Развитие технического и технологического образования в России (XVIII – XX вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:46, лекция

Описание работы

В условиях модернизации отечественного образования особое внимание следует уделить опыту прошлого в российской системе образования, следует изучать исторические корни возникновения технического и технологического образования для обеспечения прогностической функции современного специалиста по направлению «Технологическое образование». К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I значительно активизировал реформаторские процессы.

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

Как отмечает В.М. Жучков, в основе технологической деятельности человека по достижению необходимого результата лежат представления человека о предполагаемой технологической среде. Эти представления выстраиваются на основе воспринятого и осмысленного ими представления в прошлом (знания, опыт) о сути и структуре функционирования исполнительской системы (объекты, субъекты, средства, методы), способной в определенных условиях достичь полезный результат /11, с. 70/.

В тоже время, В.М. Жучков выделяет жизненный цикл технологического знания, который представляет собой интервал с момента его «материализации» в конкретное технологическое знание (конкретная технология, методика, организационная структура, услуга и т.д.) до момента ее полной замены в силу устаревания /11, с. 77/. Знания представляют собой результат логической переработки информации, имеющих структурный характер и соответствующее общепринятым представлениям на современном этапе развития общества, где под структурированными знаниями понимается знания связанные с причинно-следственными и иными связями и отношениями /11, с. 81/.

В комплексе технологические знания и умения образуют путь познания действительности и формирования ценностного отношения к этой действительности и месту человека в живой и искусственной природе окружающего мира, как отмечает В.М. Жучков на основе главного принципа преобразований «не навреди» /12, с. 156-157/.

Но в тоже время одного комплекса знаний и умений недостаточно, так как существенной особенностью современного образования является не формирование функционера-исполнителя, а формирование целостной, самоорганизующейся, самодостаточной и творческой личности.

Задачами технологического образования является не только формирования комплекса технологических знаний и умений, но и формирование и развитие у обучаемых интегративных качеств личности как: социальная адаптивность, конкурентоспособность, готовности к профессиональной деятельности /11, с. 56/.

К числу значимым технологических личностных качеств (те качества, которые необходимы для успешной преобразовательной деятельности)  В.Д. Симоненко относит следующие: мобильность, креативность, ответственность и др.) /30, с. 61-66/.

Существует несколько иное понимание технологического образования, которое представляется как наилучшим образом организованный процесс и результат обучения, воспитания и развития при формировании умений оптимального изменения и преобразования материи в продукты и услуги для удовлетворения потребностей общества и личности /7, с. 181/.

По мнению А.В. Бердышева и А.В. Сарже, в процессе технологического образования могут реализовываться следующие образовательные функции: приращение социально-культурного опыта в достояние подрастающего поколения, которая включает в себя ряд узковидовых функций:  культурно-историческую, посредническую, социально-экономическую, социально-политическую и социальную.

Основной функцией в технологическом образовании выступает социально-экономическая, включающая ряд функций эмпирического уровня: всеобщие трудовые функции (планирование, организация, контроля, регулирования), производственные функции (исполнительская, двигательная, управленческая, логическая, творческая, производственная, проектировочная, принятия решения). В рамках технологического образования обучаемый приобретает знания и опыт: об этапах развития техники и технологий (производственных), о взаимосвязях производственных отношений с эволюцией техники и технологий, о трудовых приемах при создании изделия и оказания услуги, об оптимальном использовании природных ресурсов и т.д. /7, с. 181-182/.

Несколько иное видение технологического образования у Ю.В. Львова и С.Ф. Эхова, которые определяют технологическое образование как часть педагогической реальности, отражающей систему целей, задач, содержания, методов и организационных форм трудового обучения и воспитания, допрофессиональной, начальной профессиональной и профессиональной подготовки различных групп населения к выполнению трудовых функций в обществе /2, с. 131/.

Можно выделить еще одно понимание технологического образования, данное Р.С. Распоповым и А.П. Белоусовым, которые сводят смысл технологического образования к процессу ознакомления в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирование знаний и навыков обращения с наиболее распространенными средствами труда.

В современных условиях следует определить перспективность технологического образования, которое, как отмечает В.М. Жучков, определяется главными составляющими развития технологического образования: социализация обучаемых через формирование технологической, экономической и экологической культуры, развитие творческого технологического мышления, формирования готовности к осознанной профессиональной деятельности. Повышение его уровня будет опосредовано способствовать производству высокочаственных товаров и услуг, улучшению различных групп населения, формированию ценностных ориентаций, снижению материальных, финансовых и временных затрат государства на подготовку обучаемых к эффективной профессиональной деятельности в результате их лучшей ориентации в направлении будущей карьеры /11, с. 56-57/.

