В педагогических словарях понятие познавательной
активности трактуется как «свойство
личности, которое проявляется в его положительном
отношении к содержанию и процессу учения,
к эффективному овладению знаниями и способами
деятельности за оптимальное время, в
мобилизации нравственно-волевых усилий
на достижение учебно-познавательной
цели.
1.2 Особенности развития
познавательной активности у
детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – длительный период,
закладывающий фундамент будущей личности
и во многом ее определяющий. Именно дошкольное
детство является периодом первоначального
познания окружающей действительности.
В современной возрастной и педагогической
психологии психическое развитие ребенка
понимается как процесс и результат присвоения
культурно-исторического опыта предшествующих
поколений. Необходимым условием присвоения
этого опыта является активность ребенка,
в том числе и познавательная, проявляющаяся
в соответствующей деятельности.
Одной из главных целей в развитие
ребенка – дошкольника является развитие
его познавательной активности.
Самая ранняя форма познавательной активности
– любознательность.
Внешне она проявляется в следующем:
- непосредственный интерес к
новым фактам, занимательным явлениям,
связанные с этим вопросы к
взрослым;
- позитивное эмоциональное переживание,
связанное с получением новой
информации.
Основное условие, обеспечивающее этот
уровень познавательной активности, –
насыщенная информационная среда, а также
возможность практической деятельности
в ней. Другими словами, помогает все, что
способствует обогащению чувственно-практического
опыта ребенка, мешает то, что дает ему
готовые знания раньше, чем они понадобились
ему для осмысления собственного опыта.
Познавательная активность, связанная
с приобретением знаний и умений, необходима
для решения познавательных задач, стремления
к интеллектуальным достижениям.
Следующий вид познавательной активности,
направлен на познание существенных свойств
предметов и явлений, понимание значимых
связей между ними характерно сочетание
присвоения задаваемой извне цели деятельности
и самостоятельного выбора способов и
средств ее достижения.
Самостоятельная познавательная
активность характеризуется ориентацией
на установление источников, причинно-следственных
связей, механизмов окружающих явлений,
событий и себя самого.
Каждый уровень познавательной
активности составляет основу для более
высокого уровня и включается в его состав,
является необходимым для полноценного
проявления более высоких уровней познавательной
активности. Условия, необходимые для
развития познавательной активности на
каждом этапе, также включаются в состав
условий, необходимых для обеспечения
познавательной активности более высокого
уровня, но занимают при этом все более
и более подчиненное положение.
Познавательная активность
ребенка старшего дошкольного возраста
характеризуется оптимальностью отношений
к выполняемой деятельности, интенсивностью
усвоения различных способов позитивного
достижения результата, опытом творческой
деятельности, направленностью на его
практическое использование в своей повседневной
жизни. Источником познавательной активности
становится преодоление противоречия
между усвоенным опытом и необходимостью
трансформировать, интерпретировать его
в своей практической деятельности, что
позволяет ребенку проявлять самостоятельность
и творческое отношение при выполнении
задания.
Анализ психолого-педагогической
литературы позволяет сформулировать
особенности развития познавательной
активности дошкольников: раннее выявление,
интенсивное развитие, проявление в разных
видах деятельности; яркое выражение в
вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании;
проявление познавательного интереса
на уровне любознательности; после 4-5 лет
эта активность приобретает вид инициативной
преобразовательной активности. В исследовании
определены критерии познавательной активности
детей дошкольного возраста: познавательная
ориентация, интерес, инициатива, самостоятельность
и оригинальность.
Таким образом, познавательная
активность ребенка старшего дошкольного
возраста характеризуется оптимальностью
отношений к выполняемой деятельности,
интенсивностью усвоения различных способов
позитивного достижения результата, опытом
творческой деятельности, направленностью
на его практическое использование в своей
повседневной жизни.
Анализируя вышесказанное можно
сделать выводы: с ростом
и развитием ребенка его познавательная
активность все больше начинает тяготеть
к познавательной деятельности, которая
как любая деятельность, характеризуется
определенной структурой. Ее элементами
являются: побудительно-мотивационная
часть (потребность, мотивы, цели), предмет
деятельности, соответствие предмета
и мотива деятельности и средства ее осуществления
(действия и операции). Отсюда следует,
что необходимым условием развития познавательного
интереса у дошкольников является деятельность,
несущая познавательную функцию.
В старшем дошкольном возрасте
на базе полученного опыта учебной, игровой
и трудовой деятельности, складываются
предпосылки для развития познавательной
активности.
Таким образом, рассмотрев теоретические
основы развития познавательной активности
детей дошкольного возраста, мы пришли
к выводам:
Познавательная активность
– это стремление к наиболее полному познанию
предметов и явлений окружающего мира.
Развитие познавательной активности определяется
качественными изменениями, отражающимися
в энергетическом и содержательном показателях.
Энергетический показатель характеризует
заинтересованность ребенка в деятельности,
настойчивость в познании. Содержательный
показатель характеризует результативность
деятельности в процессе получения знаний,
выделение различных культурных содержаний
в ситуации.
Особенности развития познавательной
активности в дошкольном возрасте заключаются
в том, что познавательная активность
ребенка старшего дошкольного возраста
характеризуется оптимальностью отношений
к выполняемой деятельности, интенсивностью
усвоения различных способов позитивного
достижения результата, опытом творческой
деятельности, направленностью на его
практическое использование в своей повседневной
жизни.
1.3 Познавательная игра как средств развития
познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста
Формируя познавательную сферу
ребёнка-дошкольника, необходимо создать
такие условия для его жизни, развития
и обучения, чтобы огромнейшее эмоционально-чувственное
восприятие мира позволило малышу стать
Человеком. Для этого также надо применять
разнообразные средства. Средство – это
прием, способ действия для достижения
чего-нибудь.
Личный опыт развития ребёнка
– главный путь познания окружающего
мира, но весьма быстро его становится
мало.
Деятельность детей дошкольного
возраста разнятся по видам и содержанию,
а следственно, по возможности проявлять
воздействие на умственное развитие. В
различных видах деятельности перед ребёнком
появляются неодинаковые познавательные
задачи, решение которых составляет органическую
долю той или иной деятельности. Умственное
воспитание дошкольников реализовывается
в игровой деятельности, в намерено созданных
взрослыми подвижных, дидактических играх
находятся всевозможные знания, мыслительные
операции, умственные действия, которые
дети должны освоить. Творческие игры
по своей природе отобразительны: в них
дети воссоздают свои впечатления об окружающей
жизни, запас знаний усвоенных ранее. В
процессе игры эти знания поднимаются
на новый уровень – переводятся в речевой
план, следовательно, обобщаются, преобразуются,
совершенствуются.
В последние годы все инициативнее
в качестве ситуаций для воспитания умственных
способностей, познавательной деятельности
выдвигаются разнообразные формы увеличения
познавательной активности и познавательного
интереса детей дошкольного возраста,
а конкретнее познавательные (дидактические)
игры.
Игровая деятельность - это
особенный мир человеческой активности,
в которой личность не преследует никаких
иных целей, кроме получения удовольствия
от проявления физических и духовных сил.
Детские игры сформированы
для исчерпывающей подготовки к жизни.
Поэтому они обладают генетической связью
со всеми видами деятельности человека
и выступают как свойственно детская форма
и познания, и труда, и общения, и искусства,
и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные,
интеллектуальные, строительные, игра-труд,
игра-общение, музыкальные игры, художественные,
игры-драматизации, подвижные, спортивные...
Принято различать два основных
типа игр: игры с фиксированными, открытыми
правилами и игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство
дидактических, познавательных и подвижных
игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные,
музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры
сюжетно-ролевые. Правила в них существуют
неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых
героев.
В этих играх на основе жизненных
или художественных впечатлений свободно
и самостоятельно отражают социальные
взаимоотношения и материальные объекты
или обыгрываются различные вымышленные
ситуации, не имеющие пока опыта в жизни.
Основные компоненты ролевой игры - тема,
содержание, воображаемая ситуация, сюжет
и роль.
В настоящее время появились,
и все более активно используются в обучении
компьютерные игры.
Компьютерные игры имеют преимущество
перед другими формами игр: они наглядно
демонстрируют ролевые способы решения
задач, например, в динамике представляют
результаты совместных действий и общения
персонажей, их эмоциональные реакции
при успехе и неудаче, что в жизни трудно
уловимо. Образцом таких игр могут стать
народные сказки и произведения фольклора.
В них дошкольники приобретают опыт нравственного
поведения в самых разнообразных условиях
жизни.
Остановимся подробнее на рассмотрении
дидактических или познавательных игр.
Дидактические игры различаются
по обучающему содержанию, познавательной
деятельности дошкольников, игровым действиям
и правилам, организации и взаимоотношениям
детей, по роли педагога. Перечисленные
признаки характерны всем играм, но в одних
явственнее выступают одни, в других -
иные.
Четкой классификации игр по
видам не существует. Часто игры соотносят
с содержанием обучения и воспитания.
Дидактическая игра - явление
многогранное, но в ней отчетливо показывается
структура, т.е. основные элементы, характеризующие
игру, как форму обучения и в то же время
игровую деятельность. Один из основных
элементов игры - дидактическая задача,
которая определяется целью обучающего
и воспитательного воздействия. Из программы
берется познавательное содержание.
Структурным элементом игры
является игровая задача, реализуемая
детьми в игровой деятельности. Две задачи
- дидактическая и игровая - отображают
взаимодействие обучения и игры. На занятиях
прямая постановка дидактической задачи,
а в дидактической игре она реализуется
через игровую, определяет игровые действия
и становится задачей самого ребенка,
возбуждает желание и потребность найти
решение, активизирует и акцентирует
игровые действия.
Другим из составных элементов
дидактической игры являются правила
игры. Их содержание и направленность
определены общими задачами развития
личности ребенка и коллектива детей старшего
дошкольного возраста, познавательным
содержанием, игровыми задачами и игровыми
действиями в их развитии и обогащении.
В дидактической игре правила являются
заданными. Используя правила, взрослый
следит за игрой, процессами познавательной
активности детей старшего дошкольного.
Правила игры имеют обучающий,
организационный, формирующий характер,
и чаще всего они разнообразно соединяются
между собой. Обучающие правила способствуют
раскрытию перед детьми старшего дошкольного
возраста, что и как нужно делать, они сопоставляют
с игровыми действиями, открывают способ
их действий. Правила образуют познавательную
деятельность детей старшего дошкольного
возраста: что-то рассмотреть, подумать,
сравнить, найти способ решения поставленной
игрой задачи. Организующие правила определяют
последовательность, логичность игровых
действий и взаимоотношений детей. В игре
развиваются игровые связи и реальные
отношения между детьми. Взаимоотношения
в игре определяются ролевыми отношениями.
Правила игры и должны быть
обращены на развитие положительных игровых
отношений и реальных в их взаимосвязи.
Следование правилам в ходе игры требует
необходимости проявления усилий, усвоения
способов общения в игре и вне игры и развития
не только знаний, но и разнообразных эмоций,
накопления добрых чувств и усвоения традиций.
Познавательная игра - это средство
изучения мира: через игру ребенок усваивает
цвет, форму, свойства материалов, изучает
растения, животных. В игре у детей старшего
дошкольного возраста формируется умение
наблюдать, круг интересов становится
многообразней, проявляются вкусы и запросы.
Обдумывая задачи и содержание
игр с правилами, нужно постепенно усложнять
их. Познавательная игра в жизни дошкольника
имеет большое значение, как для взрослого
работа, служба. В игре вырабатываются
те физические и психологические навыки,
которые потребуются для работы: активность,
творчество, умение справляться с трудностями.
Эти качества формируются в игре, в которой
есть рабочее усилие и усилие мысли. Благодаря
большой восприимчивости, отзывчивости
и доверчивости старших дошкольников
их легко заинтересовать в любой деятельностью,
а в игровую особенно.
В результате теоретического
анализа философской и психологической
литературы мы определяем игру в широком
смысле слова как занимательную, увлекательную
для ребенка деятельность в условных ситуациях
(опираясь на труды И.Е. Берлянд, Л.С. Выготского,
Д.Б. Эльконина, И. Хейзинга).
Познавательные (дидактические)
игры - это сознательно образованные ситуации,
моделирующие реальный мир, из которых
ребенку предлагается найти выход.
Технология дидактической игры
- это конкретная технология проблемного
обучения. Но игровая деятельность детей
старшего дошкольного возраста располагает
существенным свойством: в ней познавательная
деятельность выступает, как самодвижение,
потому что информация не определяется
извне, а является внутренним продуктом,
следствием самой деятельности.