Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель : изучить творческие возможности и интересы детей на кружковых занятиях.
Задачи:
- понять, что представляет собой батик как вид искусства?
- изучить историю развития батика
- выявить роль батика в программе кружковой деятельности
- Изучить и проанализировать педагогико - психологическую литературу, выявить сущность понятий «способности», «творческие способности»
- Определить условия благоприятствующие развитию интереса и творческих способностей на кружковых занятиях у детей
- Апробировать современные технологии обучения росписи ткани.
Введение…………………………………………………………..3
1.1 Роль декоративно-прикладного творчества…………….5
1.2 Батик – как вид искусства………………………………7
1.3 История батика в разных странах………….10
1.4 Роль батика в программе кружковой деятельности…………..19
Глава II
2.1 Понятия творческих способностей .Определение «Способности»….20
2.2 Методика проведения кружковых занятий……….26
2.3 Моделирование экспериментальной работы по развитию творческих способностей у детей 7-9 лет на кружковых занятиях по батику….31
Заключение………..36
Библиография
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Волгоградский
государственный социально-
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Отчет
об учебно-исследовательской практике
по направлению 050600 «Художественное образование»
профиль «Изобразительное искусство»
Студентки 3 курса Свидовской Юлии
Сроки практики: с 8 октября по 21 октября 2012 года
База практики: Институт
художественного образования
Руководитель: Садкова Людмила Михайловна, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения изобразительному искусству и дизайна костюма
Тема учебно-исследовательской работы
«Развитие творческих способностей детей 7-9 лет на кружковых занятиях на примере батика»
Оценка_______________________
Подпись руководителя практики
_______________________
Дата сдачи отчета_____________
Волгоград 2012
Содержание.
Глава I
Введение…………………………………………………………
1.1Роль декоративно-
1.2Батик – как вид искусства………………………………7
1.3 История батика в разных странах………….10
1.4Роль батика в программе кружковой деятельности…………..19
Глава II
2.1 Понятия творческих способностей .Определение «Способности»….20
2.2 Методика проведения кружковых занятий……….26
2.3Моделирование
Заключение………..36
Библиография…………37
Введение
Актуальность. Я считаю, что тема моей работы особенно актуальна в наше время, в эпоху научно-технического прогресса, так как развитие творческих способностей детей очень важно для нашего общества и человечества в целом. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Поэтому мной выбрана тема «Развитие творческих способностей детей 7-9 лет на кружковых занятиях на примере батика».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей
Предмет исследования: особенности формирования творческих способностей у детей 7-9 лет на кружковых занятиях по батику.
Цель : изучить творческие возможности и интересы детей на кружковых занятиях.
Задачи:
- понять, что представляет собой батик как вид искусства?
- изучить историю развития батика
- выявить роль батика в программе кружковой деятельности
- Изучить и проанализировать педагогико - психологическую литературу, выявить сущность понятий «способности», «творческие способности»
- Определить условия благоприятствующие развитию интереса и творческих способностей на кружковых занятиях у детей
- Апробировать современные технологии обучения росписи ткани.
Гипотеза: возможность развития творческих способностей у детей 7-9 лет в процессе проведения росписи ткани будет успешным если:
- создать благоприятные условия для развития творческих способностей;
-определить основные
средства , приемы для развития
творческих способностей и
-работать с научно-
-подготовить нужный материал для работы заранее;
-прочитать как можно больше литературы про батик.
Этапы исследования:
-теоретический анализ
философской, психологической,
-изучение учебных
программ и методической
-изучение передового педагогического опыта;
-наблюдение за процессом трудового обучения в кружке.
Анализ работы: с бор всей проведенной работы, обобщение ее и оформление виде исследовательской работы.
Исследовательская работа состоит из двух глав: В первой главе рассматривается тема «Батик - как искусство»,история развития батика в разных странах мира.
1.1Роль декоративно-прикладного творчества
Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:
- Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости. Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.
- Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.
-Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
-Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.
-Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса.
Реализация данных задач, способствует выполнению главных функций внеклассной деятельности. К основным функциям внеклассной работы можно отнести:
Развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов, а также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т.е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы. Например, ребенку, склонному заниматься конструированием и моделированием, можно предложить самостоятельно разработать оригинальную модель какой-либо техники, инструмента и т.д.
Воспитывающая функция. Данная функция отражает влияние внеклассной работы на воспитание и поведение школьников в обществе, т.е. способствует социализации ребенка, помогает ему находить общий язык с коллективом учащихся.
