Развитие технического и технологического образования в России (XVIII – XX вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:46, лекция

Описание работы

В условиях модернизации отечественного образования особое внимание следует уделить опыту прошлого в российской системе образования, следует изучать исторические корни возникновения технического и технологического образования для обеспечения прогностической функции современного специалиста по направлению «Технологическое образование». К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I значительно активизировал реформаторские процессы.

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

Содержания обучения в училище можно разделить на две составляющие: общеобразовательную и специальную. Общеобразовательную составляющую (первые два года) представляли дисциплины: Закон Божий, русский язык с чистописанием и скорописью, арифметика, отчизноведение, естествознание в приложении к гигиене, домоводство, торгово-ремесленное законоведение, черчение и геометрия, рисование, хоровое пение, гимнастика, обучение ремеслам, необходимых в домашнем хозяйстве: вязание на спицах и крючком, кройка, шитье и починка домашнего белья, стирка белья, глажка, уборка комнат, кулинарное искусство, огородничество, садоводство, уход за домашней птицей и скотным двором, введение приходорасходной книги, вышивание, плетение простых кружев, изготовление цветов из бумаги. Специальную составляющую (последние два года) представляли такие предметы как – белошвейное дело (кройка, ручное и машинное шитье белья, метка гладью и крестами), швейное и портняжное дело (кройка и шитье верхней одежды: шуб, пальто; перчаточное дело, корсетное дело, башмачное дело), модное дело (головные уборы, искусственные цветы, парикмахерское дело), вышивание, плетение, вязание (вышивание шелком, золотом, бисером по различным тканям, плетение кружев, вязание тамбурное, филейное, реставрация кружев, плетений и вышивок), переплетное и картонажное дело (брошюровка, переплеты, картонаж, лаковое дело, плетение из соломы, прутьев камыша и т.д.), мозаичное дело (мозаика из стекла, камня, дерева), типография и гравюра (типографское дело, гравюра на металле, дереве и камне), домоводство, садоводство и огородничество, кулинария, уход за детьми. Следует отметить, что выбор специальности осуществлялся ученицей самостоятельно при переходе в третий класс.

При организации курсов основное внимание уделялось специальной составляющей с добавлением рисования, стенографии, иностранных языков, коммерческого счетоводства. Ученицы специальных классов посещали образцовые магазины, мастерские и фабрики, представлялась работа в мастерских, но не более 8 часов в день без прекращения учебных занятий. Учебные занятия в первые два года продолжались не менее 4 часов в день, и в последние два года – не менее 5 часов в день. /13 1878 №6 с. 9-16/

Окончательным обоснованием учебных заведений при РТО явилось утверждение мнения Государственного Совета от 25 мая 1882 года «Об училищах Императорского Русского  Технического Общества», которое определило, что: РТО разрешается открывать училища при заводах и фабриках, рабочих местностях с целью распространения в их среде технического образования; эти школы делились на два разряда – специальные (технические, чертежные, рисовальные), общеобразовательные с курсом начального общего и элементарного технического образования /19, с. 11/.

В целом можно говорить, что в основе деятельности постоянной комиссии по техническому образованию были следующие положения: 1) все школы должны составлять преемственную систему; общее образование должно предшествовать специальному и быть ему основой /3, с. 1/.

Все это предопределило создание при РТО различных групп учебных заведений, а именно:

  1. Школы специальные, к которым можно отнести школу строительных десятников, школу печатного дела, ремесленное училище, школу электротехников, железнодорожные курсы, химико-техническая школа, курсы для кочегаров, воскресная школа книгопродавческого дела, часовая школа Щербинского, учебная мастерская музыкальных инструментов. Ярким представителем этой группы являлась школа десятников по строительному делу, основанное в 1874 году для подготовки строительных рабочих, предоставления обучаемым специальных знаний, необходимых в строительных работах разного рода. В школу принимались строительные рабочие, занятые по специальности не менее четырех лет, с уровнем начального образования: умение читать, писать, решать простейшие арифметические задачи. Курс обучения составлял два года, в программу обучения включались – Закон Божий, русская грамота, история, география, арифметика, геометрия, строительные материалы, архитектура зданий, печное дело, основы железных и проезжих дорог, землемерие, сопротивление материалов, черчение, рисование, моделировка и чистописание /34, 1896/1897 гг., с. 47-48/. Ученики проводили в школе до 10 часов в день /19, с. 16/.

Другим значительным представителем этой группы учебных заведений выступала школа печатного дела, созданная в 1884 году с целью предоставления основательных знаний технических приемов различных отраслей этого дела, ознакомления обучаемых, посредством элементарного технического образования с основами печатного дела. Школа предназначалась для учеников, состоящих на действительной службе. В школу принимались мальчики не моложе 14 лет, при сдаче экзамена за курс начальный училищ. Курс обучения был двухлетним, за время которого ученики изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, историю, географию, чтение греческого, немецкого, латинского, французского и английского текста, математические и химические знаки и формулы, техника печатного дела, черчение, рисование и пение. Во время каникул ученики должны были заниматься в типографиях, литографиях и других предприятиях печатного дела /13, 1880 №1, с. 12-14/. Ученики не получали свидетельства об окончании школы пока они не предоставляли уведомления об успешном прохождении практического курса обучения. В школе активно использовались литературные чтения, посещение Эрмитажа, Публичной библиотеки, Бумажной фабрики, Гальванопластических мастерских и др. /19, с. 17-18/.

Еще одним представителем этой группы учреждений является ремесленное училище, открытое в 1874 году с целью основательного обучения первоначальным техническим приемам того или иного мастерства по механической части, ознакомления посредством элементарного технического образования с научными основаниями изучаемого мастерства. В училище принимались мальчики всех сословий не моложе 13 лет, при сдаче экзамена по программе трехлетнего училища при РТО. Курс обучения составлял два года с разделением занятий на практические и теоретические, причем все занятия были обязательными для учеников. В программу обучения входили следующие предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, физика, химия, механика, технология металлов, технология дерева, черчение, рисование, учение о гигиене, пение и гимнастика. Ученики посещали заводы и фабрики для ознакомления с постановкой производства в технических предприятиях. На практические занятия отводилось не менее 5 часов в день, а на теоретические – не более 3 часов в день. Аттестат об окончании училища можно было получить только при успешном прохождении практики на технических предприятиях /13, 1878 №1, с. 1-6/. По сути дела, училище занималось подготовкой специалистов для технических заведений, изготовляющих различного рода машины и после окончания училища выпускники поступали на машиностроительные заводы /19, с. 18-19/.  

Ярким примером этой группы учебных заведений также выступает  школа электротехников, основанная в 1896 году с целью предоставления рабочим производств и предприятий электротехнического характера подготовку к исполнению обязанностей старших рабочих. В школу принимались лица не моложе 14 лет при сдаче экзамена в объеме начального училища. Курс обучения составлял два года. Занятия проводились ежедневно кроме субботы. Обучение в школе предусматривало изучение таких дисциплин как: арифметики, геометрии, техническое черчения, электротехники, физики и химии. Интересно, что в рамках электротехники изучали аккумуляторы, химические и физические процессы, происходящие в элементах, громоотводы, динамомашины, электромоторы, передача электричества, паровые и газовые двигатели, электротехнические установки, расчеты сети и различные способы прокладки, инструменты и приборы в электротехнических работах, теорию и устройство гальванометров, счетчиков электрической энергии /34, 1896 год, с. 28-34/. В школу поступали только работники различных фирм, электротехнических заводов, незнакомые с работой не принимались. По окончании обучения выпускники обязаны были продолжать работать по специальности /19, с. 20/.

