Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:46, лекция
В условиях модернизации отечественного образования особое внимание следует уделить опыту прошлого в российской системе образования, следует изучать исторические корни возникновения технического и технологического образования для обеспечения прогностической функции современного специалиста по направлению «Технологическое образование». К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I значительно активизировал реформаторские процессы.
Но среди этих средств привлечения внимания общественного интереса к вопросам технического образования особо следует отметить организацию и проведение съездов деятелей по техническому образованию.
Первый съезд деятелей по техническому образованию и профессиональному образованию был проведен по инициативе РТО в Санкт-Петербурге в 1889/90 гг. с целью выяснения положения и потребности в развитии технического образования. К участию в съезде был приглашен достаточно широкий круг лиц – от преподавателей, промышленников, управляющих заводами, фабрикантов, до высокопоставленных правительственных чиновников /13, 1890 год №5, с. 28/.
Деятельность съезда распределялась в рамках следующих секций:
В рамках проведения съезда обсуждалось состояние технического образования в России, учебные планы и программы в технических учебных заведениях, участие учебных заведений в развитии промышленности, значение ручного труда в начальных и низших технических учебных заведениях, значение черчения и рисования в рамках технического образования, требования к преподавателям специальных ремесел и технических предметов, различные вспомогательные мероприятия, обеспечивающие успешность учебного процесса, вопросы школьной гигиены, требования к учебникам и справочным книгам для подготовки инженеров, техников, мастеров и их помощников и т.д., сравнения различных способов оценки знаний учащихся технических учебных заведений /13, 1890 год №5, с. 30-31/.
При съезде, для наглядного ознакомления с современным состоянием технического образования в России, была устроена выставка работ учеников технических и ремесленных учебных заведений, правил, руководств, учебных пособий и т.д. Выставка делилась на шесть отделов:
Подобная организация была и при устройстве второго и третьего съездов деятелей по техническому и профессиональному образованию, проходившие в 1895 и в 1903 годах соответственно /20, с. 61/. Как отмечает А.Н. Веселов, разносторонний состав участников съездов давал возможность не только коллективно обсуждать вопросы технического образования, но и определять требования к техническому образованию, которые иногда шли в разрез с официальной политикой (доктриной). С проведением каждого съезда увеличивалось количество их участников, что отражало возросший интерес общественности к проблемам технического и профессионального образования /9, с. 52/. В рамках проведения съездов деятелей по техническому и профессиональному образованию рассматривались важнейшие вопросы для сферы образования, а именно: вопрос о всеобщем образовании, вопрос о нормировании рабочего дня для малолетних рабочих и условий их работы на предприятиях, вопрос о предоставлении свобод малолетним рабочим в плане их обучения и введении специального школьного налога и т.д. Проводилась критика официального курса в рамках технического образования (принцип сословности), которая послужила поводом к закрытию третьего съезда.
С позиции деятельности съездов деятелей по техническому и профессиональному образованию важно отметить осознание их участниками необходимость законодательного обеспечения работы малолетних рабочих, без чего невозможны были успехи в деятельности училищ для рабочих. Был разработан проект закона о работе малолетних рабочих, в который в последствии были внесены изменения, коснувшиеся минимального возраста детей, с которого разрешалось принимать их на работу (с 10 лет этот возраст был изменен до 12 лет), а для особо вредных производств был запрещен прием лиц моложе 17 лет; наибольшая продолжительность работы для 12-14 летних устанавливалась на уровне 6 часов в день, а для 14-17 летних – на уровне 10-12 часов. Было признано целесообразным в целях устройства школ для малолетних рабочих и курсов для взрослых рабочих взимать с фабрикантов и заводчиков специальной платы в размере 2% от всей суммы заработной платы. Несовершеннолетние рабочие могли быть приняты на работу без посещения школы при условии окончания начального училища, если же данные ученики не удовлетворяют такому требованию, то они обязаны были посещать школу по 2 часа в день /13, 1875 год №1, с.34-50; 1874 год №6, с. 89-90/.
Эти идеи нашли отражение в докладе А.Г. Неболсина «Школьное обучение малолетних рабочих на фабриках и заводах» на первом съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию, в котором также было признано полезным установить налог для фабрикантов на содержание школ для малолетних рабочих в не зависимости от того имеются ли у них малолетние рабочие, и напротив те фабриканты, которые устроят при своих заводах школы, должны быть освобождены от такого налога, посещение таких школ должно быть обязательным для малолетних рабочих /13, 1890 год №4, с. 13-14/.
Таким образом, можно сделать вывод о значительной роли Русского Технического Общества в привлечении общественности к проблемам (решению вопросов) промышленности и технического образования.
Следует также отметить о печальной судьбе РТО. Дело в том, что проблемами обучения РТО перестало заниматься, начиная с 1917 года, рассматривая только научно-технические вопросы. Деятельность союза деятелей по техническому и ремесленному образованию, возникшему на основе Постоянной комиссии по техническому и профессиональному образованию, выступившего в 1918 году против политизации и «огосударствования» профессионального образования (Гриневский, Д.С. Зернов и др.) была осуждена. Многое его деятели были репрессированы, а в 1929 году было закрыто и само общество. Вместо РТО были созданы инженерно-технические отраслевые общества /29, с. 300/.