Обучающая функция. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Развлекательная функция. Сущность данной функции заключается в том, чтобы развлечь ученика, доставить удовольствие от деятельности, воодушевить, пробудить интерес.
Коммуникативная функция. Основное содержание данной функции проявляется в освоении диалектики общения. На внеклассной занятиях, в процессе деятельности происходит общение как между учителем и учеником, так и среди самих детей.
Функция самореализации. Сущность данной функции состоит в получении ребенком возможности сделать что-то своими руками, проявить себя, т.е. самореализоваться в практической деятельности.
1.2 Батик – как вид искусства
Батик - это не то что иное как техника росписи, а так же украшенная ею ткань. Расписывая ткань с помощью воска и краски результат зачастую может быть абсолютно непредсказуем ведь часть материала не прокрашивается поэтому каждое изделие получается уникальным в своем роде и скопировать его в точности невозможно. Потому - что искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца. Рисунки по ткани могут быть какими угодно: простыми и сложными, реалистичными или абстрактными, экспрессивными ли спокойными .Очень эффектно батик смотрится в насыщенных, контрастных тонах. Текструра шелка заставляет краски блестеть- они почти светятся. Но главное, что делает батик столь привлекательным - удовольствие от работы с различными тканями и поистине неисчерпаемые возможности, которые таят в себе краски и воск. А как увлекательно экспериментировать с разнообразными техниками и текстурами.
Батик – один из видов декоративно-прикладного искусства, другими словами, декоративная живопись на ткани.
Под термином «батик» подразумевают сейчас все виды росписи ткани, хотя точный перевод слов «ba-» и «-tik» означает «рисование горячим воском по ткани». Это искусство выросло из древнего восточного ремесла ручного окрашивания тканей с помощью природных красителей и горячего воска.
Благодаря новым материалам и технологиям батик стал доступен практически для всех желающих. Люди разных профессий, часто не имея специального образования, с увлечением занимаются росписью шелка. Я хочу рассказать о них и прошу вас, уважаемые читатели, присылать на сайт интересную информацию о мастерах-батикистах, которых вы знаете.
Профессионалы и любители украшают нашу жизнь оригинальными вещами в технике росписи шелка. Почему именно батик так привлекателен? Наверно, потому что ткани окружают нас в буквальном смысле на каждом шагу и, в отличие от других видов декоративного творчества, область применения батика очень обширна.
С помощью этой
техники можно украсить интерье
Профессионально батиком
в нашей стране занимаются многие
художники, мужчины и женщины. В
первую очередь, это выпускники художественных
вузов, дизайнерских, оформительских,
текстильных отделений
Кроме специалистов, батиком во всем мире занимается огромное количество любителей ручной работы. Не обязательно уметь рисовать, чтобы создавать красивые вещи своими руками. Главное — желание и знание приемов росписи, свойств различных тканей, красок для шелка, а также умение использовать рисунки и шаблоны, которые можно найти повсюду: в раскрасках для детей, на открытках, в книгах, в интернете.
В наше время техника его существенно усложнилась. Различают горячий и холодный батик в зависимости от того, какую обработку проходит ткань. Процесс нанесения рисунка на полотно может быть одинаковым в обоих случаях, но затем в технике горячего батика расписанное изделие подвергают обработке горячим паром в специальных устройствах («запаривают»). Это делается для того, чтобы закрепить краски, и батик можно было стирать. Современные красители позволяют достигнуть эффекта простым проглаживанием горячим утюгом ткани с обратной стороны.
Различают два основных способа нанесения краски в технике батика: свободная кистевая роспись и выполнение рисунка с помощью нанесения специальными инструментами резервирующего состава для достижения четкой графики линий. Возможно множество вариантов применения смешанной техники изготовления батика. Например, сочетание четкого рисунка и узелкового орнамента, который получается в результате того, что на ткани крепко завязывают несколько узлов разного размера, а затем опускают в краску. Она не может проникнуть в складочки узлов, в результате чего получаются красивые круги. Художники используют много специальных приемов для получения разнообразных красочных эффектов. Они покрывают воском достаточно большие участки, затем мнут ткань так, чтобы образовались на воске трещинки, в которые потом будет затекать краска. В результате красивая сеточка линий покроет изображение. Такой узор имеет специальное название «кракле». Чтобы осветлить цветовой тон, можно непросохшую краску сбрызнуть водой или посыпать крупной солью. Так можно достигнуть эффектов, подобных акварельной живописи.