  1. Классы черчения и рисования, к которым можно отнести Василеостровские (1898 год), Лиговские (1900 год), Малоохтенские (1897 год). В качестве основной задачи этих учебных заведений выступало обучение техническому черчению и рисованию. Классы преимущественно обеспечивали вечерние обучение, где отсутствовали общеобразовательные дисциплины /19, с. 25-26/.
  2. Учебные мастерские, которые представлены – Лиговскими мастерскими (1897 год), Путиловскими мастерскими (1897 год), которые были основаны с целью обучения первоначальным приемам ремесла, ознакомления посредством элементарного технического образования с главными научными сведениями по изучаемым ремеслам /19, с. 26/. В таких мастерских в качестве ремесел выступали: столярное дело (опиливание, шлифовка, пригонка, рубка, обточка, нарезка винтов, изготовление изделий по шаблонам), кузнечное и паяльное дело (подготовка к работе инструментов, паяние медью, производство работ по шаблону), столярное дело (пиление, строгание, соединение и пригонка брусьев, точение, изготовление моделей /34, 1876/1877 гг., с. 122-124/. Кроме этого изучались Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, история, география, физика, механика, технология, черчение, рисование, пение.
  3. Рукодельные классы: при Василеостровском училище (1899 год), Нарвские (1900 год), Нобелевские (1909 год), Путиловские (1898 год), Классы трубчатого завода (1901 год), созданные с целью обучения с целью обучения девочек не старше 16 лет, кройке и шитью белья за два – три года обучения. Программа обучения включала изучение шитья  гладью, вязания чулок, мелких изящных работ, а также: русского языка, арифметики, географии, истории, рисования и пения /19, с. 26-28/.
  4. Подготовительно-профессиональные классы: Васильевские (1897 год), Нарвские (1900 год), Смоленские (1901 год), Нобелевские (1905 год), которые создавались с целью закрепления сведений, на уровне начального училища, сообщения первоначальных сведений в будущей профессии. В процессе обучения за два года изучались Закон Божий, арифметика, геометрия, физика, география, история, черчения, рисование, ручной труд, а для девочек – рукоделие. Срок обучения составлял два года /19, с. 28-29/.
  5. Училища для детей рабочих, среди которых следует отметить следующие: Арсенальное (1874 год), Училище Трубчатого завода (1873 год), Василеостровское (1873 год), Нарвское (1871 год), Выборгское (1894 год), Училище Металлического завода (1903 год), Невское (1888 год), Нобелевское (1901 год), Обуховское (1894 год), Путиловское (1888 год) и т.д. В училищах обучали шитью и кройке, изучалось переплетное дело, резьба по дереву, плетение из соломы и т.д., черчение и пение, введен ручной труд, широко использовались наглядные пособия, «световые картинки», загородные прогулки, экскурсии (театры, музеи, выставки, ботанический сад, пригородные окрестности и др.) и т.д. Особое внимание уделялось ослабленным детям, для которых создавались «Школьные дачи» /19, с. 34-38/. На основе анализа отчетов училищ за 1876/77, 1878/79, 1880/81, 1896/97 можно сделать вывод о том, что дальнейшая карьера выпускников заключалась в продолжении своего образования в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, поступлении в качестве рабочего на заводы, фабрики, ремесленные мастерские, торговые предприятия и конторы и т.д. /34 , 76/77, с. 157-195; 78\79, с. 81-115;80\81, с. 245-311; 96/97, с. 133-157/.
  6. Училища для рабочих: Василеостровское (1873 год), Литейное (1874 год), Нарвское (1871 год), Обуховское (1882 год), Путиловское (1887 год), Ревельское (1885 год), Смоленское (1884) и др. В качестве основной задачи этих учебных заведений выступало предоставление общего образования в объеме начального училища, сообщение элементарных сведений технического образования, необходимого для исполнения различных работ. Училища делились на: общеобразовательные, где обучение велось в течение двух лет и изучалось – Закон Божий, русский язык, арифметика; и специальные, где в течении двух лет изучались – Закон Божий, русский язык, география, черчение, история, геометрия, техническое черчение, механика и химия. Широко применялись экскурсии на заводы ,фабрики, выставки, в музеи, организации библиотек, особых лекций, загородные поездки в Саблино, Петергоф, Павловск и т.д. /19, с. 29-34/. Выпускники школ продолжали работать на фабриках, заводах, поступали на должности чертежников, работали в почтовых отделениях, сдавали экзамена на должность учителя народного училища, женщины поступали на акушерские и  бухгалтерские курсы. /34, 1876/77, с. 157-195; 1878\79, с. 81-115; 1880/81, с. 245-311; 1896/97, с. 133-157/.
  7. Училища для малолетних рабочих ремесленных и торговых учеников: Спасское (1891 год), Коломенское (1911 год), которые создавались для ремесленных и торговых учреждений с целью предоставления им общего образования. Возраст учеников колебался от 11 до 16 лет. В программу обучения включались следующие дисциплины: Закон Божий, арифметика, русский язык и др. /19, с. 41/.

