях отдельных элементов  разных видов игр (сюжетной, подвижной  и т. д.), игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.), органичное сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей  и обучающей роли взрослого и  высокой познавательной активности детей.

Наглядные и словесные методы при  формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и  игровым методам. Это отнюдь не умаляет  их значения. В детском саду широко используются приемы, относящиеся к  наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:

1. Показ (демонстрация) способа  действия в сочетании с объяснением  или образец воспитателя. Это  основной прием обучения, он носит  наглядно-практически-действенный  характер, выполняется с привлечением  разнообразных дидактических средств,  дает возможность формировать  навыки и умения у детей.  К нему предъявляются следующие  требования:

· четкость, расчлененность показа способов действия;

согласованность действий со словесными пояснениями;

· точность, краткость и выразительность  речи, сопровождающей показ:

· активизация восприятия, мышления и речи детей.

2. Инструкция для выполнения  самостоятельных упражнений. Этот  прием связан с показом воспитателем  способов действия и вытекает  из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы  получить необходимый результат.  В старших группах инструкция  дается полностью до начала  выполнения задания, в младших  — предваряет каждое новое  действие.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются  воспитателем при демонстрации  способа действия или в холе  выполнения детьми задания с  целью предупреждения ошибок, преодоления  затруднений и т. д. Они должны  быть конкретными, короткими и  образными.

Показ уместен  во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение), но при этом необходима активизация  умственной деятельности, исключающая  прямое подражание. В ходе освоения нового действия, формирования умения считать, измерять желательно избегать повторного показа Освоение действия и совершенствование его осуществляется под влиянием словесных приемов: пояснения, указания, вопросов. Одновременно идет освоение речевого выражения способа действия.

4. Один из основных приемов  формирования элементарных математических  представлений во всех возрастных  группах — вопросы к детям.  В педагогике принята следующая  классификация вопросов:

- репродуктивномнемонические (Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?);

- репродуктивно познавательные (Сколько  будет на полке кубиков, если  я поставлю еще один? Какое число больше (меньше): девять или семь?);

Информация о работе Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений