Содержание
Введение ________________________________________________
3
Глава 1. Теоретические
основы проблемы формирования
познавательной активности
у детей старшего дошкольного
возраста в развивающей игре
название_______________________ 6
1.1 Понятие «познавательная
активность» в психолого-педагогической
литературе__________________________________________
6
1.2 Особенности развития познавательной
активности у детей старшего дошкольного
возраста_________________________________10
1.3 Познавательная игра –
как средство формирования познавательной
активности у детей старшего дошкольного
возраста_______ 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
по формированию познавательной активности
старших дошкольников средствами познавательных
игр_________________________________________
2.1 Методика диагностики
познавательной активности у
детей старшего возраста. Констатирующий
эксперимент________19
2.2 Формирование познавательной
активности у детей старшего дошкольного
возраста в познавательной игре___________22
2.3 Анализ эффективности
проделанной работы по формированию
познавательной активности у детей старшего
дошкольного возраста в развивающих игре_________________________________25
Заключение_____________________________________________28
Список использованных
источников______________________ 30
Приложения ____________________________________________32
Введение
Детство — самый важный период
становления личности. В эти годы ребенок
приобретает первоначальные знания об окружающем
мире и жизни. Дети активно познают окружающий
мир. В дошкольном возрасте игра является
ведущей формой деятельности. С помощью
игры можно развивать те качества и процессы,
которые имеют значение для формирования
представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых
для учебы в школе и дальнейшей жизни.
Проблема развития познавательной
активности дошкольников – одна из самых
актуальных в детской психологии, поскольку
взаимодействие человека с окружающим
миром возможно благодаря его активности
и деятельности, а ещё и потому, что активность
является непременной предпосылкой формирования
умственных качеств личности, ее самостоятельности
и инициативности. надо давать детям толчок
к познанию действительности, а не стремиться
к исчерпывающей сумме знаний, как это
имело место в традиционной системе умственного
воспитания.
Проблема познавательной активности
– одна из наиболее трудных в педагогике,
так как, являясь индивидуально-психологической
характеристикой человека, отражает очень
сложные взаимодействия психофизиологических,
биологических и социальных условий развития.
Познавательная активность
при правильной педагогической организации
деятельности воспитанников и систематической
и целенаправленной воспитательной деятельности
может и должна стать устойчивой чертой
личности дошкольника и оказывает сильное
влияние на его развитие.
Все это и обусловило актуальность
темы исследования.
Цель исследования: выявить теоретически и опытно-экспериментальным
путем проверить эффективность познавательная
игры как средства развития познавательной
активности детей старшего дошкольного
возраста.
Объект исследования: познавательная активность
детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: познавательная игра как средство
развития познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста.
Изучение психолого-педагогической
литературы по теме исследования позволило
выдвинуть следующую гипотезу: предполагается,
что познавательная активность у детей
старшего дошкольного возраста может
быть реально и существенно повышена,
если в процессе обучения дошкольников
будут целенаправленно и комплексно использоваться
познавательные игры.
В соответствии с целью и гипотезой
исследования были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие
«познавательная активность» в
психолого-педагогической литературе.
2) Выявить особенности
развития познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить познавательная
игра – как средства формирования познавательной
активности у детей старшего дошкольного
возраста.
4) Экспериментально проверить
эффективность познавательной игры
как средства развития познавательной
активности у детей старшего дошкольного
возраста.
Для решения поставленных задач
и проверки гипотезы были использованы
следующие методы исследования: теоретический
анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования,
наблюдение за учебно-воспитательным
процессом, педагогический эксперимент,
метод анализа педагогического эксперимента,
статистические методы обработки данных.
Глава 1.Теоретические
основы развития познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Понятие «познавательная
активность» в психолого-педагогической
литературе
Раскроем понятия «познание»,
«активность», «познавательная активность».
Познание – «процесс психического
отражения и восприятия объективного
мира в сознании, результатом которого
является новое знание о его сущности;
специфическая деятельность человека,
ориентированная на открытие законов
природы и общества, тайн бытия человека
и мира, обнаружение возможных способов
действия с предметами и явлениями. Специально
организованное познание составляет сущность
учебно-воспитательного процесса».
