Полученные данные показали,
что уровень показателей познавательной
активности у детей экспериментальной
и контрольной групп после проведения
формирующего эксперимента стал различным.
Уровень развития показателей у детей
экспериментальной группы стал значительно
выше, чем у детей контрольной группы,
с которыми не проводилось специальных
мероприятий с использованием развивающих
игр.
Наряду с этим можно отметить и некоторые
психологические особенности познавательной
активности, появившиеся у детей экспериментальной
группы после проведения формирующего
эксперимента. Практически у всех детей
явно выросла инициативность в поиске
новых способов обращения с предлагаемым
объектом. У детей появился момент «обдумывания»
- когда ребенок, в определенный момент,
исчерпав свои возможности, не уходит
из ситуации, не начинает повторять уже
сделанные ранее варианты, а берет «таймаут»,
внимательно рассматривает кубики и пытается
найти новое решение. Если случайно, в
процессе манипулирования с кубиками,
получался какой-то вариант, которого
ребенок еще не делал, он обычно был им
замечен.
После проведения формирующего эксперимента
уровень развития познавательной активности
детей экспериментальной и контрольной
групп стал значительно отличаться. У
детей экспериментальной группы уровень
познавательной активности значительно
вырос, в то время, как у детей контрольной
группы остались без изменений.
Полученные сравнительные данные
по сформированности познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста
в экспериментальной группе до обучения
и после обучения могут свидетельствовать
о том, что отмечается положительная динамика
в экспериментальной группе: произошло
изменение показателей – низкий уровень
снизился с 33,3% до 18,3%, а высокий уровень
вырос с 14,9% до 33,2%.
В контрольной группе изменений
не значительные.
Полученные нами данные позволяют
сделать следующее выводы:
После проведения формирующего
эксперимента уровень развития познавательной
активности детей экспериментальной и
контрольной групп стал значительно отличаться.
У детей экспериментальной группы уровень
познавательной активности значительно
вырос, в то время, как у детей контрольной
группы остались с небольшими изменениями.
Проведенный эксперимент позволяет
заключить, что познавательная активность
у детей старшего дошкольного возраста
может быть реально и существенно повышена,
если в процессе обучения дошкольников
будут целенаправленно и комплексно использоваться
познавательные игры.
Заключение
В результате исследования нами было
рассмотрено понятие «познавательная
активность» в психолого-педагогической
литературе, определены особенности развития
познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста, выявлены средства
развития познавательной активности дошкольников.
Важным средством развития познавательной
активности детей дошкольного возраста
являются познавательные игры. Для проверки
этого предположения нами был проведен
эксперимент, состоящий из трех этапов.
На констатирующем этапе нами были выделены
критерии и показатели и определен уровень
сформированности познавательной активности
дошкольников. На формирующем этапе были
разработаны и проведены познавательные
игры по развитию познавательной активности
дошкольников.
В начале формирующего эксперимента
можно было проследить, что дети сначала
невнимательно слушали задание и неверно
выполняли действия, но при помощи вопроса
воспитателя, стимулирующего на обследование,
они активизировались, исправляли ошибки,
начали искать предметы, детали в окружающей
обстановке, исследовать пространство,
делать для себя открытия. Возникающий
интерес к заданиям мы поддержали вопросом
о предметах-заместителях, обратились
к личному опыту детей.
В результате заданий удалось
развить у детей наблюдательность, внимание,
воображение детей, формировать умения
анализировать, рассуждать, делать умозаключения,
то есть развить те мыслительные операции,
которые составляют ядро познавательной
активности.
Для проверки эффективности проведенных
занятий был организован также контрольный
этап эксперимента, на котором выявили
существенные изменения в уровне познавательной
активности у детей экспериментальной
группы, с которыми был проведен формирующий
эксперимент.
Проведенные исследования зафиксировали
достоверный рост уровня сформированности
познавательной активности у детей старшего
дошкольного возраста, участвовавших
в деятельности по экспериментальной
программе. Предложенная нами совокупность
познавательных игр может являться эффективным
средством развития познавательной активности
дошкольников.
Эффективность процесса формирования
познавательной активности дошкольников
зависит от целенаправленной совместной
деятельности воспитателя и дошкольников
по выбору оптимального пути подготовки
дошкольника к самостоятельной познавательной
деятельности.
Очевидно, что ряд затронутых в исследовании
вопросов: проблема роли и места познавательной
игры в формировании познавательной активности
дошкольников, ее роль в становлении гармонично
развитой личности требует специального
глубокого изучения.
