Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:53, курсовая работа
Систематизированы знания по проблеме развития речи учащихся, намечены основные аспекты по решению проблемы. В итоге представлены рекомендации по развитию речи с использованием пословиц и поговорок.
Введение
Глава I: Пословицы и поговорки как раздел фразеологической лексики
1.1 Понятие фразеологии, фразеологизма
1.2 Виды фразеологизмов
1.3 Анализ пословиц и поговорок в структуре учебного комплекта
Выводы по Главе I.
Глава II: Работа по развитию речи на материале пословиц и поговорок
2.1 Анализ программ в аспекте развития речи детей на материале пословиц и поговорок
2.2 Анализ опыта работы по развитию речи младших школьников с использованием пословиц и поговорок
Фольклор очень тесно связан с формированием и развитием речи у человека, это одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Устное народное творчество предоставляет нам богатейший языковой материал, который мы можем использовать при работе над развитием речи младших школьников. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отно
В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения.
В настоящее время в начальной школе функционируют четыре образовательные модели: "Традиционная система обучения", "Школа 2100", "Учебно-образовательная система Л.В. Занкова" и "Учебно-образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова". Репкин В.В., Некрасова Т.В.
Мы проанализировали учебники по русскому языку для 1- 4 классов по данным системам, с целью выявления упражнений с использованием пословиц и поговорок.
Авторы УМК по русскому языку активно включат пословицы и поговорки в орфографические и лексические упражнения.
Пословичный материал используется при изучении различных тем в качестве демонстрационного материала. Но, прежде чем выполнить задание, учащимся предлагается объяснить смысл пословиц.
Например, во 2 классе ("Школа 2100") при изучении темы "Слово" авторы предлагают такое задание.
- Прочитай предложение. Какое слово встречается в каждом предложении.
Ты говоришь на русском языке. Это твой родной язык.
Первый урок в нашем расписании - русский язык.
"Больной, покажите язык", - попросил доктор.
Не спеши языком, торопись делом (Пословица)
Язык русских сказок красив и понятен детям.
Как ты понимаешь слово "язык" в каждом предложении?
Так, с помощью пословицы раскрывается одно из значений слова "язык". Анализируя это слово в данном контексте, учащиеся выясняют, что слово дано в переносном значении и объясняют смысл выражения.
А.В. Полякова ("Учебно-образовательная система Л.В. Занкова") использует пословицы и поговорки для формирования понятия о предложении, его видов.
- Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Подумай, обдумай да и молви.
Не верь словам, а верь делам.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Делай не наспех, а скоро.
Не хвались, пока люди не похвалят.
Спиши. Какие предложения по цели высказывания?
В учебниках Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой ("Школа России") встречаются задания, в которых учащимся необходимо закончить пословицу.
- Закончи пословицу словом, противоположным по смыслу выделенному слову.
Знай больше, говори ...
? громче, меньше
Как вы понимаете смысл пословицы?
Однако, небходимо отметить, что в учебниках 1 и 2 классов пословичного материала мало, преобладают скороговорки и загадки.
В учебники Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В.("Школа 2100") и Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой ("Школа России") включены задания по озаглавливанию текстов с использованием пословиц.
- Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи.
Посреди зимы схватилась - ишь когда с горы свалилась!
Чем интересно последнее предложение? Как его можно назвать?
- Составь рассказ по рисункам. Спиши пословицы, которые можно использовать, как заглавие к составленному рассказу.
Тише едешь - дальше будешь.
У страха гдаза велики.
Во все УМК по русскому языку включены упражнения для орфографической работы с использованием пословиц и поговорок.
- Прочитай. Объясни значение пословиц.
От чистого сер_ца чисто зрят очи.
Чес_ная ж_знь сер_цу на радость.
Со_нце на лето, а з_ма на моро_.
Прим_чай будни, а праз_ники сами придут.
Спиши, втавь пропущенные буквы. Объясни значение выделенного слова. (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, 3 класс)
- Прочитай поговорку.
Трусливый дру_ стр_шнее вр_га, потому что вр_га оп_саешься, а на друга надеешься.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. (А.В. Полякова, 2 класс)
- Спиши пословицы, вставт пропущенные буквы.
Слушай больше, а г_в_ри меньше.
На смел_ с_бака лает, а труслив_кусает.
Умный себя в_нит, глупый - сво_ т_варища.
Раняя пташка н_сок пр_ч_щает, а поз_няя гла_ки пр_т_рает.
Ласто_ка день нач_нает, а с_л_вей вечер к_нчает.
Глава II: Работа по развитию речи на материале пословиц и поговорок
2.1 Анализ образовательной модели "Школа 2100" в аспекте развития речи детей на материале пословиц и поговорок
2.2 Анализ опыта работы по развитию речи младших школьников с использованием пословиц и поговорок.
Речь народных пословиц и поговорок богата образами, метафорами и метонимиями. Множество пословиц на сравнение и противопоставление. Пословицы доходчиво, конкретно выражают общие суждение, ими выработаны простые, лаконичные формулы. Благодаря этому пословицы легко запоминаются, передаются от одного к другому, переходят от поколения к поколению.
С произведениями фольклора дети встречаются рано. Традиционно большинство программ включает в себя произведения устного народного творчества. Они могут стать хорошим тренировочным материалом для уроков русского языка.
Пословицы и поговорки учителя активно используют на уроках русского языка в процессе орфографической работы при изучении различных написаний. Пословицы не повторяются, их можно использовать по разным темам.
1. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу:
Делу время - потехе час
Грибы ищут - по лесу рыщут
Шила в мешке не утаишь
2. Непроверяемые безударные гласные:
Два медведя в одной берлоге не живут
Видит собака молоко, да в кувшине глубоко
Не молот железо кует. а кузнец, что молотом бьет.
3. Правописание не с глаголами.
Правда в огне не горит и в воде не тонет
Согласного стада волк не берет
Кто не работает, тот не ест.
4. Правописание падежных окончаний существительных.
При солнышке тепло, при матери добро
Не грози щуке морем
Друг познается в опасности.
5. Правописание глаголов на -тся, -ться
Где тонко, там и рвется
Грамоте учиться - всегда пригодится
Без углов дом не строится, без пословиц речь не молвится
6. Правописание разделительного мягкого знака
Где хотенье, там и уменье
Птице - крылья, а человеку - разум
Маленькое дело лучше большого безделья
7. Правописание приставок
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
Это еще вилами на воде написано.
Легко чужими руками жар загребать.
8. Правописание парных звонких и глухих согласных.
Мед есть – в улей лезть.
Хлеб – всему голова.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
9. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Язык без костей: что хочет, то лопочет.
Одним ухом спит, другим слышит.
Труд человека кормит, а лень портит.
10. Правописание сочетаний согласных чк, щн, нт
Белые ручки чужие труды любят.
У подхалима много слов, у лентяя много причин.
Печаль беде не помощник.
Однако пословицы и поговорки учителя - практики используют не только для орфографической работы, но и при знакомстве с частями речи.
Пересохший пласт урожая не даст. (причастие)
Не узнав горя , не узнаешь и радости (деепричастие)
Каков у человека друг, таков и он сам (местоимение)
Тысяча неправд не стоят и одной правды (числительное)
Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось (наречие)
Практически все учителя используют на своих уроках пословицы и поговорки для работы со словарными словами. Ведь за малое количество времени надо назвать пропущенное слово, обозначить орфограмму и объяснить смысл данного выражения.
Пословицы и поговорки представляют собой богатый материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей.
Внутренняя рифма созвучия помогает запомнить норму произношения.
Вместе то[шн]о, а порознь ску[шн]о.
Один бульон [льё], поедим и опять дольем.
У фашистов ши[н'э]ли не по русской метели.
Слова в пословицах подобраны не только по смыслу, но и по звучанию. Гласные и согласные звуки повторяются, связывают предложения:
Я не я и лошадь не моя, а я вам не изво[щ]ик.
Не разбивши яиц, не сделаешь яи[шн]ицы.
Поэтому, работая с пословицами, следует обращать внимание на произношение гласных и согласных звуков, производить орфоэпический разбор общеупотребительных слов.
Как [ш]или, так и износили.
Всяк своего [щ']астья кузнец.
Ле[хк]ую вину прощают.
Ску[ш]ен день до вечера, коли делать нечего.
Ле[хч']е друга потерять, чем найти.
Родная земля мя[хч']е чужой перины.
Постоянная работа с пословицами помогает избежать ошибок и в выборе места ударения. Иногда ударение определяется рифмой.
Был бы досуг, будет и друг.
Весна красна да голодна, осень дождлива да сытна.
В Москве толсто звонят, да тонко едят.
Голова завита, да не делом занята.
Хоть на хвое, да на своей воле.
Даст тебе ломоть, да заставит неделю молоть.
В пословицах и поговорках слова с постоянным ударением редки. Чаще встречаются слова с подвижным ударением.
Про него в Москве и лапти звонят.
Кто много ест, всегда голоден.
Капля по капле камень долбит.
Не все, что кисло щавель.
Не нами свет начался, не нами и кончится.
Чужую беду руками разведу, а к своей и ума не приложу.
В упражнения учебников по русскому языку для начальной школы включено очень мало слов с подвижным ударением. С целью знакомства с данной группой слов учителя – практики активно используют пословичный материал для письма и акцентологического анализа «трудных» слов.
Пословицы и поговорки служат материалом при изучении разнообразных языковых явлений: семантики существительных и глаголов, многозначности слов, синонимии, антонимии и других.
В пословицах назидание, поучение высказано кратко, поэтому по форме пословицы часто выступают в роли бессоюзных сложных предложений.
Делу – время, потехе – час.
Сын – отрада, дочь – украшенье.
Слово – серебро, молчание – золото.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Пословичный материал является благодатным материалом для изучения однородных членов предложения.
За совесть, за честь хоть голову снесть.
Не игла шьет, а руки.
Не пером пишут, а умом.
Спишь, спишь и отдохнуть некогда.
Кто встал пораньше, ушел подальше.
При анализе пословиц следует обратить внимание на рифмы, которые могут быть не только в конце, но и в начале, середине строк. Чтобы показать данную особенность построения предложений, учителя предлагают записывать пословицу как стих.
Информация о работе Развитие речи учащихся в начальной школе на материале пословиц и поговорок