Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:46, лекция
В условиях модернизации отечественного образования особое внимание следует уделить опыту прошлого в российской системе образования, следует изучать исторические корни возникновения технического и технологического образования для обеспечения прогностической функции современного специалиста по направлению «Технологическое образование». К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I значительно активизировал реформаторские процессы.
Содержания обучения в училище можно разделить на две составляющие: общеобразовательную и специальную. Общеобразовательную составляющую (первые два года) представляли дисциплины: Закон Божий, русский язык с чистописанием и скорописью, арифметика, отчизноведение, естествознание в приложении к гигиене, домоводство, торгово-ремесленное законоведение, черчение и геометрия, рисование, хоровое пение, гимнастика, обучение ремеслам, необходимых в домашнем хозяйстве: вязание на спицах и крючком, кройка, шитье и починка домашнего белья, стирка белья, глажка, уборка комнат, кулинарное искусство, огородничество, садоводство, уход за домашней птицей и скотным двором, введение приходорасходной книги, вышивание, плетение простых кружев, изготовление цветов из бумаги. Специальную составляющую (последние два года) представляли такие предметы как – белошвейное дело (кройка, ручное и машинное шитье белья, метка гладью и крестами), швейное и портняжное дело (кройка и шитье верхней одежды: шуб, пальто; перчаточное дело, корсетное дело, башмачное дело), модное дело (головные уборы, искусственные цветы, парикмахерское дело), вышивание, плетение, вязание (вышивание шелком, золотом, бисером по различным тканям, плетение кружев, вязание тамбурное, филейное, реставрация кружев, плетений и вышивок), переплетное и картонажное дело (брошюровка, переплеты, картонаж, лаковое дело, плетение из соломы, прутьев камыша и т.д.), мозаичное дело (мозаика из стекла, камня, дерева), типография и гравюра (типографское дело, гравюра на металле, дереве и камне), домоводство, садоводство и огородничество, кулинария, уход за детьми. Следует отметить, что выбор специальности осуществлялся ученицей самостоятельно при переходе в третий класс.
При организации курсов основное внимание уделялось специальной составляющей с добавлением рисования, стенографии, иностранных языков, коммерческого счетоводства. Ученицы специальных классов посещали образцовые магазины, мастерские и фабрики, представлялась работа в мастерских, но не более 8 часов в день без прекращения учебных занятий. Учебные занятия в первые два года продолжались не менее 4 часов в день, и в последние два года – не менее 5 часов в день. /13 1878 №6 с. 9-16/
Окончательным обоснованием учебных заведений при РТО явилось утверждение мнения Государственного Совета от 25 мая 1882 года «Об училищах Императорского Русского Технического Общества», которое определило, что: РТО разрешается открывать училища при заводах и фабриках, рабочих местностях с целью распространения в их среде технического образования; эти школы делились на два разряда – специальные (технические, чертежные, рисовальные), общеобразовательные с курсом начального общего и элементарного технического образования /19, с. 11/.
В целом можно говорить, что в основе деятельности постоянной комиссии по техническому образованию были следующие положения: 1) все школы должны составлять преемственную систему; общее образование должно предшествовать специальному и быть ему основой /3, с. 1/.
Все это предопределило создание при РТО различных групп учебных заведений, а именно:
Другим значительным представителем этой группы учебных заведений выступала школа печатного дела, созданная в 1884 году с целью предоставления основательных знаний технических приемов различных отраслей этого дела, ознакомления обучаемых, посредством элементарного технического образования с основами печатного дела. Школа предназначалась для учеников, состоящих на действительной службе. В школу принимались мальчики не моложе 14 лет, при сдаче экзамена за курс начальный училищ. Курс обучения был двухлетним, за время которого ученики изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, историю, географию, чтение греческого, немецкого, латинского, французского и английского текста, математические и химические знаки и формулы, техника печатного дела, черчение, рисование и пение. Во время каникул ученики должны были заниматься в типографиях, литографиях и других предприятиях печатного дела /13, 1880 №1, с. 12-14/. Ученики не получали свидетельства об окончании школы пока они не предоставляли уведомления об успешном прохождении практического курса обучения. В школе активно использовались литературные чтения, посещение Эрмитажа, Публичной библиотеки, Бумажной фабрики, Гальванопластических мастерских и др. /19, с. 17-18/.
