Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.определить сущность понятия «Познавательная активность»;
2.Выявить формы организации познавательного математического развития;
Проанализировать программный материал по проблеме исследования;
Рассмотреть методику развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.

Содержание работы

1 Теоретические основы развития познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП
1.1 Сущность понятия «Познавательная активность»
1.2 Формы организации познавательного математического развития
2 Методические основы развития познавательной активности
дошкольников в процессе ФЭМП
2.1 Анализ программного содержания по ФЭМП для подготовительной группы
2.2 Методика развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по ФЭМП.docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

Основу  познавательной активности как ценного  интегративного образования личности составляет множество взаимосвязанных  процессов:

  • интеллектуальные процессы, которые помимо логических действий и операций (анализа, синтеза, обобщений, сравнений, сопоставлений, единства индуктивных и дедуктивных процессов) порождают состояние раздумья, размышления, рассуждения, обоснования, доказательства;

эмоциональные процессы привносят  множество сенсорных процессов  и эмоциональных состояний (переживание  успеха, радость познания, гордость за свои достижения, удовлетворение деятельностью);

регулятивные процессы, к которым  относятся волевые устремления, установка, целенаправленность, принятие решений, настойчивость, решительность, внимание как средоточие усилий;

творческие процессы, которые актуализируют  воображение, фантазию, предвосхищение, озарение, создание новых образов, моделей  и другие.

Познавательная  активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может  подниматься до стойкого личностного  качества, т. е. в зависимости от системы  отношений следует говорить о  следующих ее видах:

  • ситуативная активность, проявляющаяся в отдельных видах деятельности, в определенных условиях;

интегральная активность как преобладающее качество, проявляющееся, несмотря на препятствия, как направленность личности.

Познавательная  активность определяется следующими существенными  признаками: инициативность, интенсивность  деятельности, положительное отношение  к деятельности, самостоятельность, волевые качества личности.

Характерными  чертами познавательной активности являются:

  • многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям;

глубина, характеризующаяся активностью  не только к фактам, качествам и  свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений;

динамичность, которая заключающаяся  в том, что знания, усваиваемые  ребенком, представляют собой подвижные  системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку  в его умственной деятельности;

действенность, которая выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом  или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для  достижения цели.

Возраст от 3 до 7 лет — сензитивный период развития познавательной активности личности детей в контексте функциональной готовности в период подготовки к школьному обучению.

Важнейшим условием перестроек адаптивного характера  организма ребенка в ответ  на обучение является определенная степень  зрелости основных физиологических  систем и прежде всего центральной  нервной системы.

Проблема функциональной готовности организма старшего дошкольного  возраста к требованиям и условиям воспитания, обучения и складывающегося  в связи этим режима дня возрастает в связи с тем, что деятельность детей становится более сложной  и разнообразной, совершенствуется способность играть и рисовать, лепить, строить по собственному замыслу.

В дошкольном возрасте развивается  естественная двигательная активность детей, продолжают совершенствоваться движения, которые становятся более  координированными, разнообразными и  сильными, вместе с тем движения остаются довольно бурными, порывистыми  и быстро меняющимися. Это объясняется  все еще слабым процессом торможения и господством процесса возбуждения.

Приобретение и упрочнение знаний, умений, навыков и должных форм поведения связано с функциональным состоянием высшей нервной деятельности, в основе которой лежит образование  условных рефлексов. В дошкольном возрасте рефлексы образуются не только на реально  существующие раздражители (первая сигнальная система), но и на их речевые символы (вторая сигнальная система).

У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются межанализаторные связи  и механизм взаимодействия сигнальных систем. Возможность сопровождать речью  свою игру совершенствуется, дети без  труда воспринимают указания воспитателя  в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить  приемы обучения, усиливается эффективность  педагогических воздействий, направленных на реализацию индивидуальных возможностей детей.

В структуре интегральной индивидуальности рассматривают два типа детской  активности.

  1. Собственная активность ребенка — это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной. Собственная активность ребенка, полностью определяемая им самим, детерминирована его внутренним состоянием. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы ее достижения. Иначе говоря, ребенок здесь выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова. Собственная активность в конечном итоге обусловлена взаимодействием со взрослым. Однако ребенок настолько глубоко усвоил содержание, данное взрослым, что оно, взаимодействуя с его прошлым опытом, превратилось в его достояние, существенно изменив свою форму.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым, основывается на том, что педагог или родитель организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были ранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм.

Эти два  типа активности тесно взаимодействуют  между собой и редко выступают  в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана  с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с  помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует  с ними как со своими собственными. Вместе с тем различия между данными процессами носят принципиальный характер и на определяемых этапах развития ребенка могут вступать в резкое противоречие. Так, ребенок очень рано (в 3—4 года) прекрасно осознает и понимает разницу между активностью, идущей от него самого, и активностью, идущей от взрослого, направляющего и регулирующего его деятельность. В период собственной активности он крайне отрицательно относится к любому вмешательству со стороны взрослого. Этот момент имеет принципиальное значение для развития детской самостоятельности и независимости.