Подводя итог, можно сделать
вывод, что основными задачами и направлениями
развития познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста является:
Обогащение сознания детей
новым содержанием, которое способствует
накоплению представлений ребенка о мире,
готовит его к элементарному осмыслению
некоторых понятий.
Систематизирование накопленной
и полученной информации посредством
логических операций (анализ, сравнение,
обобщение, классификация). Стремление
к дальнейшему накоплению информации
(отдельные факты, сведения) и готовность
упорядочить накопленную и вновь получаемую
информацию, классифицировать ее.
Таким образом, задачи, поставленные
в начале работы, были решены, цель исследования
достигнута, гипотеза подтверждена.
Список использованных
источников
- Божович, Л. И. Личность и ее
формирование в дошкольном возрасте /
Л. И. Божович. – Питер, 2009. - 398 с.
- Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р.
Болотина, Т. С. Баранов. – М. : Культура,
2005. – 240 с.
- Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных
интересов у детей 5-7 лет/ М.: СФЕРА, 2012.-
128с.
- Веракса, Н. Е. Развитие ребенка
в дошкольном детстве: пособие для педагогов
дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.
- Выготский, Л. С. Проблемы развития психики.
Собр. соч.: В 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика,1983. – Т. ІІІ. – 366 с.
- Гальперин, П. Я. Методы обучения
и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин.
– М. : Педагогика, 1985. – 334 с.
- Гальперин, П. Я. О формировании
умственных действий и понятий / П. Я. Гальперин
// Культурно-историческая психология.
– 2010. - № 3. – С. 11-114.
- Голицин, В. Б. Познавательная
активность дошкольников / В.Б. Голицин
// Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19-22
- Губанова, Н. Игровая деятельность
в детском саду : программа и методические
рекомендации / Губанова Н. – М. : Мозаика-Синтез,
2006. – 105 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего
обучения / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1996. – 544 с.
- Землянухина, Т. М. Особенности
формирования любознательности / Т. М.
Землянухина // Дошкольное воспитание.
– 1986. - № 11. - С. 11-16.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия,
2007. – 421 с.
- Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М. : Просвещение, 1971. – 280 с.
- Леонтьев, А. Н. Психологические
основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. – 1996. - № 3. – С. 19-31.
- Леонтьев, А. Н. Психологическое
развитие ребенка в дошкольном возрасте
/ под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца.
– М. : Международный образовательный
и психологический колледж, 1995. – С.13-25.
- Лисина, М. И. Развитие познавательной
активности детей в ходе общения со взрослыми
и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии, 1982. - № 4 .- С.18 -35.
- Матюшкин, А. М. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей: в кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. – М.: Просвещение, 1979 – С. 29-34.
- Можейко А.В. Развитие познавательной
и эмоциональной сфер дошкольников / М.:
ТЦ Сфера, 2009.- 128 с.
- Смирнова, Е. О. Лучшие развивающие
игры / Е. О. Смирнова. – М. : Эксмо, 2010. –
240 с.
- Щукина, Г. И. Проблема познавательных
интересов в педагогике / Г.И. Щукина. –
М.: Просвещение, 1971. – 234 с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология
(развитие ребенка от рождения до семи
лет) / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение,
2005. – 350 с.
Приложение
Приложение № 1
Игровой материал:
1. Предметные картинки (парные):
чашка — стакан, кружка — чашка,
масленка — сахарница, чайник
— кофейник, кастрюля — сковородка,
платок — косынка, шапка —
шляпа, платье — сарафан, свитер
— безрукавка, пальто — куртка,
шуба — зимнее пальто, брюки
— шорты, носки — гольфы, чулки
— носки, перчатки — варежки,
туфли — босоножки, тапочки —
сандалии, ранец — портфель, люстра
— настольная лампа.
- Коробочки для складывания
картинок.
Ход игры:
Играют 6-9 детей. Воспитатель
вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок,
например: чашка – стакан, платок – косынка,
ранец – портфель. Рассказывает: «Дети,
мы получили новую квартиру. Надо собрать
все вещи и упаковать их для переезда.
Сначала я буду упаковывать посуду. Вы
мне будете помогать. Подавайте мне только
ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны
— многие вещи внешне похожи. Не спутайте,
например, кружку с чашкой, чайник с кофейником.
Собранную посуду я сложу в синюю коробку».