Еще одним представителем этой группы учреждений является ремесленное училище, открытое в 1874 году с целью основательного обучения первоначальным техническим приемам того или иного мастерства по механической части, ознакомления посредством элементарного технического образования с научными основаниями изучаемого мастерства. В училище принимались мальчики всех сословий не моложе 13 лет, при сдаче экзамена по программе трехлетнего училища при РТО. Курс обучения составлял два года с разделением занятий на практические и теоретические, причем все занятия были обязательными для учеников. В программу обучения входили следующие предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, физика, химия, механика, технология металлов, технология дерева, черчение, рисование, учение о гигиене, пение и гимнастика. Ученики посещали заводы и фабрики для ознакомления с постановкой производства в технических предприятиях. На практические занятия отводилось не менее 5 часов в день, а на теоретические – не более 3 часов в день. Аттестат об окончании училища можно было получить только при успешном прохождении практики на технических предприятиях /13, 1878 №1, с. 1-6/. По сути дела, училище занималось подготовкой специалистов для технических заведений, изготовляющих различного рода машины и после окончания училища выпускники поступали на машиностроительные заводы /19, с. 18-19/.
Ярким примером этой группы учебных заведений также выступает школа электротехников, основанная в 1896 году с целью предоставления рабочим производств и предприятий электротехнического характера подготовку к исполнению обязанностей старших рабочих. В школу принимались лица не моложе 14 лет при сдаче экзамена в объеме начального училища. Курс обучения составлял два года. Занятия проводились ежедневно кроме субботы. Обучение в школе предусматривало изучение таких дисциплин как: арифметики, геометрии, техническое черчения, электротехники, физики и химии. Интересно, что в рамках электротехники изучали аккумуляторы, химические и физические процессы, происходящие в элементах, громоотводы, динамомашины, электромоторы, передача электричества, паровые и газовые двигатели, электротехнические установки, расчеты сети и различные способы прокладки, инструменты и приборы в электротехнических работах, теорию и устройство гальванометров, счетчиков электрической энергии /34, 1896 год, с. 28-34/. В школу поступали только работники различных фирм, электротехнических заводов, незнакомые с работой не принимались. По окончании обучения выпускники обязаны были продолжать работать по специальности /19, с. 20/.
Анализ организации учебных заведений при Русском Техническом Обществе позволяет сделать следующие выводы:
Деятельность Русского Технического общества была направлена на решение технических вопросов в рамках промышленности, решение педагогических вопросов подготовки специалистов, обеспечивающих оптимальную деятельность промышленности, что требовало привлечения широкого общественного интереса к данным проблемам. Одной из задач Технического Общества являлось привлечение всех заинтересованных лиц к решению проблем качественной подготовки специалистов по различным направлениям производства. Эта задача реализовывалась через организацию технических музеев, созыв съездов деятелей по техническому образованию, организацию публичных лекций и многое другое.
С этой точки зрения показательным является открытие музея прикладных знаний в Санкт-Петербурге, которое состоялось 3 января 1875 года с целью распространения научных сведений в рамках техники, промышленности и определения способов приобретения этих знаний.
В рамках этого организовывались постоянные и временные выставки предметов, которые могли бы содействовать распространению прикладных знаний при изучении, объяснении практического и научного значения этих предметов. Кроме того, организовывались публичные лекции и чтения, учебные занятия посетителей в самом музее в рамках его отделов, осуществлялась реализация способов к приобретению технических знаний: издание книг, брошюр, периодических журналов. Устанавливались контакты с другими музеями и лицами, нуждающимися в услугах музея. Музей делился на две основные части: технический и педагогический. При музее были открыты мастерские: фотографическая, литографическая, граверная, типографическая. Музею предоставлялось право без таможенных сборов выписывать из-за границы предметы, предназначенные для помещения в отделах музея /13, 1875 №1, с. 19-23/.
Другим средством привлечения общественности к вопросам технического образования выступала организация учебно-промышленного музея, цель которого состояла в сборе учебных пособий, необходимых для преподавания технических предметов и обучения ремеслам, а также коллекции моделей, образцов изделий и руководств употребляемых как в русских, так и в иностранных учебных заведениях. Музей состоял из трех отделов:
Первый отдел был ориентирован на сбор учебных коллекций и пособий по преподаванию естественных наук: физики, химии, механики, технологии, минералогии, ботаники, зоологии. Второй отдел предназначался для собрания коллекции образцов, моделей, необходимых для преподавания специальных предметов: ручного труда, различного рода ремесел, отдельных фабрично-заводских производств. Третий отдел предназначался для коллекций образцов, копий и снимков известных художественных произведений по различным отраслям ремесленной и фабричной промышленности и учебных коллекций для преподавания графических предметов /34, 1896/1897 гг., с. 70-72/.
Принципы, заложенные в основу организации данного музея схожи с организацией Подвижного музея учебных пособий.
Подвижной музей учебных пособий возник в 1894 году по причине явной необходимости наглядных пособий на уроках в низших и средних учебных заведений для обеспечения успешности процесса обучения. Музей составляли четыре отдела:
Информация о работе Развитие технического и технологического образования в России (XVIII – XX вв.)