Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 13:18, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.определить сущность понятия «Познавательная активность»;
2.Выявить формы организации познавательного математического развития;
Проанализировать программный материал по проблеме исследования;
Рассмотреть методику развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.
1 Теоретические основы развития познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП
1.1 Сущность понятия «Познавательная активность»
1.2 Формы организации познавательного математического развития
2 Методические основы развития познавательной активности
дошкольников в процессе ФЭМП
2.1 Анализ программного содержания по ФЭМП для подготовительной группы
2.2 Методика развития познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений
Заключение
Список используемой литературы
Основу познавательной активности как ценного интегративного образования личности составляет множество взаимосвязанных процессов:
эмоциональные процессы привносят множество сенсорных процессов и эмоциональных состояний (переживание успеха, радость познания, гордость за свои достижения, удовлетворение деятельностью);
регулятивные процессы, к которым относятся волевые устремления, установка, целенаправленность, принятие решений, настойчивость, решительность, внимание как средоточие усилий;
творческие процессы, которые актуализируют воображение, фантазию, предвосхищение, озарение, создание новых образов, моделей и другие.
Познавательная активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества, т. е. в зависимости от системы отношений следует говорить о следующих ее видах:
интегральная активность как преобладающее качество, проявляющееся, несмотря на препятствия, как направленность личности.
Познавательная активность определяется следующими существенными признаками: инициативность, интенсивность деятельности, положительное отношение к деятельности, самостоятельность, волевые качества личности.
Характерными чертами познавательной активности являются:
глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений;
динамичность, которая заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности;
действенность, которая выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели.
Возраст от 3 до 7 лет — сензитивный период развития познавательной активности личности детей в контексте функциональной готовности в период подготовки к школьному обучению.
Важнейшим условием перестроек адаптивного характера организма ребенка в ответ на обучение является определенная степень зрелости основных физиологических систем и прежде всего центральной нервной системы.
Проблема функциональной готовности организма старшего дошкольного возраста к требованиям и условиям воспитания, обучения и складывающегося в связи этим режима дня возрастает в связи с тем, что деятельность детей становится более сложной и разнообразной, совершенствуется способность играть и рисовать, лепить, строить по собственному замыслу.
В дошкольном возрасте развивается естественная двигательная активность детей, продолжают совершенствоваться движения, которые становятся более координированными, разнообразными и сильными, вместе с тем движения остаются довольно бурными, порывистыми и быстро меняющимися. Это объясняется все еще слабым процессом торможения и господством процесса возбуждения.
Приобретение и упрочнение знаний,
умений, навыков и должных форм
поведения связано с
У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются межанализаторные связи и механизм взаимодействия сигнальных систем. Возможность сопровождать речью свою игру совершенствуется, дети без труда воспринимают указания воспитателя в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить приемы обучения, усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на реализацию индивидуальных возможностей детей.
В структуре интегральной индивидуальности рассматривают два типа детской активности.
Активность ребенка, стимулируемая взрослым, основывается на том, что педагог или родитель организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были ранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм.
Эти два типа активности тесно взаимодействуют между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует с ними как со своими собственными. Вместе с тем различия между данными процессами носят принципиальный характер и на определяемых этапах развития ребенка могут вступать в резкое противоречие. Так, ребенок очень рано (в 3—4 года) прекрасно осознает и понимает разницу между активностью, идущей от него самого, и активностью, идущей от взрослого, направляющего и регулирующего его деятельность. В период собственной активности он крайне отрицательно относится к любому вмешательству со стороны взрослого. Этот момент имеет принципиальное значение для развития детской самостоятельности и независимости.
Активность детей имеет свои возрастные, половые и индивидуальные особенности, как, впрочем, и управление взрослыми этой активностью. Смысл его заключается в том, чтобы придать деятельности ребенка нормативно-желательный характер. Ребёнок дошкольного возраста проявляет активность в движении, общении, познании, отношении к взрослым, сверстникам, предметам.
Дошкольный возраст
Познавательная активность дошкольника рассматривается как качество личности, опосредующее отношение ребёнка к освоению окружающей действительности во всем многообразии ее проявлений.
1.2 Формы организации математического развития
Одной из основных
задач организации
Бесспорным является факт, что математика сегодня - это одна из наиболее жизненно важных областей знания современного человечества. В математике заложены большие возможности интеллектуального развития детей: мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация), процессов (умозаключение, обобщение, рассуждение и др.) и речи. Успех обучения в школе во многом зависит от качества усвоения ребенком математических знаний, уровня его интеллектуального развития.
Главное в работе по ФЭМП
на сегодняшний день является
не только и не столько
Познавательные занятия создают предпосылки для развития у детей следующих факторов:
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, ей можно дать реализоваться в процессе занятий-экспериментов через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.
Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов во время познавательных практикумов поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
Психологические особенности: обеспокоенность, тревожность. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других. Здесь необходимыми оказываются игры-занятия: и занятия-путешecтвия.
Исследования и практика обучения дошкольников показали, что на успешность занятий влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способная вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Задачей педагога при этом является организация целенаправленной интеллектуально- познавательной деятельности детей. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение, которое осуществляется в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Латентное (скрытое) обучение.
Оно обеспечивает накопление чувственного и информационного опыта. Перечислю факторы, способствующие этому.
В нашей
стране роль окружающей среды в развитии
ребенка стала предметом
Предметную среду необходимо рассматривать как материал, стимулирующий развитие познавательных способностей. Для этого во время занятий по формированию элементарных математических представлений следует использовать материал: а) знакомый детям по занятиям, б) аналогичный использовавшемуся, в) «свободный», дающий возможность самостоятельно применять усвоенные средства и способы познания.
Предметная
среда должна постоянно содержать
в себе признак новизны и
В настоящее время одним из перспективных подходов к математическому развитию ребенка является ориентация на математическое моделирование, с помощью которого дети активно овладевают построением и использованием разного рода предметных, графических и мыслителъных моделей. В этом педагогам приходит на помощь игровая технология интеллектуально-творческого развития детей В.В. Воскобовича. Такие игры, как «Геоконт», «Прозрачный квадрат, или нетающие льдинки озера Айс», «Игровой квадрат», «Геовизор», чудо-головоломки - для математического развития детей. Они способствуют формированию представлений об эталонах формы, цвета и величины, развитию познавательных и творческих способностей детей, развивают мелкую моторику руки. Развивающие игры Воскобовича В.В. прекрасно вписываются в развивающую среду благодаря своему яркому виду и многофункциональному применению.