Активность  детей имеет свои возрастные, половые  и индивидуальные особенности, как, впрочем, и управление взрослыми этой активностью. Смысл его заключается в том, чтобы придать деятельности ребенка нормативно-желательный характер. Ребёнок дошкольного возраста проявляет активность в движении, общении, познании, отношении к взрослым, сверстникам, предметам.

Дошкольный возраст характеризуется  интенсивным психофизическим развитием. В период дошкольного детства  ребёнок наиболее подвержен педагогическому  воздействию взрослого, который  с помощью комплекса методов  и приемов в процессе взаимодействия формирует познавательную активность; развивает психические процессы: мышление, восприятие, память, внимание, речь, самостоятельность и инициативность детей; воспитывает у них стремление к активной познавательной деятельности и творчеству.

Познавательная активность дошкольника  рассматривается как качество личности, опосредующее отношение ребёнка  к освоению окружающей действительности во всем многообразии ее проявлений.

 

1.2 Формы организации  математического развития

Одной из основных задач организации образовательной  работы по познавательной активности дошкольниками, с моей точки зрения, является создание ситуаций, имеющих  для ребенка личностный смысл, предполагающих определенное единство эмоционально-личностной и познавательной сфер.

Бесспорным  является факт, что математика сегодня - это одна из наиболее жизненно важных областей знания современного человечества. В математике заложены большие возможности интеллектуального развития детей: мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация), процессов (умозаключение, обобщение, рассуждение и др.) и речи. Успех обучения в школе во многом зависит от качества усвоения ребенком математических знаний, уровня его интеллектуального развития.

  Главное в работе по ФЭМП  на сегодняшний день является  не только и не столько накопление  определённого запаса предметных  знаний и умений, сколько умственное  развитие ребёнка, формирование  у него необходимых специфических  познавательных и yмcтвeнныx компетентностей. В существующих программах преобладают занятия, развивающие активный мыслительный процесс. При этом ребёнок не всегда имеет возможность во время занятий применить свои знания на практике. Выход из этой ситуации следует находить в подборе различных типов и видов занятий, а также в использовании различных игр. Следовательно, целью работы по развитию познавательной активности является подбор таких форм организации математического развития детей, которые адекватны психическим особенностям детей и способствуют их интеллектуально-творческому развитию.

Познавательные  занятия создают предпосылки  для развития у детей следующих  факторов:

  • способность быстро схватывать смысл принципов. понятий. положений. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход. Поэтому в работе с детьми необходимо использовать нетрадиционные формы проведения занятий: занятия по решению проблемных ситуаций; комбинированные и интегрированные занятия.

Потребность сосредотачиваться  на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, ей можно дать реализоваться в процессе занятий-экспериментов через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов во время познавательных практикумов поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Психологические особенности: обеспокоенность, тревожность. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других. Здесь необходимыми оказываются игры-занятия: и занятия-путешecтвия.

Исследования  и практика обучения дошкольников показали, что на успешность занятий влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способная вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Задачей педагога при этом является организация целенаправленной интеллектуально- познавательной деятельности детей. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение, которое осуществляется в дошкольном образовательном учреждении и семье.

Латентное (скрытое) обучение.

Оно обеспечивает накопление чувственного и информационного  опыта. Перечислю факторы, способствующие этому.

    • Обогащенная предметная среда. Окружающая ребенка предметная среда содержит возможность познавательного развития. С одной стороны, в силу высокой познавательной активности одаренных детей она выступает для них как источник саморазвития и самообразования, с другой стороны - это возможность реализации приобретаемых на занятиях способов деятельности, эмоционального проживания различных знакомых содержаний.

В нашей  стране роль окружающей среды в развитии ребенка стала предметом внимания в последнее десятилетие, когда  в образовании произошла переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную  модель взаимодействия между людьми. Окружающая среда стала рассматриваться как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности (Т.В. Лаврентъева, 1996; С.Л. Новоселова, 1995; В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, К.П Стрелкова, 1993).

Предметную  среду необходимо рассматривать  как материал, стимулирующий развитие познавательных способностей. Для этого  во время занятий по формированию элементарных математических представлений  следует использовать материал: а) знакомый детям по занятиям, б) аналогичный  использовавшемуся, в) «свободный», дающий возможность самостоятельно применять  усвоенные средства и способы  познания.

Предметная  среда должна постоянно содержать  в себе признак новизны и проблемности.

В настоящее  время одним из перспективных  подходов к математическому развитию ребенка является ориентация на математическое моделирование, с помощью которого дети активно овладевают построением  и использованием разного рода предметных, графических и мыслителъных моделей. В этом педагогам приходит на помощь игровая технология интеллектуально-творческого развития детей В.В. Воскобовича. Такие игры, как «Геоконт», «Прозрачный квадрат, или нетающие льдинки озера Айс», «Игровой квадрат», «Геовизор», чудо-головоломки - для математического развития детей. Они способствуют формированию представлений об эталонах формы, цвета и величины, развитию познавательных и творческих способностей детей, развивают мелкую моторику руки. Развивающие игры Воскобовича В.В. прекрасно вписываются в развивающую среду благодаря своему яркому виду и многофункциональному применению.

Информация о работе Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений