Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель : изучить творческие возможности и интересы детей на кружковых занятиях.
Задачи:
- понять, что представляет собой батик как вид искусства?
- изучить историю развития батика
- выявить роль батика в программе кружковой деятельности
- Изучить и проанализировать педагогико - психологическую литературу, выявить сущность понятий «способности», «творческие способности»
- Определить условия благоприятствующие развитию интереса и творческих способностей на кружковых занятиях у детей
- Апробировать современные технологии обучения росписи ткани.
Введение…………………………………………………………..3
1.1 Роль декоративно-прикладного творчества…………….5
1.2 Батик – как вид искусства………………………………7
1.3 История батика в разных странах………….10
1.4 Роль батика в программе кружковой деятельности…………..19
Глава II
2.1 Понятия творческих способностей .Определение «Способности»….20
2.2 Методика проведения кружковых занятий……….26
2.3 Моделирование экспериментальной работы по развитию творческих способностей у детей 7-9 лет на кружковых занятиях по батику….31
Заключение………..36
Библиография
Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты. По результатам данного теста результат оказался не удовлетворяющим ожидания педагога . ( приложение 1)Показатели ниже среднего. Диаграмма теста(1)
Диагностика вербальной креативности.
Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.
Педагогом предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Педагог может изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.
Постарайтесь объяснить детям, чтобы их ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов. Результат: показатели неудовлетворительны. Дети долго думали, запинались и не могли сосредоточиться.Диаграмма(2)
Задание «Нарисуй картинку»(методика Е.Торренса)
Преподаватель говорит:« Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеите в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу». На выполнение дается 45 минут. По результатам получились незаурядные картинки вследствие этого уровень творческих способностей детей ниже среднего.
На основании этих неутешительных результатов была поставлена цель: развить творческие способности у детей на кружковых занятиях. Наиболее эффективной была определена декоративная роспись ткани (батик).
Диаг
ЭКСПЕРЕМЕНТ
Таблица мероприятий кружковых занятий
№ |
Тема |
|
Кол-во часов | ||||
общее |
теория |
практика | |||||
1. |
Вводное занятие «Мир батика» |
3 |
2 |
1 | |||
2. |
Тема: «Цветочные фантазии» |
3 |
1 |
2 3 | |||
3. |
Тема: «Превращение» |
4 |
1 |
5 | |||
4. |
«Осенний пейзаж в технике батик» |
7 |
2 |
5 | |||
5. |
Контрольная работа по проверке знаний |
2 |
10 мин |
1ч 40мин | |||
ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ | |||||||
Программа разработана с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 7-9 лет. Уроки построены таким образом, чтобы учащиеся освоили данную тему постепенно от простого к сложному, от учебных заданий к творческому решению. На первом этапе целесообразно вспомнить цветовой круг, теплые и холодные цвета, и попробовать выполнить осенний цветок в теплой гамме акварелью по мокрому, сначала на бумаге, а потом на ткани. Здесь важно дать возможность детям почувствовать, как растекаются краски и, как происходит вливание цвета в цвет. (Приложение 9). На втором уроке, после того как работа высохла, дать возможность детям применить средства художественной выразительности (линия, пятно, штрих, мазок, точка и т.д.) и выполнить графику на цветке, придав ему более четкие контуры, дорисовав фломастером, кто что увидел. Например, капли росы, жучков, бабочек, прожилки на цветах и листьях, и т.д. Детям очень нравится заниматься графической дорисовкой, так как это дает возможность проявить творчество и фантазию.(Приложение 10). На втором этапе мы выполняем живописную картину "Осенний пейзаж". (Приложение 11). Здесь важно вспомнить правила воздушной перспективы, законы построения композиции, а также показать варианты изображения различных деревьев, домиков, заборов, птиц и т.д. Поговорить о состоянии природы в это время года и цветовой гамме, характерной для этого периода. Работу начинаем без предварительного эскиза, сразу на ткани. В конце урока необходимо дать возможность детям рассказать о своей работе, дать ей название, а также выразить свое эмоциональное состояние.
На третьем этапе учащиеся выполняют графические дорисовки, чтобы придать изображению выразительность и подчеркнуть главные детали, так как акварельные работы на ткани бледнеют после высыхания и теряют четкость контуров.
На последнем уроке учащиеся выполняют диагностическое тестирование в форме контрольной работы, которая включает в себя теоретические вопросы, направленные на выявление уровня знаний по изученной теме. (Приложение 12).
На протяжении четырех уроков дети принимали активное участие в творческом процессе. Было видно, что тема им интересна. Особенно хочется отметить третий урок, когда учащиеся очень эмоционально рассказывали о своих работах. Каждый хотел сказать, что изображено, почему работа называется именно так и как цветовая гамма выражает настроение, и эмоциональное состояние автора. После завершения работы учащиеся высказали желание еще поработать в этом виде творчества из чего можно сделать вывод, подтверждающий цель данного блока уроков.
По окончанию работы необходимо провести тематическую выставку, например, "Краски осени", где можно разместить не только осенние пейзажи, в технике батик, но и цветы, выполненные на втором уроке. Проведение таких выставок дает возможность учащимся по другому взглянуть на свою работу, а главное то, что они побуждают зрителя к творчеству.
После проведения курса занятий по декоративной росписи ткани(батик)предлагается провести контрольный ряд диагностик по выявлению уровня творческих способностей:
- Диагностика невербальной креативности (методика Е.Торренса адаптированная А.Н.Ворониным)(приложения 1)
-диагностика вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным,)(приложение 2)
-Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.(приложение3)
Диагностика невербатьной креативности.(Е.Торренс)
Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.
Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
Диагностика вербальной креативности.
Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.
Педагогом предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Педагог может изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.
Постарайтесь объяснить детям, чтобы их ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.
Задание «Нарисуй картинку»(методика Е.Торренса)
Преподаватель говорит:« Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеите в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу». На выполнение дается 45 минут.
По итогам практики после проведения курса занятий по декоративной росписи ткани было проведено итоговое диагностирование, и результат улучшился на 15% .У детей повысился творческий потенциал, развилась фантазия.
Анализ проведенной контрольной работы показал достаточно высокий уровень усвоения пройденной темы на теоретическом уровне. Так из 25 присутствующих на уроках учащихся 7 человек написали контрольную работу на "4", что соответствует среднему уровню, а 18 - на "5" - высокий уровень. Средний балл составил 4.72. Кроме того, по результатам проведения выставки "Краски осени" можно сказать, что работы детей вызвали большой интерес, получили положительные отзывы от детей ,родителей и педагогов кружка. Диаграмма итоговой диагностики(2)
При написании исследовательской работы было изучена и проанализировано психолого-педагогическая и специальная литература. Выявили сущность понятий «способности» и «творческие способности». Так же определили условия благоприятствующие развитию творческих способностей на кружковых занятиях по батику.
Кружковые занятия по батику ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение. Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения декоративного изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
Опытно-практическая часть
курсовой работы показывает, что одним
из эффективных средств
Список используемой литературы
1). Боголюбов, В. И. Педагогическая технология. Эволюции понятия. / Советская педагогика. - 1991. - № 9. - 128 с.
2)Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. - М. : Просвещение,1973.-288с.;ил. 9. Выготский, Л. С. Психология искусства. - М. : Педагогика, 1987 - 345 с.
Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства : книга для учителя. - М. : Просвещение, 1991. - 159 с.
3). Воробьёв, Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. - М. : Просвещение, 1991. - 284 с.
4). Денпров, Э. Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России. / Педагогика. 1996 № 5. - 431 с.
5). Загвязинекий, В. И. Педагогическое творчество учителя. - М. : Педагогика, 1987. - 159 с.
6). Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. - М. : Просвещение, 1986. - 397 с.
7). Ильина, Е. Н. Искусство общения. / Педагогический поиск. - М., 1989. -223 с.
8). Ильин, Т. В. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике. / Современная Педагогика. - М. : 1971. - № 9. - 381 с.
9). Кан - Калик, В. А., Никандров, В. Д. Педагогическое творчество. - М. : Педагогика, 1990. - 144 с.
10) Коменский, Л. А. Избранные педагогические сочинения [В 2 - х то-мах] / Под ред. А. И. Пискунова и др. - М. : Педагогика, 1982. Т. 1. - 656 с. Т. 2. -576 с.
12)Курина, В. А. Методологические основы неприрывной технологической подготовки в системе «семья - школа - ВУЗ» Самара, 2000 - 76 с.
13) Макаренко, А. С. Сочинение : в 7 томах. - М. : Издательство Академии пед. наук. Т. 5. Общие вопросы теории педагогики. - 1958. - 558 с.
14) Маркова, А. К. Психология труда учителя: - М. : Просвещение, 1993. - 190 с.
15)Молотобарова, О. С. Учите детей вышивать : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М. : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
16)Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития , детство , отрочество : учебник для студентов вузов. - 6-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
17) Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших учебных заведений, в 3 кн. Кн. 2 Психология образования : - 3 изд. / Р. С. Немов - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с.