Развитие технического и технологического образования в России (XVIII – XX вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:46, лекция

Описание работы

В условиях модернизации отечественного образования особое внимание следует уделить опыту прошлого в российской системе образования, следует изучать исторические корни возникновения технического и технологического образования для обеспечения прогностической функции современного специалиста по направлению «Технологическое образование». К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I значительно активизировал реформаторские процессы.

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

В работе В.Н. Липника отмечается, что «Устав…» 1871 года установил только один тип среднего учебного заведения – классическая гимназия, где основное внимание уделялось изучению древних языков (42,2% учебного времени) и математике /22, с. 37-38/. Гимназия предоставляла общее образование и готовила к поступлению в университет и другие высшие учебные заведения. Реальное училище предоставляло общее образование, направленное на приобретение технических познаний. После окончания реального училища нельзя было поступать в университет. Старшие классы (5 и 6) училища делились на отделения: основное и коммерческое, а седьмой (дополнительный класс) – механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. Реальные училища призваны были удовлетворять потребности промышленности в инженерно-технических кадрах /22, с. 39; 24, с. 156-157; 17/.

Развитие образования требовало новых подходов к теоретической разработке основ образования, прежде всего, в рабочей группе населения России. В этом проявлялось противоречие, когда правительство, стремясь обеспечить развитие промышленности, ограничивало возможность получения образования в рабочей среде /24, с. 162/.

Правительственная инициатива по обеспечению промышленности квалифицированными кадрами выразилась в создании реальных училищ, но в целом оно преследовало цели сословного принципа в образовании, пытаясь оградить рабочее население от среднего и высшего образования. Реальные училища не могли полностью обеспечить запросы промышленности, которая требовала не только решения технической стороны производства, но и решения проблемы качественной подготовки квалифицированных кадров, управляющего состава для технических предприятий страны, поэтому значительную роль в развитии технического образования сыграли общественные организации и частные учебные заведения, которые в своей деятельности пытались сочетать требования местных и государственных условий промышленности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в качестве предпосылок создания различных уровней технического образования выступали:

  1. Развитие реального образования через разрозненные учебные заведения по всей России.
  2. Развитие промышленности требовало качественно иной подготовки специалистов по различным отраслям (строительство, производство, транспорт и т.д.).
  3. Изменение технологий производства, технического оснащения обуславливало необходимость подготовки квалифицированных работников, владеющих способами преобразовательной деятельности.
  4. Требовалось не «обучение из практики», а качественная подготовка на научных теоретических основаниях специалиста, обеспечивающего оптимальную работу технического предприятия.
  5. Промышленный потенциал, в качестве своего ресурсного обеспечения, требовал не только техническую, но и кадровую составляющую, как необходимого условия успешной деятельности России на международном рынке в условиях жесткой конкуренции.

 

    1. Развитие понятия «Техническое образование»

К середине XIX века стало употребляться понятие «техническое образование», которое являлось составной частью специального образования. Поэтому следует определить смысл, который вкладывался в это понятие для дальнейшей характеристики уровней технического образования.

А.Г. Неболсин, И.А. Анопов определяют техническое образование как образование, посвященное исключительно техническому обучению, или в котором последнее, хотя и связано с общим образованием, но составляет основную задачу /25, с. 130; 1, с. 4/. Из данного определения мы видим два направления образования: специально-техническое, которое связано с конкретной профессией и общетехническое, связанное с преподаванием общетехнических дисциплин, напрямую не связанных с профессией.

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона 1901 года мы встречаем следующие определение технического образования: «техническое образование – один из видов специального образования, для распространения которого существуют школы низшие, средние, высшие: первые два разряда дают необходимые познания для низших и средних служебных органов в различных отраслях промышленности (для рабочих и техников), высшие школы приготовляют руководителей технических работ (инженеров)» /37, с. 125/. Из этого определения мы уже видим разные квалификационные должности, а именно: инженер, техник, рабочий.

В проекте промышленного образования в России эти должности характеризуются следующим образом:

Инженер – человек стоящий вполне на уровне современного состояния специальности, в которой он действует. Это человек, вооруженный надлежащей практической опытностью и в месте с ней полным научным и техническим образованием к этой специальности, которая позволяла бы ему не только поддерживать производство, но и совершенствовать его посредством введения улучшений /26, с. 3/.

Техник – мастер, будучи ближайшим помощником инженера, владеющий всеми сведениями, которые необходимы для основательного и правильного производства подготовительных работ, а так же для надлежащего наблюдения за приведения сил последнего в исполнение /26, с. 10/.