Активность – деятельность,
активность – готовность к деятельности
и активность – инициативность. Когда
психологи употребляют термин «активность»
без всяких дополнительных определений,
они обычно имеют в виду как раз центральный
энергетический заряд, кроющийся в обозначаемых
им вариантах явлений. Поэтому синонимом
«активности» выступают такие словосочетания,
как «умственная энергия» (Ч. Спирмен),
«нервно-психическая энергия» (А. Ф. Лазурский).
Понимаемая таким образом активность
естественно рассматривается как «генеральный
фактор одаренности» и важная «основа
классификации личностей».
Познавательная активность.
Выдвижению этого понятия предшествовало
экспериментальное изучение у маленьких
детей познавательной деятельности. Даже
в первом полугодии жизни у младенца можно
наблюдать сложно построенную деятельность,
включающую все важнейшие структурные
элементы – потребности, мотивы, действия,
а не только простые операции, возникающие
почти автоматически под влиянием запускающего
их внешнего раздражителя. Познавательная
деятельность имеет специфический предмет
и результат: ее предметом является информация,
заключенная в предмете, на который направлено
внимание ребенка, а ее результатом –
отражение свойств предмета, их образ.
Мы полагаем, что познавательная
активность занимает в деятельности структурное
место, близкое к уровню потребности. Это
состояние готовности к познавательной
деятельности, то состояние, которое предшествует
деятельности и порождает ее. Активность
чревата деятельностью. Понятие познавательная
активность имеет для нас важный смысл.
Психолог не может наблюдать потребность
в открытом виде: она недоступна глазу.
То, что мы видим, измеряем и регистрируем
в эксперименте, суть действия. Отправляясь
от них, мы можем умозаключить о свойствах
потребности, о ее количественных и качественных
параметрах. И вот в этом мысленном движении
извне внутрь мы и проходим промежуточную
стадию, именуемую термином «активность»:
деятельность – активность – потребность.
Активность – это потребность, уже отягощенная
материей движения и слов, предвкушений
и воспоминаний. Говоря, что субъект испытывает
потребность, мы обычно доказываем это
ссылками на последующую деятельность,
которую он затем развивает. Говоря, что
субъект познавательно активен, перечисляем
состояния, еще не являющиеся деятельностью,
но уже свидетельствующие о готовности
к ней (признаки интереса, внимание, сигналы
о настройке на начало работы).
Таким образом, опираясь на
работы М. И. Лисиной, A. M. Матюшкина, убедительно
доказывающие, что познавательная активность
является формируемым качеством личности,
мы определяем познавательную активность
как прижизненно развивающееся сложное
личностное образование, обусловливающее
качественные характеристики познавательной
деятельности.
Анализ литературы показал,
что наиболее аргументировано выделение
авторами следующих компонентов структуры
познавательной активности: эмоциональный,
волевой, мотивационный, содержательно-процессуальный
и компонент социальной ориентации.
Учитывая всю трудность фиксации
такого сложного феномена, как познавательная
активность, и предвидя возможность неравномерного
развития отдельных ее компонентов, мы
избрали подход поэлементного изучения.
В каждом структурном компоненте нами
обозначены эмпирические элементы поддающиеся
наблюдению, фиксированию и теоретическому
анализу. Каждый внешний признак элемента
структуры познавательной активности
может быть отражен в определенных критериях,
которые характеризуют уровень проявления
данного элемента.
Система внешних признаков
позволяет фиксировать качественное состояние
компонентов познавательной активности,
а выделенные уровни проявления данных
признаков отражают степень сформированное
компонентов с количественных позиций.
Учитывая, что развитие эмоционального,
волевого и мотивационного компонентов
во многом обусловлено протеканием внутренних
психических процессов, мы относим данные
компоненты к внутренней сфере познавательной
активности, а содержательно-операциональный
и компонент социальной ориентации –
к сфере внешней.
Выделенные компоненты познавательной
активности могут находиться на различных
уровнях развития, но при этом они, как
части системы, находятся в сложных отношениях
взаимовлияния и взаимозависимости.
