Для понимания дальнейшего
развития коммуникативно-познавательных
средств важно подчеркнуть, что
в звуковых комплексах «гуления»
обладают эмоциональными значениями лишь
вокализованные участки. Связующие же
их более или менее зашумленные участки
эмоционально незначимы. При восприятии
материнской речи ребенок точно так же
принимает во внимание лишь ее вокализированные
участки, а все то, что находится между
ними, он игнорирует. Однако такое отношение
к зашумленным участкам потока материнской
речи постепенно изменяется. Период гуления
завершается тем, что ребенок на грани
первого полугодия начинает опознавать
специфические гласные тембры из безударных
слогов, в которых они слиты с шумовыми
элементами слога. Переход к восприятию
«трудных» зашумленных участков материнской
речи связан с усилением коммуникативно-познавательной
мотивации и, следовательно, активации
соответствующих актов. Отсюда можно заключить,
что в периоде освоения эмоционально-выразительного
вокализма возрастает коммуникативно-познавательная
активность ребенка вообще. С точки
зрения фонетики умение опознавать эмоциональные
значения тембра зашумленных гласных
означает, что ребенок перешел к бессознательному
восприятию синкретичных сочетаний согласного
и гласного звуков, т. е. Сегментов речи
меняющейся звучности. Однако, воспринимая
такие сегменты меняющейся звучности,
ребенок подвергает эмоциональной интерпретации
по-прежнему лишь их вокальные или гласные
компоненты. Начиная непроизвольно различать,
а потом и подражательно воспроизводить
синкретично слитые с вокальными шумовые
элементы материнской речи, ребенок нормирует
их звучание в соответствии с закономерностями
родной речи. Важнейшими в этом процессе
нормирования оказываются и-образные
тембровые переходы между шумовыми и вокальными
элементами – основа будущих характернейших
для русской речи мягких согласных. С этих-то
переходных участков и начинается временное
упорядочение шумовых частот в звуковых
комплексах гуления.
Научиться говорить
ребенок может только на основе
деятельности. На четвертом месяце
дети обычно начинают бормотать,
а уже на шестом многие пробуют
подражать услышанным звуковым
сочетаниям.
Пятый-шестой месяцы
дают большой сдвиг в нервно-психическом
развитии ребенка. В инициативные
обращения ребенка к взрослому
включаются разнообразные речевые
звуки и движения, имеющие целенаправленный
характер.
На пятом-шестом месяце,
как движения, так и звуки выделились из
общего состава выразительных движений.
Ребенок уже несколько овладел своими
движениями и голосовым аппаратом. Он
пользуется движениями и звуками как специальными
средствами общения.
На этом этапе возникает
еще одна особенность в общении
ребенка со взрослым. Ребенок произносит
звуки и производит движения в качестве
средства заставить взрослого обратить
на себя внимание и «выразить» ему свои
желания. Своеобразие этого общения заключается
в том, что ребенок произносит звуки, как
только заметит взрослого издали. Эти
звуки не только выражают его радость
при виде взрослого – они адресованы ему,
служат тому, чтобы заставить взрослого
приблизиться. Звуки становятся для него
инициативной формой общения со взрослым
и средством выражения своих желаний.
На данном возрастном этапе
в развитии ребенка выделяется и
еще одна важная линия: развитие подготовительных
этапов активной речи. В 4 месяца малыш
длительно гулит, к 5 месяцам у него
появляется певучее гуление, с разной
интонацией. Он гулит часто и подолгу:
в ответ на эмоциональное общение с ним
взрослого, во время спокойного бодрствования,
при рассматривании игрушки. Если ребенок
слышит голос взрослого или самого себя,
продолжительность гуления удлиняется,
и оно становится более разнообразным.
Для развития гуления обязательным условием
является хорошее самочувствие и положительное
эмоциональное состояние ребенка.
К 5-6 месяцам малыш
произносит согласные звуки: п,
б, т, д, м, н, л и др. Появляются первые слоги
(сочетание гласного и согласного звука):
па, ба, ма, т. е. лепет. Этому способствует
развитие артикуляционного аппарата и
слухового сосредоточения, речевого слуха.
Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым,
слышит сам себя и начинает произносить
звуки и слоги повторно.
Развитие речи ребенка от 6-12 месяцев
жизни.
Во втором полугодии
жизни формируется ситуативно-деловое
общение со взрослым, в котором главное
для ребенка - совместная игра с предметами.
Это общение остается главным примерно
до 3-4 лет.
В период от 6-7 до 9-10
месяцев ребенок впервые начинает
понимать речь взрослого, что
существенно меняет все его
поведение, влияет на развитие
действий, движений, активной речи.
К 7 месяцам по просьбе взрослого
он находит взглядом предмет,
который ранее неоднократно ему
показывали и называли, а в
8 месяцев по слову взрослого
может показать несколько предметов,
выполнять простые действия (без
показа взрослого): хлопает ручками
("ладушки"), на слова "до
свидания" машет ручкой.
Со второго полугодия
(6-7 мес.) возникает новый тип общения
между взрослым и ребенком
– общение на основе понимания
речи взрослого при ознакомлении
ребенка с окружающим, при организации
его действий и при руководстве
его поведением. Общение на
основе понимания отличается
тем, что тождество между обращением
и ответом разрывается. Форма
обращения взрослого к ребенку
не тождественна цели обращения,
как это имеет место при
эмоциональном общении. У ребенка
надо вызвать ответ, который
должен соответствовать не форме
обращения, а его цели. Дальнейшее
развитие понимания у ребенка
состоит в о все большем отдалении
форм обращения, которыми пользуется взрослый,
от преследуемой обращением цели, пока
ребенок не начинает выполнять соответственное
движение и действие по одному только
словесному требованию взрослого, т. е.
Пока понимание не
Понимание речи является
одним из важнейших этапов
подготовительного периода в
развитии детской речи. В понимании
развивается смысловая сторона
речи ребенка, которая на первых
порах независима от развития
его самостоятельной (звуковой) речи.
Смысловое содержание – указание
на какое-либо лицо или действие,
предмет, дающее возможность сообщить
что-нибудь собеседнику, - является
специфической особенностью человеческой
речи.
Основной предпосылкой
для возникновения и развития
речи ребенка является общение
с окружающими. До сих пор
мы разбирали непосредственное
эмоциональное общение. Сейчас
мы рассмотрим другой тип общения
с ребенком, принципиально отличный
от первого. Мы имеем в виду
такое общение, которое направлено
на какой-нибудь объект – лицо,
предмет или действие. Только
этот вид общения носит специфический
характер человеческой речи.
Речевое общение состоит из
понимания чужой и самостоятельной
речи.
Г. Л. Розенгарт-Пупко
считает что, для развития у ребенка понимания
речи требуется следующее.
1.
В первую очередь приучить
ребенка к общению по поводу
него самого и другого лица,
а также предмета и действия
с ним. Этот тип общения развивается
на втором полугодии.
2.
Надо, чтобы ребенок первого года
жизни не был безразличен к
лицу и предмету, т. е. Показанный
объект должен занимать какое-то
место в его жизненной практике
– это может быть близкий
ребенку человек, интересная игрушка
и т. п..
3.
Этот осмысленный в совместной
деятельности и в общении со
взрослым объект (лицо, предмет, действие)
должен быть взрослым соотнесен со словами
– его названием.
4.
Понимание речи как акт общения
заключает в себе активное
восприятие и ответ. Инициатива
такого общения всегда на стороне
взрослого. Однако не следует
считать, что ребенок здесь
пассивен, наоборот, восприятие речи
является активным процессом.
Но пока нет ответа со стороны
ребенка, мы не можем быть
уверенными в том, что он
нас понял.
Развитие речи
имеет два основных направления:
пассивное владение словом, когда
ребенок понимает обращенную
к нему речь, но еще не умеет
говорить, и активное использование речи.
Пассивная речь опережает в своем развитии
активную. Примерно с 6-8 месяцев у ребенка
начинается развитие пассивной речи, он
учится различать и понимать первые простые
слова, небольшие предложения. Если его
спросят :»Где кукла? Где часы?», ребенок
поворачивает голову в сторону предмета
или ищет его. Как показывают некоторые
исследования, большое значение здесь
имеет интонация, ситуация. И все же мы
можем сказать, что начиная примерно с
этого возраста у ребенка появляется элементарное
понимание речи. В этот период важную роль
играет окружающая речевая среда. Чем
больше говорят с ребенком, тем быстрее
и лучше развивается его речь. Если же
с ребенком общаются мало, то его речевое
развитие будет идти медленно, с запозданием.
Важно также, чтобы ребенок слышал в этот
период ясную, четкую, правильную речь.
Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь
под его речь. Многократным повторением
одних и тех же слов и соотнесением их
с определенными предметами взрослые
способствуют образованию у ребенка ассоциативной
связи между словом и предметом. Таким
образом, слово приобретает для него сигнальную
функцию.
На 8-9 месяцах малыш
начинает подражать незнакомым
звукам. Его активность в этих
случаях заслуживает одобрения
и поддержки родителей. Он уже
произносит удвоенные слоги: «ма-ма», «па-па».
Когда его спрашивают о маме, папе или
других членах семьи, ребенок уже может
показать на них, а, услышав свое имя, живо
реагирует и на это. Первоначальная реакция
рефлекторно связана со звучанием слов,
но только таким путем ребенок сможет
постепенно научиться понимать и смысл
слова, реагируя на него соответствующим
образом. Поэтому, повторяя отдельные
слова, малыша приучают к их звучанию.
Многие родители, чтобы
ребенок скорее заговорил, пытаются
дать малышу словесный образец: «Скажи
- часы, скажи - ложка». И к великой
радости родителей многие малыши
уже в 8-10 месяцев начинают отчетливо
повторять за взрослыми те или
иные слова, поражая всех своими «необыкновенными
способностями». Стремление научить
слову, конечно, появляется в играх,
которые развивают у ребенка
подражание. Долгое время принято
было считать, что такие игры являются
чуть ли не единственным источником, развивающим
собственную активность ребенка. Однако
внимательный анализ развития подражания
у малыша позволяет выделить некоторые
очень важные его особенности. По-видимому,
несмотря на впечатляющую простоту обучения
с помощью этого метода, прямой
связи между подражанием и
активной речью все же нет. Ребенок
может легко воспроизвести то
или иное слово, но вместе с тем
никогда не использовать его в
реальной жизненной ситуации, при
взаимодействии с окружающими людьми.
К тому же подражание у детей этого
возраста носит отсроченный характер,
ребенок может повторить слово
лишь спустя некоторое время, когда
даже взрослый забудет о том, что
сам научил ему ребенка. Очень
часто упорные попытки родителей
добиться от своего малыша повторения
кончаются ничем. Так, например, в 8-10
месяцев ребенок произносит в
ответ совершенно иную, но свою собственную
вокализацию.
К 9 месяцам маленький
ребенок понимает названия нескольких
предметов, находит их в любом
месте, знает свое имя, дает
игрушку, находящуюся у него в
руках, понимает слова, связанные с режимными
процессами, выполняет по просьбе взрослого
необходимые движения и действия ("садись",
"пей", "дай ручку"). Так речь
взрослого постепенно начинает регулировать
действия ребенка.
Важным в развитии
ребенка на этом возрастном
этапе является приобретение
им умения в лепете и действиях
с предметами подражать взрослому.
Без этого умения невозможно
дальнейшее развитие малыша, его
обучение и воспитание. К 7 месяцам
он повторяет отдельные слоги
- лепечет. У каждого ребенка
есть" свои! два-три слога, которые
он произносит многократно и
в разных сочетаниях. В 8 месяцев,
повторяя за взрослым, произносит
уже новые слоги, новые сочетания
гласных и небных или губных
согласных звуков, которые до
сих пор не произносил. Благодаря
этому звуковой состав лепета
расширяется. Теперь свои движения,
действия, общение со взрослыми и детьми
малыш сопровождает лепетом. Однако иногда,
в период овладения новыми движениями
и увлечения двигательной активности,
возникают так называемые конкурентные
отношения между развитие движений и лепетом.
Лепет как новое и еще не прочное умение
угасает, если взрослые не создают специальных
условий для его развития ( не вызывают
подражания слогам, не перекликаются с
ребенком). Он может не развиться у детей
с пониженным слухом или с его отсутствием,
с каким-либо не выявляемым ранее дефектом
артикуляционного аппарата, речедвигательного
анализатора.
При нормальном
речевом общении ребенка с
окружающими речевые реакции
у детей образуются путем подражания
и упрочиваются путем рефлекторного
повторения.
Н. И. Красногорский
подчеркивает, что при образовании
слова решающее значение имеет
звуковая сила слогов, из которых
составляется слово. Ребенок в
первую очередь выбирает и
упрочивает повторением наиболее
сильный акцентируемый слог в
слышимом слове. Этот слог может
быть первым, а нередко и последним
в слове. После этого вводится в формирующееся
слово относительно слабый, ранее опускаемый
слог. Для нормального развития речи
ребенка важно обогащение его словарного
фонда путем общения с окружающими, исправление
ошибок в произношении слов и тренировка
в усвоении речевых стереотипов-шаблонов.
Таким образом, в
процессе онтогенетического развития
речи слово у ребенка постепенно
начинает заменять условный раздражитель
первой сигнальной системы и
тем отвлекать его от действительности.
В раннем детстве речевые связи
немногочисленны, но с возрастом
они обрастают все большим
количеством связей с раздражителями
первой сигнальной системы, что
расширяет сферу влияния окружающей
среды на словесные сигналы.
Это сопровождается развитием
правильного понимания ребенком
смыслового значения слова при
наличии постоянного корригирования
его со стороны первой сигнальной системы.
Примерно к концу
первого года жизни ребенок
уже понимает значение более
чем десяти слов, а пять слов,
возможно, уже произносит самостоятельно.
Ему лучше удается повторять
за родителями отдельные слоги
или целые слова. Родители должны
продолжать много говорить с
ребенком, разглядывать вместе с
ним книжки с картинками и
комментировать их простыми словами.
На десятом месяце
постепенно возникает понимание
роли языка, т. е. ребенок
начинает увязывать услышанное
слово с определенными предметами.
Такое понимание всегда предшествует
говорению, причем малыш уже
может осмысленно воспринимать
простые команды. Невнятный лепет,
которым изъясняется ребенок
в возрасте от 11 до 12 месяцев, и
его часто непонятная речь
до полутора лет, которую можно
приравнять к произнесению отдельных
слов, должны всячески поощряться
родителями, причем необходимо всегда
отвечать на попытки ребенка
пообщаться.
Развитие
речи ребенка от 1 года до 3
лет жизни.