В начале советской власти предпринимаются попытки создания единой трудовой школы, состоящей из двух ступеней: I ступень для детей 8-13 лет, и II ступень для детей 14-17 лет. Уже в 1919 году Наркомпрос пришел к осознанию необходимости восстановления низшего и среднего профессионального образования на базе I ступени Единой трудовой подготовки. В сентябре 1919 года утверждается система школ:
В 20 – 30 гг. ХХ века изменяется содержание трудовой подготовки в сторону углубления изучения теоретических основ производства, что вызвано процессами индустриализации. В учебный курс вводится дисциплина «основы производства», школы прикрепляются к ближайшим предприятиям /5, с. 17/. Ведущие идеи трудовой подготовки этого периода, как отмечает В.М. Жучков, можно выразить следующим образом: труд – связующее звено между человеком и природой, трудовая школа способна обеспечить органический синтез гуманитарного и естественнонаучного образования, важен развивающий аспект развития мышления, воли, характера, общетрудовых умений и навыков /11, с. 13-14/.
Этот подход нашел отражение в деятельности А.С. Макаренко и детских трудовых организаций, работающих под его руководством, где сочеталось трудовое и профессиональное обучение, происходило формирование навыков самообслуживания и основ производительного труда, четко прослеживалась политехническая направленность общеобразовательных дисциплин, сочетающаяся с профориентацией /4, с. 17/.
Особое внимание уделяется политехническому обучению и трудовому воспитанию, с этой целью создавались школы ФЗУ, профессиональные школы, техникумы, вузы, опытные сельскохозяйственные станции; посильную помощь оказывали фабрики, заводы и колхозы /14, 15, 17/.
В период с 1926 по 1934 гг. основными типами школ I ступени выступали: Школы фабрично-заводской семилетки (изучались основы промышленного труда с возможностью поступить на фабрики), Школы крестьянской (с 1939 года – колхозной) молодежи (осваивалось сельское хозяйство). Выпускники этих учебных заведений поступали в школу II ступени.
В 1927 году труд был введен как особый предмет, задачами которого выступали: выработка умений и навыков, общих для различных трудовых процессов.
К 30-м годам осознается необходимость унификации учебных заведений и 15 мая 1934 года издается постановление Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР». Согласно этому документу на всей территории страны были установлены единые типы общеобразовательной школы:
Фабрично-заводские семилетки и школы колхозной молодежи были преобразованы в неполные средние школы /15, 17/.
Однако в 1937 году трудовое обучение в школах отменено и прекратились научные исследования в этом направлении. В 1940 году была введена плата за обучение в старших классах общеобразовательной школы и техникумах, которое впоследствии было отменено в 1954 году /15, 17/.
С 1943 года начинают действовать школы рабочей молодежи, где учились подростки, занятые в промышленном производстве, с предоставлением им неполного среднего и среднего образования без отрыва от производства /15, 17/.
В послевоенные годы усилился контроль за деятельностью школ со стороны государства и партийных органов. В 1958-59 гг. принимается закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», согласно которому было установлено обязательное восьмилетнее образование, а срок обучения в полной средней школе составлял 11 лет /15/.
Возрождение трудового обучения в школе в 50-е годы, в период восстановления народного хозяйства, когда вновь были востребованы высококвалифицированные кадры. В 1954 году в учебный план возвращается курс трудового обучения, сочетающийся с политехническим обучением. В начальной школе введен курс «Ручной труд» с целью формирования у детей простейших трудовых навыков, в средних классах проводились практические занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках, где формировались знания и умения механической обработки материалов, знаний основ электромонтажа, практических ЗУНов по растениеводству и животводству, воспитание уважительного отношения к труду. В старших классах трудовая подготовка сельских и городских школ отличалась, а именно: в городских школах введена дисциплина «Основы производства» - машиноведение, основы промышленного производства, автомобиль и электротехника; в сельских школах введена дисциплина «Основы сельского хозяйства» - основы животноводства, растениеводство, основы сельского машиноведения и электротехники.
Особое внимание уделялось организации материально-технической базы трудового обучения, к созданию которой подключались промышленные предприятия. В конце 50-х годов начинается подготовка преподавательских кадров для трудового обучения, а также преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения для начального и среднего профессионального образования. Государственный подход дал свои положительные результаты: распространение сети технических и сельскохозяйственных кружков и т.д. Но вместе с тем, как отмечают В.М. Жучков, Ю.П. Аверичев, В.Д. Симоненко, М.В. Рятивых и др. можно выявить отрицательные аспекты действующей системы трудовой подготовки, а именно:
Следствием этого стала низкая профессиональная адаптация выпускников школ к производству /4, 5, 11, 30/.
Выход был найден в принятии государственного решения об усилении соединения трудового обучения с основами наук, политехническим образованием, полезным и производительным трудом. В школах вводится производственное обучение, когда выпускники 8-х классов обязаны, были получать не только среднее образование, но и профессиональную подготовку, этим был вызван переход на одиннадцатилетнее обучение. Производственное обучение включало – общетехническую подготовку (машиноведение, электротехника), общепроизводственную и специально-производственную подготовку. Практическое обучение было организовано на подшефных организациях /4, с.4/.
Информация о работе Развитие технического и технологического образования в России (XVIII – XX вв.)