 

Список использованной литературы:

    1. Анопов И.А. Опыт систематического обзора материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. – СПб., 1889. – 560 с.
    2. Акмеологический подход в профессиональной подготовке специалистов на факультете технологии и предпринимательства: Учебные программы психолого-педагогических и акмеологических дисциплин / Научный редактор С.Ф. Эхов. – СПб.: ООО «Береста», 2002. – 210 с.
    3. Андреев Е.Н. Школьное дело в России. – СПб., 1882.
    4. Аверичев Ю.П. Подготовка школьников к труду в 50-80 годы // Школа и производство. – 1996. - №1. – с. 3-10.
    5. Аверичев Ю.П. Трудовое начало в школе: уроки прошлого // Школа и производство.  – 1999. - №1. – с. 15-22.
    6. Атутов П.Р. Дидактика технологического образования в двух частях. – М.: ИОСО, 1997.
    7. Бердышев А.В., Сарже А.В. Цель технологического образования в общеобразовательных учреждениях// Взаимодействие личности, образования и общества в России в изменяющихся социокультурных условиях: Межвузовский сборник научных трудов: В двух частях. Часть 2. Под общей редакцией И.С. Урсу. – СПб.: ЛОИРО, 2002. – с. 181-183.
    8. Большая советская энциклопедия в 30 томах. Том 25. /Под редакцией А.М. Прохорова. – Издание 3. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – 600 с.
    9. Веселов А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в России: очерк по истории профессионально-технического образования в дореволюционной России. – М.: ПТИ, 1955. – 325 с.
    10. Егоров С.Ф. История педагогики в России: Хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 400 с.
    11. Жучков В.М. Теоретические основы концепции модернизации предметной области «Технология» для педагогических вузов: монография. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 246 с.
    12. Жучков В.М. Технологическое образование – уроки истории, современное состояние, горизонты будущего// Модернизация общего образования на рубеже веков: сборник научных статей. /Научный редактор В.В. Лаптев. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – с. 151 – 161.
    13. Записки Русского Технического Образования и свод правил, выдаваемых по департаменту торговли и мануфактур. – СПб., 1867-1917 гг.
    14. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. /Под редакцией З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
    15. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. /Под редакцией А.Н. Джуринского. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. - 432 с.
    16. Комаров В.А. Проблемы обновления и модернизации технологического образования// Взаимодействие личности, образования и общества в России в изменяющихся социокультурных условиях: Межвузовский сборник научных трудов: В двух частях. Часть 2. Под общей редакцией И.С. Урсу. – СПб.: ЛОИРО, 2002. – с. 191 – 193.
    17. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. /Под редакцией А.И. Пискунова. – второе издание, исправленное и дополненное. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
    18. Котряхов Н.В. Теория и практика трудовой школы в России (1917-1932). – Киров, 1993. – 234 с.
    19. Корольков Н.М. Краткий обзор деятельности постоянной комиссии по техническому образованию. – СПб., 1912. – 64 с.
    20. Кричко В.А. Продолжая традиции… (к 125-летию РТО). – М.: Знание, 1991. – 64 с.
    21. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. – Челябинск: Южно-Уральское книжное отделение. – 1971. – 276 ср.
    22. Липник В.Н. Школьные реформы в России: очерк истории. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 83 с.
    23. Михайлова М.В. Общественно-педагогические и просветительские организации дореволюционной России: монография. – М.: ИТП и МИО РАО, 1993. – 294 с.
    24. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге (XIX – XX вв.): Сборник документов. – СПб.: Лики России, 2000. – 359 с.
    25. Неболсин А.Г. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. – СПб., 1883. – 257 ср.
    26. Общий план технического и профессионального образования в Империи. – СПб., 1884. – 149 с.
    27. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: «Азъ Ltd.», 1992. – 960 с.
    28. Поляков В.А., Казакевич В.М. Трудовая подготовка школьников в зеркале педагогической науки (к 50-летию Российской академии наук) // Школа и производство. – 1994 - №2. – с. 2-7.
    29. Российская педагогическая энциклопедия: В двух томах. Том 2. /Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.
    30. Симоненко В.Д., Рятивых М.В. Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. /Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1999. – 230 с.
    31. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Вентана Граф, 2000. – 175 с.
    32. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемых при правительствующем сенате. – СПб., 1866.
    33. Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: «Академия», 1999. – 512 с.
    34. Труды комиссии по техническому образованию и отчеты о школах для рабочих и их детей учрежденных РТО. – СПб. 1871-1901.
    35. Учебные стандарты школ России: государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В двух книгах. Книга 2. Под редакцией В.С. Леднев, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. – М.: «Прометей», 1998. – 336 с.
    36. Ушаков Д.Н., Волин Б.М. Толковый словарь русского языка. В четырех томах. Том 4. – М.: ГИНС, 1940. – 1500 с.
    37. Энциклопедический словарь (Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон). Том ХХХIII. – СПб.: Издательское дело, 1901.
    38. Terminology of technial and vocational education. – Rev. Ed. – Paris: UNESCO, 1984.
    39. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 352 с.
    40. Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология». – М.: ИОСО РАО, 1999. – 44 с.

 


 



Информация о работе Развитие технического и технологического образования в России (XVIII – XX вв.)