Рабочие – люди, которые под руководством и под общими указаниями мастера могут непосредственно исполнять с надлежащей точностью и аккуратностью работы им поручаемые, ловкость и навык в употреблении приемов производства, умение надлежащим образом применить, быстро усваивать и безошибочно производить в исполнение указания мастера /26, с. 14/.

В том же проекте промышленного образования в России техническое образование определяется как подготовка к промышленной деятельности лиц действительно к ней пригодной, вооруженных необходимыми знаниями и умениями в той степени, чтобы они без особых затруднений при помощи не очень продолжительных практических занятий тем специальным делом, к которому приготовляются в школе, могли становиться действительно полезными деятелями в соответственных родах и на соответственных ступенях промышленного поприща /26, с. 1/.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к середине XIX века в России были определены различные уровни учебных заведений для реализации технического образования (высшие, средние, низшие), в рамках которого рассматривалась подготовка людей к оптимальному функционированию в развивающейся промышленности, хотя на уровне подготовки рабочих не предусматривось формирование активной позиции самого субъекта.

Поэтому, говоря о развитии технического образования в России середины XIX- ХХ вв., будем понимать под техническим образованием  один из видов специального образования, направленный на освоение научно-теоретических и практических знаний и умений в различных отраслях промышленности для подготовки на уровне начальных и средних учебных заведений – специалистов низшего и среднего звена, а на уровне высших учебных заведений – специалистов высших административных постов (руководителей технических работ).

 

    1.   Система технического образования в России

середины XIX –начала ХХ вв.

Развитие промышленности, внедрение новых способов работы, производства, усовершенствование технических средств труда определяли создание различных уровней технического образования, которые выступали средством подготовки квалифицированных специалистов в контексте работы промышленных предприятий. Как отмечают Н.Н. Кузьмин, уже в первой половине XIX века идет быстрый количественный рост, как самих предприятий, так и рабочих, занятых в промышленности. Осуществляется переход от одной формы промышленности к другой (от мануфактуры к фабрике), а быстрое экономическое развитие страны поставило задачу подготовки специалистов для работы по различным отраслям хозяйства. Положение промышленности требовало специалистов, которые могли не только управлять техникой, но и совершенствовать ее, управлять промышленными предприятиями. Все это актуализировало целенаправленную подготовку специалистов в области промышленности /21, с. 6/.

Техническое образование в России середины XIX – начала ХХ века представлено различными уровнями – высшим, средним, низшим, которые в свою очередь образуют систему технического образования в России.

Вопросы развития высшего, среднего, низшего технического образования рассматриваются в работах Е.Н. Андреева, А.Г. Неболсина, П.А. Мясоедова, И.А. Анопова и др., кроме этого в работах Н.Н. Кузьмина, А.Н. Веселова, С.Я. Батышева и др. рассматриваются вопросы низшего и среднего технического образования.

А.Г. Неболсин отмечает, что значительно раньше развития средних и низших технических училищ, уже существовали различные высшие технические учебные заведения: Горный институт, Практический Технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, а во второй половине XIX века открывается Петровская земледельческая и лесная академия, Лесной институт в Санкт-Петербурге и др. /25, с. 131-132/. Энциклопедический словарь к этому списку добавляет следующие учебные заведения: Харьковский технологический институт,  Рижский политехнический институт, Императорское московское техническое училище, Томский технологический институт, Императорское московское инженерное училище, Варшавский технологический институт /37, с. 128/.

Высшие технические учебные заведения в качестве основной задачи определяли подготовку опытных инженеров – руководителей в технических и промышленных предприятиях, обучения контингента лиц, необходимых для замещения правительственных технических должностей. Поступление в эти учебные заведения предусматривало получение среднего общего образования /37, с. 128/.

В рамках этого рассмотрим деятельность технических учебных заведений, деятельность которых отражает сущность высшего технического образования. Так, в 1773 году был утвержден устав Горного училища, открывшегося в следующем году. По уставу училище разделялось на семь классов – математический, маркшейдерский, химический, механический, минералогический, физический и рисовальный. В 1833 году учебное заведение было переименовано в Горный институт, а затем в Институт корпуса горных инженеров и разделялся на четыре низших и два высших класса. По уставу 1834 года в институте было положено преподавать: Закон Божий, географию, общую статистику, горную статистику, историю горного русского промысла, историю, математику, теоретическую механику, астрономию, горную механику, зоологию, механику, минералогию, геологию, физику, физическую географию, химию, маркшейдерское искусство, горное искусство, металлургию, пробирное искусство, основы отливки артиллерийских снарядов, горные законы, бухгалтерия, архитектура (применительно к горнозаводским строениям), черчение, рисование, чистописание, языки: русский, французский, немецкий, музыку.