 

Анализ организации учебных заведений при Русском Техническом Обществе позволяет сделать следующие выводы:

  1. Различные группы учебных заведений были ориентированы на «сквозное» образование, начиная с начального образования и переходя к специальному;
  2. Программы обучения в основном сочетали общеобразовательные и специальные дисциплины, что было вызвано отсутствием всякого образования в рабочей среде;
  3. При организации процесса обучения использовались многие новаторские идеи: совместное обучение, введение ручного труда как учебного предмета, использование наглядных средств обучения (плакатов, «световых картинок» и т.д.);
  4. Работа учебных заведений при РТО охватывала широкий возрастной ценз от 8 до 60 лет, что и приводит к необходимости различных групп учебных заведений;
  5. Большое внимание отдавалось разработке программ преподавания Закона божьего; русского языка, где прослеживается идея упрощения орфографии; арифметики; геометрии; технического черчения; географии и истории с использованием общеобразовательных прогулок по Санкт-Петербургу; рисования, где сочетали геометрический способ преподавания с тушеванием, использование «американского способа» - рисование различных предметов с натуры в цвете; физики; естествознания, где сообщались сведения о растениях, животных и минералах с использованием пособий К.Д. Ушинского, Н.К. Герда, П.П. Краевича, организацией экскурсий в зоологический музей; механики и технологии, где изучаются материалы, наиболее употребляемых на заводе или предприятии; рукоделию (игольно-швейного);
  6. Ведущими принципами организации обучения в учебных заведениях при РТО являлись: принцип наглядности, принцип доступности, принцип практикоориентированности, принцип ориентации на будущую профессиональную деятельность ученика, принцип гигиенической целесообразности, который перекликается с современной валеологической целесообразностью и др.

 

    1. Роль общественности в решении вопросов технического образования (на примере Русского Технического общества)

Деятельность Русского Технического общества была направлена на решение технических вопросов в рамках промышленности, решение педагогических вопросов подготовки специалистов, обеспечивающих оптимальную деятельность промышленности, что требовало привлечения широкого общественного интереса к данным проблемам. Одной из задач Технического Общества являлось привлечение всех заинтересованных лиц к решению проблем качественной подготовки специалистов по различным направлениям производства. Эта задача реализовывалась через организацию технических музеев, созыв съездов деятелей по техническому образованию, организацию публичных лекций и многое другое.

С этой точки зрения показательным является открытие музея прикладных знаний в Санкт-Петербурге, которое состоялось  3 января 1875 года с целью распространения научных сведений в рамках техники, промышленности и определения способов приобретения этих знаний.

В рамках этого организовывались постоянные и временные выставки предметов, которые могли бы содействовать распространению прикладных знаний при изучении, объяснении практического и научного значения этих предметов. Кроме того, организовывались публичные лекции и чтения, учебные занятия посетителей в самом музее в рамках его отделов, осуществлялась реализация способов к приобретению технических знаний: издание книг, брошюр, периодических журналов. Устанавливались контакты с другими музеями и лицами, нуждающимися в услугах музея. Музей делился на две основные части: технический и педагогический. При музее были открыты мастерские: фотографическая, литографическая, граверная, типографическая. Музею предоставлялось право без таможенных сборов выписывать из-за границы предметы, предназначенные для помещения в отделах музея /13, 1875 №1, с. 19-23/.

Другим средством привлечения общественности к вопросам технического образования выступала организация учебно-промышленного музея, цель которого состояла в сборе учебных пособий, необходимых для преподавания технических предметов и обучения ремеслам, а также коллекции моделей, образцов изделий и руководств употребляемых как в русских, так и в иностранных учебных заведениях. Музей состоял из трех отделов:

  1. Естественно-исторического отдела;
  2. Отдела прикладных знаний;
  3. Художественно-промышленного отдела.

Первый отдел был ориентирован на сбор учебных коллекций и пособий по преподаванию естественных наук: физики, химии, механики, технологии, минералогии, ботаники, зоологии. Второй отдел предназначался для собрания коллекции образцов, моделей, необходимых для преподавания специальных предметов: ручного труда, различного рода ремесел, отдельных фабрично-заводских производств. Третий отдел предназначался для коллекций образцов, копий и снимков известных художественных произведений по различным отраслям ремесленной и фабричной промышленности и учебных коллекций для преподавания графических предметов /34, 1896/1897 гг., с. 70-72/.

Принципы, заложенные в основу организации данного музея схожи с организацией Подвижного музея учебных пособий.

Подвижной музей учебных пособий возник в 1894 году по причине явной необходимости наглядных пособий на уроках в низших и средних учебных заведений для обеспечения успешности процесса обучения. Музей составляли четыре отдела:

Информация о работе Развитие технического и технологического образования в России (XVIII – XX вв.)