Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами познавательных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить теоретически и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность познавательная игры как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: познавательная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ________________________________________________ 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования
познавательной активности у детей старшего дошкольного
возраста в развивающей игре название_______________________ 6
1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе__________________________________________ 6
1.2 Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста_________________________________10
1.3 Познавательная игра – как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста_______ 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности старших дошкольников средствами познавательных игр_________________________________________
2.1 Методика диагностики познавательной активности у детей старшего возраста. Констатирующий эксперимент________19
2.2 Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в познавательной игре___________22
2.3 Анализ эффективности проделанной работы по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в развивающих игре_________________________________25

Заключение_____________________________________________28

Список использованных источников______________________ 30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (12).docx

— 75.24 Кб (Скачать файл)

В педагогических словарях понятие познавательной активности трактуется как «свойство личности, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

 

1.2 Особенности развития  познавательной активности у  детей старшего дошкольного возраста

 

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

Одной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности.

Самая ранняя форма познавательной активности – любознательность.

Внешне она проявляется в следующем:

- непосредственный интерес к  новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к  взрослым;

- позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой  информации.

Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, – насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходима для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям.

Следующий вид познавательной активности, направлен на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения.

Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.

Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Источником познавательной активности становится преодоление противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявлять самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников: раннее выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности; яркое выражение в вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4-5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности. В исследовании определены критерии познавательной активности детей дошкольного возраста: познавательная ориентация, интерес, инициатива, самостоятельность и оригинальность.

Таким образом, познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Анализируя вышесказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

В старшем дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для развития познавательной активности.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, мы пришли к выводам:

Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.

Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте заключаются в том, что познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

 

 

1.3 Познавательная игра как средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

 

Формируя познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы огромнейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком. Для этого также надо применять разнообразные средства. Средство – это прием, способ действия для достижения чего-нибудь.

Личный опыт развития ребёнка – главный путь познания окружающего мира, но весьма быстро его становится мало.

Деятельность детей дошкольного возраста разнятся по видам и содержанию, а следственно, по возможности проявлять воздействие на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком появляются неодинаковые познавательные задачи, решение которых составляет органическую долю той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников реализовывается в игровой деятельности, в намерено созданных взрослыми подвижных, дидактических играх находятся всевозможные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети воссоздают свои впечатления об окружающей жизни, запас знаний усвоенных ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются.

В последние годы все инициативнее в качестве ситуаций для воспитания умственных способностей, познавательной деятельности выдвигаются разнообразные формы увеличения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста, а конкретнее познавательные (дидактические) игры.

Игровая деятельность - это особенный мир человеческой активности, в которой личность не преследует никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Детские игры сформированы для исчерпывающей подготовки к жизни. Поэтому они обладают генетической связью со всеми видами деятельности человека и выступают как свойственно детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев.

В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно отражают социальные взаимоотношения и материальные объекты или обыгрываются различные вымышленные ситуации, не имеющие пока опыта в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры.

Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дошкольники приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни.

Остановимся подробнее на рассмотрении дидактических или познавательных игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности дошкольников, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Перечисленные признаки характерны всем играм, но в одних явственнее выступают одни, в других - иные.

Четкой классификации игр по видам не существует. Часто игры соотносят с содержанием обучения и воспитания.

Дидактическая игра - явление многогранное, но в ней отчетливо показывается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и в то же время игровую деятельность. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Из программы берется познавательное содержание.

Структурным элементом игры является игровая задача, реализуемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отображают взаимодействие обучения и игры. На занятиях прямая постановка дидактической задачи, а в дидактической игре она реализуется через игровую, определяет игровые действия и становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность найти решение, активизирует и акцентирует игровые действия.

Другим из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность определены общими задачами развития личности ребенка и коллектива детей старшего дошкольного возраста, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, взрослый следит за игрой, процессами познавательной активности детей старшего дошкольного.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно соединяются между собой. Обучающие правила способствуют раскрытию перед детьми старшего дошкольного возраста, что и как нужно делать, они сопоставляют с игровыми действиями, открывают способ их действий. Правила образуют познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют последовательность, логичность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре развиваются игровые связи и реальные отношения между детьми. Взаимоотношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть обращены на развитие положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. Следование правилам в ходе игры требует необходимости проявления усилий, усвоения способов общения в игре и вне игры и развития не только знаний, но и разнообразных эмоций, накопления добрых чувств и усвоения традиций.

Познавательная игра - это средство изучения мира: через игру ребенок усваивает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей старшего дошкольного возраста формируется умение наблюдать, круг интересов становится многообразней, проявляются вкусы и запросы.

Обдумывая задачи и содержание игр с правилами, нужно постепенно усложнять их. Познавательная игра в жизни дошкольника имеет большое значение, как для взрослого работа, служба. В игре вырабатываются те физические и психологические навыки, которые потребуются для работы: активность, творчество, умение справляться с трудностями. Эти качества формируются в игре, в которой есть рабочее усилие и усилие мысли. Благодаря большой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости старших дошкольников их легко заинтересовать в любой деятельностью, а в игровую особенно.

В результате теоретического анализа философской и психологической литературы мы определяем игру в широком смысле слова как занимательную, увлекательную для ребенка деятельность в условных ситуациях (опираясь на труды И.Е. Берлянд, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, И. Хейзинга).

Познавательные (дидактические) игры - это сознательно образованные ситуации, моделирующие реальный мир, из которых ребенку предлагается найти выход.

Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. Но игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста располагает существенным свойством: в ней познавательная деятельность выступает, как самодвижение, потому что информация не определяется извне, а является внутренним продуктом, следствием самой деятельности.

Информация о работе Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами познавательных игр