С 1865 года полный курс обучения составлял пять лет. Первые три года преподавались общие дисциплины. К таким дисциплинам относили аналитическую механику, строительное искусству, высшую математику, начертательную геометрию, черчение, ботанику, зоологию, физику, минералогию, кристаллографию, политическую экономию, законоведение, языки: французский, немецкий, английский. Последние два курса разделялись на два направления: горное (маркшейдерское искусство, горное искусство, геология, палеонтология) и заводское (металлургия, пробирное искусство, неорганическая и аналитическая химия). Во время каникул учащиеся посещали горные заводы, рудники, производили минералогические, палеонтологические наблюдения и т.д. В институт принимались лица окончившие курс гимназии без древних языков.

К экзамену на звание инженера допускались и лица, не слушавшие курс в институте. Эти лица должны были предоставить свидетельство о том, что они работали на горном заводе не менее одного года, а затем они сдавали экзамены по всем дисциплинам, которые существовали в институте особой комиссии.

Другим высшим техническим учебным заведением являлся Санкт-Петербургский Практический Технологический Институт, который был учрежден в 1828 году с целью подготовки людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания, для управления фабриками и заводами или отдельными отделами таковых. В институт принимались дети купцов, мещан, цеховых и разночинцев в возрасте от 13 до 15 лет, умеющих читать и писать по-русски. Среди изучаемых предметов можно выделить следующие: Закон Божий, русский язык, география, история, чистописание, рисование, арифметика, геометрия, прикладная механика, курс технологии (красильное дело, строительство различных машин).

В 1862 года было утверждено новое положение об институте, которым определялось, что Санкт-Петербургский технологический институт является специальным высшим учебным заведением с четырехлетним курсом с разделением на два отделения – механическое и химическое. В институт допускались лица выдержавшие экзамен по физике, математике и окончивших курс гимназии или реальных училищ с дополнительным классом. На первом курсе обучения дисциплины были одинаковы для всех отделений (богословие, высшая математика, физика, неорганическая химия, начертательная геометрия, элементарная механика, иностранные языки, черчение и рисование). На втором курсе для механического отделения преподавались интегральное исчисление, теоретическая механика, а для химического отделения – минералогия, интегрирование функций. Остальные предметы были общими. На третьем курсе к общим предметам относились – механическая теория теплоты, геодезия, технология строительных материалов, технология металлов. На механическом отделении добавлялись – гидравлика, детали машин, металлургия, проектирование по механике, а на химическом – органическая и неорганическая химия, химическая технология (производство минеральных веществ), анатомия и физиология. На четвертом курсе обучения преподавали политическую экономию, статистику, электротехнику, технологию обработки волокнистых веществ, гидравлические сооружения и дополнительно на механическом отделении – механическая технология (обработка металлов, дерева, устройство заводских машин, подвижного состава железных дорог), строительная механика и проектирование по механике, а на химическом отделении – химическая технология (производство органических веществ), проектирование по производству минеральных веществ.

Впоследствии был введен и пятый курс, предназначенный для выполнения проектных работ по строительной механике, механическому производству для слушателей механического отделения; проекты заводов или фабрик по производству  органических веществ, для слушателей химического отделения. Следует отметить, что работы слушателей института принимались к участию на всероссийских и международных выставках /25,с. 135-145/.

Еще одним из показательных высших технических учебных заведений рассматриваемого периода являлось Рижское политехническое училище, учрежденное Рижским биржевым комитетом в 1861 году с целью предоставления практического и теоретического образования лицам ,специально посвящающих себя промышленности во всех ее видах (гражданская архитектура, инженерное искусство, сельское хозяйство и торговля). В училище принимались лица всех сословий не моложе 16 лет, за установленную плату. Политехническое училище состояло из следующих отделений: сельскохозяйственное, химико-техническое, межевое, инженерное, машиностроительное, архитектурное, коммерческое. В училище преподавались следующие дисциплины: Закон Божий, история, география, зоология, минералогия, ботаника, опытная физика, общая химия, математика (элементарная и высшая), начертательная геометрия, черчение, промышленная статистика и политическая экономия, история торговли, товароведение, торговое, вексельное и морское законодательство, торговое делопроизводство, агрономия, механическая и химическая технология, теоретическая и практическая механика, геодезия, строительное искусство и архитектура, проектирование по механике, физике, технологии, а также языки: русский, немецкий, французский и английский. Эти предметы разделялись в зависимости от избранной учениками специальности на обязательные и дополнительные. В качестве практики ученики должны были посещать различные фабрики, заводы, постройки, производить разнообразные технические работы, заниматься производством съемок /25, с. 145-147/.

Информация о работе Развитие технического и технологического образования в России (XVIII – XX вв.)