Степень успешности процесса формирования
познавательной активности зависит от
влияния системы внешних и внутренних
факторов. К внутренним мы относим биологические
факторы, а также психические свойства
личности (способности, характер, темперамент
и направленность), к внешним – социальные
и педагогические.
Адаптивные формы активности
и соответствующие им процессы вызываются
многочисленными потребностями и теми
видами мотивации, которые получили общую
характеристику мотивов достижения (успеха).
Современные цели образования акцентируют
внимание на формировании творческой,
самостоятельной личности, развитии её
как активного субъекта собственной жизни
и деятельности. В связи с этим в педагогике
активно обсуждается проблема перехода
от репродуктивной модели образования,
обеспечивающей воспроизводство «готовых
знаний», к продуктивной модели, ориентированной
на активизацию познавательной деятельности
обучающихся.
В данном направлении ведутся
исследования различных аспектов процесса
формирования познавательной активности
детей (Л. С. Выготский, Д. Б. Годовикова,
В. В. Голицин, Е. Э. Кригер, С. А. Козлова,
Т. А. Куликова, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина
и другие). Ученые определяют сущность
понятия «познавательная активность»,
однако, в современной науке пока нет однозначного
его толкования, что требует проведения
дополнительных исследований для уточнения.
Единичные исследования посвящены изучению
факторов и условий развития познавательной
активности детей дошкольного возраста.
Вместе с тем ученые и педагоги указывают
на то, что происходит снижение познавательной
активности у детей старшего дошкольного
возраста.
Познавательная активность развивается
из потребности в новых впечатлениях,
которая присуща каждому человеку от рождения.
В дошкольном возрасте на основе этой
потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской
деятельности, у ребенка формируется стремление
узнать и открыть для себя как можно больше
нового.
Все авторы, занимавшиеся исследованием
этого вопроса (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская,
Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, Т. А.
Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина),
считают, что познавательная активность
является одним из важных качеств, характеризующих
психическое развитие дошкольника. Познавательная
активность, сформированная в период дошкольного
детства, является важной движущей силой
познавательного развития ребенка.
Мы определяем познавательную активность
как стремление к наиболее полному познанию
предметов и явлений окружающего мира.
Развитие познавательной активности
определяется качественными изменениями,
отражающимися в энергетическом и содержательном
показателях. Энергетический показатель
характеризует заинтересованность ребенка
в деятельности, настойчивость в познании.
Содержательный показатель характеризует
результативность деятельности в процессе
получения знаний, выделение различных
культурных содержаний в ситуации.
Познавательная активность развивается
из потребности в новых впечатлениях,
которая присуща каждому человеку от рождения.
В дошкольном возрасте на основе этой
потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской
деятельности, у ребенка формируется стремление
узнать и открыть для себя как можно больше
нового.
Исследования психологов и
педагогов (А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, П.
И. Пидкасистый, Сл. Рубинштейн и др.) показали,
что содержание знаний – не единственный
источник стимуляции интереса к обучению:
масса разнообразных стимулов укрепления
и формирования интереса к познанию поступает
из самой деятельности, рождающей интеллектуальные
и эмоциональные удовлетворения.
Формирование познавательной
активности и самостоятельности детей
– одно из таких направлений стимуляции.
Это одна из определяющих линий деятельности
взрослого, а сформированность активности
и самостоятельности – важнейший показатель
плодотворности познания.
Познавательная активность,
если она достаточно устойчива, в исследованиях
психологов и педагогов рассматривается
как личностное образование, которое выражает
интеллектуальный отклик на процесс познания,
живое участие, мыслительно-эмоциональную
отзывчивость ребенка в познавательном
процессе.
Таким образом, рассмотрев теоретические
основы развития познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста
в дидактической игре, мы пришли к выводам:
Познавательная активность – это стремление
к наиболее полному познанию предметов
и явлений окружающего мира. Развитие
познавательной активности определяется
качественными изменениями, отражающимися
в энергетическом и содержательном показателях.
Энергетический показатель характеризует
заинтересованность ребенка в деятельности,
настойчивость в познании. Содержательный
показатель характеризует результативность
деятельности в процессе получения знаний,
выделение различных культурных содержаний
в ситуации.