Воспитатель называет по одному предмету
из каждой пары, например кофейник. Если
ребенок ошибается (предъявляет чайник),
картинка остается у него. К концу игры
у детей не должно остаться ни одной картинки.
Проигравшим считается тот, у кого остались
картинки. Затем для активизации в речи
детей соответствующего словаря воспитатель
предлагает одному ребенку вынимать из
коробки собранные картинки и говорить,
что он достал, а остальным — называть
предмет, объединенный в пару с предъявляемым.
Например, ведущий говорит: «Перчатки».—
«Варежки»,— отвечает партнер по игре
и отдает ему свою картинку.
Дидактическая игра «У кого
какой предмет»
Цель: 1.Упражнять детей в сравнении
двух предметов, одинаковых по названию.
Учить, сравнивая предметы, начинать с
существенных признаков (ведущих); развивать
наблюдательность. 2.Обогащать словарь
дошкольников за счет существительных
— названий деталей и частей предметов;
прилагательных, обозначающих цвет и форму
предметов; наречий, предлогов. Добиваться
использования слов, наиболее точно характеризующих
предмет, его качества. И т. п.
Игровой материал: Парные картинки
с изображением предметов, отличающихся
друг от друга несколькими признаками
и деталями: 2 пуговицы, разные по цвету,
величине, форме, количеству дырочек; 2
чашки, разные по форме и цвету, с разными
рисунками; 2 рыбки, разные по форме тела,
длине и окраске плавников и хвоста; 2 рубашки
— полосатая и клетчатая, с длинными и
короткими рукавами, у одной кармашек
наверху, у другой — два внизу; 2 фартука
разного покроя с разной вышивкой; 2 ведра,
разные по форме и цвету; другие предметы:
пряжки, шарфы, туфли, лодки и др.
Ход игры на занятии
Воспитатель кладет перед детьми
по 2—3 пары картинок и объясняет: «На каждой
паре картинок нарисованы одинаковые
по названию предметы: рубашки, рыбки,
фартучки. Но предметы чем-то отличаются
друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать.
Про один предмет буду рассказывать я,
про другой тот, кого я вызову. Рассказывать
будем по очереди. Если я назову цвет своего
предмета, то и вы должны назвать только
цвет; если я скажу, какой формы у меня
предмет, то и вы должны определить форму
предмета». Вызывает ребенка и предлагает
ему вместе рассказать про рубашки и т.п.
Аналогично проводится сравнение других
предметов. При повторном упражнении дети
могут сравнивать однородные предметы
самостоятельно. В этом случае воспитатель
следит за ходом игры, за правильностью
сравнений.
Ход игры вне занятия
Играют четверо детей. На столе
лежат 4 пары картинок изображениями вниз.
Воспитатель предлагает детям взять по
одной картинке из каждой пары. Затем он
открывает любую из оставшихся на столе
картинок и рассказывает о том, что на
ней изображено. Ребенок, у которого предмет
того же наименования, включается в сравнение.
Потом эти 2 картинки выкладывают рядом,
и играющие проверяют, правильно ли были
названы признаки предметов, обо всем
ли сказано.
Воспитатель. У меня желтый
фартук.
Ребенок. А у меня голубой.
Воспитатель. На моем фартуке
один карман.
Ребенок. А на моем - два кармана
и т.д.
В дальнейшем на роль ведущего
можно назначить кого-нибудь из детей.
Дидактическая игра «Садовник
и цветы»
Цель: закрепить знания детей
о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Ход игры:
Пять, шесть играющих сидят
на стульях, расставленных по кругу. Это
цветы. У них всех есть название (можно,
чтобы играющие выбрали картинку-цветок;
ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник
говорит: «Я так давно не видел чудесный
белый цветок с жёлтым глазком, похожим
на маленькое солнышко, не видел ромашку».
Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка,
поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю
Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что
вы захотели взглянуть именно на меня».
Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается
до тех пор, пока садовник не перечислит
все цветы.
Содержание этой игры можно
легко изменить: «Садовник и фруктовые
деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик
и его звери» и т.д.
Дидактическая игра «Кто больше
действий назовет»
Цель: активно использовать
в речи глаголы, образовывая различные
глагольные формы.
Игровой материал. Картинки:
предметы одежды, самолёт, кукла, собака,
солнце, дождь, снег.
Ход игры:
Приходит Неумейка и приносит
картинки. Задача детей подобрать слова,
которые обозначают действия, относящиеся
к предметам или явлениям, изображённым
на картинках.