Развитие технического и технологического образования в России (XVIII – XX вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:46, лекция

Описание работы

В условиях модернизации отечественного образования особое внимание следует уделить опыту прошлого в российской системе образования, следует изучать исторические корни возникновения технического и технологического образования для обеспечения прогностической функции современного специалиста по направлению «Технологическое образование». К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I значительно активизировал реформаторские процессы.

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Общественная инициатива в развитии технического образования в России середины XIX – начала ХХ вв. (на примере Русского Технического Общества)

  

Интересы экономического развития страны, востребованность в квалифицированных кадрах для торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта требовали широкого распространения специального (технического) образования. А меры, принимаемые правительством в этой области, не могли удовлетворить всех потребностей промышленности, поэтому правительство выступало с широкой поддержкой частной инициативы в распространении специального (технического) образования, особенно обществ, которые ставили перед собой цель – способствовать распространению технических знаний, развитию коммерческому, сельскохозяйственному образованию, повышение общей и профессиональной грамотности рабочих.

Наиболее дальновидные представители правительственных кругов не могли не понимать, успехи экономического процветания страны невозможны без подготовленных специалистов в рамках производства и все это нашло отражение в деятельности обществ и организаций, занимавшихся вопросами образования рабочих /23, с. 38-39/.

Технические общества имеют целью содействовать развитию техники и фабрично-заводской промышленности. Деятельность этих обществ заключается в анализе предлагаемых проектов и изобретений, в сообщении правительству о желательных законодательных актах, в координации позиции ученых техников и промышленников, в обнародовании новых способов и приемов производства, в устройстве технических учебных заведений, выставок, съездов и т.д. Первое техническое общество было учреждено во Франции в 1801 году и по его образцу впоследствии были созданы технические общества и в других государствах /37, с. 123/.

История этих обществ в России неразрывно связана с историей  развития техники, науки и промышленности. Первым официально зарегистрированным обществом в России было Вольное экономическое общество (1765 год), которое занималось вопросами экономики и сельского хозяйства. В XIX веке появились общества, объединявшие интересы ученых гуманитарных и естественных наук:

  • Московское общество истории и древностей российских (1804 год);
  • Московское общество испытателей природы (1805 год);
  • Географическое общество (1845 год);
  • Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863 год);
  • Русское историческое общество (1866 год) и др.

Однако все эти общества, занимаясь полезной научно-практической деятельностью, не затрагивали сферу техники и промышленности.

Как отмечает В.А. Кричко, первым и наиболее крупным обществом, объединившим представителей техники, науки и промышленности стало Русское Техническое Общество (РТО) /20, с.4/.

РТО было создано по инициативе группы профессоров и инженеров Петербурга, а именно Е.Н. Андреева, М.Н. Герсеванова, П.П. Мижуева, М.М. Окунева, П.Н. Алексеева, И.П. Балабина, В.Н. Бестужева-Рюмина, А.В. Фрибеса, Н.И. Козакова, А.А. Корнилова и др. в 1866 году. Торжественное открытие общества состоялось 20 ноября 1866 года, на котором выступил Е.Н. Андреев с докладом, который был посвящен предпосылкам создания РТО /13,с. 27/. Анализ этого доклада позволяет сделать вывод о том, что в основу создания общества закладывался принцип интеграции знаний различных отраслей промышленности и что появление общества было обусловлено проявившимися противоречиями в российской промышленности:

- между происходящим разделением труда и необходимостью привлекать в рамках одной специальности знаний из различных областей промышленности;

- между уровнем развития российской промышленности и уровнем образования специалистов, которые должны были обслуживать эту промышленность;

- между реальной разрозненностью специалистов технической стороны производства и необходимостью совместной работы по определению оснований для обеспечения оптимальной работы технических предприятий и развития промышленности страны.

Основной целью РТО выступало содействие развитию промышленности в России, а содержание деятельности можно представить через работу следующих отделов: 1) химических производств и металлургии, 2)механической технологии, механики и машиностроения, 3) строительства, горного искусства и архитектуры, 4) судостроения, морской техники, артиллерии и оружейного производства /32, с. 289-290/. Следует понимать, что количество отделов не было постоянным, так например, к началу ХХ века при РТО насчитывалось уже 14 отделов /20, с. 5/.

Русское техническое общество устраивало публичные лекции о технических предметах, выпуск периодических изданий для распространения технических знаний, содействие разрешению технических вопросов, интересующих отечественную промышленность, с назначением медалей и премий за лучшее их разрешение, выставки мануфактурных и и заводских изделий, осуществляло исследование материалов, изделий и способов работы, учреждало техническую библиотеку, химическую лабораторию и технический музей, содействовало распространению иностранной продукции, ходатайствовало перед правительством о мерах, которые могли быть полезны для развития отечественной промышленности /32, с. 289/.

В состав РТО входили:

  • почетные члены (лица, имевшие особые заслуги в рамках развития технических работ, оказавшие особую помощь обществу, высокие правительственные чины). Такими почетными членами были известные ученые и инженеры – Д.И. Менделеев, Н.Е. Жуковский, Т.А. Эдисон, А.Г. Эйфель, Д.К. Чернов и др.
  • Действительные члены - лица, которые занимались какой либо отраслью промышленности, среди которых было много представителей высшего общества, видных промышленников и инженеров, таких как: Н.И. Путилов, Л.Э. Нобель, С.И. Мамонтов, М.И. Герсеванов, В.Д. Кирпичев, И.А. Вышнеградский, В.И. Ковалевский, П.А. Кочубей, К.П. Посьет и др.
  • Члены-соревнователи – лица, которые интересовались какой либо отраслью промышленности, техническим вопросом.
  • Члены-корреспонденты избирались из числа иногородних, содействие которых было признано полезным для общества /20, с. 6-7/.

Внутреннее устройство РТО представлено деятельностью совета, отделов, общего собрания, разнообразных комиссий. Совет определял общую стратегию деятельности и решение общих вопросов: учреждение комиссий, запросы правительству, организация выставок, лекций и т.д. Отделы рассматривали специализированные вопросы, отслеживали развитие своей отрасли. Общие собрания решало неотложные вопросы: утверждение членов, назначение комиссий, выбор должностных лиц, утверждение отдельных инструкций и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

  1. Создание РТО было исторически обусловлено с позиции востребованности и перспективности;
  2. В основе создания РТО находились проявляющиеся противоречия в российской промышленности (отсутствие интеграции знаний, разрозненность специалистов технической части, отсутствие должного уровня образования специалистов обеспечивающих развитие промышленности);
  3. Анализ структурно-организационной работы общества позволяет говорить об универсальном (интегративном) характере общества;
  4. Деятельность РТО ориентирована на привлечение общественного интереса к проблемам техники, промышленности, технического образования и др.

Деятели РТО (Е.Н. Андреев, А.Г. Неболсин, И.А. Анопов, С.Я. Мясоедов, М.И. Герсиванов и др.) справедливо отмечали, что невозможно обеспечивать развитие промышленности и техники без организации образования рабочих и с самого начала своей деятельности с необходимостью обеспечивать не только решение технических вопросов, но и вопросов технического образования. Это приводит к тому, что уже в 1868 году была организована специальная Постоянная комиссия по техническому образованию, призванная решать вопросы технического образования рабочих.

Деятельность этой комиссии можно рассматривать по нескольким направлением:

  • административное: устройство и ведение училищ, школ, курсов и т.д., деятельность по распространению технического образования;
  • разработка теоретических вопросов технического образования;
  • разработка и совершенствование методик преподавания, введение новых предметов и т.д. /19, с. 9-10/.

По сути дела речь идет об административной работе, педагогической работе и методической работе.

Уже в 1869 году комиссией разрабатывается «План преподавания в низших технических школах», где в качестве цели учебных заведений была сформулирована следующая – подготовка мастеров для ремесел, заводов и фабрик, машинистов, десятников для строительного дела. Школы предполагалось разделить на два уровня:

    1. Предоставление технического образования лицам, окончившим курс уездного училища, где осуществлялся прием учеников в возрасте с 13 лет. Подготовка велась по трем направлениям: механическому, химическому, строительному. Курс обучения составлял два года, за время которого изучались: арифметика, геометрия, рисование, черчение, физика и химия, практическая механика, механическая технология дерева и металлов (условия и режимы обработки материалов, инструменты, части машин и т.д.), химическая технология (свойства материалов, процессы при различных приемах работы), технология (ткачество и прядение – получение волокнистых веществ), строительное дело (учение о материалах), печное дело, каменное дело, плотническое дело, морская техника. Подготовка велась по трем направлениям: механическому, химическому, строительному. В качестве практических работ выступали: лепка из глины, приготовление моделей из гипса, определение состава и свойств материалов, произведение проб.
    2. Предоставление образования, лицам, не имеющим подготовки на уровне уездного училища. На данном уровне предусматривалось сочетание общеобразовательных и специальных дисциплин. Особое внимание уделялось  Закону Божьему, арифметике, геометрии, физике, химии и механике, производствам, характерных для региона /13, 1869 №3, с. 41-48/.

В 1869 году постоянной комиссией по техническому образованию было основано первое училище при обществе, вначале для детей рабочих, а затем и для самих рабочих при СПб. станции варшавской железной дороги. Несмотря на успешную деятельность общества по учреждению училищ, положение этих училищ было неопределенно: не существовало единых принципов разработки учебных программ, недостаточность финансирования, отсутствие законодательной базы для устройства учебных заведений.

Положение училищ стало устойчивым только после 1876 года, когда их передали в ведение Министерства Финансов, а управленческая деятельность была передана комиссии по техническому образованию /19, с. 10/. Это означало, что правительство брало на себя часть расходов по содержанию учебных заведений при РТО, но в тоже время требовало строгой отчетности (в итоге вопросы педагогических кадров тоже перешли к министерству финансов).

В 1878 году разрабатывается и принимается «Проект положения о школах для рабочих и их детей Императорского Русского Технического Общества», где говорится о том, что школы создаются для подготовки мастеров, машинистов, чертежников, рабочих по различным ремеслам для заводов, фабрик, железных дорог, строительного дела. В рамках РТО предусматривалось создание школ для обучения отдельным ремеслам, вечерние и воскресные школы для рабочих и работниц с предоставлением общего начального и элементарного технического образования, курсы и публичные лекции по предметам техническим, технические библиотеки и музеи  для распространения технических знаний в рабочей среде. В школы для детей рабочих принимались лица обоего пола не моложе 7 лет, а в школы для рабочих – лица, состоящие на действительной работе не моложе 12 лет.

В школах для детей рабочих в течение двух лет традиционно предусматривалось изучение – Закона Божьего, русского языка, письма, арифметики, естественной истории, географии, рисования и рукоделия (для девочек – шитье и вязания). В школах для взрослых рабочих за четыре года обучения осуществлялась общеобразовательная подготовка (Закон Божий, русский язык, арифметика, черчение, рисование, пение, физика, химия, естественная история, география, история) и специальная подготовка (Закон Божий, физика, история, русский язык, химия, фабричное производство, механика, сопротивление материалов, технология: механическая и химическая, по отдельным видам производства, в зависимости от специфики региона /34, 1877/1878 гг., с. 61-88/.

Русское техническое общество, затрагивая вопросы образования, не могло остаться в стороне от рассмотрения вопроса о женском профессиональном образовании. Это выразилось в разработке в 1878 году отдельного положения о женских профессиональных (ремесленных) училищах и курсах Императорского Русского Технического Общества.  Женские ремесленные училища и курсы предназначались для обучения ремеслам, полезным как в домашнем хозяйстве, так и обеспечивающих женщинам самостоятельный заработок. В низший класс принимали девушек всех сословий не моложе 12 лет и не старше 14 лет, имеющих начальное образование: знание молитв, четыре арифметических действия, умение писать и читать. В случае необходимости признавалось возможным создавать подготовительные классы для девочек не моложе 10 лет. Срок обучения в училище составлял 4 года. На отдельные курсы принимались ученицы не моложе 14 лет. Срок обучения в рамках этих курсов специально не оговаривался.

Информация о работе Развитие технического и технологического образования в России (XVIII – XX вв.)